Совещание
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение главы Республики Крым Сергея Аксёнова
Сообщение временно исполняющего обязанности губернатора Севастополя Михаила Развожаева
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил детский сад образовательного центра «Античный» и осмотрел территорию и корпуса Городской инфекционной больницы.
Детский сад образовательного центра «Античный» открылся в феврале 2019 года.
Здание
детского сада построено по федеральной целевой программе
«Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и
рассчитано на 15 групп. В настоящее время детский сад посещают 340
воспитанников. В нём есть игровые
и спортивные площадки, установлено интерактивное оборудование. Кабинеты
специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) оснащены современным
оборудованием, предназначенным для развития и коррекции познавательной,
эмоционально-волевой и коммуникативной сферы и речевых нарушений дошкольников.
Совещание о ходе реализации национальных проектов на территории Республики Крым и Севастополя в части здравоохранения, образования и культуры
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы встречаемся в Севастополе. Вчера здесь был парад в честь Дня Военно-Морского Флота. Ещё раз поздравляю всех с этим событием, с праздником.
За пять лет, которые мы с вами прошли, мы занимались интеграцией Крыма в политическое, экономическое, правовое поле России. Немало сделали для того, чтобы наладить нормальную жизнь на полуострове. Реализуется федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя». Только что я с губернаторами на эту тему разговаривал.
Но сейчас эта работа (и с этим связано совещание, которое мы с вами сегодня проводим) выходит на качественно иной уровень – благодаря национальным проектам. Для того чтобы поговорить о специфике реализации национальных проектов в Крыму, мы здесь и собрались.
В целом в Республике Крым и Севастополе реализуется около 100 региональных проектов. В 2019 году на них предусмотрено почти 13 млрд рублей в Крыму и около 4 млрд – в Севастополе. Федеральный бюджет здесь, соответственно, предоставляет бо́льшую часть денег.
Сегодня с учётом особой важности и значимости мы посмотрим, как идёт на Крымском полуострове исполнение трёх национальных проектов, которые в наибольшей степени актуальны для граждан. Я имею в виду «Образование», «Здравоохранение» и «Культуру».
Участники совещания
-
PDF
133Kb
Список участников совещания о ходе реализации национальных проектов на территории Республики Крым и Севастополя в части здравоохранения, образования и культуры, 29 июля 2019 года
В социальной сфере отдача от деятельности государства наиболее ощутима, поскольку люди ежедневно сталкиваются с этими вопросами. И конечно, от национальных проектов ждут конкретных результатов – я имею в виду новые поликлиники, больницы, учреждения культуры, спортивные площадки, школы, детские сады.
До совещания мы осмотрели здесь, в Севастополе, новый детский сад. Современное здание, оснащено всем необходимым. Помещения современные, просторные, подготовленные для приёма детей, есть всё, чтобы дети получали внимание и заботу. Но ещё предстоит немало построить и в Севастополе, и в Республике Крым такого рода современных детских дошкольных учреждений.
В рамках национального проекта «Образование» на полуострове создаются новые школьные места, в том числе в сельской местности, сдаются школы. К концу этого года должна быть сдана и общеобразовательная школа, и детский сад в Республике Крым. В Севастополе также идёт заключение государственных контрактов на капитальный ремонт в нескольких школах.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» закупается оборудование для помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. Медицинским учреждениям перечисляются средства из бюджета на повышение зарплат и привлечение специалистов. Сегодня мы осмотрели севастопольскую инфекционную больницу. Она старая, её состояние довольно сложное – в том смысле, что здания уже ветхие и, к сожалению, не соответствуют в полной мере тому, как должны выглядеть современные больницы. Там определённые решения назрели, я их озвучил. Надеюсь, что сможем этот проект реализовать. В Республике Крым эти процессы также идут, Сергей Валерьевич, наверное, об этом доложит. На полуострове многое делается для профилактики онкологических заболеваний, приобретается современное оборудование для медицинских учреждений, медицинские изделия. Реализуется проект по качественному обследованию, то есть по диагностике, что является очень важным при этом виде заболеваний.
И несколько слов о национальном проекте «Культура». В Республике Крым на этот год запланирован капитальный ремонт пяти сельских домов культуры, создание виртуального концертного зала. Выделены гранты на строительство семи кинозалов, ещё один должен заработать в этом году в Севастополе.
На что хочу обратить внимание сразу же, в чём, на мой взгляд, проблемы. Освоение выделенных средств осуществляется медленно. Кассовое исполнение национальных проектов в настоящий момент относительно невысокое, от 20 до 30% и по Севастополю, и по Республике Крым. Поэтому нужно ускоряться. Необходимо работать эффективнее, укладываясь в ключевые показатели и временные рамки национальных проектов. Там, где это в настоящий момент можно сделать, нужно обязательно ускориться.
Давайте перейдём к обсуждению этих тем, послушаем выступление наших коллег, руководителей Республики Крым и Севастополя.
С.Аксёнов:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! В Республике Крым реализуются
мероприятия по 11 национальным проектам. Приняты и утверждены 49 паспортов
региональных проектов с общим объёмом финансирования до 2024 года 83,1 млрд
рублей, из которых 50 млрд – это средства федерального бюджета, 31 млрд – это
средства республиканского бюджета и 1,7 млрд – это средства внебюджетные, в том
числе Фонд обязательного медицинского страхования.
На 2019 год у нас предусмотрено 12,8 млрд рублей, 9,5 млрд – это федеральный бюджет, 2,7 млрд республиканские и 610 млн – это средства внебюджетные, тоже Фонд обязательного медицинского страхования в основном.
По 22 региональным проектам заключены соглашения на этот год на общую сумму финансирования 8,8 млрд рублей с федеральным бюджетом. По трём проектам соглашения находятся в стадии заключения, они будут заключены до 1 сентября. В общей сложности по кассовому освоению по этому году у нас потрачено на сегодняшний день 2,5 млрд рублей, что составляет 19% от плана. При этом низкий показатель обусловлен прежде всего тем, что у нас отсутствует авансирование, в данном случае в полном объёме, все работы оплачиваются по факту их завершения.
По «Безопасным и качественным дорогам» у нас была задержка, связанная с передачей и паспортизацией сельских дорог, поэтому у нас 10 августа только будут законтрактованы «Безопасные и качественные дороги», и, соответственно, будет выполнен весь план мероприятий этого года.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» в Республике Крым реализуется шесть региональных проектов. Главной целью к 2024 году у нас является ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 78 лет. Общее дофинансирование до 2024 года предусмотрено в объёме 15,2 млрд рублей, в том числе в 2019 году – 1,23 млрд рублей. Контракты заключены сейчас на сумму 292 млн рублей, что составляет 25% от планового объёма. При этом кассовое исполнение составляет 5,1% от запланированного. Но у нас основная задача – это закупка оборудования, по которому все контракты будут размещены в августе в данном случае, поэтому все работы практически у нас будут выполнены без нарушений сроков.
Д.Медведев: То есть в августе всё уже будет закуплено?
С.Аксёнов: Это чисто закупка оборудования. У нас практически отсутствуют по здравоохранению строительно-монтажные работы.
У нас создан региональный центр организации медико-санитарной помощи, ведётся работа по дооснащению центра и шести первичных сосудистых отделений. В текущем году будет закуплено 38 единиц медицинского оборудования на сумму 283 млн рублей, 10 контрактов.
Для онкологического диспансера республиканской детской больницы планируется приобретение 88 единиц оборудования и медицинских изделий на сумму 456 млн рублей, 26 контрактов.
12 контрактов на сумму 161 млн планируется заключить до середины августа 2019 года. Закупки на оставшиеся 294 млн будут проведены в IV квартале, то есть у нас в данном случае рисков по неосвоению средств по нацпроекту «Здравоохранение» нет. В данном случае речь идёт о дооснащении 25 детских поликлиник и детских поликлинических отделений.
Плановый показатель по объёму вылетов санитарной авиации у нас перевыполнен. Запланировано 85 рейсов, фактически выполнено 126, заключены два контракта на 65 млн рублей, кассовое исполнение составляет в этой части 58%.
66 медицинских организаций планируется дооснастить 200 тыс. автоматизированных рабочих мест и 1500 многофункциональными устройствами на сумму 222 млн рублей, тоже девять контрактов.
На текущий момент заключено три контракта на сумму 78 млн рублей. Исполнен только один контракт. Риски по достижению целевых показателей у нас в данном проекте отсутствуют.
По проекту «Образование» у нас до 2024 года запланировано 1,2 млрд рублей, в том числе на 2019 год – 675 млн рублей. При этом у нас, хочу сказать, целевые показатели национального проекта «Образование» достигаются в том числе в результате реализации федеральной целевой программы Республики Крым до 2022 года. До 2022 года будут введены в эксплуатацию в общей сложности благодаря федеральной целевой программе и региональным программам 122 объекта детского дошкольного образования. То есть в полном объёме мы закроем потребность в местах – сегодня это 20 тыс. мест. Все программы утверждены, сроки с профильными министерствами согласованы. В этом году у нас будет сдана общеобразовательная школа в микрорайоне «Жигулина Роща» на 1100 мест. Мы сейчас ещё раз с подрядчиками в выходные дни общались, объект будет введён в эксплуатацию в этом году. Сегодня на объекте присутствует достаточное количество людей и техники. Закупка всего оборудования будет производиться в октябре – ноябре этого года.
Также у нас проводятся проектно-изыскательские работы по строительству двух новых общеобразовательных организаций. Это общеобразовательная школа на 704 места в городе Керчь и общеобразовательная школа на 250 мест, село Маловидное Бахчисарайского района. Ввод в эксплуатацию объектов планируется в декабре 2020 года. Риски по достижению показателей результативности отсутствуют.
В рамках нацпроекта «Культура» реализуются три региональных проекта, главной целью которых является увеличение посещаемости учреждений культуры на 15% до 2024 года. У нас на сегодняшний день, по оперативным данным, – спасибо Владимиру Ростиславовичу Мединскому – дополнительно выделяют республике 104 млн рублей, в том числе и на ремонты клубов, и до 2024 года всего планируется 313 млн рублей на эти цели. На сегодня предусмотрено в паспорте до 2024 года 208 млн рублей, в том числе за счёт средств республиканского бюджета всего 7,5 млн рублей.
Освоение средств – III–IV квартал. По факту выполненных работ контракты заключены, в данном случае рисков неосвоения нет. Будут проводиться ремонты пяти сельских домов культуры. По всем объектам контракты заключены.
Фондом кино выделены гранты ООО «Мир кино» на создание семи кинозалов на общую сумму 32 млн рублей. Это внебюджетный источник финансирования. Соответственно, мы здесь точно так же конструктивно работаем с НКО и с другими организациями на этом поле.
Доведена квота на повышение квалификации работников в сфере культуры в количестве 160 человек на 2019 год.
Две некоммерческие организации по итогам отбора в 2019 году получили субсидии на реализацию проекта в сфере народного творчества свыше 2,5 млн рублей каждая.
Регулярно проводятся пресс-конференции. На каждом заседании совета министров один из министров докладывает о ходе реализации национального проекта, каждый в своей части. То есть всё находится под контролем: крымчане максимально информируются о целях достижения национальных проектов. Такая информация должна доводиться до жителей и главами администраций, сельских поселений. С 1 сентября мы эту работу ещё в публичной части усилим.
В остальном мы конструктивно работаем с федеральными органами власти. Все вопросы, которые требовали отдельного обсуждения, обсуждаются с министрами, и Вашего вмешательства не требуется.
М.Развожаев:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
В Севастополе также ведётся работа по 11 национальным проектам, сформировано 48 региональных проектов. До 2024 года финансирование региональных проектов составит 19,3 млрд рублей. При этом в 2019 году будет выделено на все региональные проекты 3,98 млрд рублей. У нас по кассе сейчас 30% от запланированных назначений выполнено. Мы до конца года рисков по выполнению контрольных точек по национальным проектам и входящим в них региональным проектам по образованию, здравоохранению, культуре не видим.
Также в Севастополе реализуются мероприятия федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя и мероприятия по линии регионального бюджета. Соответственно, все эти инструменты в настоящее время работают на достижение индикаторов национальных проектов и на устранение диспропорций в социально-экономическом развитии города.
Что конкретно по трём национальным проектам в 2019 году будет сделано?
По национальному проекту «Образование» начнётся строительство корпуса школы №61 в Гагаринском районе. Также будут введены в эксплуатацию, мы планируем, две школы: на 600 мест – в составе образовательного центра «Античный» и на 720 мест – в Инженерной школе. Это две школы, которые находятся рядом с тем детским садиком, который мы сегодня посетили.
Д.Медведев: А детских садиков-то в этом районе хватит или нет?
М.Развожаев: Как я Вам докладывал, пока введён тот детский сад, в котором мы сегодня были, его плановая мощность – 280 ребятишек, а сейчас там 340 находится. Конечно, будем планировать в этом развивающемся микрорайоне ещё детские дошкольные учреждения.
В августе также мы планируем отремонтировать четыре спортивные площадки при школах в рамках национальных проектов. Также поставим оборудование для центра волонтёрства. Планируем построить три детских сада на 580 мест – в селе Орлиное и на улицах Шевченко и Симонок. Также планируем до конца года, но преимущественно к 1 сентября закончить ремонт более чем в 100 школах, учреждениях образования.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» в 2019 году в региональный сосудистый центр «Городская больница №1» имени Пирогова будет поставлено 180 единиц оборудования. Это высококачественное диагностическое оборудование, специальная мебель для инсультников, для больных, перенёсших сердечно-сосудистые заболевания. Для действующего онкодиспансера будет закуплено необходимое оборудование для выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях. Мы создаём в этом году, до конца года, три центра амбулаторной онкологической помощи. Мы предусмотрели отдельные меры социальной поддержки для привлечения высококлассных медицинских специалистов по самым дефицитным в Севастополе специальностям – это онкологи, врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи, терапевты.
В этом году мы также начнём строительство трёх подстанций скорой медицинской помощи и поликлиники в Казачьей бухте. Завершим капитальный ремонт в 12 учреждениях здравоохранения. Уже сейчас завершается ремонт двух поликлиник. Ещё один ремонт будет завершён до конца года на улице Бориса Михайлова.
Также, Дмитрий Анатольевич, в этом году мы должны начать строительство объектов нашего высокотехнологического медицинского кластера – современного онкодиспансера и больницы скорой медицинской помощи. Из Главгосэкспертизы эти проекты вышли, получено разрешение на строительство, в ближайшее время будем определяться с подрядчиком и запускать эти важнейшие стройки.
В рамках национального проекта «Культура» реализуется у нас три региональных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» с общим объёмом предусмотренных средств 303 млн рублей.
В 2019 году мы начинаем проект «Творческие люди» с предоставлением грантов для поддержки творческих проектов. До 2022 года планируем построить четыре сельских клуба, два многофункциональных центра, ТЮЗ, сделать реставрацию здания художественного музея имени М.П.Крошицкого. Сейчас идёт подготовка проектно-сметной документации по всем этим объектам, в следующем году начнём строительство.
Также в этом году капитально отремонтируем и переоснастим кинотеатр «Октябрь» и в городе Инкермане – кинотеатр «Россия», три библиотеки, сцену приморского бульвара «Ракушка» и клубы в Инкермане, клубы в селе Первомайка.
И конечно же, в этом году мы продолжаем работу над культурно-образовательным и выставочным комплексом, который создаётся в Севастополе. Конечно, это будет большой объём инвестиций в культуру.
Хотелось бы воспользоваться сегодняшним совещанием, Дмитрий Анатольевич, и обратить внимание на несколько проблемных вопросов.
2 июля 2019 года на совете по стратегическому планированию Вы дали поручение о проработке вопроса о заключении соглашения о субсидировании на три года. Для города Севастополя (я думаю, Сергей Валерьевич поддержит – и для Крыма) это очень актуально. Мы сможем начинать конкурсные процедуры на два года вперёд, получив лимиты, и к началу бюджетного года уже иметь контракты и подрядчиков, потому что с этими процедурами мы всё время задерживаемся, что приводит к неосвоению средств в рамках бюджетного года.
Также на этом заседании совета Вы акцентировали внимание и на нормативных ценах строительства в рамках национальных проектов и дали соответствующее поручение. Это для нас тоже очень актуально. Сейчас строительство школы в микрорайоне Шевченко по сметной стоимости было определено в 500 млн рублей, а фактическая составила 800 млн рублей. Чтобы завершить объект, нам пришлось изыскивать 300 млн из регионального бюджета.
Ещё один важный вопрос – это возможность разработки проектно-сметной документации по национальным проектам для наших регионов за счёт средств федерального бюджета. Вы также давали это поручение – до 5 сентября. Мы, как и все высокодотационные регионы, ждём результатов, потому что если у нас по ФЦП это, так сказать, делается, то по национальным проектам надо изыскивать дополнительные средства.
Ещё одна тема – это дефицит с крупными качественными строительными организациями. Я Вам докладывал по некоторым объектам. У нас на конкурсы выходят недобросовестные подрядчики, получают авансирование, потом растворяются. Я предлагаю по крайней мере проработать на системной основе такую возможность, чтобы решением Правительства по строительству социально значимых объектов, которое ведётся в рамках национальных проектов и ФЦП в Севастополе и Крыму, для объектов хотя бы свыше 500 млн рублей, принимать решение по определению единых поставщиков, чтобы мы могли выходить на эти стройки. Потому что выделяются огромные средства, чтобы вводить десятки объектов, мы становимся заложниками этих бесконечных процедур, и ни на какую бюджетную экономию средств мы в итоге не выходим, а несём огромные финансовые, временные и социальные издержки.
Понятно, что меньше 500 млн, наверное, всё-таки местные у нас есть подрядчики, которые могут выполнять работы. Но всё, что более 500 – это фактически садики, школы, больницы, всё, что серьёзное новое и чего больше всего ждут люди, – всё это стопорится. И те ожидания, которые люди возлагают на нас, мы своевременно реализовать не можем из-за того, что у нас, к сожалению, пока такого мощного строительного комплекса, который мог бы выходить и делать качественно, конкурируя между собой, не сформировалось. А с материка люди в силу определённых санкционных ограничений не особо торопятся к нам, сюда, приходить.
И последний вопрос – национальный проект «Жильё и городская среда». Есть такой очень важный индикатор, который касается установления процента по ипотеке не более 8%. У нас, к сожалению, здесь не работают крупные банки, институты развития, и, чтобы решить этот вопрос, выйти на этот уровень 8%, может быть, можно предусмотреть, разработать вопрос пилотного проекта для Севастополя, допускающего возможность адресного бюджетного финансирования на эти цели. То есть чтобы мы могли через бюджет доплачивать людям, чтобы они могли иметь такой же льготный процент в рамках национального проекта (эти инструменты работают на материке), потому у нас ставка 13–14%, и преодолеть это мы не можем никак. У нас эти программы по стандартному варианту, который предусмотрен на материке, не работают. Поэтому мы здесь можем как администрация региона взять на себя эту функцию, правильно администрировать и существенно снизить процент по ипотеке, что, конечно, будет воспринято людьми очень позитивно, тем более что в рамках всех национальных проектов такая задача поставлена.
<…>