Обсуждался, в частности, внесённый в Государственную Думу проект закона о федеральном бюджете на 2020–2022 годы, а также проблема незавершённого строительства.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Алексей Леонидович, у нас состоялось внесение бюджета в Государственную Думу.
Проект закона о федеральном бюджете был подготовлен, внесён сегодня. Мы встречались на совещаниях, обсуждали отдельные аспекты его подготовки, имею в виду компетенцию Счётной палаты. Надеюсь на то, что мы уже и в другом формате обсуждения этого законопроекта, в стенах Государственной Думы, продолжим плотное сотрудничество, для того чтобы закон о государственном бюджете позволял решать важнейшие задачи, которые стоят перед нашей страной.
И у Вас тоже, я знаю, есть ряд вопросов, которые возникли в ходе проверок, проведённых Счётной палатой. Давайте их тоже обсудим.
А.Кудрин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Я 11 лет готовил бюджеты и их вносил.
Д.Медведев: Вы, как никто, хорошо это знаете.
А.Кудрин: Да, я знаю, насколько это большой труд – большого коллектива, многих министерств и ведомств, совещаний, которые проходят в преддверии внесения в Правительстве, и сам в этих совещаниях принимал участие. Поэтому мы уже мониторили подготовку, было полное сотрудничество со всеми министерствами и ведомствами.
Сейчас, после внесения бюджета, Счётная палата также завершает в течение недели заключение, и 11 октября мы тоже вносим его в Государственную Думу. Оно будет официально рассматриваться в ходе первого чтения совместно с Бюджетным посланием.
Поэтому мы продолжим сотрудничество, как и договорились.
Вместе с тем в Государственной думе уже прошло рассмотрение заключения на отчёт об исполнении бюджета за 2018 год, и сейчас оно поступило в Совет Федерации.
Тоже идёт работа со всеми министерствами и ведомствами. Мы отмечаем в нашем заключении ряд вопросов, на которые стоит обратить внимание. Идёт конструктивная работа. Один из таких вопросов – остающаяся пока проблема незавершённого строительства в России. Десятки объектов ежегодно не сдаются вовремя и переходят на следующие годы – к сожалению, даже в течение одного года, как правило, не завершаются. И это касается примерно половины всей Адресной инвестиционной программы. Эти объекты из года в год передвигаются на более поздний срок. Я назову пару цифр.
Правительство и Счётная палата совместно провели инвентаризацию объектов незавершённого строительства. Общая сумма на сегодняшний день – и по открытым, и по закрытым статьям, – составляет 5,3 трлн рублей, которые касаются незавершённых объектов. Незавершённые объекты – это и объекты, которые просто ещё строятся, но существенно, больше пяти лет, отложены по вводу, в том числе оставленные и брошенные объекты, и долгострои, которые существенно, больше чем на пять лет, позже вводятся в строй. Сегодня, таким образом, 71,3 тыс. объектов не завершены.
Д.Медведев: Накопленный результат?
А.Кудрин: В том числе накопленный результат, есть и 20-летней давности. И они пока на балансе министерств и ведомств или субъектов Российской Федерации (то есть деньги потрачены, но объект не введён), и по ним тоже требуется инвентаризация. Такая инвентаризация по поручению Правительства идёт, но идёт медленно, недостаточно отражаются итоги такой инвентаризации. Поэтому сегодня в ходе нашей проверки мы вышли на предложение, которое в большей части уже согласовано с министерствами, что такие меры требуется принять. В данном случае более строго законодательно определить объект незавершённого строительства через Градостроительный кодекс и вести учёт таких объектов через государственную информационную систему управления. Потому что по части объектов даже нет полной информации. Это касается и федерального уровня, и субъектов – на уровне субъектов таких объектов в четыре раза больше, чем на уровне федеральных министерств и ведомств.
И конечно, целый ряд других мер, связанных с методиками инвентаризации, оценки стоимости такого имущества, дальнейшей судьбой такого имущества, необходимостью где-то достроить, а где-то приватизировать, а где-то просто признать, что это уже не подлежит никакому дальнейшему использованию.
Такую работу, я думаю, нужно провести, и мы даём ещё один импульс этой работе.
Д.Медведев: Алексей Леонидович, это важная и полезная работа, так как объёмы так называемой незавершёнки в масштабах страны – колоссальные. Я сам, когда езжу по регионам, очень часто вижу, как это выглядит. Губернаторы говорят: вот это ещё, по сути, с советских времён тянется – или относительно недавно возникло. И здесь, конечно, инвентаризация необходима. Хорошо, что вместе с коллегами из федеральных министерств, иных структур вы эту работу ведёте. Рекомендации такие, безусловно, полезны.
Что же касается вообще работы по ФАИП, то нам нужно в целом подумать, каким образом на будущее эту работу организовать, потому что это хроническое отставание в реализации ФАИП на моей памяти (да и Вы это отлично помните, когда работали в Правительстве) из года в год переходит. Надо вообще, мне кажется, подумать над самим этим инструментом, насколько он в настоящий момент выполняет функции, которые перед ним стоят, имею в виду Федеральную адресную инвестиционную программу. Я помню, мы с Вами когда-то это обсуждали даже применительно к некоторым другим законопроектам. Но и об этом тоже, мне кажется, можно было бы подумать.
<…>