Тема брифинга – о реализации проекта по выплате субсидий индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу.
Из стенограммы:
Вопрос: Даниил Вячеславович, вчера на совещании по социально-экономическим вопросам Вы докладывали о реализации проекта по выплате субсидий индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу. Сказали, что с 1 мая за субсидиями обратилось 307 тыс. организаций и предпринимателей и из них соответствует всем критериям 227 тыс. заявлений. Почему 80 тыс. заявившихся не попали под эту меру поддержки?
Д.Егоров: Мы заработали с 1 мая, и, конечно, основные заявления пошли тогда, когда на этой неделе начались рабочие дни. Если говорить о сегодняшнем дне, то это уже не 307 тыс., а 351 тыс., и 257 тыс. соответствуют критериям, которые установлены постановлением Правительства.
Вопрос об ошибках здесь очень важный. Многое зависит от того, как люди подают заявление. Если люди подают заявление посредством личного кабинета, то ошибка практически исключена, потому что в этом заявлении мы всё уже предзаполнили и всё, что нужно сделать компании либо индивидуальному предпринимателю, – это выбрать счёт, на который они хотят получить субсидию. Это первое.
Если речь идёт о выборе, который также предоставлен, чтобы подать это заявление по телекоммуникационным каналам связи либо по почте, и если люди заполняют заявление вручную, то, конечно, получаются ситуации, при которых вероятность ошибки крайне возрастает.
Чтобы избежать ошибки и чтобы понять, какие критерии необходимо соблюдать для того, чтобы получить субсидию, я очень настоятельно рекомендую обратиться за помощью на сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Вы прямо на первой странице увидите информацию о мерах поддержки, о том, как выдаются субсидии, сразу сможете себя протестировать. Просто введя свой ИНН, вы сразу поймёте, относитесь ли вы к компаниям либо индивидуальным предпринимателям, которые имеют право на субсидию, или нет.
Если в общих чертах, то у нас на сегодняшний день следующие правила. Первое – компания или индивидуальный предприниматель должны быть в реестре пострадавших отраслей. Второе – они должны быть субъектами малого предпринимательства. Третье – у них не должно быть задолженности по состоянию на 1 марта. Четвёртое – они не должны быть в состоянии ликвидации либо банкротства. Пятое, последнее, но не менее важное, – почему выдаётся субсидия? Для того чтобы люди сохраняли сотрудников на работе. Поэтому ещё очень важное условие, чтобы штатная численность сотрудников в апреле и мае – это два месяца, за которые выдаётся субсидия, – не падала более чем на 10% по отношению к концу марта. При этом, когда мы получали заявления, мы видели, какие ошибки делают люди.
Где и что мы на сегодняшний день поправили, чтобы налогоплательщики это тоже прекрасно понимали? Первое – про 10%. Мы увидели, что здесь очень много вопросов. Например: у меня в компании девять человек, уволился один, значит, я не имею права на субсидию? Мы посчитали вопрос правомерным, обратились в Правительство, и Правительство изменило правило предоставления субсидий, указав, что в случае, если численность падает на 10% либо уходит с работы один человек, то в этом случае субсидия всё равно предоставляется. Другими словами, если у меня работало девять человек или восемь и так далее вниз, уволился один человек, в любом случае я как компания либо индивидуальный предприниматель имею право на субсидию.
Второй вопрос, который тоже довольно бурно обсуждался, – торговля непродовольственными товарами не попала полностью по виду деятельности ОКВЭД в пострадавшие отрасли. Эту ситуацию Правительство тоже поправило. Теперь мы от них тоже получаем заявления. Если техническим языком говорить, то это код 47.19, и все остальные дополнительные показатели к ним, то есть производные от этого кода, автоматически попадают в получателей субсидий.
Далее был вопрос о том, на какие счета можно получать деньги, особенно у индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы пойти навстречу индивидуальным предпринимателям, мы подключили к системе не только их счета как индивидуальных предпринимателей, но и личные счета, по сути, физических лиц, чтобы они также могли на них получить субсидии.
Также был вопрос о том, что люди не знали, какой КПП банка ставить. Мы сняли форматно-логический контроль так называемый с этих данных и теперь, даже если будет какая-то ошибка в КПП кредитной организации, всё равно эти данные у налогоплательщиков примем.
То, что мы могли исправить, мы на сегодняшний день поправили. Мы ещё раз рекомендуем смотреть на сайте, кому может быть выдана субсидия. Там можно очень легко себя проверить, и тогда ошибок будет гораздо меньше. В идеальном варианте заявление лучше оформить в личном кабинете.
Был ещё такой вопрос: я не вижу возможности оформления заявления у себя в личном кабинете. Так как система интеллектуальная, то она дала возможность оформить заявление в личном кабинете тем компаниям и тем индивидуальным предпринимателям, у которых, по нашим данным, такая возможность есть. Те, у кого такой возможности нет, они, по сути, и не получили этот сервис.
Вопрос: Много ли налогоплательщиков, у которых выявлена задолженность?
Д.Егоров: Мы проанализировали: по предварительным данным, таких налогоплательщиков около 300 тыс. Но при этом хочу обратить внимание, что, когда мы выявили эту ситуацию, коллеги в Правительстве внесли поправку в постановление и теперь норма звучит так: налогоплательщик имеет право на субсидию, даже если у него была задолженность на 1 марта, но к моменту подачи заявления он её погасил. То есть в этом случае он всё равно будет иметь право на получение субсидии.
Вопрос: Предприниматели из каких сфер чаще всего обращаются за субсидией?
Д.Егоров: Что мы видим на сегодняшний день – это грузоперевозки, торговля, туристическая отрасль, косметология, парикмахерские, от большего к меньшему. Это основная когорта людей, компаний, которые к нам сегодня обратились.
Вопрос: Сколько компаний уже получили выплаты?
Д.Егоров: Позавчера мы направили 77 тысяч уже оформленных и нами проверенных заявлений в Казначейство. И вчера первые 44 тысячи индивидуальных предпринимателей уже выплаты на счета получили. Мы это видим по нашим учётным системам. Мы будет отправлять такие заявления ежедневно. То есть как только мы обработали данные налогоплательщиков, мы сразу их отправляем в Казначейство, и тут же эти деньги расходятся по банковской системе.
Здесь мне бы хотелось сделать важное заявление. Уважаемые налогоплательщики, для того чтобы мы могли проверить ваши данные, нам абсолютно необходима так называемая форма СЗВ-М, которую налогоплательщики сдают в Пенсионный фонд. Без этой формы мы не можем проверить, соответствует ли численность по состоянию на апрель и май численности мартовской. А значит, не можем подтвердить, что такой компании или налогоплательщику могут переводиться деньги. Поэтому мы настоятельно просим вас как можно быстрее сдать эту отчётность. Нам коллеги из Пенсионного фонда очень быстро её выгружают, мы можем очень быстро обработать заявления таких налогоплательщиков, и, следовательно, они быстрее получат деньги.
Вопрос: Даниил Вячеславович, на одном из совещаний Вы говорили, что система настроена так, чтобы исключить мошенничество. Такие попытки были, фиксировались?
Д.Егоров: Эта система так построена, что вероятность этого крайне мала. Риски и профили рисков, которые мы сегодня выстроили, показывают нам, что пока попыток мошенничества по этим профилям у нас не было. Что для меня отрадно, потому что я понимаю, что люди абсолютно нормально, честно заявляют о необходимости помощи, и она к ним идёт. Среди них мошенников не выявлено.