На портале госуслуг открыт раздел, где каждый желающий может ознакомиться с прототипами суперсервисов и оставить свои предложения, тем самым приняв участие в их создании.
Как отметил Заместитель Председателя Правительства на презентации, прошедшей 31 июля в Доме Правительства, уже многое сделано для того, чтобы процесс получения государственных услуг стал более комфортным: более 70 миллионов граждан России подтвердили учётные записи на портале госуслуг, ежедневно через этот портал проводятся миллионы транзакций. «Но мы понимаем, что ещё далеки от того, чтобы выдать гражданам лучший в мире сервис, – сказал Максим Акимов. – Поэтому мы решили изменить ситуацию так, чтобы большинство услуг можно было получить, фактически не вставая с дивана, полноценно присутствуя в цифровом пространстве, в доверенной защищённой среде».
Суперсервисы – новый тип государственных электронных услуг, сводящий к минимуму использование бумажных документов и необходимость посещения госорганов. Сервис построен на анализе жизненной ситуации человека и проактивном предоставлении всего необходимого комплекса услуг, а также помощи в оформлении положенных льгот и выплат – быстро и буквально «в один клик».
Так, суперсервис «Рождение ребенка» сводит к 15 минутам оформление документов и выплат, на которое сегодня уходит до 12 личных визитов в госорганы или двух-трёх – в МФЦ, 10 заявлений на бумаге и, как итог, более 1,5 часов личного времени без учёта ожидания в очереди.
Всего в рамках национальной программы «Цифровая экономика» под руководством Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разрабатывается 25 суперсервисов, соответствующих наиболее распространённым жизненным ситуациям. Сегодня в разделе суперсервисов на портале госуслуг можно ознакомиться с пятью из них: «Рождение ребенка», «Исполнительное производство», «Европротокол онлайн», «Переезд в другой регион», «Поступление в вуз онлайн».
В новом разделе портала пользователям предлагается узнать о том, чем суперсервисы отличаются от привычных электронных услуг, и посмотреть видеоролики, в которых наглядно показано, как они работают, а затем оставить свои замечания и пожелания. Также они могут подать заявку на участие в более расширенных исследованиях – опросах, интервью и фокус-группах.
Далее, в течение месяца после запуска раздела суперсервисов, мнения граждан будут анализироваться, а суперсервисы – дорабатываться с их учётом. До конца текущего года на сайте будут размещены прототипы всех суперсервисов. Таким образом каждый из суперсервисов получит оценку граждан России и будет доработан с её учётом.
«Мы хотим сделать не так, как удобно государству, а так, как удобно людям. Поэтому главная наша цель сейчас – получить от пользователей ответ, хорош ли продукт, который мы предлагаем, насколько удобен, как его стоит доработать», – пояснил Максим Акимов цель проводимого исследования.
При создании суперсервисов задействовано более 200 представителей государственных органов, специалистов из ведущих технологических компаний страны и экспертов, объединённых в команды и интенсивно работающих периодами в 1–2 недели.
«В центре работы над суперсервисам стоит конечный пользователь, человек. Наша работа основана на технологиях дизайн-мышления. Так, мы начинаем с анализа пользовательского опыта. Мы должны проектировать не с позиции чиновников из отдельных министерств, а с точки зрения конечного клиента. И это радикальное отличие от привычного подхода, существовавшего в прошлом. Нам важно, в первую очередь, узнать у человека, каким должен быть сервис, каким он хочет видеть его на экране компьютера или смартфона, а затем грамотно выстроить технологические процессы, проложив путь к желаемой картине», – добавил заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин.