Из стенограммы:
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, естественно, тема номер один – это газовая сделка. Вы были первым, кого процитировали все СМИ после того, как успешно удалось её всё-таки заключить, подписать все документы. Скажите, на таких условиях Россию всё устраивает?
Д.Козак: Если бы не устраивало, мы бы не подписали такого соглашения, не были бы достигнуты договорённости. Политика, как говорят, – искусство возможного. Был достигнут максимально возможный интерес, который удовлетворяет и Россию, и Украину. И самое главное – бенефициаром этого соглашения являются в конце концов европейские потребители российского газа.
Нас устраивает вполне такой компромисс – и с точки зрения урегулирования споров, которые накопились на сегодняшний день, разрешённых и неразрешённых, и с точки зрения наших расходов на транзит российского газа через Украину. Это не тариф, это плата за услугу, которую нам будет оказывать украинская компания. Нас это вполне устраивает.
В настоящее время идёт реализация этих договорённостей. Они носят политический характер. Основная нагрузка на юридическое оформление всех этих договорённостей – принципиальные, существенные условия закреплены в соответствующем протоколе, а детали должны быть зафиксированы в юридических соглашениях между «Газпромом», Правительством Украины, «Нафтогазом Украины», оператором газотранспортной системы Украины. Это целая система соглашений. При этом они должны быть заключены скоординированно, с тем чтобы ни у одной из сторон не было подозрений, что здесь есть какой-то подвох и так далее.
М.Бондарева: А детали эти касаются чего?
Д.Козак: Детали технические – межоператорское соглашение, которое определяет точки входа российского газа на территорию Украины. Юридические вопросы – мировое соглашение между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» об урегулировании всех претензий и исков, которые поданы, разрешены, не разрешены. Соглашение между «Газпромом» и Правительством Украины относительно претензий, которые уже приняты, вступили в силу. Это целая система. И соглашение между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» по оказанию услуг по транспортировке газа через территорию Украины для европейских потребителей.
М.Бондарева: Что главное в этом транзитном компромиссе для нашей страны? Мы Киеву платим 3 млрд, а что получаем?
Д.Козак: Определить математически, кто сколько выиграл, в принципе невозможно, потому что эти претензии могут быть бесконечными. Хочу повторить, что многие споры окончательно не разрешены – и претензии со стороны «Газпрома» к Правительству Украины не разрешены, и претензии «Нафтогаза Украины» к «Газпрому» не разрешены. Какое решение примет суд в конечном итоге, предсказать очень трудно, особенно в той политизированной ситуации, в которой мы оказались. Она тоже влияет на суд. В конце концов, это тоже люди, они принимают решения исходя из своих субъективных представлений о законности тех или иных шагов каждой из сторон. Поэтому предсказать, насколько кто выиграл, я думаю, ни Украина не может, ни мы не можем. Однозначно совершенно можно сказать, что 2,9 млрд долларов, которые мы заплатим во исполнение уже состоявшегося, вступившего в силу решения суда, – это капля в море по сравнению с теми претензиями, потенциальными рисками, которые могли быть и для России, и для Украины.
М.Бондарева: 3 млрд лучше, чем 20…
Д.Козак: Я думаю, да, эти суммы могут быть значительно больше.
М.Бондарева: Всё время мы слышим от «Нафтогаза» про ответственность «Газпрома». А ответственность «Нафтогаза» какова?
Д.Козак: Ответственность в будущем или в прошлом?
М.Бондарева: В будущем.
Д.Козак: В будущем – стандартный договор с соответствующими гарантиями. Он как раз сейчас подписывается. Это, видимо, будет основной договор на пять лет, где наша уполномоченная организация – «Газпром», а на Украине будет «Нафтогаз Украины». Там будут прописаны все права и обязанности. В частности, уже до Нового года «Нафтогаз Украины» после подписания договора должен будет зарезервировать соответствующие мощности. Такие новые правила, которые вступают в силу с 1 января 2020 года, – европейские правила на территории Украины будут действовать. Мы должны были бы зарезервировать мощности для прокачки газа на территории Украины на ближайшие пять лет. Это сделает по нашему поручению «Нафтогаз Украины». Мы ему гарантируем соответствующую плату за транспортировку. В пределах этой платы или сверх её – это уже зависит от того, каким образом будут национальным регулятором отрегулированы тарифы, – «Нафтогаз Украины» будет рассчитываться за услуги газотранспортной системы Украины.
М.Бондарева: Всех, конечно, интересует такой вопрос: контракт заключён на пять лет, а дальше что? Нам вообще Украина как транзитёр нужна?
Д.Козак: Мы заинтересованы, как и все европейские потребители, в том, чтобы у нас маршруты доставки газа до потребителя были диверсифицированы. Чем больше маршрутов, тем надёжнее поставки – и на случай различных аварийных ситуаций, всё может быть. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы сохранить и этот маршрут. Понятно, что он менее востребован, он уже в соответствии с этим соглашением менее востребован, потому что есть альтернативные маршруты доставки. Но в этом наш интерес. Интерес Украины – понятно, что они хотят, чтобы газотранспортная система была максимально задействована. Чем больше она задействована, тем больше они получают доходы за услуги газотранспортной системы.
М.Бондарева: Через пять лет будем новый компромисс искать.
Д.Козак: Мы так и договорились. Если эта схема, которую мы сейчас очистили от взаимных претензий, выработали, будет работать исправно, то в следующий регуляторный период рассмотрим вопрос о продолжении такого сотрудничества.
М.Бондарева: Что касается «Северного потока – 2». Трамп обещал не накладывать санкции, но они всё-таки появились. Как это будет сказываться дальше на проекте? Очевидно, это давление будет расти. То есть Штаты на этом не остановятся, как я понимаю.
Д.Козак: Наверное, давление будет расти, но возможности этого давления тоже не безграничны – с учётом позиций ключевых стран Европейского союза, которые заинтересованы в том, чтобы получить энергетическую безопасность необходимого уровня. Все понимают, что это экономический проект, особенно с учётом сегодняшнего решения по Украине, – мы задействуем все маршруты для того, чтобы обеспечить надёжность газоснабжения Европы за счёт российского газа. При этом газ значительно, на 30%, дешевле, чем сжиженный природный газ, который предлагают Соединённые Штаты Америки. В конечном итоге экономический интерес пробьёт свою дорогу. Мы уверены, что в сотрудничестве с европейскими странами, с Евросоюзом решим эту проблему и найдём компромисс. Точно таким же образом, как, казалось бы, неразрешимый конфликт с Украиной. Казалось бы, неразрешимый, а он разрешён. Таким же образом решим и здесь.
М.Бондарева: Ещё одна очень важная тема – это топливный рынок. Что ждать от цен на бензин? Вручную пришлось регулировать рынок, чем сейчас за это придётся расплачиваться? Производители бензина жалуются на упущенные прибыли.
Д.Козак: Ручной режим управления рынком закончился с 1 июля уходящего года. По итогам года мы видим вполне благоприятную ситуацию на внутреннем рынке, несмотря на законодательные ограничения, которые косвенно были установлены через экономические механизмы, что цены на топливо на внутреннем рынке должны расти в пределах инфляции, даже с учётом повышения на 2% НДС. Сегодня этот потолок не пробит, наоборот, он существенно ниже. Цены на бензин в среднем по стране выросли на 3%, на дизельное топливо – на 3,5%. В течение этого года ещё потребовалось полгода, чтобы использовать два механизма параллельно – ручное управление и экономический метод, – чтобы экономические рычаги, так называемый обратный акциз, демпфер, донастроить. Путём нескольких донастроек мы увидели, что он вполне успешно работает. Он отрегулирован таким образом, что механизм, сам размер демпфера реагирует на мировые цены на нефть, этот обратный акциз предоставляется в зависимости от ситуации на мировых рынках. Поэтому нам на сегодняшний день не страшны никакие колебания ни в одну, ни в другую сторону.
М.Бондарева: А что после Нового года ожидать? Многие эксперты предсказывают, что цены будут расти.
Д.Козак: Предсказаний много. Правительство уверено в надёжности механизмов, которые выработаны сегодня и успешно работают. Нет никаких оснований, чтобы опасаться. Понятно, что денег много не бывает, что нефтеперерабатывающие заводы хотели бы иметь побольше маржу. Но, получая больше с потребителей, они не могут получить соответствующие акцизы, обратный акциз. Поэтому это будет работать, это и есть миссия Правительства – находить разумный компромисс, баланс интересов между потребителями и производителями.
М.Бондарева: От нефтяных цен в Правительстве что ожидают? Из-за спада в Китае многие предрекают падение барреля до 30 долларов. Вы согласны с такими прогнозами?
Д.Козак: Такой прогноз слишком пессимистичный. Наше сотрудничество с ОПЕК позволит балансировать. Такие опасения есть – что цены могут снизиться. Но у нас есть запас прочности, есть накопленные резервы, понимание, при каких ценах на нефть добыча и реализация российской нефти остаётся рентабельной. Паники ни в Правительстве, ни в нефтяных компаниях нет.
М.Бондарева: Что касается налоговой нагрузки, что здесь ждать нефтяникам? Бизнес называет катастрофическим то, что происходит с налогами. Легче станет бизнесу?
Д.Козак: Соответствующее решение относительно этих озабоченностей было принято ровно год назад – в январе прошлого года Правительством была утверждена соответствующая «дорожная карта» по стимулированию нефтедобычи, потому что мы понимаем, что если не принимать никаких мер, то начиная с 2022 года объёмы добычи нефти и наполнение бюджетной системы России будет снижаться. Поэтому эта «карта» реализуется. Первым шагом в этой «дорожной карте» была инвентаризация нефтяных месторождений для оценки экономического смысла их освоения в действующих фискальных условиях. На сегодня 60% месторождений проинвентаризировано. Произведена оценка: 29 т нефти – ёмкость, запасы этих месторождений, которые проинвентаризированы. В зависимости от различных ценовых сценариев на мировых рынках на нефть от 40 до 60% таких месторождений являются рентабельными. Поэтому, если ничего не делать, то… Результаты этой инвентаризации подтверждают, что прогноз не очень благоприятный.
По результатам этой инвентаризации (совсем недавно мы, перед Новым годом, встречались с нефтяными компаниями) сегодня Налоговая служба, Министерство финансов, Министерство энергетики вместе с компаниями вырабатывают механизмы дифференциации фискальной нагрузки в зависимости от степени рентабельности добычи нефти. В убыток, понятно, никакие компании – это рыночная отрасль – работать не будут.
М.Бондарева: Вообще нефтяники говорят, что старые месторождения выработаны, а новые разрабатывать сейчас становится очень дорого. Какая в Правительстве сейчас есть стратегия по развитию нашего ТЭКа?
Д.Козак: Стратегия состоит в том, чтобы реализовать те мероприятия – это не умозрительная стратегия, это конкретные действия, – которые обеспечат стимулирование добычи и на трудноизвлекаемых, и на выработанных месторождениях. Там, где требуются большие инвестиции, где больше операционные затраты на добычу нефти, если затраты таковы, что не обеспечивают минимальную доходность от реализации добытой таким образом нефти, необходимо снижать фискальную нагрузку. Мы эти меры будем принимать. Это и налоговые вычеты с НДПИ (на добычу полезных ископаемых), и применение механизма налога на добавленный доход. Все эти механизмы будут применяться, но они будут применяться к конкретным категорируемым месторождениям, чтобы предоставлять не индивидуальные льготы, а в зависимости от рентабельности соответствующего месторождения. Все понимают, что добывать, и нефть тоже, нужно с соответствующим доходом.
М.Бондарева: Владимир Путин поставил задачу – наращивать в том числе наш экспорт. У нас для этого есть нацпроект, который называется «Международная кооперация и экспорт». Как будем всё-таки в итоге выводить наших промышленников на конкурентоспособный экспорт, на увеличение этой конкурентоспособности?
Д.Козак: В уходящем году соответствующий механизм разработан был, дан старт национальному проекту. В течение 2018-го – в начале 2019 года утверждены соответствующие правила стимулирования повышения конкурентоспособности российской промышленности. Я бы не делал акцент на экспорте, а сделал бы упор на повышении конкурентоспособности, даже внутри страны. Прежде всего российская промышленность должна удовлетворить потребность Российской Федерации, российской экономики, социальной сферы в соответствующей продукции. Если она будет конкурировать по цене и качеству с зарубежными аналогами, она будет поставляться на экспорт – это будет маркер её конкурентоспособности – и будет востребована внутри страны.
Механизм запущен. Он оказался очень востребованным и популярным среди промышленного бизнеса. Если мы в самом паспорте национального проекта, который рассчитан до 2024 года, планировали к концу 2024 года в качестве участников национального проекта привлечь 320 компаний, то в первый отбор, который провели, их оказалось 611 уже. Уже 343 соглашения о реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности заключено, и в ближайшее время мы заключим ещё 200. Это очень важно. Мы в следующем году проведём дополнительный отбор. В основном это инвестиционные проекты по созданию или модернизации существующих производств с целью производства такой конкурентоспособной продукции. Это чрезвычайно важно.
К этому мы прибавим ещё один инструмент – он тоже в уходящем году был принят, – так называемый СПИК 2.0, инструмент специального инвестиционного контракта, согласно которому все инвесторы, которые готовы инвестировать в создание, внедрение на территории Российской Федерации новых современных технологий, которых нет в России, будем предоставлять беспрецедентные и налоговые льготы, и гарантии стабильности ведения бизнеса. И приняты другие решения – мы консолидировали различные разрозненные субсидии на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, будем концентрировать эту субсидиарную поддержку бизнеса на научно-исследовательские работы с обязательством внедрения в серийное производство соответствующей продукции на основе новых технологий начиная со следующего года. Это тоже чрезвычайно важно. Таким образом, есть специальные инвестиционные контракты, которые гарантируют стабильность условий ведения бизнеса. Есть налоговые льготы, предоставляемые обладателям специального инвестиционного контракта. С другой стороны, есть субсидии на научно-исследовательские работы для внедрения этих технологий. Это очень важные инструменты с точки зрения технологического развития.
М.Бондарева: Одни из тех, наверное, наших промышленников, которые больше всего всегда нуждаются в субсидиях, это автопром. Сейчас автопроизводители говорят, что становится всё тяжелее работать, потому что от них требуют всё больше локализации.
Как это вообще повлияет в дальнейшем на автопроизводителей? Что ждать от рынка?
Д.Козак: Мы очень надеемся, что будет больше локализации. В этом есть наш интерес. Да, мы действительно нашему автопрому оказываем существенную поддержку и с точки зрения стимулирования производства автомобилей, и с точки зрения поддержки спроса – субсидируем спрос на автомобили российского производства экономического класса. Но в обмен на это мы ожидаем, что производство будет не просто отвёрточной сборкой на территории России (сборка – это скрытый импорт), а что будет локализовано производство автокомпонентов и так далее. Эта локализация сегодня достаточно быстрыми темпами развивается практически во всех компаниях.
М.Бондарева: Говорят, что после Нового года как раз из-за сложностей с господдержкой иномарки якобы сильно подорожают. Вы что можете сказать по этому поводу, как прокомментировать такие прогнозы?
Д.Козак: У нас увеличен утилизационный сбор. Это примерно 2–5% от стоимости автомобиля. Это естественно, поскольку растут затраты на утилизацию плюс у нас реализуется масштабная программа по повышению экологической безопасности нашей страны, наших жителей. Поэтому мы вынуждены были утилизационный сбор поднять. Вполне возможно, что импортируемые машины несколько подорожают. Но те, производство которых локализовано на территории Российской Федерации – это тоже современные качественные автомобили, – благодаря совокупности тех мер поддержки, которую мы оказываем, существенно не подорожают. В рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» наш автопром тоже стимулируем к тому, чтобы они повышали качество производимых автомобилей и доказывали это качество через экспорт на внешние рынки. Поэтому система мер поддержки, которая оказывается российскому автопрому, позволит избежать существенного подорожания автомобилей. Хотя всё дорожает – есть инфляция, это естественно, это во всём мире происходит, но всё в пределах разумного.
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, мы начали с Вами с Украины. Было ещё одно важное международное направление, где Вы были одним из ключевых переговорщиков. Это молдавское направление. Там пал, собственно, олигархический режим. Расскажите нам подробнее, как всё происходило.
Д.Козак: Наверное, подробно весь процесс трудно будет описать в рамках нашего с Вами диалога. Там ситуация сложная, весь политический спектр был разделён на три лагеря, которые придерживались взаимоисключающих взглядов. Конечно, на первом этапе важно было урегулировать ситуацию таким образом, чтобы устранить с политической арены людей, которые в принципе ничего общего с политикой не имеют, это чистой воды криминал. И очень важно, что хватило мужества, воли, силы у тех двух партий, которые победили на выборах, объединиться, несмотря на взаимоисключающие взгляды, объединиться, для того чтобы преодолеть криминальную оккупацию. Это было сделано. Понятно, что никто не мог рассчитывать, да и сами эти политические партии и все, кто наблюдал за этим процессом, не могли рассчитывать, что такое объединение просуществует долго. В конечном итоге те шаги, которые они совместно предприняли, позволили преодолеть это криминальное наследие, выстроить там нормальную правоохранительную, судебную систему.
М.Бондарева: Каким Вы дальше видите молдавское политическое будущее? Там непростая ситуация всё равно сохраняется.
Д.Козак: Ситуация непростая, но в результате распада коалиции появилась возможность сформировать новое такое неполитическое правительство. Оно, наверное, правительство, и должно быть технократическим, для того чтобы решать текущие насущные проблемы жизнеобеспечения этой страны. Оно сформировано и уже вот там почти два месяца существует. По нашим оценкам, оно работает вполне эффективно.
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, у меня к Вам последний вопрос. Мы с Вами телезрителям объясним, почему мы здесь находимся в таком необычном месте. Это усадьба Архангельское, наш русский Версаль, как её называют. Вы являетесь главой попечительского совета. Здесь только что закончилась первая очередь реставрации, не знаю, как это правильно сказать, первый ряд реставрации. Какое дальше развитие будет у этого исторического, такого уникального проекта?
Д.Козак:
Мы говорим об уходящем годе, в уходящем году исполнялось 100 лет со дня
образования музея-усадьбы, и мы несколько лет назад решили использовать это как
повод, для того чтобы преодолеть последствия забытья десятилетиями этого места.
Оно действительно уникально. Это уникальный архитектурный памятник и памятник
ландшафтного зодчества. Потенциально это российский подмосковный Версаль.
Благодаря усилиям прежде всего коллектива музея, усилиям Министерства культуры,
Министерства обороны (здесь не только музей, но ещё и госпиталь Министерства
обороны), благодаря усилиям попечителей, которые входят в состав
попечительского совета музея, была проделана огромная работа, реставрационные
работы во всех музейных помещениях и реставрация ландшафтов. Буквально за
прошедший год всё радикально поменялось. Это принципиально новый музей, который
стал пользоваться большей популярностью у туристов. Я абсолютно уверен, что
следующее лето мы встретим во всеоружии, здесь будет поток туристов. Здесь
много сделано, для того чтобы приспособить его под туристический поток, под
нужды туристов. Ничего этого здесь не было, ничего не было, здесь был, к
сожалению, захламленный лес, заброшенные дворцы, не было никаких услуг для
туристов. Надо пытаться сохранить и природу, и особенно ландшафты, всё, что
обеспечивает чистый воздух и эстетическое наслаждение москвичам и гостям
столицы.
М.Бондарева:
Дмитрий Николаевич, спасибо Вам больше за интервью. Желаю Вам удачи во всех
Ваших проектах. С наступающим Новым годом Вас!
Д.Козак: Спасибо. С наступающим Новым годом Вас и всех телезрителей!