Обсуждалось усиление контроля за оборотом никотиносодержащей продукции.
Из
стенограммы:
Д.Медведев: Есть известная проблема так называемых инновационных никотиносодержащих продуктов. Откровенно сказать, я сам об их существовании узнал совсем недавно. Известно, что у людей, которые бросают курить, есть потребность получать никотин, и лекарства такого рода имеются. Но это именно лекарственные препараты. А эти никотиносодержащие продукты, которые, по сути, являются пищевыми продуктами, – редкая гадость. Это леденцы, какие-то другие смеси, к тому же довольно привлекательные по вкусу. Но самое главное, что они очень быстро создают привыкание к никотину и подсаживают детей, да и взрослых, конечно, на такого рода продукты. Причём содержание никотина в них зачастую в десятки раз больше, чем в обычной сигарете. Я вообще, честно говоря, когда об этом услышал, был очень удивлён и хотел понять, кто производит такого рода смеси и почему их ввозят в нашу страну.
Я давал поручение и Роспотребнадзору, и Министерству внутренних дел разобраться и принять меры для того, чтобы пресечь распространение этой отравы в нашей стране.
Анна Юрьевна (обращаясь к А.Поповой), расскажите по поводу самой природы этих продуктов, с позволения сказать, как их с правовой точки квалифицировать и что Вы предлагаете сделать для исполнения поручения.
А.Попова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Вы, безусловно, правы: продукты, которые позиционировались совершенно недобросовестными производителями как некурительные смеси, никотиносодержащие, по сути дела, являются пищевыми продуктами. И если табачные смеси такого рода запрещены законом Российской Федерации, Техническим регламентом Таможенного союза (так называемые снюсы), то эти вещества, которые под этой маркой совсем недавно начали продавать и завозить в страну, безусловно, нужно было и должно было отнести к пищевым продуктам, что мы и сделали. А если это пищевая продукция, то в рамках законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза она должна сопровождаться всеми документами, которые подтверждают безопасность, чего в данном случае совершенно нет, потому что даже приравнять эту продукцию абсолютно не к чему. И когда мы начали проводить исследования, то увидели, что содержание никотина в этих якобы леденцах, жевательных смесях… Они даже по сути своей относятся к пищевой продукции – по способу применения, по названию, по оформлению.
Д.Медведев: Причём, насколько я понимаю, она продавалась вообще кому угодно, то есть любой подросток мог подойти, купить и сразу начать привыкать таким образом к никотину.
А.Попова: Рискуя жизнью, Дмитрий Анатольевич. Вы абсолютно правы. Потому что в результатах исследований мы увидели, что в одной такой конфетке содержится никотина как в целой пачке одновременно выкуриваемых сигарет. А употребление пяти-шести таких конфет, если вес человека не больше 40 кг, – это практически летальная доза. Поэтому меры, которые по Вашему поручению были приняты, безусловно, ситуацию на рынке должны кардинально поменять. И я надеюсь, что это нам на сегодняшний день в общем-то удаётся.
Мы обратились в коллегию Евразийской экономической комиссии, получили подтверждение нашей правоты – что это должно быть отнесено к пищевым продуктам – и на этом основании потребовали в торговых точках наличие документов, подтверждающих безопасность данной продукции. Таких документов нет, и в правовом поле их в принципе не может быть.
На этом основании начали проводить контрольные мероприятия. И я хочу отметить, что очень плотное взаимодействие с Министерством внутренних дел, с прокуратурой, со Следственным комитетом, вовлечённость субъектов Российской Федерации, руководства регионов позволили нам достичь определённых результатов и организовать масштабную кампанию.
На сегодняшний день службой проведено более 120 тыс. мониторинговых проверок, для того чтобы оценить ситуацию, и по их результатам – 44 контрольных мероприятия. Мы проверили все торговые точки, которые имеют лицензию на торговлю табаком. В результате было выявлено около миллиона штук этой никотиносодержащей продукции, вся она изъята из оборота. Вместе с тем по маркировке на этой продукции мы установили 44 производителя в Российской Федерации с адресами, из которых фактически по этим адресам есть только пять.
Д.Медведев: Получается, там в основном какие-то фейковые адреса и несуществующие компании. Но реальные производители всё же есть и у нас?
А.Попова: Только пять из заявленных 44. Их деятельность приостановлена. Материалы все переданы в правоохранительные органы.
Д.Медведев: Сейчас послушаем Владимира Александровича (Колокольцева).
Я вот о чём хочу сказать: если это пищевой продукт, если в рамках существующих правил и Товарной номенклатуры Евразийского экономического союза и нормативных решений, которые принимаются коллегией Евразийской экономической комиссии или на уровне уже межгосударственных коллегий… Нам зачем такой пищевой продукт? У нас есть продукты, изъятые из гражданского оборота, которые не подлежат продаже, те же самые наркотики.
А.Попова: Так и есть.
Д.Медведев: Надо просто запретить это. Сейчас всё это изъяли, а нужно запретить. Нужно провести работу для того, чтобы от имени Российской Федерации в Евразийскую коллегию поступила соответствующая инициатива. Если потребуется, мы и на Совете глав правительств рассмотрим этот вопрос. Причём нужно запретить этот продукт на территории всего Евразийского союза, потому что у нас границ нет, и если это останется где-то в другой стране, то эту дрянь всё равно будут завозить. Подготовьте такие решения.
А.Попова: Да, есть. Я это обязательно сделаю.
Д.Медведев: Владимир Александрович, что по линии МВД удалось сделать?
В.Колокольцев: Дмитрий Анатольевич, в декабре на заседании Государственного антинаркотического комитета мы рассмотрели этот вопрос. Хотя он в прямой своей постановке к антинаркотической политике не относится, речь идёт о здоровье наших детей в первую очередь, поэтому в режиме видеоконференции с участием глав субъектов Российской Федерации этот вопрос был рассмотрен. Потому что у нас в регионах антинаркотическими комиссиями руководят именно губернаторы.
Положительный пример был в Карачаево-Черкесии, где, не дожидаясь федерального закона, наложили запрет уже местным законодательным актом на торговлю (и оборот) этими никотиносодержащими смесями. И я призвал губернаторов к продолжению такой работы до принятия федерального закона. После этого в 23 субъектах аналогичные нормативные акты были приняты. В 15 субъектах такая работа проводится. Конечно, не везде проблема стоит столь остро, тем не менее в большинстве субъектов с ней столкнулись.
Во исполнение Вашего поручения уже проведены практические мероприятия. За это время прошло 23 тыс. проверок в регионах Российской Федерации. Установлено только за праздничные дни 400 сайтов, через которые идёт торговля этими смесями.
Д.Медведев: То есть это продаётся не только в розничной сети, но и через интернет?
В.Колокольцев: Да. И в установленном порядке наши подразделения вышли с предложением в Роскомнадзор для блокировки этих сайтов в судебном порядке. Кроме того, проведены мероприятия по изъятию этой продукции в соответствии с действующим уже на сегодняшний момент нормативным правовым регулированием. И эта работа будет продолжаться. 13 уголовных дел возбуждено по соответствующим статьям Уголовного кодекса для пресечения подобного рода деятельности. Работа будет продолжаться в тесном контакте с Роспотребнадзором.
Д.Медведев: Нам нужно это всё довести до логического завершения – и в части регулирования (принять акты, запрещающие торговлю этой дрянью на территории всего Евразийского союза), и, естественно, довести до логического конца правоохранительные мероприятия, расследовать возбуждённые уголовные дела, передать в суд для наказания.
В.Колокольцев: Уже подготовлен нами законопроект, в конце декабря он направлен в Министерство здравоохранения для согласования, для того чтобы принять федеральный закон о запрете подобного рода деятельности.
Д.Медведев: Хорошо. Давайте обсудим это более подробно.
<…>