Встреча прошла в рамках ХХI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Выступление лауреата Нобелевской премии по химии Жан-Пьера Соважа (Франция)
Выступление лауреата Нобелевской премии по химии Уильяма Мернера (США)
Выступление президента Российской академии наук Александра Сергеева
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемые дамы и господа, коллеги, друзья!
Во-первых, хотел бы искренне всех поблагодарить за большую работу, которую вы ведёте в рамках Международного года Периодической таблицы химических элементов. По инициативе Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 150-летие гениального открытия, которое совершил Дмитрий Иванович Менделеев, отмечается во всём мире. А для России центральным событием станет XXI Менделеевский съезд по общей и прикладной химии, который открывается сразу же после нашей встречи.
Участники встречи
-
PDF
139Kb
Список участников встречи с нобелевскими лауреатами, руководителями химических обществ, представителями международных и российских научных организаций, 9 сентября 2019 года
Я рад возможности высказать свою признательность вам, знаменитым учёным, которые сегодня собрались здесь, академикам, профессорам, исследователям с мировым именем. Ваше участие в мероприятиях в честь этого юбилея наглядно подтверждает, что заслугам нашего великого русского учёного отдаёт дань уважения научная элита всего мира. Его труды уже 150 лет становятся основой для новых исследований, а пример вдохновляет тех, кто считает науку своим призванием, кто готов себя посвятить этому делу. И это, наверное, самое важное в наследии нашего соотечественника.
В рамках мероприятий, которые посвящены празднованию Международного года Периодической таблицы химических элементов, мы (я имею в виду Российскую Федерацию) обратились в ЮНЕСКО с предложением учредить международную премию за выдающиеся достижения в области химии, физики, математики и биологии, которая будет названа в честь Дмитрия Менделеева. Это первый случай, когда наша страна подаёт в ЮНЕСКО подобную заявку. Уверен, что для талантливых исследователей, для коллективов эта премия может быть хорошим стимулом к покорению новых научных вершин. И конечно, особое значение она может иметь для молодых учёных. Для учёных важна не только финансовая поддержка, даже если она будет приличной, как это, надеюсь, будет с премией Менделеева. Каждый из двух лауреатов должен по нашему предложению получать по 250 тыс. долларов. Так что это вполне весомая премия. Но дело не в этом всё-таки.
Признание их заслуг на самом высоком международном уровне, принадлежность к мировой научной элите – это ценность особого порядка. Я надеюсь, что наша инициатива будет поддержана Секретариатом ЮНЕСКО, и в скором времени мы сможем поздравить первых лауреатов премии имени Дмитрия Менделеева.
Ещё раз хочу всем присутствующим пожелать успешной работы в ходе съезда, интересных дискуссий, человеческого общения, плодотворного обмена идеями.
Спасибо большое, что вы приехали в Российскую Федерацию, в Петербург, где сейчас стоит прекрасная погода.
У нас есть возможность обменяться соображениями. Я попрошу выступить некоторых наших коллег. Начнём с господина Чжоу Цифэна, президента Международного союза по теоретической и прикладной химии. Прошу Вас, уважаемый господин Чжоу Цифэн.
Чжоу
Цифэн (как переведено): Господин
Председатель Правительства! Уважаемые гости, дамы и господа!
В качестве президента Международного союза по теоретической и прикладной химии я хотел бы сказать, что для меня огромная честь выступить с небольшой речью по этому важному поводу и поговорить о роли периодической таблицы. Периодическая таблица химических элементов является одним из величайших достижений. После того как Менделеев опубликовал свою версию периодической таблицы 150 лет тому назад, были открыты новые химические элементы, подтвердившие его правоту и верность догадок. Это способствовало усилиям, направленным на дальнейшее совершенствование таблицы.
Сейчас в таблице 118 элементов, причём из них 17 были открыты соотечественниками Менделеева, а 5 элементов, такие как московий, оганесон, дубний, менделевий, и ряд других связаны именами с Россией.
Ядерный институт в Дубне является одним из наиболее важных исследовательских институтов, которые синтезируют сверхтяжёлые элементы. Он тесно сотрудничает с группами из других стран, для того чтобы вести впечатляющую первопроходческую деятельность в исследовании сверхтяжёлых ядер, продвигаться вперёд.
История периодической таблицы – это, с одной
стороны, прекрасный пример потрясающей способности человеческого духа
исследовать новые принципы и раздвигать границы неведомого. С другой стороны –
это ещё и потрясающая модель комбинирования индивидуального гения и
международных исследовательских усилий.
Периодическая таблица демонстрирует периодичность, цикличность свойств элементов, и, конечно, это имеет колоссальное значение для других наук, таких как биология, астрономия, медицина. Вот почему Международный год Периодической таблицы химических элементов заручился колоссальной поддержкой исследователей разных дисциплин со всех концов земного шара.
IUPAC – международный союз. Хотел бы сказать, что мы очень признательны оргкомитету Международного года за усилия с их стороны. Мы организовали помимо этого соревнования по периодической таблице, а также молодёжное мероприятие, которое собрало молодёжь со всего мира и привлекло внимание. Мы надеемся, что всё это послужит источником вдохновения для молодых людей, что молодые люди принесут свою энергию в развитие науки в будущем.
Мы хотели бы также отметить важнейшую роль химии и науки в целом в совершенствовании нашего мира. В заключение позвольте мне поблагодарить Премьер-министра и всех тех учёных, которые способствуют развитию химии.
Д.Медведев: Я попросил бы несколько слов сказать ещё одного нашего гостя – господина Жан-Пьера Соважа, лауреата Нобелевской премии, представителя Франции.
Ж.-П.Соваж
(как переведено): Господин
Председатель Правительства! Дорогие друзья, коллеги, дамы и господа!
Прежде всего позвольте сказать, что я очень рад принимать участие в этом большом мероприятии в честь потрясающего учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Можно сказать о Менделееве очень многое и очень сложно сказать что-то новое. Многое говорилось уже о его гениальности, о его инновационности, изобретательности. Вот почему я, конечно, не скажу ничего сверхнового для вас. Но повторю: он – потрясающий, без всякого сомнения, учёный. И, на мой взгляд, классификация, введённая Периодической таблицей химических элементов, является одной из важнейших вех в развитии науки и человечества.
Обязана эта таблица своим появлением комбинации – с одной стороны, интуиции, с другой стороны, рациональности. Эта таблица позволила нам осознать, что всё на земном шаре – как неорганическое, так и органическое – является комбинированием различных элементов, соединяющихся вместе. Я полагаю, то же самое касается и всей Вселенной, но это ещё необходимо окончательно доказать.
Сила науки может быть тем самым объяснена широкой общественности, что, на мой взгляд, очень важно. В особенности – тем людям, которые не слишком ориентированы на науку. Мы можем сказать им, что мельчайшие элементы и самые колоссальные, гигантские элементы в нашем мире имеют одинаковое строение. Они состоят из одних и тех же кирпичиков. Все они состоят из элементов, входящих в периодическую таблицу. Я думаю, что это заставляет людей задуматься о науке и её мощи.
Позвольте мне сказать несколько слов о гении Дмитрия Менделеева. Свидетельствует об этом гении его способность предсказать свойства элементов – тех элементов, которые на тот момент ещё даже не были открыты. На мой взгляд, это нечто выдающееся. Предсказательная способность периодической таблицы является одним из наиболее впечатляющих её свойств.
Я думаю, что самый потрясающий пример – это галлий. Алюминий уже тогда был открыт, а за алюминием следует галлий. В то время, когда Менделеев работал над таблицей, галлий ещё не был известен. И Менделеев отметил точку плавления и плотность галлия, предсказал их, ещё не будучи знакомым с этим элементом. Что, на мой взгляд, является потрясающим свидетельством гения Менделеева и свидетельствует о важности вклада, внесённого им.
Д.Медведев: Просил бы выступить господина Уильяма Мернера, лауреата Нобелевской премии из Соединённых Штатов Америки. Прошу Вас.
У.Мернер
(как переведено): Господин
Председатель Правительства, уважаемые гости, дорогие друзья из научного
сообщества, для меня большая честь быть сейчас здесь с вами, участвовать в праздновании
150-летия Периодической таблицы
Менделеева, его великого вклада в науку. Благодаря ему мы говорим на одном
языке в разных областях науки. Действительно, это серьёзный вклад во всю науку.
И как сказал только что профессор Соваж, мы знаем многие ключевые аспекты этой
таблицы и уже самой науки. Конечно, мне сейчас сложно сказать что-то новое
после всех докладчиков, но прежде всего хочу выступить как учитель общей химии,
преподаватель. Когда используешь периодическую таблицу, чтобы объяснить что-то
студентам, действительно, она очень наглядна для объяснения периодичности
тенденций, но не всегда понятно, о чём идёт речь. Но когда показываешь элементы, от одного к
другому переходишь, показываешь, насколько изменяются электроны (это одно из
свойств периодичности – атомы схватывают электроны), также периодическая
таблица показывает реактивность, комбинирование атомов друг с другом, всё это
можно предсказать в зависимости от положения элементов в таблице.
Действительно, это очень наглядный инструмент для преподавания химии.
Следующий момент. Хочу заметить, что я ещё и химик-физик. И с этой точки зрения могу сказать, что мы занимаемся молекулярной физикой, используем лазеры, изучаем свет, смотрим на физические свойства электронов, атомов, молекул. И для этого Периодическая таблица также важна, потому что развитие фотомеханики, теория, которая была разработана в 20-е годы прошлого века, многое объясняют о том, как устроен мир. Всё это зиждется на последовательности элементов, которая запечатлена в Периодической таблице. Квантовая механика, соответственно, помогает нам многое объяснить, и она наглядно доказывается Периодической таблицей. Например, кручение также можно объяснить с помощью Периодической таблицы Менделеева.
Помню, я был студентом и учащимся, и было много-много моментов, когда я говорил: как здорово, как прекрасно, когда я видел подтверждение каких-то свойств и процессов Периодической таблицы в квантовой механике и так далее.
Мне очень отрадно осознавать гений Менделеева, потому что он понимал эту последовательность с самого начала, хотя он мог не знать, что такое атомное число, сколько протонов около ядра. Знал только об атомном весе. Но он предсказал это, он предвидел всё это.
Опять же хочу сказать, что мы очень рады участвовать в праздновании 150-летнего юбилея Периодической таблицы Менделеева. Благодарю друзей, коллег из Санкт-Петербурга, которые оказались прекрасными хозяевами, они нас очень тепло принимают в этом красивом русском городе. Спасибо большое за то, что поддерживаете наши начинания.
А.Сергеев:
Действительно, это важнейшее событие, которое начинается сегодня в рамках
международного Года, и очень хорошо, что сегодня мы принимаем большое
количество известных учёных, и я думаю, что Россия неплохо проводит этот Год. Я
хочу напомнить, что мы действительно сейчас по инициативе России с Дмитрием
Анатольевичем в рамках ЮНЕСКО отрабатываем новую международную премию
Менделеева. Мы, когда открывали Год в России, говорили о том, что и наша
молодёжь активно работает, и в этом году наши школьники очень хорошо выступили
в Париже, на химической олимпиаде, получив 4 золотых медали, это очень здорово.
Но время идёт, и уже 5 декабря будет закрытие этого Года в Токио, и поэтому
хотелось бы как бы пофантазировать о том, что мы дальше могли бы сделать,
продолжая и развивая эти наши успехи, двигаясь в направлении, именно связанном,
если хотите, с этим нашим великим брендом, именем Дмитрия Ивановича Менделеева.
Пользуясь присутствием наших международных гостей, нам хотелось бы обсудить вот какую ситуацию. Ведь современная наука, мы видим, становится всё более и более интернациональной, и серьёзные проекты, как правило, делаются в консорциумах, в которых работают учёные из многих стран. Мы видим, например, что в Европе, действительно, десятки стран работают в рамках одного такого проекта, там есть инструменты, которые позволяют это делать, это гранты, которые даёт европейская комиссия, но в связи с такой непростой геополитической ситуацией, конечно, наше участие в таких консорциумах достаточно затруднено. У нас в России есть механизмы, которые поддерживают такое международное сотрудничество, но больше на двусторонней основе. У нас есть прекрасно работающий фонд фундаментальных исследований. В этом фонде больше 60 договоров заключено с международными организациями, но это двухсторонние работы, это не есть вот эти многосторонние консорциумы. Нам кажется, что Российская Федерация могла бы стать инициатором создания международного государственно-частного фонда для поддержки крупных научных проектов, которые выполняются в рамках консорциума многих стран.
Какие есть по этому поводу предложения. Во-первых, если бы мы стали инициатором создания, мы бы конечно имели больше возможностей для управления. Кроме того, по результатам общения с нашими крупными компаниями, мы видим интерес с их стороны. Они готовы со своей стороны наполнить этот фонд. Я также получаю много предложений от наших зарубежных коллег, они тоже готовы. Должен быть этот механизм, куда они могли бы внести средства.
Второй момент, очень важный, что этот фонд работал бы при принципиально прозрачной международной экспертизе, чтобы мы могли получать оценку совершенно независимо.
И, в-третьих, нам кажется, что мы могли бы использовать имя нашего великого учёного, которому посвящён год, для того, чтобы этот фонд назвать.
То есть, мы хотели бы обсудить и с Вами, и с нашими коллегами создание, как мы между собой называем, Mendeleev Foundation. Я очень надеюсь, что в рамках этого мероприятия мы будем иметь возможность поговорить с нашими уважаемыми гостями, чтобы привлечь их внимание к этой инициативе. И я бы очень попросил, просто «на входе» поддержать эту идею и дальше поработать над тем, как это могло бы выглядеть.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Михайлович.
Уважаемые коллеги, уважаемые друзья. Я, когда слушал всех вас, вспоминал некоторые яркие моменты какого-то своего прошлого. Господин Чжоу Цифэн говорил про новые элементы Периодической системы, а я просто вспоминал, как выглядела эта таблица в мои школьные годы. Я закончил школу в 1982 году, тогда, если я правильно помню, или 104, или 105 элементов было. Я химию любил и не просто любил, похвастаюсь сейчас, уже можно – у меня были лучшие оценки в школе. Но, к несчастью, я химиком не стал, тем не менее, какие-то вещи в голове периодически возникают из того периода. Конечно, то, что было сделано за последние годы, это очень вдохновляет. Это результат работы человечества, которое, по сути, реализует те гениальные идеи, которые уже 150 лет назад были высказаны Дмитрием Менделеевым.
Уверен, что и дальше молодые учёные будут вдохновляться этим опытом и думать о том, чего здесь было больше: научного предвидения, озарения, или же глубокой проработки. Я абсолютно согласен с тем, что будущее любой отрасли знаний, в том числе и общей химии, да вообще любой науки, зависит, как это ни банально, от молодёжи. И чем больше молодёжи с интересом воспринимает лекции уважаемых коллег, которые здесь присутствуют, тем больше вероятность, что наука получит своё продолжение. Мы и у себя здесь обсуждали самые разные научные вопросы, я знаю, а коллеги из науки это делают постоянно, в том числе и границы существования закономерностей Периодической системы элементов Менделеева. Я уверен, что большое количество молодых учёных будет вдохновляться этим примером. Я рад слышать, что эстафету здесь берёт Токио. Но на одну вещь, которую сказал руководитель нашей академии наук, я не могу не отреагировать. Вы сказали, что сейчас непростая политическая ситуация и в рамках этого нам нужно какие-то вырабатывать новые механизмы. Первое, что хотел бы констатировать – непростая политическая ситуация не отменяет действия Периодической системы элементов Менделеева. Эта непростая политическая ситуация пройдёт, а те закономерности, которые были открыты 150 лет назад нашим великим химиком, останутся. И не нужно переоценивать её влияние на научный мир или на наши отношения с некоторыми странами.
Но я не могу не откликнуться на вашу идею фонда. Мне в целом кажется, что это красивая идея – надо её правильным образом только упаковать, договориться об экспертизе, о совместной работе, и посчитать, конечно, сколько это будет стоить. Но на хорошее дело денег не должно быть жалко. Давайте подумаем, что можно сделать.
Я хочу ещё раз всех вас поблагодарить за то, что вы приехали к нам, за то, что вы участвуете в съезде, посвящённом этому большому событию.
<…>