Сообщение Дмитрия Козака на совещании с вице-премьерами.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 1 июля 2019 года.
<…>
Д.Медведев: Теперь ещё одна тема, важная и сложная, – ситуация на розничном рынке моторного топлива. С 1 июля, с сегодняшнего дня, прекратило своё действие соглашение между антимонопольной службой, Министерством энергетики и крупнейшими нефтяными компаниями. Сама по себе договорённость позволила избежать необоснованного повышения цен, но, конечно, всех волнует вопрос, что будет с ценами на бензин, на дизельное топливо дальше, тем более что лето – это период традиционно высокого спроса.
Соглашение это, конечно, было временной мерой. Должны работать экономические механизмы. Напомню, речь идёт о механизме так называемого возвратного акциза на переработанную нефть. Этот механизм работает с начала года. И мы частично компенсируем разницу между экспортными и внутренними ценами. Также нужно сделать более прозрачной систему биржевых торгов, о чём мы тоже говорили на совещании в Правительстве.
Тем не менее очень важно, чтобы период перехода от действия соглашения к обычному порядку с учётом действия этих механизмов был спокойным.
Какова сейчас ситуация на рынке, Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), и насколько эффективны те меры, которые приняты?
Д.Козак: Если говорить о текущей ситуации на рынке, то она в целом стабильна. Хочу напомнить, что за полгода рост цен на бензин составил 2,3%. На дизельное топливо – там действовали разнонаправленные факторы (с одной стороны, повышение налога на добавленную стоимость, с другой стороны, переход сейчас на летнее топливо), но с 1 января рост цен на дизельное топливо составил 0,5% – по состоянию на 28-е число.
Отдельная ситуация на Дальнем Востоке, которой мы постоянно занимались. Есть дополнительные логистические издержки по доставке топлива в дальневосточные регионы, поэтому ситуация там несколько отличается. Тем не менее она также в пределах тех параметров, о которых мы ранее договаривались: на бензин рост составил 2,9%, на дизельное топливо – 2,5%. Это ниже тех параметров, которые были закреплены в соответствующем соглашении.
Соглашениями предусматривался предельный уровень цен 1,7% в январе в связи с увеличением НДС, плюс инфляция, равномерно распределённая по годам. Рост цен значительно ниже уровня инфляции по состоянию на сегодняшний день.
Напомню, что параллельно работали два механизма. С 1 января – механизм обратного акциза и соглашение, как мы договаривались, для подстраховки, в случае если механизм обратного акциза… Это довольно сложный механизм. Он предусматривает перекрёстное финансирование различных сегментов нефтяного рынка и рынка моторного топлива. Те показатели, которые сегодня продемонстрировал рынок, которые я назвал, показывают, что в принципе работает механизм обратного акциза.
Тем не менее мы договаривались промониторить детали и нюансы на практике, как они принимаются в различных ценовых сегментах. У нас была несколько аномальная ситуация на оптовом рынке моторного топлива в феврале – апреле, когда оптовые цены из-за перенасыщения рынка были значительно ниже, обеспечивали высокую маржинальность розничного сегмента. В течение мая она выровнялась, и баланс маржинальности розничного и оптового сегмента сегодня обеспечен. В этих условиях, исходя из применения обратного акциза в этот аномальный период, принято решение скорректировать демпфер.
Подготовлен соответствующий законопроект, согласован всеми федеральными органами исполнительной власти и внесён в Правительство. Надеюсь, что в четверг мы его одобрим и внесём в Государственную Думу. Он предусматривает снижение установленных условных значений средней оптовой цены, которая нам необходима для контроля за ценовой ситуацией на рынке и для исчисления соответствующего демпфера: на бензин – с 56 до 51 тыс., на дизельное топливо – с 50 до 46 тыс.
Кроме того, увеличен уровень компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой отсечения: с 60 до 70% – в отношении автомобильного бензина, 70% – в отношении дизельного топлива. Предусмотрена индексация цены отсечения на уровень инфляции на будущее, на продолжительный период, для того чтобы это сдерживание цен, которое мы наметили, обеспечить на долгосрочный период и обеспечить возможность компаниям планировать свою работу.
Таким образом, с учётом этих поправок, которые законопроектом предусмотрены (и мы их вводим в действие с 1 июля, с сегодняшнего дня), и с учётом практики применения демпфера в том исполнении, которое есть сегодня, есть уверенность, что необходимости дальнейшего ручного управления с помощью индивидуальных соглашений на данный момент нет. Многие интерпретируют, что с 1 июля с утратой силы соглашения Правительство отказывается от сдерживания роста цен на моторное топливо. Это не так. Вместо соглашений будет работать экономический механизм, предусмотренный законом, и есть уверенность в том, что нам удастся выдержать те параметры, которые намечены на долгосрочный период.
Также хочу отметить – с учётом поручений Президента, которые были озвучены недавно на Прямой линии, – по поводу сдерживания цен на авиационный керосин. Этот законопроект оперативно доработан. Почему его только сегодня внесли? Потому что в течение прошлой недели дорабатывали. Он предусматривает предоставление обратного акциза авиакомпаниям в случае, если конъюнктура мирового рынка на авиакеросин будет приводить к увеличению цен на внутреннем рынке. Такой диспаритет возникает, когда цена за баррель превышает 70 долларов. В этом случае законопроектом предусмотрено предоставление авиакомпаниям демпферного акциза.
Д.Медведев: Обратный акциз, демпфер, цена отсечения – многие не понимают, что это такое. Людям важны цены – как на бензоколонке, так и в авиакассах. Поэтому, Дмитрий Николаевич, естественно, нужно следить, что происходит. Всё, что я говорил в отношении нефтяных компаний, которые Вы собирали неоднократно... Конечно, экономический механизм регуляции – это хорошо. И мы рассчитываем, что будут действовать эти сдерживающие факторы. Но если всё-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придётся тогда всё-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали.
Я просто хочу, чтобы об этом слышали ещё раз и наши компании, которые занимаются поставками нефтепродуктов, и, естественно, Вы это имели в виду в вашей работе.
Что же касается обратного акциза на керосин и поручения Президента, естественно, нужно как можно быстрее вносить этот законопроект.
<…>