Рассмотрены итоги ранжирования проектов, претендующих на включение в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года; утверждён «лист ожидания» комплексного плана.
Открывая заседание, Максим Акимов напомнил, что год назад на заседании Правительственной комиссии по транспорту, проходившем также в рамках Транспортной недели (21 ноября 2018 года), обсуждались проекты, планируемые в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (КПМИ), и вопросы их финансирования. За прошедшее время участники нацпроекта провели значительную работу как в части фактической реализации мероприятий КПМИ, так и по его мониторингу и развитию.
Ключевым вопросом повестки заседания правкомиссии стали результаты работы, проведённой Аналитическим центром при Правительстве РФ, по ранжированию новых проектов, претендующих на включение в федеральные проекты КПМИ.
Как ранее отмечал Максим Акимов, комплексный план – «живой документ», который в процессе реализации может обновляться, строго сохраняя при этом ориентир на исполнение целей майского указа Президента. Ранжирование – механизм, позволяющий оценивать проекты в два этапа, в том числе определяя индекс социально-экономических эффектов новых мероприятий, претендующих на включение в комплексный план.
Руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко сообщил, что с момента утверждения КПМИ осенью 2018 года разные инициаторы представили к ранжированию около 400 новых мероприятий общим объёмом финансирования более 6,5 трлн рублей, включая запрашиваемые из федерального бюджета 3,8 трлн рублей. Наиболее высокий индекс и уровень готовности подтвердили более 50 мероприятий общей стоимостью свыше 1 трлн рублей (включая финансирование из федерального бюджета в объёме более 470 млрд рублей). По итогам ранжирования и предварительного одобрения на проектном комитете КПМИ новые мероприятия были вынесены на рассмотрение правкомиссии по транспорту.
Включению в КПМИ подлежат только мероприятия, полностью обеспеченные финансированием – за счёт бюджета или из внебюджетных источников. Остальные проекты, успешно прошедшие ранжирование и ранее предварительно одобренные проектным комитетом, но не обеспеченные финансированием, формируют «лист ожидания» и впоследствии могут быть включены в КПМИ в любой момент в случае подтверждения финансирования.
Решением Правительственной комиссии по транспорту в федеральный проект «Морские порты России» комплексного плана включены три новых мероприятия, обеспеченных финансированием (проекты предусматривают только частные инвестиции): «Строительство зернового терминала в морском порту Тамань», «Увеличение мощности перевалки АО “Дальтрансуголь” до 40 млн т угля» и «Строительство зернового терминала “Степь” в морском порту Азов». В федеральный проект «Внутренние водные пути» КПМИ включены мероприятия по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала в Волгоградской области (все эти мероприятия – по инициативе Минтранса на замену аналогичных в том же бассейне).
Кроме того, Правительственная комиссия по транспорту утвердила несколько десятков проектов в «лист ожидания» – перечень мероприятий, которые не обеспечены финансированием, но рекомендованы и ожидают включения в федеральные проекты КПМИ в случае определения дополнительных источников финансирования, достаточных для их реализации.
На заседании правительственной комиссии также была рассмотрена организационная модель обеспечения пригородных железнодорожных перевозок. Было отмечено, что ключевая проблема развития этого сегмента – трудности с обновлением парка пригородного подвижного состава из-за отсутствия у субъектов Федерации средств на самостоятельную закупку. Всего до 2030 года в замене нуждаются более 1600 вагонов пригородных поездов (или 30% общего парка) на общую сумму свыше 125 млрд рублей. Участники совещания подчеркнули необходимость системных решений для обеспечения населения стабильной и качественной транспортной услугой в регионах. По итогам обсуждения вице-премьер Максим Акимов поручил представить в Правительство доработанную модель пригородных перевозок до конца I квартала 2020 года.