Темы брифинга: о сокращении административной нагрузки на бизнес и программах развития регионов.
Вопрос: Сегодня были утверждены изменения в проект-спутник закона о контрольно-надзорной деятельности. Максим Геннадьевич, расскажите, в чём суть поправок и как они повлияют на бизнес.
М.Решетников: Президент Российской Федерации в своём послании ещё в 2020 году обозначил цель перейти на новые правила в работе контрольно-надзорных органов, внедрить новое законодательство – и всё это сделать с 2021 года. В этой связи в прошлом году был принят новый закон о контрольно-надзорной деятельности. Он увязал число проверок, интенсивность проверок с теми реальными рисками, которые существуют. Основной акцент в этом законе сделан на профилактику, а не на наказание. И с учётом опыта ковидной реальности были предложены новые технологии, а именно технологии дистанционного взаимодействия с бизнесом, в том числе дистанционная форма проведения выездных проверок, что нам было крайне необходимо при продлении достаточно большого числа документов. Более того, и в самом механизме обжалования действий контролёров тоже запускается новая форма: обжалование действий в электронном виде.
Надо сказать несколько слов о масштабе контрольно-надзорной деятельности, которая осуществляется в стране. Всего эти новые процедуры и новые подходы будут касаться полутора миллионов проверок, то есть полтора миллиона контрольных мероприятий различного рода в год в стране проводится. При этом в 2020 году их число снизилось до 790 тыс., то есть практически в два раза, и как мы видим, ничего страшного не произошло. Поэтому задача Правительства теперь – в рамках нового принятого системного закона изменить всю систему законодательства.
Важнейшим шагом здесь были как раз поправки к закону, принятому Государственной Думой в первом чтении, которые касаются 130 законов и приводят в соответствие все отраслевые законы о контрольно-надзорной деятельности – внедряют туда эти новые правила, новые принципы, риск-ориентированный подход и так далее.
Это была очень большая работа, поскольку она касается конкретной деятельности в конкретных отраслях. Эта работа интенсивно шла последние несколько месяцев. Очень много было разногласий с ведомствами, не все соглашались с этим переходом. Тем не менее все разногласия на сегодняшний момент преодолены. Большая работа была проведена в Аппарате Правительства под руководством Дмитрия Юрьевича Григоренко. Все эти вопросы решены, поэтому сегодня соответствующие поправки были поддержаны Правительством.
Несколько слов о том, что конкретно в этих поправках содержится.
Во-первых, устраняются нормы, которые противоречат новым подходам в системе контроля. Например, после принятия поправок нельзя будет проводить внеплановые проверки, выездные проверки без согласования с прокуратурой. Уже нельзя будет контрольным органам, инспекторам прийти, например, в ресторан, пробить чек, сделать контрольную закупку, а потом это оформить как результат проверки – без предварительного согласования с прокуратурой.
Далее. Разграничены очень чётко полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Чётко определены типы контроля, виды контроля. Как пример, большая работа, наибольшее число проверок у нас приходится на пожарный надзор. Вместе с Министерством по чрезвычайным ситуациям мы детально расписали, какие конкретные объекты проверяются, какие конкретно требования пожарной безопасности входят в сферу контроля. Включили в предмет надзора технический регламент, зафиксировали обязательную профилактику рисков. И такой объём, такая детализация была по каждому виду контроля проведена.
Следующий шаг нам предстоит сделать после рассмотрения документа – и мы рассчитываем на поддержку со стороны Государственной Думы этого важнейшего законопроекта. Надо будет привести в соответствие с этим законом все постановления, которые регламентируют детально контроль.
То есть предстоит ещё достаточно большой пласт работы, который тоже запущен. Все федеральные акты должны быть приведены к 1 июля в порядок. Все региональные и муниципальные – к 1 января следующего года. Это тоже большая работа, которую мы планируем.
И конечно, очень важно, что внедрение этого законодательства в конечном итоге позволит нам ещё и сделать большой шаг в цифровизации контроля. Мы формализуем все чек-листы. Иными словами, при проведении проверки, при новой системе, скажем так, самодеятельность контролирующих органов, инспекторов будет существенно ограничена. Я бы сказал, что для неё места не останется.
То есть будут конкретные чек-листы: на что конкретно проводится проверка, что сделано, что не сделано, какие формальные требования выполнены или нет. Дальше всё переводится в электронный вид – и чек-листы, и всё взаимодействие, приказы. Приказы будут присылаться бизнесу тоже в электронном виде. Сейчас для этого используются почтовые пересылки, то есть это время, деньги и так далее.
И в конечном итоге все контакты со стороны контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде. Мы всю историю сможем проследить. Это нам даст ещё и пищу для дальнейшего внедрения риск-ориентированного подхода.
Напоминаю, что обновлённая система должна заработать с 1 июля этого года в полном объёме. И конечно, для нас, для всей системы органов власти, это очень серьёзный вызов. И все органы власти над этим очень плотно сейчас работают.
Вопрос: Максим Геннадьевич, в конце прошлого года Правительство утвердило новый механизм поддержки регионов через реструктуризацию бюджетных кредитов. Есть ли интерес к этому инструменту? И какие ещё меры планируется принять для снижения долговой нагрузки регионов?
М.Решетников: По поручению Президента в прошлом году были подготовлены, приняты все необходимые акты, связанные с реструктуризацией бюджетных кредитов – со стороны регионов в адрес федерального бюджета. Общий объём долгов регионов перед федеральным бюджетом – 1,2 трлн рублей. 420 млрд рублей подверглись реструктуризации. Условия этой реструктуризации таковы, что в 2020 и 2021 годах регионы могут высвобожденные деньги (то есть то, что они должны были по графику возвращать, но возврат переносится на более поздний период – до 2029 года), направить на компенсацию выпадающих налоговых доходов, реализацию мер по борьбе с ковидом. И дополнительное направление – это как раз финансирование инфраструктуры для инвестиционных проектов, тех проектов, которые создают новые рабочие места. Со следующего года, с 2022-го, все деньги, которые высвободились от реструктуризации, должны быть направлены на поддержку инвестпроектов.
Более того, ещё и второй шаг сделан. Все налоги с этих инвестиционных проектов могут быть направлены на погашение тех самых кредитов. Иными словами, если регион хорошо отработал – создан инвестиционный проект, который генерит большой поток налогов, в том числе и в федеральный бюджет, то эти налоги сокращают задолженность региона перед федеральным бюджетом.
Теперь по поводу востребованности. 420 млрд рублей, как я сказал, это общий объём реструктуризации. На 98 млрд рублей в настоящее время регионы уже представили конкретные проекты. Причём 98 млрд рублей – это только стоимость инфраструктуры для проектов. Сам объём инвестиций, которые этим поддерживаются, составил 1,3 трлн рублей, и эти инвестиционные проекты предполагают создание 64 тыс. рабочих мест. То есть мы видим, что этот инструмент востребован. Из этих 98 млрд рублей 49 млрд рублей – это проекты, которые уже были рассмотрены на правительственной комиссии под руководством Марата Шакирзяновича Хуснуллина и поддержаны. И ещё 49 млрд рублей – в настоящий момент мы финализируем документы, в ближайшее время тоже внесём на рассмотрение комиссии. Рассчитываем, что эти проекты тоже будут поддержаны.
Поэтому инструмент востребованный, и в то же время мы понимаем, что 420 млрд рублей, 100 млрд рублей – далеко не все возможности исчерпаны. Поэтому вчера Президент дал поручение в адрес регионов максимально ускорить эту работу, чтобы коллеги максимально использовали возможности, которые федеральный бюджет, Правительство создают.
Теперь по поводу регионов, которые уже в полной мере использовали эту возможность… Кстати, 69 регионов имеют такую возможность, это важный момент, не все субъекты. Есть часть субъектов, у которых не было бюджетных кредитов перед федеральным бюджетом. Те, кто уже полностью воспользовался ресурсами от реструктуризации, – Курская область, Республика Мордовия, Татарстан (93% использовал), Новгородская область (90%), Орловская область (79%). Всего сейчас 40–46 регионов, которые активно движутся. Оставшиеся регионы мы призываем максимально быстро готовить проекты.
Если говорить об отраслевом разрезе проектов, которые мы поддерживаем вложениями в инфраструктуру, то это в первую очередь обрабатывающая промышленность (63%), фармацевтика, химия, машиностроение и деревообработка – отрасли, которые хорошо создают занятость, приводят к созданию налоговой базы для региональных бюджетов. На втором месте проекты по комплексному жилищному строительству (17%). Здесь достаточно крупные проекты заявили Мордовия, Республика Коми, Чувашия, Кемеровская и Омская области. Есть ряд перспективных проектов в сфере АПК (6% в структуре инвестиций). И мы видим, что появляется прослойка инвестиций в туристическую инфраструктуру – гостиницы, канатная дорога. И очень важно для нас, что этот инструмент дополняет систему поддержки особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. То есть мы видим, что регионы концентрируют свои проекты именно в этих территориях и инфраструктуру делают в том числе для этих территорий. Это говорит о том, что есть большой потенциал для реализации в дальнейшем проектов.
Будем и дальше с регионами активно работать. Рассчитываем, что за этот год бóльшая часть этого потенциала (у регионов есть ещё 300 млрд рублей) будет дополнительно направлена в инфраструктуру. Мы рассчитываем, что регионы полностью воспользуются этим инструментом.