В повестке: о мерах по восстановлению жилья, объектов инфраструктуры, повреждённых или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области, об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения ФЦП и ФАИП за I полугодие 2019 года, проекты федеральных законов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Виталия Мутко и первого заместителя Министра строительства и ЖКХ Леонида Ставицкого по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы начнём сегодня с
иркутской темы. Я имею в виду восстановление жилья, инфраструктуры, других
объектов, которые пострадали из-за паводков. Всем ситуация известна – тяжёлая
ситуация.
Был принят целый пакет
мер, чтобы помочь людям. Выделены значительные средства, включая средства на
первоочередные нужды – я имею в виду единовременные пособия, материальную
помощь. Чтобы люди могли решить проблемы с жильём – отремонтировать старое
жильё, новое жильё купить или начать строительство, также были выделены
дополнительные деньги из резервного фонда Правительства – более 14 млрд рублей.
Кроме того, мы направили деньги на поддержку сельского хозяйства, малого и
среднего бизнеса, на восстановление дорог. В общей сложности более 18 млрд
рублей.
Но объективно
разрушения в регионе значительные. Поэтому в рамках поручения Президента была
подготовлена специальная программа, в которой заложены меры по дальнейшей ликвидации
последствий этих разрушительных паводков.
В рамках этой программы
будем завершать аварийно-восстановительные работы, проводить капитальный
ремонт, строительство. Есть перечень объектов – это школы, детские сады, дома
культуры, спортивные сооружения, поликлиники, жилые дома. И конечно,
коммунальная инфраструктура, а также работы на гидротехнических сооружениях.
Понятно, что в таких
условиях делать надо всё самым лучшим образом, то есть восстанавливая
инфраструктуру, делать её более современной и более удобной. Все работы должны
быть завершены в 2023 году.
В повестке дня также
блок вопросов, которые касаются исполнения федерального бюджета, федеральных
целевых программ, адресной инвестиционной программы. Это наша традиционная
тема. Мы рассмотрим итоги их исполнения за первое полугодие. Поэтому и
комментарии по этой теме в общем довольно традиционные. Общим местом является
то, что условия, в которых реализуются эти решения, непростые. Понятно почему:
это и санкции, и торговые проблемы в международной экономике, и проблемы в
отношении отдельных отраслей.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 12 сентября 2019 года
Несмотря на всё это,
бюджетная система по основным параметрам остаётся стабильной и
сбалансированной. Результаты по большинству показателей оказались лучше
прогноза. У нас низкий уровень государственного долга. И мы завершаем
полугодие, имея профицит бюджета.
Доходы также
увеличились, причём больше, чем прогнозировалось (на 12%). И в общей сложности
превысили 9,5 трлн рублей. Причём, что важно, бóльшую часть поступлений (почти
57%) составили доходы, которые не связаны с продажей углеводородов.
Израсходовано за шесть
месяцев более 7,8 трлн рублей.
Кассовые расходы
бюджета исполнены приблизительно на уровне 42%. Это чуть меньше, чем в прошлом
году, но связано это с тем, что в начале года серьёзные деньги были выделены на
национальные проекты. Потребовалось время, чтобы провести конкурсные процедуры,
заключить госконтракты, перечислить межбюджетные трансферты. Конечно, всё это
нужно делать быстрее, так как это сказалось на кассовом исполнении. Сейчас эта
работа завершена, поэтому за оставшиеся четыре месяца требуется более быстрое
освоение выделенных средств.
ФЦП и ФАИП. У нас в работе 19 ФЦП. На их реализацию
в этом году по открытой части бюджета предусмотрено 470 млрд рублей.
По кассовому исполнению
и по заключению госконтрактов также нужно следить за тем, что происходит,
поскольку показатели пока неровные.
Картина по
министерствам и ведомствам разная. Коллеги, как обычно, обращаюсь к вам с
требованием максимально ускориться по этой работе.
Что касается ФАИП – на
неё в текущем году из федерального бюджета предусмотрено почти 900 млрд рублей.
Мы несколько отстаём по кассовому исполнению расходов. Также дано поручение
принять меры. Ещё раз прошу внимательно проанализировать свою деятельность – я
имею в виду деятельность исполнительных органов – по выполнению Федеральной
адресной инвестиционной программы и оперативно ситуацию откорректировать.
Мы распределяем сегодня
трансферты и субсидии. Предоставляем деньги из резерва на реализацию ФЦП «Исследования
и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического
комплекса». Общий объём её финансирования в этом году составит почти 22,5 млрд
рублей. Кстати, по этой программе неплохое исполнение за первое полугодие –
чуть меньше 50%, что, конечно, надо отметить и, естественно, дальше в таком же
ключе продолжать.
Основная цель программы
– создание конкурентоспособного сектора прикладных научных исследований и
разработок. О результатах работы мы будем судить и по тому, как растёт число
молодых исследователей, увеличивается количество патентных заявок и научных
публикаций в ведущих журналах. Это важная история, только нужно смотреть, что
это за журналы. Потому что очень часто эти журналы создаются для того, чтобы
просто в них провести несколько публикаций, а потом они «умирают». Это должны
быть проверенные, настоящие научные журналы, общепризнанные в мире, а не
созданные под конкретный проект.
Мы планируем выделить деньги
на поддержку здравоохранения в Северной Осетии. Будем строить там амбулатории,
три ФАПа. Они должны заработать уже в следующем году.
Также выделим деньги на
обеспечение сбалансированности бюджета Республики Карелия.
Из
стенограммы:
В.Мутко:
Коллеги,
добрый день!
Правительство сегодня
приняло специальную программу восстановления объектов социальной, транспортной
инфраструктуры, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры, и ряда других
объектов, включая жильё. Это связано с чрезвычайной ситуацией, которая была в
Иркутской области.
Программа достаточно
внушительная. Над ней работали правительство Иркутской области, Правительство
Российской Федерации, министерства, ведомства. Координировал работу Минстрой.
На сегодняшний день в
эту программу вошли 211 объектов в самых разных сферах: образование,
здравоохранение, культура, спорт, инженерная инфраструктура, дорожная. Конечно,
это очень серьёзная программа.
Напомню, что от
наводнения пострадали 45 тысяч человек. Программа ориентировочно оценена где-то
в 40 млрд рублей, причём эта цифра, конечно, не окончательная. Будем работать
над уточнением. Мы исходим из того, что сейчас в эту программу включены и
объекты жилищной инфраструктуры. 15 млрд мы уже перевели – это на
восстановление жилищных прав: строительство жилья и капитальный ремонт. До 500
млн уже направлено на восстановление дорог. Остаётся где-то 32 млрд, которые необходимо
будет до 2023 года выделить.
Договорились, что в
районе 7 млрд – это средства бюджета Иркутской области. Кроме того, необходимо
будет привлечь (сейчас на заседании Правительства обсуждали) как можно больше
внебюджетных средств.
Мы договорились, что в
этой программе будет участвовать ряд ведомств и наших государственных компаний,
таких как «Роснефть», «Транснефть», «Российские железные дороги»,
«Газпром нефть». Ряд частных инвесторов, таких как «Базэл», которые будут
строить несколько объектов. «Роснефть» будет строить современную школу в
Тулуне. Совместно с «РЖД» мы будем строить ряд объектов жилого фонда, плюс
«РЖД» будет участвовать в разработке проектно-сметной документации, создании
водоотведения в Тулуне, в строительстве школы. Также принято решение, что
«Транснефть» построит там 10 ФАПов. Таким образом к финансированию этих
объектов из федерального бюджета (это примерно 18 млрд рублей) должны
подключиться коллеги из госкомпаний. На это хотелось бы обратить внимание. В
ряде новых микрорайонов, которые мы будем создавать, будут строиться спортивные
объекты. В частности, «Газпром» построит ряд спортивных объектов. Сбербанк
построит в Тулуне инфекционную больницу. Такие решения будут приняты.
Координировать эту
работу будет Минстрой. Рабочую группу по координации возглавил Леонид Оскарович
Ставицкий – первый заместитель министра. Создано специальное подразделение на
базе «РосКапСтроя», которое будет мониторить, координировать и контролировать
ход реализации этой программы.
Все 211 объектов
разбиты на соответствующие подпрограммы, и по каждой подпрограмме назначено
министерство или ведомство, которое будет координировать эту подпрограмму.
Первая подпрограмма –
«Строительство и реконструкция объектов образования»: 17 объектов – капитально
отремонтировать, 19 нужно будет построить заново.
Подпрограмма номер два –
«Капитальный ремонт объектов культуры»: 20 объектов нужно будет капитально
отремонтировать, 7 – строительство новых объектов.
Дальше идёт подпрограмма «Ремонт
объектов спорта»: 8 объектов – капитальный ремонт, 6 – новые спортивные
объекты.
Затем подпрограмма
«Здравоохранение»: 8 – капитальный ремонт, 18 – новые объекты, включая 10
ФАПов, которые будут построены в муниципальных районах. Строительство
соответствующих объектов в ветеринарии: 7 объектов – здесь в основном
капитальный ремонт.
Социальная сфера: капитальный
ремонт двух объектов и одно строительство.
Дальше – строительство,
реконструкция и капитальный ремонт объектов административных: 18 объектов – капитальный
ремонт, строительство – одно здание. Здесь разные объекты – от отделений
полиции до судов, где произошло подтопление.
Важнейшая подпрограмма – «Объекты
коммунальной инфраструктуры»: 27 объектов. И строительство сооружений
инженерной защиты – это то, что мы делаем и будем восстанавливать с учётом зон
подтопления. Кроме того, реконструкция и капитальный ремонт объектов,
относящихся к ведению различных ведомств: МВД, МЧС и прочих.
Отдельная программа –
«Строительство жилья». Нам предстоит восстановить достаточно большой объём
жилья – около 6000 жилых помещений требуют восстановления. Мы вам уже сообщали,
что около 51% граждан, семей желают остаться в своих районах, населённых
пунктах, где они жили. Поэтому принято решение о масштабном строительстве.
Выделены соответствующие земельные участки. Будет строиться два вида жилья:
индивидуальное и многоквартирное. Эта программа сейчас обеспечена
финансированием. Полным ходом идёт работа. Каждый четверг на заседании комиссии
мы рассматриваем ход строительства. Сегодня тоже будем на эту тему говорить.
Вот, коллеги, о чём хотелось бы
вкратце проинформировать в развитие решения, которое сегодня принято
Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Леонид Оскарович (обращаясь
к Л.Ставицкому), может быть, расскажете о застройщиках и строительстве,
которое началось?
Л.Ставицкий: Было чётко сформулировано поручение Виталия
Леонтьевича о подборе строительных организаций, которые будут участвовать. Была
проведена работа с НОСТРОЙ (Национальное
объединение строителей), проверены истории этих компаний. Владимир
Владимирович (В.В.Путин) дал указание максимально
использовать ресурсы Иркутской области – это правильно. Компании, обладающие
соответствующей компетенцией, привлечены. Компаниями, которые представил нам
Минпромторг, в части деревянного домостроения предложены проектные решения.
Сопровождение в постоянном режиме ведёт ФАУ «Главгосэкспертиза». Индивидуальные
дома пройдут всё соответствующие регламенты для включения в реестр объектов, экономически
эффективных для повторного применения. Граждане хотят разные конструктивные
решения, им предложено несколько вариантов. Идёт комплексная застройка,
согласовывается проект планировки территорий. Всё как положено, причём все
процессы синхронизированы, чтобы не терять время. В этом году будут проложены к
площадкам коммуникации, часть уже проложена, ведётся вертикальная планировка
территорий, подготовка площадок, межевание, потому что по индивидуальным
проектам к домам 15 соток прилагается ещё. Так что развернули работы во всех
направлениях достаточно быстро. Окончательные графики будут утверждены, как
только программа будет принята, хотя сейчас уже работаем по графикам. Каждую
неделю докладываем на правительственной комиссии.
Вопрос: Традиционный
для Сибири вопрос: сколько до зимы успеют въехать в новые дома семей, людей, есть
какие-то данные? И второй. Мы смотрим материалы, которые приходят оттуда, наши
коллеги снимают. Допустим, приходит человек, ему говорят: «Вот тебе новый дом».
Но очень часто возникает такая история, что ему не подходит, потому что у него
дом был на квадратный метр больше, или дети разнополые, и негде сделать две
комнаты. Вот такой индивидуальный подход намечается? Будете ли вы это учитывать?
Потому что люди, если их чохом обеспечивать жильём, вроде жильё получили, но
часто чувствуют себя обиженными.
В.Мутко: Во-первых, что касается жилья. Мы должны
очень чётко понимать, что это социальная выплата на возмещение утраченного
жилья. Это не вопрос улучшения жилищных условий, это сегодня вопрос возмещения
утерянного жилья. Поэтому Правительство приняло ряд решений совместно с
правительством Иркутской области в пользу граждан. Вы знаете, что мы приняли
решение возмещать метр за метр утерянное жильё вне зависимости от того, есть ли
у вас вторая собственность, есть ли у вас какие-то другие обременения. Это
первое.
Безусловно, это всё повлекло за собой увеличение количества
заявлений на возмещение утраченного жилья. Поэтому мы исходим из следующего,
что сегодня есть подходы «метр – метр». Но, безусловно, при строительстве жилья
мы учитываем разные факторы, о которых Вы говорите.
Есть три вида как минимум индивидуальных жилых домов, из
которых гражданин может выбирать. Он приходит, выбирает себе сегодня модель или
вид жилья, пишет заявление и выбирает также компанию, которая строит.
Такие три типа индивидуальных жилых домов мы сегодня
заложили. Один тип уже построен – два дома, которые предложены гражданам.
Где-то в конце сентября – в первой декаде октября будут уже по другим типам,
уже для конкретных семей, построены дома. Люди могут уже выбирать помимо
буклетов на конкретном жилом доме тот проект, который больше подходит. Поэтому
здесь под конкретную семью, под конкретную квартирографию и метраж строится
жильё.
Что касается других вопросов, когда люди получают
сертификат. Сегодня 230 семей уже реализовали свои права, получили сертификат и
таким образом приобрели уже себе жильё. Где-то практически на 8 млрд рублей
люди уже выбрали жильё. Там, безусловно, всегда от 10 до 20% метраж может не
совпадать.
И что касается того, где граждане будут все это время находиться. Мы исходим из того, что до конца года
мы определённое количество жилых домов построим, это безусловно. Это, может
быть, будет небольшое количество, потому что дом всё-таки нужно построить. Мы
сделаем график, и этот график будет очень последовательным. У нас есть уже
расчёты, приблизительно до конца года сколько мы жилых домов построим?
Л.Ставицкий: В
общей сложности это может быть от 100 до 150 домов. Причём я хочу, чтобы все
поняли: идёт комплексная застройка. Вот площадка, она предусматривает не только
строительство самих домов. Это централизованные сети, это школы, детские сады,
спортивные комплексы. Просто въехать в дом, а вокруг идёт стройка – человек
гипотетически, конечно, может, дом стоит готовый. Но он же хочет въехать в
комфортные какие-то условия. Поэтому такая возможность будет, дом будет
построен...
В.Мутко: Мы в
ближайшее время рассмотрим, уже когда планы планировки будут утверждены, чтобы
это были, как мы говорили, этапы, очень логичные этапы.
Скажем, одна улица введена, мы закрыли и могли людям дать там жильё – чтобы это
были этапы. Так и в многоквартирном жилье. Это мы сделаем. Но ясно, что
гражданам, которые будут ждать жильё, придётся находиться там, где они сейчас –
это либо пункты временного размещения, или это арендное жильё, или
родственники.
Сейчас на Правительстве мы приняли решение внести
изменения в налоговое законодательство – освободить от подоходного налога
выплаты, связанные с получением дохода от сдачи в аренду помещения в зоне
подтопления. Потому что это тоже был сдерживающий фактор – надо оформлять
договор, надо заполнять налоговую декларацию, и многие на это не шли. Сейчас мы
от этого освободили. Также граждане в зоне подтопления получат определённые льготы
в результате того, что Сберегательный банк и другие банки реструктуризируют
процентные ставки или простят, или перенесут их на следующий год. Во всяком
случае, в этом году не будут взимать. Эти решения сегодня Правительство тоже
приняло. Одобрило поправки в налоговый кодекс. Мы их тоже приняли.
Вопрос:
С чем связан такой долгий срок программы? Она рассчитана до 2023 года, видимо,
она будет комплексная. Хотелось бы, чтобы вы поподробнее об этом рассказали. И
сразу задам второй вопрос. Он более узкий. Я правильно понимаю, что программа
номер 9 – строительство сооружений инженерной защиты – призвана сделать так,
чтобы подобные чрезвычайные ситуации не повторились? И что там будет построено
именно в плане защиты от воды и подтоплений?
В.Мутко:
Что
касается срока программы, конечно же, приоритет – это восстановление жилищных
прав и объектов социальной инфраструктуры, коммунальной инфраструктуры. В эти
перечни первоочередных объектов вошли 52 объекта, которые мы будем в первую
очередь возводить. Это то, что должно нормализовать жизнь, обеспечить людей
возможностями жить здесь. Эти объекты мы должны ввести до конца следующего, 2020
года. Сроки ввода других объектов – до 2023 года – связаны со сроками
строительства, способами строительства. Это разработка проектно-сметной
документации, это сроки строительства. Это более фундаментальные объекты. Это
различная коммунальная инфраструктура, дорожное строительство. Это те объекты,
сроки строительства которых мы просто не можем перепрыгнуть. Поэтому по каждому
объекту после проектно-сметной документации, будет разработан график его
строительства. График будет жёстко контролироваться. Это программа. На каждый
объект будет график, как и по другим крупным проектам.
Что касается объектов защиты, то все технические
задания выданы, зоны подтопления в основных городах — Тулун, Нижнеудинск —
определены. Сейчас завершаются работы по подготовке соответствующих актов для
определения зон подтопления в других населённых пунктах. Это те зоны, где мы
ничего строить не будем, но они сделаны с учётом особенностей региона и с
учётом того, что мы должны выполнить ряд инженерных мероприятий по защите этих
территорий. Вот об этой защите речь и идёт, о строительстве тех защитных
сооружений, которые позволят защитить наши населённые пункты от предполагаемых
чрезвычайных ситуаций с учётом зон подтопления. Безусловно, когда будут сделаны
все защитные сооружения, мы после 2023 года можем вернуться в эти населённые
пункты и ещё раз посмотреть зоны подтопления. Вот в таком плане мы и будем
работать.