Обсуждались итоги работы фонда в 2019 году и планы на предстоящий период.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Олег Маркович, Вы с конца августа возглавляете Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства. Тема очень сложная, резонансная, вызывающая массу эмоций у тех, кто пострадал в результате некачественного строительства или обманных действий. Расскажите, пожалуйста, что за этот период удалось сделать, с какими результатами фонд заканчивает работу в этом году?
О.Говорун: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, главным итогом этого года стало формирование полноценного рабочего механизма по восстановлению прав обманутых дольщиков. Эта задача была поставлена Президентом нашей страны, Вы давали соответствующие поручения и указания, чтобы с переходом на новую модель безопасного для граждан финансирования жилищного строительства ни один из тех, кто столкнулся с этой проблемой, не остался за бортом. Сейчас в стране 200 тысяч человек являются обманутыми дольщиками.
Д.Медведев: Это то, что у нас в реестре?
О.Говорун: Да, это участники долевого строительства домов, которые находятся в реестре проблемных объектов. Более 3 тыс. домов являются заброшенными, недостроенными. По сути, это миллионный город на территории нашей страны, который не достроен.
Д.Медведев: Если считать один к трём или один к четырём, это так и есть.
О.Говорун: В весеннюю сессию Государственная Дума приняла все необходимые поправки, чтобы фонд смог полноценно приступить к своей работе. Правительство очень оперативно, в кратчайшие сроки приняло все необходимые подзаконные нормативные акты, постановления и так далее. Сейчас фонд, в случае если застройщик банкрот, имеет возможность принять два решения: либо достроить дом и передать гражданину ключи, либо выплатить денежную компенсацию. Причём, что очень важно для людей, деньги выплачиваются исходя из оценки рыночной стоимости недостроенного жилья. И человек фактически, получая денежную компенсацию, имеет возможность сразу же решить свою жилищную проблему.
У нас уже есть первые результаты. Под руководством Вашего заместителя – вице-премьера Правительства Константина Анатольевича Чуйченко приняты первые решения наблюдательным советом фонда. В общей сложности восстановлены права 8 тысяч обманутых дольщиков. Эти дома находятся в 13 субъектах Российской Федерации. Вся работа была развёрнута буквально «с колёс», потому что первое заседание наблюдательного совета прошло спустя всего лишь неделю с тех пор, как был выпущен последний необходимый подзаконный акт Правительства.
Вообще, у нас в планах до конца этого года – ещё на этой неделе внепланово провести заседание наблюдательного совета. Итогом этого года станет восстановление прав более 16 тысяч обманутых дольщиков. Эти дома находятся на территории 21 субъекта Российской Федерации. В целом для этого потребуется 31 млрд рублей. Деньги соответствующие предусмотрены. Все решения необходимыми средствами обеспечены.
Помимо этого, по ранее принятым решениям Правительства фонд достраивает на территории Московской области и Нижегородской области 90 домов. Уже завершено строительство 13 домов, и люди получают ключи. В течение ближайших двух лет мы обеспечим завершение строительства остальных домов.
Отдельно хотел бы остановиться на роли регионов в решении этой проблемы.
Д.Медведев: Правильно, потому что эта проблема должна решаться там.
О.Говорун: Действующая модель закона ни в коей мере не снимает ответственности с руководителей субъектов Федерации за решение этой накопившейся проблемы. Они участвуют как организационно, так и финансово – в соответствии с тем уровнем софинансирования, который установило Правительство.
Сейчас совокупно в фонде имеется 65 млрд рублей. Эти средства состоят из тех денег, которые предоставил бюджет Российской Федерации, субъекты Федерации и сам компенсационный фонд. По нашей оценке, этих денег будет достаточно для того, чтобы в наступающем году восстановить права ещё порядка 40 тыс. обманутых дольщиков.
Дмитрий Анатольевич, с учётом набранных темпов и первых компетенций, которые мы получили, при Вашей поддержке, взаимодействии с руководителями субъектов всю накопленную проблему мы сумеем решить в течение ближайших трёх лет. То есть до 2023 года проблема, которая есть на сегодняшний день, будет решена.
Д.Медведев: Да, это сложная проблема. Не только в финансовом плане, хотя это большие деньги. Эта проблема для каждого человека, попавшего в такую ситуацию, по-своему особенная. Хорошо, что появился этот механизм – механизм фонда. Вы доложили, что сделано в этом году, что в ближайших планах, но для того, чтобы довести эту работу до логического завершения, нужно, с одной стороны, выстроить её в прямом партнёрстве с регионами, поскольку все эти дома находятся в конкретных местах и люди живут в соответствующих субъектах Федерации. Более того, в этих субъектах Федерации ситуация, Вы отлично знаете, очень разная. В некоторых субъектах Федерации удалось вообще с этой проблемой практически справиться, в некоторых субъектах Федерации активно развёрнута работа по линии регионального бюджета, региональных решений, которые принимаются, в некоторых субъектах Федерации ситуация очень сложная, количество обманутых дольщиков весьма и весьма значительное. Поэтому здесь должны быть выстроены приоритеты – я, естественно, ни на чём не настаиваю, но просто вам нужно работать таким образом, чтобы эффект от вашей работы доходил до наиболее проблемных территорий.
Это первое, что я хотел сказать. И второе. Естественно, мы эту работу продолжим, и эта работа должна завершиться решением всех проблем. При этом исключительно важно, чтобы мы не создавали новых проблемных ситуаций. Для этого приняты известные законодательные решения, вводятся специальные счета, есть целый ряд других нормативных решений. Я понимаю, что это в меньшей степени относится, наверное, к Вашей компетенции, но всё равно просил бы Вас внимательно наблюдать за развитием событий, в случае необходимости вносить в ваш совет директоров, в Правительство предложения по совершенствованию нормативного регулирования в этой сфере. Потому что, я неоднократно об этом говорил, в конечном счёте мы должны выйти на современные, цивилизованные формы строительства жилья – а не те, которые когда-то были использованы при возникновении огромного количества вот этих договоров долевого строительства, что повлекло весьма проблемные ситуации. Это отдельная задача, которую, мы, конечно, будем решать с коллегами по Правительству.
<…>