Тема правительственного часа – «О реализации единого плана деятельности Правительства по достижению национальных целей развития Российской Федерации: региональный аспект».
Из стенограммы выступления:
Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые сенаторы, коллеги!
Президентом в указе определены девять национальных целей развития. Это в первую очередь задачи по снижению бедности, увеличению доходов граждан, повышению доступности и качества здравоохранения и образования, расширению доступа к комфортной городской и транспортной инфраструктуре и другие.
Но очевидно, что все эти национальные цели могут быть реализованы только при выполнении целевых задач, поставленных в области экономики, – это обеспечение темпов роста экономики выше мировых, вхождение Российской Федерации в пятёрку крупнейших экономик мира, увеличение высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.
Для реализации национальных целей развития Правительством в текущем году подготовлен целый комплекс мер. Он включает в себя активизацию частных инвестиций и повышение отдачи государственных капитальных вложений, снижение административных издержек и регуляторных рисков, повышение производительности труда и увеличение конкурентоспособности. Принят целый ряд проектов в сфере стимулирования экономического роста.
Какие факторы ускорения экономического роста запланированы на ближайшую шестилетку?
Первое – это повышение инвестиционной активности частного сектора. Мы видим, что уровень инвестиций пока не достигает того значения, которое определено в наших планах – 25% ВВП. Сейчас уровень инвестиций составляет 20,6% ВВП.
Для ускорения темпов роста инвестиций утверждён «План по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их уровня до 25% ВВП». Он включает несколько элементов – системные задачи по улучшению инвестиционного климата и отраслевые показатели эффективности для каждого ведомства.
Этот план содержит меры по улучшению предпринимательской среды и снижению издержек бизнеса, развитию инфраструктуры, меры по повышению эффективности госкомпаний, которые активно участвуют в инвестиционной деятельности, – от их работы во многом зависит общий инвестиционный фон в стране.
Какие задачи этого плана реализованы? Мы утвердили план мероприятий «Трансформация делового климата», в Госдуме рассматривается законопроект о новом механизме организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Во взаимодействии с отраслевыми ведомствами вырабатывается пакет мер, снимающих ограничения по привлечению частных инвестиций в каждой конкретной отрасли.
Ведём взаимодействие с деловым сообществом по содействию реализации конкретных инвестиционных проектов и с регионами – по достижению показателей эффективности в экономической сфере. Я лично с начала года провёл встречи с 51 регионом на специальных совещаниях по этой теме.
Подготовлена методика оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов с участием государства.
Остановлюсь подробнее на трёх национальных проектах.
Первый проект – это повышение производительности труда. За последние два года нам удалось несколько улучшить ситуацию – рост производительности составил около 2% в год. Это выше, чем среднегодовые темпы за последние 10 лет. В первую очередь, конечно, важно региональное участие в этом проекте. Все регионы приглашены к участию. Сейчас в нём участвуют 36 регионов, с ними подписаны соответствующие соглашения о том, чтобы предприятия, работающие в этих субъектах, принимали меры по повышению производительности труда. На сегодняшний день более 500 предприятий участвуют в этом нацпроекте, около 200 предприятий получают экспертную поддержку Федерального центра компетенций (ФЦК), около 300 предприятий внедряют меры по повышению производительности труда под руководством субъектов. Я сам был на этих предприятиях, каждый месяц несколько раз бываю в различных субъектах. Видно, что предприятия, которые внедряют принципы повышения производительности труда, увеличивают этот показатель – от 10 до 30% за год. Перед нами стоит задача увеличить производительность к 2024 году на 5% по России. Те предприятия, которые включены в программу, показывают повышение на 10% и более в год – это очень хороший показатель. Кроме того, производительность труда относится не только к экономике, но и к бюджетной сфере – это и здравоохранение, и образование. Речь идёт о таких проектах, как «Эффективная поликлиника», «Комфортная школа». Внедрение принципов повышения производительности труда приводит не к сокращению штата, как говорят многие, а наоборот, к расширению производства.
Следующая серьёзная задача – это экспорт. Принят соответствующий национальный проект по вовлечению России в глобальную экономику и усилению конкурентоспособности наших предприятий. Какие для этого разработаны инструменты?
Подготовлена программа поддержки производителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). Если предприятие заявляется на эту программу и ставит план по увеличению экспорта, оно получает возможность привлечения льготных кредитов – 4,5 п.п. субсидируется из федерального бюджета.
В рамках нацпроекта принят федеральный закон, предусматривающий право на вычет «входного» НДС при экспорте услуг. Это важная мера, которая даёт дополнительные возможности для компаний, экспортирующих услуги, в том числе транспортных компаний, IT-компаний, организаций, оказывающих другие виды услуг.
Также подготовлен законопроект о либерализации визового режима. С 1 июля вводится упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Калининградскую область. Упрощённый режим, электронные визы будут постепенно внедряться на всей территории страны. Это тоже очень эффективная мера.
И конечно, валютное законодательство. Мы подготовили два законопроекта, смягчающих требования валютного контроля и ответственность за их нарушения. Первый законопроект внесён в Госдуму, второй готовится к принятию во втором чтении.
Следующий национальный проект – это малый и средний бизнес, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Сейчас малый и средний бизнес во многих странах – это основа экономики. И мы ставим себе задачу по увеличению числа представителей малого и среднего предпринимательства. Сейчас это 19 миллионов человек, ставим задачу достичь к 2024 году 25 миллионов человек и повысить вклад этого сектора в ВВП страны.
Какие результаты нацпроекта можно подвести?
С начала года в четырёх пилотных регионах введён эксперимент по налогу на профессиональный доход. Сегодня около 130 тысяч людей зарегистрированы в приложении «Мой налог» и применяют новый специальный режим. Со следующего года мы дадим право и другим регионам внедрять у себя этот налоговый режим.
Запуск программы льготного кредитования предпринимателей по ставке 8,5%. В 2018 году льготные кредиты были выданы на 80 млрд рублей, а сейчас предприниматели уже заключили кредитные соглашения на сумму около 100 млрд рублей.
У нас в нацпроекте более амбициозные задачи. Мы сейчас увеличиваем возможности, привлекаем банки, для того чтобы они более активно кредитовали малое и среднее предпринимательство. Больше будем субсидировать ставку – с 2,5 увеличим до 3,5%, предоставляем возможность рефинансировать кредиты для МСП, активно развиваем микрофинансирование малого бизнеса. Для развития микрофинансирования мы обеспечиваем докапитализацию действующих микрофинансовых организаций и создание новых МФО в Приморском крае, Амурской, Еврейской автономной, Костромской, Магаданской областях и Ненецком автономном округе.
Расширяется доступ субъектов МСП к системе закупок. Ожидаем, что по итогам 2019 года объём закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составит 3,4 трлн рублей. На 1 июня объём закупок у субъектов МСП крупнейшими заказчиками уже составляет почти 1,2 трлн рублей.
Также для поддержки начинающих и действующих предпринимателей развивается информационный ресурс – портал бизнес-навигатора МСП в рамках центров «Мой бизнес». Портал не имеет аналогов в мире по функциональным возможностям – он позволяет выбрать вид бизнеса, подобрать помещение, рассчитать примерный бизнес-план, получить информацию о доступных мерах поддержки. Это очень хороший инструмент, который запущен в рамках реализации нацпроекта.
Помимо начала реализации национальных проектов для достижения национальных целей проведена полная модернизация всей системы госуправления.
Выстроена система целеполагания. В рамках формирования «Единого плана по достижению национальных целей развития» мы разложили на составляющие элементы по факторам и каскадировали от федеральных министерств и ведомств до субъектов и муниципальных образований.
Создана новая система контроля и мониторинга, как стратегического – посредством ежегодной оценки достижения национальных целей развития, так и оперативного – на всех стадиях, от проектирования до завершения по всем уровням управления (федеральный, региональный, муниципальный). Важно, что мы впервые увязали бюджетные показатели с конечными результатами проектов. Это серьёзная новация, которая позволяет по-другому взглянуть на всю систему госуправления.
Определена персональная ответственность за достижение национальных целей развития.
Изменилась и работа с регионами. Они стали полноправными участниками реализации национальных проектов. Для них определены значения показателей из национальных целей развития. Нередко региональные власти говорят, что их сложно реализовать, необходимо дополнительное финансирование. Но они распределены таким образом, чтобы достичь к 2024 году целей, поставленных в указе Президента. Да, действительно, это амбициозные цели, но тем не менее они определены для министерств и ведомств и для субъектов РФ. Это 15 основных показателей оценки деятельности регионов. Мы будем очень серьёзно работать в этом направлении с регионами.
По софинансированию. Многие говорят, что обещали софинансирование 95 на 5%, а на самом деле уровни софинансирования иные. В качестве аргументов приводят такие положения: невключение в софинансирование подготовки проектно-сметной документации, подключения к сетям, удорожания проектов. Действительно, по каким-то субъектам РФ так и есть. Так было и раньше, когда мы софинансировали из федерального бюджета обязательства регионов по пропорциям 70% из федерального бюджета и 30% – из регионального.
Сейчас определен показатель 95 на 5%, но, действительно, возникают некоторые элементы недостаточности ресурсов. Мы готовы индивидуально с каждым субъектом отрабатывать эти вопросы. Например, мы были в Дагестане с обсуждением национальных целей развития, и в этой республике были предусмотрены деньги на подготовку проектно-сметной документации. В других регионах такое управленческое решение не принято, поэтому возникает вопрос о выделении средств на подготовку проектно-сметной документации. Нам нужно очень точечно смотреть на финансовое состояние регионов и очень точечно принимать решения о поддержке в рамках реализации нацпроектов.
Ход исполнения нацпроектов требует изменения законодательства. Мы подготовили предложения:
- о распространении срока действия соглашений на весь период, на который утверждено распределение межбюджетных трансфертов, то есть на три года и, возможно, до шести лет;
- о необходимости утверждения правил распределения межбюджетных трансфертов до начала финансового года;
- установление предельного срока заключения субъектами соглашений с муниципальными образованиями о предоставлении трансфертов за счёт субсидий из федерального бюджета;
- участие субъектов в обсуждении вопросов управления ресурсами нацпроектов;
- изменение системы оценки работы субъектов исходя из достижения национальных целей развития и реализации нацпроектов, изменение системы стимулирования.
В заключение хочу сказать, что постановка национальных целей, реализация нацпроектов кардинально изменили принципы работы органов государственной власти и местного самоуправления. Основным критерием теперь является результат, а не освоенные бюджетные средства и принятие программ. Изменилась и мотивация законотворческой деятельности. Более тесно взаимодействуют федеральный центр и регионы. Все эти изменения позволят добиться поставленных национальных целей развития.