Из стенограммы:
А.Суворова: Юрий Петрович, здравствуйте.
Ю.Трутнев: Добрый день.
А.Суворова: В первую очередь давайте подведём итоги 2019 года. Каким был год для Дальнего Востока? Что удалось сделать, а может быть, чего-то ещё не удалось и предстоит достичь в следующем году?
Ю.Трутнев: Мне кажется, год был достаточно успешным. На сегодняшний день на Дальнем Востоке 2127 проектов осуществляется с государственной поддержкой. В этом году сдано 104 новых предприятия, общее число построенных предприятий – именно в рамках наших механизмов территорий опережающего развития, свободного порта – уже сегодня 280. Осуществлено 460 млрд рублей частных инвестиций на территорию Дальнего Востока. Мы продолжаем развиваться с темпами роста промышленности в два-три раза выше, чем в среднем по России. В целом за пять лет рост промышленного производства на Дальнем Востоке составил 23%. Так что в целом, мне кажется, всё движется. Это про экономику.
Мы уже говорили о том, что, конечно, показатели жизни людей, социальные показатели так быстро не меняются, но мы уже с прошлого года существенно переносим акцент на социальное развитие. Осуществляется программа социального развития центров экономического роста, это примерно 80% территории Дальнего Востока. Программа стоит 93 млрд рублей, строится порядка 400 новых объектов. Конечно, это тоже сразу не меняет ситуацию, но всё-таки улучшает её.
Для нас большая надежда связана с реализацией национальных проектов, потому что как раз в рамках национальных проектов по отдельным темам – образование, здравоохранение, дороги, транспорт – мы надеемся достичь бóльших показателей. На эту тему я недавно докладывал Председателю Правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву. И такое решение Председателем Правительства принято, именно: акцентировать национальные проекты, в большей степени нацелить их на развитие Дальнего Востока.
А.Суворова: Если говорить о программе «Дальневосточный гектар», тоже большой инициативе, по итогам 2019 года сколько уже новых человек пришли на территорию? Может быть, есть какие-то планы на 2020 год?
Ю.Трутнев: Сегодня дальневосточный гектар получили более 75 тысяч человек. Мне кажется, это неплохо. Территория, полученная людьми, уже сопоставима с площадью крупнейших городов нашей страны и небольших европейских государств. Люди получают по-прежнему один гектар для строительства жилья, для сельского хозяйства, для туризма – для совершенно разных целей. Мне кажется, что большая надежда нового, скажем так, рывка в освоении одного гектара связана с принятым Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным на V Восточном экономическом форуме решением о 2-процентной ипотеке. Потому что сегодня есть две категории, которые могут претендовать на получение 2-процентной ипотеки: молодые семьи и люди, получившие гектар. Причём существенная деталь состоит в том, что человек, который получает один гектар, может быть и из других территорий Российской Федерации, важно, что он получает один гектар на Дальнем Востоке, именно там он хочет жить, именно там строить дом. Поэтому это большая, новая, интересная возможность. Уверен в том, что люди будут ей пользоваться.
А.Суворова: Кстати говоря, о 2-процентной ипотеке. Сегодня, судя по заявлениям, не все регионы готовы её предоставлять – имею в виду конкретно Камчатский край. В чём проблемы и как Вы планируете решить этот вопрос? Потому что, насколько я понимаю, все остальные ратуют активно за выполнение поручения.
Ю.Трутнев: Давайте начнём с простого, с того, как всё-таки идёт работа по ипотеке. Сейчас заявились 14 банков в программу. Работа началась, 97 кредитов уже выдано. Количество заявок в несколько раз больше, но они обрабатываются банками.
Что касается заявления губернатора Камчатки о том, что эта программа им не подходит, потому что у них слишком высокая стоимость жилья. Я с ним уже поговорил… Вы знаете, прежде всего стоимость жилья во многом зависит от эффективности работы команды губернатора. Не мы из Москвы командуем, сколько должно стоить жильё на Камчатке. Он назвал цифру – 95 тыс. рублей за квадратный метр. Но при этом один из моих коллег рассказывал мне о том, как он строит жильё для работников заповедников на Дальнем Востоке в тайге: 60 тыс. рублей за квадратный метр. Откуда 95? Это значит, что рынок закрыт, нет конкуренции. А чаще всего такое происходит по прямой вине работы команды губернатора. Поэтому надо засучивать рукава и делать так, чтобы жильё было доступно для людей, создавать конкуренцию, снижать цены, а не рассказывать о том, как трудно выполнять поручение Президента.
А.Суворова: Вы говорите о 14 банках, которые пришли сейчас и готовы выдавать такую ипотеку. Планируется ли расширение пула кредитных организаций?
Ю.Трутнев: Мы посмотрим на процесс. Для меня очень большое значение имеет соотношение количества поданных заявок и выданных конкретно кредитов. Пока судить немного рано, потому что процесс только-только начался. Но мы уже по итогам I–II кварталов будущего года проанализируем: если будет отставание, если мы увидим, что банки не справляются, тогда будем каким-то образом разговаривать с банковским сообществом, искать другие решения. Но пока банки нас убеждают в том, что они справятся.
А.Суворова: Юрий Петрович, другой насущный вопрос для жителей Дальнего Востока – для тех, кто туда и оттуда летает. Это, конечно, вопрос «плоских» тарифов, потому что, судя по заявлениям, которые есть, безусловно, есть поддержка со стороны государства, но не всегда хватает квот, которые выделяются. Как планируется этот вопрос решать?
Ю.Трутнев: Это правда, программа будет продолжаться и в части субсидирования маршрутов, и внешних – на территории других субъектов Российской Федерации, в центр России, – и внутренних. Будет продолжаться программа и по «плоскому» тарифу. Денег на субсидирование пока, к сожалению, выделили не столько, сколько необходимо, но мы уже начали в Правительстве обсуждение. Уверены в том, что будем добавлять это до показателей плюса к предыдущему году. Что ещё важно: когда мы анализировали, кто пользуется такими субсидированными перевозками, обратили внимание на то, что ими пользуются в том числе и компании, которые возят людей вахтовым методом. Мы будет потихонечку их лишать этой возможности, потому что всё-таки эти деньги выделяются для жителей Дальнего Востока. Что касается перевозки вахты, если компании не хотят создавать условия для жизни людей на Дальнем Востоке (а мне кажется, что так гораздо правильнее), то пусть возят за счёт собственной прибыли, за счёт собственных средств.
А.Суворова: Кроме того, я знаю, что было большое количество совещаний на тему лесной промышленности и добычи, ловли рыбы на Дальнем Востоке, в том числе были введены электронные торги, площадки специальные. Как продвигается развитие именно по этим вопросам?
Ю.Трутнев: Мы очень детально смотрели лесную отрасль. Там самым главным трендом является повышение таможенных пошлин на круглый лес, которое объявлено Правительством. В этом году оно 60%, в будущем году будет 80%. То есть уже практически запретительный уровень. Что здесь важно? Важно, чтобы мы не просто всё запрещали, а важно, чтобы меры по повышению вывозных пошлин на круглый лес приводили к росту объёмов переработки в России, чтобы создавались новые рабочие места, прибавочная стоимость, чтобы мы здесь, в России, работали с нашим лесом. Этот процесс пошёл. Уже сегодня мы фиксируем рост объёмов вывоза именно переработанной древесины, именно уже готовых изделий из дерева. Но надо помогать людям, которые инвестируют средства в переработку. Мы сегодня эту тему очень подробно обсуждали. Будем заниматься и совершенствованием механизма предоставления квот – там есть что сделать. И объём изъятия ещё раз посмотрим. Очень важным вопросом является принцип выделения лесных участков. Сегодня это делают регионы не всегда прозрачно. Достаточно долго тянутся процедуры. Не всегда видна корреляция между тем, что человек создаёт предприятие и именно ему выделяют лесной участок. Со всем этим будем разбираться. Я думаю, что в достаточно короткий срок постараемся уже навести порядок.
И второй процесс, который в рамках наведения порядка в лесу сейчас будет происходить. Это эксперимент, который мы будем проводить на территории Дальнего Востока. Потому что в целом процесс управления лесным хозяйством у нас немного архаичен: ходят лесники, считают деревья, так называемая таксация. Долго, денег не хватает, людей не хватает. Это всё десятилетиями происходит. Мы сейчас будем внедрять систему, которая будет начинаться с таксации леса на основе космоснимков. После этого ‒ распределение лесных участков через электронные торги. И после этого ‒ продажа дерева через биржу. То есть вся цепочка будет прозрачной, дерево будет маркироваться, и мы постараемся просто отслеживать весь процесс движения древесины. Такой продукт подготовлен, в начале будущего года, в январе, мы уже его в готовом виде начнём обсуждать, согласовывать с коллегами. У нас есть разрешение Президента Российской Федерации такой эксперимент на территории Дальнего Востока провести, мы обязательно это сделаем.
А.Суворова: Давайте перейдём к другой теме ‒ к арктической. Есть поручение Президента к 2024 году увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн. Как Вы считаете, насколько те темпы, которые сейчас набраны, будут соответствовать вот этой цифре и её удастся достичь?
Ю.Трутнев: Поручения Президента надо выполнять, поэтому, если стоит 80 млн тонн, мы обязаны на эту цифру выйти. Какими путями идём? Собственно говоря, два важных направления. Первый ‒ это сам по себе Северный морской путь. Сейчас «Росатомом» вместе с Минтрансом, с другими уважаемыми коллегами разработан комплексный план развития Северного морского пути. Что это такое? Это документ, программа, в которой сведены действия по строительству ледоколов, переоборудованию и строительству причальных сооружений и портов, связи, навигации, спасению, железнодорожного и авиационного транспорта, который тоже будет служить для освоения. Это такой большой комплексный механизм, он уже существует. Его раньше не было, мы его собрали вместе. Сейчас будем его совершенствовать, потому что это, так сказать, первая итерация, всё равно большая очень работа, совершенствовать механизм придётся. И второе направление ‒ это поддержка проектов. Сегодня в Арктике запланирована реализация десяти крупнейших проектов. Они в разной степени готовности. Что-то уже реализуется, что-то ещё только находится в стадии разработки проекта. С каждым надо работать. Потому что проблем в Арктике у инвесторов хватает, поэтому мы сопровождаем каждый проект, буквально его вынянчиваем. Будем этим заниматься.
А.Суворова: Я правильно понимаю, что вот именно путь развития будет в дальнейшем написан в стратегии развития Арктики, который Вы планируете представить Президенту в следующем году?
Ю.Трутнев: Да, очевидно. Следующий документ после «Основ государственной политики» ‒ это «Стратегия развития». На основании стратегии уже будет разработана конкретная программа развития Арктического региона. Ну и важнейшее звено всей этой работы ‒ конечно, система арктических преференций. Она на сегодняшний день уже в Правительстве обсуждена, согласована, сейчас готовится к внесению в Государственную Думу. Думаю, что в I квартале мы сможем уже её обсуждать в Госдуме.
А.Суворова: Юрий Петрович, последний вопрос. Какие цели ставите по развитию Дальнего Востока и Арктики на 2020 год? Что ещё предстоит сделать?
Ю.Трутнев: Я бы хотел начать с того, что на Восточном экономическом форуме Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал нам целый ряд очень важных поручений. Это поручения, связанные с созданием медицинского кластера, для того чтобы люди могли получать наиболее, скажем так, технологичную медицинскую помощь, чтобы они не летали ни в Корею, ни в Японию, чтобы всё можно было получить в России, на Дальнем Востоке. Это создание венчурного фонда, потому что у нас недостаточно инструментов для развития новых проектов, особенно проектов в области высоких технологий. Это вольноприносительство. Это вроде бы небольшой вопрос, связанный с вольным приносом золота, но это рабочие места для людей, для Магадана это имеет существенное значение. Все эти поручения мы обязаны выполнять, мы этим занимаемся, иногда в условиях достаточного количества противоречий с коллегами, но мы люди упорные. И, наконец, последнее. Естественно, мы будем продолжать улучшать законодательство, улучшать условия для инвестиций. Будем стараться это делать впереди России всей. Сегодня очень многие формы нашей работы ‒ электронные визы, территории опережающего развития ‒ уже получают прописку в других территориях. Мы считаем, что это здорово. Мы считаем, что это даёт нам возможность, даже необходимость думать над новыми формами, предлагать что-то ещё, чтобы преференции Дальнему Востоку всегда были лучшими, потому что Дальний Восток ‒ это сложная территория, Арктика ‒ это сложная территория, и там нужна более продвинутая система поддержки. Если говорить о чём-то более конкретном, вот сейчас собираемся такой же эксперимент, как в лесной отрасли, делать в отрасли строительной. Регулирование в строительной отрасли у нас громоздкое, длинное, достаточно сложное для инвестиций в эту отрасль. Механизм, связанный с государственной экспертизой, работает недостаточно эффективно. У нас есть свои предложения, я их тоже уже доложил Председателю Правительства, получил в целом поддержку. Мы постараемся их осуществить. Если мы это сделаем, то строить на Дальнем Востоке будет быстрее, проще и дешевле.
А.Суворова: Ну и со временем, я думаю, эти же механизмы можно будет перенести и на другую часть территории России?
Ю.Трутнев: Если у нас получится, то я уверен в том, что так и произойдёт.
А.Суворова: Юрий Петрович, большое Вам спасибо за интервью и удачи в реализации всех проектов.
Ю.Трутнев: Спасибо большое и Вам, с наступающим Новым Годом.