В повестке: о ходе реализации национальных проектов в субъектах Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение губернатора Пермского края Максима Решетникова
Сообщение губернатора Камчатского края Виктора Илюхина
Сообщение губернатора Чукотского автономного округа Романа Копина
Сообщение губернатора Самарской области Дмитрия Азарова
Сообщение губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова
Сообщение губернатора Псковской области Михаила Ведерникова
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, коллеги!
Сегодня мы обсудим на заседании президиума, как идёт работа в регионах, как идёт реализация национальных проектов. Новые больницы, школы, дороги, многое другое, что предусмотрено в рамках национальных проектов, конечно, должны появляться именно в регионах. Прошло уже достаточно времени с момента начала работы. Где-то можно и какие-то итоги подвести. Посмотрим, насколько эффективно организован процесс. Выслушаем наших коллег – руководителей регионов, губернаторов: какие есть проблемы, которые, на ваш взгляд, работе мешают или сдерживают её, и какие усилия нужны, чтобы работа шла быстрее.
У нас в режиме видеоконференции принимают участие руководители практически всех регионов. И здесь у нас есть коллеги, и в Ситуационном центре в Доме Правительства в Москве, и, естественно, у себя на местах.
Все ключевые административные решения мы с вами приняли. Соглашения о межбюджетных трансфертах заключены. Деньги до регионов, которые на этот год предусмотрены, доведены в значительной мере, что-то ещё доводится. Я дал поручение организовать работу по ресурсам, которые определены на 2020 год.
Также мы пошли навстречу некоторым регионам, которые по различным уважительным причинам (это, как правило, погода) не уложились в сроки по субсидиям, которые были выданы в прошлом году. Им не придётся выплачивать штрафы, которые они должны были бы перечислить в бюджет. И это позволит завершить начатые проекты, не отвлекать ресурсы этого года, а прямо направить их на решение важнейших вопросов.
На реализацию 12 национальных проектов и комплексного плана модернизации инфраструктуры мы предусмотрели значительные деньги. Только на 2019 год – более 1,7 трлн рублей. Часть этих денег, как я уже сказал, находится в регионах, часть будет перечислена.
Участники заседания
-
PDF
243Kb
Список участников заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, 2 июля 2019 года
На середину третьей декады июня в целом по стране кассовое исполнение приблизилось к одной трети. Где-то ситуация, как обычно, лучше, где-то хуже. В целом традиционный для начала года период медленной раскачки всё-таки в этом году проходил быстрее. Регионы работают достаточно активно.
Тем не менее обращаю внимание
всех руководителей: лето уже, идёт самый пик строительного сезона, и
все инструменты для эффективной работы у вас есть. Двигаться можно и нужно
быстрее. Говорю это вам не просто чтобы, что называется, взбодрить (надеюсь, вы
и так бодры), а чтобы вы оценили все плюсы и минусы организации работы и
сделали выводы для себя. Быстрее надо действовать в летних условиях.
В определённой степени такую возможность даёт система электронного бюджета. Мы обсудим сегодня работу этой системы. В ней видно, как идёт выполнение национальных проектов. Ведомствам нужно, безусловно, к ней быстрее подключаться, использовать активнее, в том числе для снижения административной нагрузки на регионы и уменьшения бумажного документооборота. Эта система как минимум позволяет не дублировать запросы из различных инстанций, если информация уже в соответствующих электронных носителях содержится.
Все соглашения между центром и регионами были заключены в этой системе. Параметры паспортов национальных проектов доводятся до регионов. Там есть некоторые технические сложности. Нужно их преодолеть в самое ближайшее время. Одновременно нужно расширять функциональные возможности системы. На очереди – запуск системы мониторинга. Рассчитываю, что это также состоится в самое ближайшее время.
Давайте теперь послушаем наших коллег-губернаторов.
Начнём
с Пермского края. Максим Геннадьевич Решетников,
пожалуйста.
М.Решетников: Пермскому краю на 2019 год по нацпроектам предусмотрено 10,1 млрд рублей. В настоящее время, как Вы сказали, все соглашения заключены. У нас там есть одно соглашение – по итогам конкурсного отбора мы получили ещё деньги. Оно сейчас на подписи. Всё остальное заключено. Из 10 млрд рублей на краевом уровне расходуются 4,6 млрд рублей, при этом 3 млрд – это не контрактуемые расходы, а 1,3 млрд сейчас либо законтрактовано уже, либо объявлены конкурсные процедуры.
Соответственно, на сегодняшний момент зона нашего внимания – это 300 млн рублей, те деньги, которые должны быть законтрактованы, но до сих пор не законтрактованы. Как правило, это деньги, которые поступают по линии Министерства здравоохранения.
При этом большинство проблем, которые там есть, – это наши проблемы. Где-то мы немножко затянули с согласованием перечня оборудования, где-то какие-то уточнения идут с мест. В любом случае мы все эти проблемы понимаем, и в ближайшие две-три недели мы все контракты объявим.
Единственный, может быть,
момент, на который хотелось бы обратить внимание, – это тема, связанная с
созданием и заменой фельдшерско-акушерских пунктов.
У нас в этом году деньги предусмотрены на так называемые белые пятна, то есть
там, где ФАПы должны быть, но их не было. Сейчас уточнилась информация в геоинформационной
системе, и получилось, что у нас вместо 24 надо сделать 15 ФАПов.
Соответственно, по девяти ФАПам возникает вопрос: либо надо деньги с нас
снимать, и мы их готовы вернуть в федеральный бюджет, либо, например, дать нам
возможность их истратить на ветхие ФАПы, которые мы можем делать с 2020 года,
то есть перенести с 2020 года на 2019-й и побыстрее этот вопрос закрыть. Это
как решит Министерство здравоохранения.
По всем остальным вопросам там у нас всё идёт. Дмитрий Анатольевич, отдельное спасибо за 44-й федеральный закон. Все изменения вступили в силу, сейчас они активно реализуются.
Дальше. Муниципальными образованиями реализуется 13 направлений на 5,4 млрд рублей. Соответственно, 1,7 млрд рублей – тоже не контрактуемые средства, 2,2 млрд рублей – там, где заключены контракты или объявлены конкурсные процедуры. В настоящий момент у нас не начато конкурсных процедур на муниципальном уровне на 1,5 млрд рублей. Это в принципе то, что является тоже нашей зоной ответственности. Из них 700 млн рублей – это создание мест в детских садах, там, где требуется выпуск проектной документации, идёт экспертиза и так далее. Здесь у нас опасений нет. И ещё 400 млн рублей – это у нас аварийное жильё. Здесь у нас немножко подотстал город Пермь, но сейчас тоже все контракты на закупку жилья в ближайшую неделю будут объявлены. Всё остальное – есть несколько направлений. Во многом уже экономия образуется, будем торговаться. Например, по «Безопасным и качественным дорогам» мы уже пытаемся получить экономию, то есть больше успеем сделать. В общем, здесь тоже у нас никаких опасений нет. Мы свои больные точки знаем, всё целиком и полностью наша ответственность, на нашей стороне всё сделаем.
Следующий момент – у нас стояла задача завести все паспорта региональных проектов в системе «Электронный бюджет». На сегодняшний момент 98% всех паспортов заведено, 43 из 44 мы сделали. Тоже никаких вопросов не видим там. Понятно, что в системе где-то ещё шероховатости есть, но они все преодолимы, и, в общем, целиком и полностью все проблемы на нашей стороне решены и на стороне Минфина тоже.
По состоянию на 1 июля кассовое исполнение расходов на реализацию нацпроектов за счёт федерального бюджета составило 1,5 млрд рублей – 15% от всех расходов. Учитывая характер расходов, что это всё-таки капитальные расходы, закупка оборудования и так далее, понятно, что пик расходов придётся на конец III и на IV квартал в основном, поэтому это с нашей точки зрения нормальное кассовое исполнение.
На чём хотелось бы заострить внимание и где просить Вашей поддержки? Это вопросы, связанные с заключением соглашений уже на 2020 и 2021 годы. Было Ваше поручение заключить такие соглашения. На сегодняшний момент у нас по 15 направлениям распределены деньги на всю трёхлетку. Из них трёхлетние соглашения заключены по шести направлениям. Это в первую очередь Минтранс, направление «Безопасные и качественные дороги», Минздрав – «Вакцинация», Федеральная служба по труду и занятости, Минспорт, Минстрой и Минсельхоз – по одному направлению. Ещё одно направление Минспорта тоже в системе размещено, мы должны подписать это соглашение, это на нашей стороне. Чего нам не хватает и где пока не предложено нам подписать соглашений? По линии Минздрава четыре направления: это санитарно-авиационные работы, это цифровой контур, это региональные сосудистые центры и переоснащение организаций по онкологии. Это то, где мы сейчас ждём. Коллеги в ближайшее время разместят эти соглашения, мы их тоже будем готовы подписать.
И вот на один момент хотелось бы обратить внимание – это фонд ЖКХ, «Аварийное жильё», 2020 и 2021 год. Там есть некая правовая коллизия, потому что фонд же получает деньги из федерального бюджета каждый год, и коллеги не готовы пока или до конца не понимают, как подписать соглашения на 2020 и 2021 год. Но нам это очень надо, потому что, имея на руках вот эти соглашения, мы доведём деньги до муниципалитетов и начнём уже как раз закупать жильё на 2020–2021 годы. Как правило, закупка жилья под переселение аварийки – это такой трудоёмкий процесс, где очень много рисков. Чем раньше начнём, тем более ритмично будем реализовывать всю программу.
Хотелось бы ещё обратить внимание, что у нас по 13 направлениям средства распределены только на один год. И здесь хотелось бы попросить Вашего содействия и поручения, чтобы мы распределили деньги и заключили соглашения, особенно по таким направлениям, как единая денежная выплата в случае рождения третьего и последующего ребёнка. Чтобы мы вообще, может быть, на шестилетку заключили соглашения и ритмично эти деньги получали и тратили и забыли о подписании каких-то дополнительных бумаг на ближайшие годы.
У Минстроя есть «Поддержка программ современной комфортной городской среды». Тоже, если честно, хотелось бы распределение денег увидеть и на 2020-й, и на 2021 год. Потому что там тоже нужно готовить проекты, работать с населением. Мы обещали дворы уже многим людям, и хотелось бы под это тоже уже видеть финансовую основу.
А в качестве таких министерств, которые, что называется, постоянно с нами работают, – это конечно, Минтранс хотелось бы отметить. Там уже вся трёхлетка заключена. Нам уже дали добро не только на контрактацию на 2020 и 2021 годы, нам в принципе дали добро в этом году делать уже работы и оплачивать их в 2020 году. Это, мне кажется, очень такой хороший пример. И Министерство просвещения по детским садам и по школам: тоже коллеги с нами возятся, отрабатывают все наши вопросы, что называется, с лёту. Поэтому хотелось бы поблагодарить за эту работу.
Д.Медведев: Здесь такая хорошая была фраза в отношении министерств, которые возятся. Но вообще все министерства должны быть абсолютно внимательны к регионам. Я на это обращаю внимание министерств в части неподписанных соглашений и в части тех соглашений, которые пока планируются на один год, а вообще, конечно, должны заключаться на несколько лет. Но мы ещё в конце об этом поговорим, когда я итоги буду подводить.
Спасибо, Максим Геннадьевич.
Давайте Камчатку включим.
В.Илюхин: По состоянию на 1 июля в системе «Электронный бюджет» сформировано 34 паспорта региональных проектов, подписано 46 соглашений об организации взаимодействия сторон, 23 соглашения о предоставлении в этом году средств из федерального бюджета и 13 допсоглашений в отношении 18 региональных проектов.
Для достижения показателей потребность регионального бюджета – чуть более 108 млрд рублей. На этот год с учётом средств краевого бюджета у нас финансовая обеспеченность составляет 3,91 млрд рублей – это 3,6% от расчётной потребности. В том числе за счёт средств краевого бюджета – почти 900 млн. Градация – 77 на 23%.
Хотелось бы сказать о проблемах, которые мы сегодня видим. Они в первую очередь связаны с бюджетными ограничениями. Они касаются мероприятий проектов «Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Жильё и городская среда» и «Экология».
Также существует ряд проблем, связанных с региональными особенностями Камчатки. Они связаны и с низкой плотностью населения, особенностями расселения. Тем не менее необходимые типы объектов, например учебные комплексы, так и не включены в перечень объектов для предоставления субсидий.
Реализации отдельных мероприятий мешает отсутствие нормативно-правовых актов по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Нет нормативных документов, регламентирующих заключение контрактов по принципам жизненного цикла на выполнение работ по ремонтам автомобильных дорог. Есть некоторые разночтения по нацпроектам «Культура», «Международная кооперация и экспорт», отсутствуют методические указания по расчёту отдельных целевых показателей.
В целом мы на Камчатке готовы к выполнению всех этих задач.
По нацпроекту «Демография». Начаты работы по строительству семи детских садов. По пяти уже заключены контракты на разработку и корректировку проектно-сметной документации, по двум начаты строительные работы. Осуществляется финансовая поддержка семей при рождении детей.
По национальному проекту «Здравоохранение». Размещены извещения на проведение электронных аукционов на сумму 125 млн рублей, заключены договоры на поставку медоборудования на сумму почти 25 млн рублей, будут проведены дополнительные аукционы с целью заключения контрактов на приобретение оборудования.
Вся необходимая работа проводится. Я хотел бы поблагодарить коллег из федеральных министерств за поддержку и понимание.
Д.Медведев: Спасибо.
Ещё Чукотка у нас недалеко – подключите.
Р.Копин: Чукотский автономный округ участвует в 10 национальных проектах из 12, в 2019 году на их реализацию предусмотрено 1,3 млрд рублей. Кассовый расход на сегодняшний день составляет 26%, в том числе из федерального бюджета – 71%. Так, на 2 июля заключены контракты по основным значимым мероприятиям на 2019 год. Прежде всего речь идёт о проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Мы выбрали региональные дороги, по которым обеспечивается регулярное пассажирское сообщение, прежде всего между аэропортами и населёнными пунктами региона.
Контракты также заключены на оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, создание и оснащение референц-центров и лучевых методов исследований, переоснащение медицинских организаций, которые оказывают помощь онкобольным.
В целом эти мероприятия позволят повысить качество медицинских обследований в целях снижения смертности и улучшения здоровья населения. Поставки и ввод в эксплуатацию планируются в октябре – ноябре 2019 года, и некоторые услуги и оборудование, которое поставляется в рамках этих проектов, в рамках этих программ, в регионе будет использоваться впервые.
По реализации проекта с системой «Электронный бюджет» мы работаем совместно с коллегами, у нас есть рабочие вопросы, но мы с ними вопросы технической поддержки решаем в штатном режиме.
Хотел остановиться на нескольких проблемных для региона вопросах и сформулировать предложения.
Первое, о чём хотел сказать, размещение проектов соглашений о предоставлении субсидий в системе «Электронный бюджет». Речь идёт о соглашениях с Минтрудом на выплаты при рождении детей. У нас предусмотрено два соглашения на общую сумму 35 млн рублей. Вопрос для жителей региона важный, поэтому мы без формализма пока с коллегами из Минтруда дорабатываем соглашения, обеспечиваем своевременные перечисления и выплаты жителям за счёт средств регионального бюджета.
Вторая проблема – высокий уровень софинансирования мероприятий, проектов из бюджета субъекта. Фактический уровень софинансирования на сегодняшний день со стороны региона составляет 46% при установленном Минфином России на 2019 год уровне 2%.
Почему это происходит? Дело в методиках распределения средств федерального бюджета, которые не учитывают особенности Арктики, прежде всего это северное удорожание и малая численность населения.
Мы понимаем, что на всё средств не хватает, и мы будем исходить из тех условий, которые есть, максимально задействуя ресурсы, которые у нас в наличии.
Учитывая, что стоит задача исполнять эти проекты, мы предложили бы рассмотреть продление сроков реструктуризации по бюджетным кредитам, предоставленным из федбюджета, до 2029 года. Это позволило бы мобилизовать значительные средства для решения этих задач и в целом сбалансировать бюджеты регионов. Для регионов это снизило бы ежегодно объём платежей до 2025 года в два раза, все ресурсы мы, соответственно, направили бы на поставленные цели. Для Чукотки это также значимо: только по 2020 году это 466 млн, ежегодно с 2021 по 2024 год – около 900 млн рублей, средства значительные. Просили бы поддержать.
И самый сложный вопрос для региона касается опять же внесения изменений в методики. Реализуемая в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда» методика предусматривает для округа расселение 6 тыс. кв. м непригодного жилфонда, притом что общая потребность составляет больше 14 тыс. кв. м.
Таким образом, фактическая стоимость строительства в 5,5 раза больше объёма средств, предусмотренных федеральным проектом. Опять же из-за несовершенства методики финансирование выделяется из расчёта средней рыночной стоимости квадратного метра, утверждённой Минстроем в размере 43 тыс. рублей, притом что фактически по округу цена складывается в диапазоне 100–120 тыс. рублей за квадратный метр.
С этим нужно что-то делать, возможно, пересматривать правила и методики. Просили бы поддержать.
В заключение хотел поблагодарить все министерства, с которыми мы работаем. Они оперативно реагируют на потребности даже такого маленького региона, как Чукотка. Конечно, мы просили бы принять решение о заключении соглашений на шестилетний срок. Это позволило бы всем работать более ритмично, планово, ожидая позитивных изменений в регионах.
Д.Медведев: Спасибо.
Давайте теперь Самару послушаем.
Д.Азаров: Я
хочу сразу поблагодарить всех коллег из Правительства Российской Федерации,
действительно идёт самое тесное взаимодействие по всем актуальным вопросам.
Регион активно участвует в федеральных проектах. Всего на этот год предусмотрено 26 млрд 700 млн рублей. Обращу внимание на соотношение средств федерального и областного бюджетов. 8,9 млрд – это областной бюджет, с учётом фонда содействия реформированию ЖКХ 17,8 – федеральные средства, здесь соотношение 32,7% на 63,2. Коллеги уже говорили об уровне софинансирования, хочу проиллюстрировать это на примере Самарской области. По состоянию на 27 июня 2019 года общая сумма кассового исполнения областного бюджета по расходам на нацпроекты – 18,5%.
Есть некоторые результаты, конечно, уже по социальным проектам «Демография», «Образование», «Здравоохранение».
У нас предусмотрено строительство 12 детских садов. Всего, кстати, мы сейчас одновременно строим и реконструируем, в том числе здания, которые занимали чиновники в последнее время, бывшие детские садики, всего таких садиков 28. Здесь, Дмитрий Анатольевич, может быть, есть смысл нам дать возможность внутреннего перераспределения, потому что актуальность очередности в детские сады – ситуация подвижная, учитывая дополнительные усилия региона.
По одной школе 20 августа планируется завершение работ, 1 сентября мы её откроем в рамках нацпроекта. Всего же у нас 1 сентября примут детей три новые школы, одно здание уже введено эксплуатацию буквально на прошлой неделе.
Строится два крупных спортивных объекта в городе Тольятти, в том числе легкоатлетический манеж; ведётся строительство двух поликлиник – в Тольятти и Сызрани; заключены контракты на поставку сборных модульных конструкций для возведения ФАПов.
В рамках проекта «Бережливая поликлиника» две поликлиники мы уже завершили, ещё по 15 работаем, безусловно, в этом году выполним. Размещены аукционы на дооснащение оборудованием для диагностики, в первую очередь сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний.
В рамках национального проекта «Культура» в этом году будет создано девять модельных библиотек, открыто четыре кинозала, область получит пять автоклубов категории «ГАЗон Next».
В рамках национального проекта «Жильё и городская среда» на строительство объектов по программе стимулирования жилищного строительства запланировано более 2 млрд рублей; планируется в том числе построить шесть автомобильных дорог, одну подъездную, заключены муниципальные контракты на строительство дорог и детских садов. Строительство данных объектов позволит ввести 573 тыс. кв. м жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства в регионе.
«Безопасные и качественные дороги». Законтрактованы все 176 объектов, и мы совершенно уверены, что на показатели, утверждённые на 2019 год, мы выходим.
По национальному проекту «Экология» в 2019 году в рамках регионального проекта «Чистая вода» предусмотрена реализация трёх объектов на территории Самарской области. В рамках региональной составляющей федерального проекта «Оздоровление Волги» предусмотрено проектирование и строительство канализационных очистных сооружений также в трёх городских округах – это Жигулёвск, Сызрань и Октябрьск.
Здесь некоторые сложности есть по заключению соглашения. Мы, находясь в постоянном контакте с министром Владимиром Владимировичем Якушевым, вчера буквально этот вопрос обсуждали. Рассчитываем, что в ближайшие дни этот вопрос будет решён.
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По количеству выданных микрозаймов, количеству физических лиц – участников федерального проекта популяризации предпринимательства, количеству вновь созданных субъектов МСП выполнение сейчас уже составляет свыше 50%.
В регионе будет создано 10 центров «Мой бизнес», три из которых откроются в этом году. Проводятся регулярные выездные консультации в целях информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принято 39 заявок от предприятий по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» и по производительности труда создан региональный центр компетенций; создаётся дополнительный региональный центр компетенций государственной корпорации «Ростех» на территории региона по нашей инициативе. Эксперты обучают руководителей предприятий и внедряют инструменты бережливого производства. До конца года мероприятия по повышению производительности труда будут реализованы на 16 предприятиях.
Для средств массовой информации в регионе введена практика организации тематических недель, посвящённых реализации нацпроектов.
Тем не менее озвучу некоторые сдерживающие факторы по достижению запланированных показателей.
Коллеги уже говорили по уровню софинансирования, чтобы не повторяться, только иллюстрация. Например, у нас расчёт норматива цены на строительство не включает затраты на благоустройство, разработку проектно-сметной документации, оплату государственной экспертизы. И в рамках проекта «Спорт – норма жизни» не учитываются расходы на устройство оснований малых спортивных площадок, и здесь реальное софинансирование 70 на 30 получается; футбольных полей, если не учитываем основания, – софинансирование уже 50 на 50.
Так можно говорить и по многим другим проектам.
Коллеги уже поднимали вопрос по федеральному проекту «Чистая вода», который сконцентрирован большей частью в крупных и средних городах, где основной задачей является именно модернизация систем водоочистки за счёт значительных объёмов водопотребления. А вот в малых городских населённых пунктах, сельских районах на первом месте, конечно, стоит потребность обеспечения населения централизованным водоснабжением и заменой изношенных коммуникаций, что требует значительного выделения финансовых средств.
Есть некоторые сложности по проекту «Международная кооперация», там по методологии расчёта показателей мы ждём дополнительную информацию и значение ключевых показателей.
Ещё одной сложностью является подбор проектов-аналогов для экспертизы инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета. При формировании пакета документации по объектам капстроительства, по проектам-аналогам также на сегодняшний день мы некоторые сложности испытываем.
Дмитрий Анатольевич, Вы сказали, что есть ещё некоторые технические накладки по «Электронному бюджету». Я проиллюстрирую на примере Самарской области. Так вот за июнь правительством Самарской области сделано 91 обращение в техническую поддержку по поводу заполнения и согласования электронных паспортов проектов. Мы понимаем, что работа по отладке – это работа совместная.
Д.Медведев: Спасибо.
Давайте Ставрополье подключим, Кавказ послушаем.
В.Владимиров:
В Ставропольском крае реализуются 48 региональных проектов и одна региональная
программа, ими предусмотрено достижение 187 ключевых показателей эффективности.
Работа находится на постоянном контроле. В установленные сроки подписаны
нефинансовые, финансовые и допсоглашения на предоставление федеральных субсидий,
и по мере доведения новых соглашений они также своевременно согласовываются.
Всего на реализацию региональных проектов в трёхлетку предусмотрен 31 млрд рублей, в этом году – порядка 12,8 млрд. На сегодня кассовое исполнение – 17%. Выполнение мероприятий в целом идёт в запланированном режиме, к электронному бюджету подключены, информационное сопровождение работ организовано.
Дмитрий Анатольевич, работы по исполнению проектов ведутся. Хотел бы сразу перейти непосредственно к вопросам, которые возникают.
Про электронный бюджет говорили уже много. Работаем, стараемся выверять программы, но есть ещё один момент, который хотелось бы уточнить. На сегодняшний день у нас внесено в электронный бюджет 38 программ из 41 положенной, две программы не внесены – «Акселерация субъектов малого бизнеса» и программа доступного кредитования для малого и среднего бизнеса. Хотелось бы попросить коллег ускорить предоставление этих программ.
Ещё один вопрос связан с программой «Жильё и городская среда», непосредственно по строительству жилья. Мы сегодня проводим, я думаю, как все субъекты, переход на эскроу-счета. В Ставропольском крае 19 проектов согласованы уже с банками (семь уполномоченных банков). Минимальная ставка, которую мы получили по эскроу-счёту, то есть по финансированию строительства, – 11,45%, то есть получается, что минимум на 10% мы вырастим стоимость жилья, и, соответственно, это скажется у нас на покупательской способности.
Хотелось бы внести предложение. Может быть, оно сложно для исполнения, но тем не менее. Может быть, закрепить, по крайней мере на переходный период, на законодательном уровне ставку по эскроу-счёту не более 8%, потому что фактически деньги для банка бесплатные, он не фондируется под них, он получает их от людей, а застройщику предоставляет их сегодня под 12%. У меня есть банк, который предоставил под 14,5%, не буду говорить какой. Хотелось бы на это обратить внимание.
Ещё один вопрос – многоуровневая система мониторинга. Она, конечно, громоздкая, и, если мы её переведём в электронный вид, это позволит нам более оперативно реагировать на те сложности, которые у нас постоянно возникают, как, например, сейчас в электронном бюджете.
Ещё один вопрос. Вернусь к 44-му Федеральному закону. У нас много объектов капитальных вложений, капитального строительства. Огромное спасибо за детские сады, больницу мы начали строить.
Приведу маленький пример. Мы торгуем в Ставропольском крае, в селе Александровское, детский садик «Алёнушка». Компания «Монолитстроймонтаж», которая зарегистрирована в Санкт-Петербурге (я для примера взял), выходит на торги и подаёт заявку на неправильное проведение торгов, непосредственно не ссылаясь ни на формулировки, ни на цену, ни на что. Она говорит: у вас формуляр по предоставлению документов находится не в соответствии с требованиями ФАС. Сносятся торги, мы на месяц уходим. Вопрос в том, чтобы этой компании заплатили 20 тыс. рублей. Мы в следующий раз провели торги, я уже глубже покопался, докопался до того, что это просто вымогательство, шантаж на торгах. Я думаю, он повсеместен.
В детской краевой больнице то же самое. Проект стоил для нас 835 млн рублей. Мы трижды входили в торги. Я его с января торгую, никак не мог отторговать. Только 2 июля заключили контракт и приступили к работам.
Хотелось бы отдельно сказать о проекте экспорта услуг и попросить расширить перечень участников – не только, в соответствии с методикой Банка России, по категории «Поездки», но и те компании, которые сегодня работают по мероприятиям по сертификации, адаптации услуг в части туризма. И оказание, возможно, господдержки нашим крупным туроператорам, которые в Ставропольском крае сегодня работают.
Отдельно хочу сказать о несостыковке показателей для оценки эффективности высших должностных лиц и системы показателей национальных и региональных проектов, утверждённых указами Президента (193-й и 204-й указы). Например, 15 показателей для оценки эффективности высших должностных лиц, из них только два напрямую являются целевыми в составе региональных проектов. Очень бы хотелось, чтобы была возможность декомпозировать эти показатели по федеральным проектам. И если такая возможность есть, показатели эффективности высших должностных лиц предлагаю внести в федеральные и региональные проекты и сделать их показателями выполнения уже непосредственно этих проектов.
Д.Медведев: Спасибо.
Ведерников Михаил Юрьевич, Псковская область.
М.Ведерников: В первую очередь хочу доложить, что 30 мая в Пскове благополучно завершились 39-е Международные Ганзейские дни нового времени, участие в которых приняли более 70 тысяч человек из 72 городов 16 стран. Мероприятие получило высокую оценку Ганзейского союза, гостей и жителей города.
Дмитрий Анатольевич, от имени жителей Псковской области благодарю Вас лично и Правительство Российской Федерации за помощь и поддержку, которые неизменно оказывались региону при подготовке мероприятия на протяжении последних лет. Город получил хороший импульс к развитию, мы сделаем всё, чтобы этот темп сохранить.
Теперь о ходе реализации национальных проектов.
На сегодняшний день в Псковской области завершается этап контрактации мероприятий региональных проектов на 2019 год. По состоянию на 1 июля все 42 паспорта региональных проектов утверждены в системе «Электронный бюджет».
В целом на реализацию региональных проектов в Псковской области в 2019 году предусмотрено 6,1 млрд рублей, пять из них федеральные, которые отражены в 30 соглашениях о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Псковской области. По 10 региональным проектам предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям, по девяти из них соглашения заключены. Региональный проект «Чистая вода» проходит оценку эффективности в Минэкономразвития, рассчитываем, что согласование пройдёт до 13 июля.
Наиболее острый вопрос на данный момент – это заключение государственных (муниципальных) контрактов. По состоянию на 1 июля из 203 запланированных государственных контрактов заключено 90, ещё по 23 контрактам завершены аукционы. Как по числу контрактов, так и по объёму средств, это порядка 45% от необходимого количества.
Как и ряд субъектов, мы столкнулись с некоторыми сложностями (я не буду подробно останавливаться на частных случаях) – это отсутствие заявок от потенциальных исполнителей, технические ошибки при составлении документации, срывы конкурсов недобросовестными участниками. Все подобные инциденты отрабатываем в ручном режиме. Системные выводы для предотвращения ошибок в будущем сделаны. В частности, мы начали заранее информировать потенциальных поставщиков о готовящихся заявках, особенное внимание уделяем детальной подготовке конкурсной документации. Полностью процесс будет завершён к концу текущего месяца.
При этом, как уже и Максим Решетников, и другие коллеги упомянули в своих выступлениях, одним из наиболее острых вопросов стало своевременное доведение лимитов. Нередко, чтобы выйти на начало работ в начале сезона, необходимо проводить конкурсные процедуры в предшествующем финансовом году.
Поэтому, поддерживая коллег, предлагаю рассмотреть возможность заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации как минимум на трёхлетний период. В частности, чтобы в 2019 году можно было начать контрактацию объектов 2020 и 2021 годов, как это делается по направлению «Безопасные и качественные дороги» по линии Минтранса.
Отдельно хочу отметить, что по некоторым вопросам информация по исполнению региональных проектов дублируется. Предлагается определить «Электронный бюджет» единой платформой для сбора данных в рамках мониторинга, это избавит от возможного расхождения данных и системы двойного ввода информации.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я бы также хотел обратить внимание Правительства на дефицит кадров в системе здравоохранения. Этот вопрос поднимали жители сразу нескольких регионов в ходе прямой линии с Президентом. Каждый национальный проект нацелен на улучшение жизни той или иной группы населения. Медицинские же работники в данном случае являются не только целью, но и исполнителями в сфере своей спецификации. Между тем в Псковской области кадровая укомплектованность основными медицинскими кадрами сегодня составляет всего 43%, и средняя зарплата – самая низкая на северо-западе и одна из самых низких по стране. У нас она равна 49 тыс. рублей, в соседней Ленинградской области – почти 80, в Санкт-Петербурге – 104.
Мы, безусловно, делаем всё возможное в рамках регионального бюджета, внедряем внебюджетные формы поддержки, но в таких условиях без федеральной поддержки дать результат будет достаточно сложно. Прошу Правительство рассмотреть возможность решить вопрос поддержки сферы здравоохранения в наименее экономически развитых субъектах Российской Федерации, возможно, с помощью применения определённого коэффициента при расчёте заработной платы.
Д.Медведев: Я потом обязательно прокомментирую то, что прозвучало, в основном по ключевым вещам.
Из того, что сейчас хочу отметить, – по поводу манипулирования торгами. Мы с вами об этом говорили, когда встречались с коллегами-губернаторами в Подмосковье. Эта проблема сохраняется. Надо подумать, каким образом преодолеть её. Иными словами, надо посмотреть, что можно сделать, для того чтобы умышленные срывы торгов или же демпингование на этих торгах опять же с целью срыва не мешали нормальной организации всего процесса по заключению договоров и не приводили к нарушению сроков, неисполнению обязательств и в конечном счёте просто не парализовали работу.
Что нужно сделать? Мне кажется, важно здесь ввести какую-то дополнительную ответственность. Я понимаю, что это не очень просто будет доказать, но тем не менее это уже вопрос правоохранительных органов и суда по поводу того, что, допустим, некто, участвующий в торгах, изначально не преследовал цели заключить договор, однако обратился с соответствующей заявкой и провалил конкурс, тем самым заставив проводить его повторно, и, соответственно, сроки все полетели там и так далее.
Надо подумать, какие составы правонарушений здесь можно использовать или сформулировать новые – и административные, и, может быть, уголовные тоже, потому что от таких действий миллионные, если не миллиардные убытки. Причём по всем ведомствам, которые представлены за этим столом, по всем министерствам. Давайте этим займёмся.
<…>