Первый вопрос повестки – о формировании национальной системы управления данными.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Константина Носкова о формировании национальной системы управления данными
Из стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Уважаемые коллеги, мы сегодня начнём с вопроса о формировании национальной системы управления данными. Этой работой мы занимаемся в рамках программы «Цифровая экономика», точнее, проекта внутри этой программы, который называется «Цифровое государственное управление». Сегодня рассмотрим концепцию создания и функционирования такой системы, «дорожную карту», которая рассчитана на ближайшие три года.
Речь идёт о создании «умной» платформы, которая систематизирует информацию из множества госсистем, реестров и баз данных. По данным Минкомсвязи, таких информационных ресурсов сейчас более 800.
Мы вчера на заседании нашей комиссии по цифровому развитию об этом достаточно подробно говорили. Что это за система? Это Федеральный регистр населения, Единый государственный регистр юридических лиц, реестр недвижимости, реестр транспортных средств, сведения о паспортах граждан России, сведения системы обязательного пенсионного страхования и очень многое другое.
Повестка заседания
Эти сведения рассредоточены по разным базам данных. Чтобы собрать бумаги для продажи дачи, автомобиля, нужно потратить немало времени и сил. Если это касается бумажных документов, нужно заполнить несколько бланков, да – и безбумажных тоже, – часто требуется личное присутствие.
Кроме того, сведения, которые располагаются сейчас в государственных ресурсах, обновляются недостаточно быстро и не всегда отражают реальную ситуацию (тоже вчера об этом говорили), а эта информация является основой для принятия управленческих решений.
Участники заседания
-
PDF
175Kb
Список участников заседания Правительства, 29 мая 2019 года
Понятно, что такое положение никого не устраивает, поэтому мы создаём национальную систему управления данными, чтобы в едином формате описать данные, которые сосредоточены в государственных информационных ресурсах, определить источники юридически значимых сведений, постоянно контролировать их достоверность, актуальность и непротиворечивость. И конечно, ускорить обмен информацией между государственными структурами.
При этом – хочу особо подчеркнуть – мы не планируем физически объединять существующие базы данных, да это и не нужно, главное, чтобы они были совместимы и не требовали при заходе в одну базу данных длительной верификации, для того чтобы восприниматься в другой базе данных. Здесь просто нужно порядок навести.
Рассчитываем, что полностью система заработает в 2022 году, для этого подготовительная работа будет завершена до конца этого года. Нужно подготовить законодательные решения, провести специальный эксперимент, протестировать эту инфраструктуру. Совместно с ЦИК будет апробирован механизм электронного голосования. Есть планы провести подобный эксперимент в сентябре, в единый день голосования, оценить эффективность этих инструментов, для того чтобы их впоследствии использовать.
Понятно, что вопросов здесь достаточно много. Особое внимание нужно обратить на безопасность создаваемой системы. Для этого нужно предусмотреть всё необходимое, использовать соответствующее технологическое и программное обеспечение, эффективные системы идентификации, аутентификации, жёсткие условия допуска к персональным данным. Об этом также доложит министр.
Следующий вопрос – поправки в налоговое законодательство. Мы подготовили большой пакет законопроектов, он необходим для выполнения ряда положений, которые были озвучены Президентом в послании, а также для реализации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, которые Правительство утвердило на 2019–2021 годы.
Во-первых, налоговую декларацию, заявление о льготах по транспортному налогу, налогу на имущество вскоре можно будет подавать в налоговую инспекцию через МФЦ. Также будет упрощён порядок подтверждения прав многодетных семей на получение налоговых льгот, и госорганы будут самостоятельно предоставлять налоговикам все необходимые сведения.
Во-вторых, целый блок поправок направлен на реализацию наших международных обязательств в сфере противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Мы уточняем процедуры разрешения споров, взаимодействия с нашими партнёрами, с которыми у нас есть соглашения об избежании двойного налогообложения. В частности, налогоплательщик может обратиться не только в учреждения государства, где, как он считает, нарушили его права, но и в налоговый орган по месту своего налогового резидентства.
В-третьих, устанавливаются бессрочные нулевые ставки по налогу на прибыль для организаций здравоохранения, образования, а также для региональных театров и музеев.
В-четвёртых, сокращается с пяти до трёх лет предельный срок владения недвижимым имуществом, которое является единственным и доход от продажи которого не облагаются налогом.
В-пятых, если гражданин имеет право на возврат ранее уплаченной госпошлины, то при наличии информации об уплате этой пошлины в государственной информационной системе предоставлять подтверждающие документы не требуется.
Я упомянул лишь отдельные новеллы, но их больше. Многие изменения в налоговое законодательство призваны упростить жизнь и гражданам, и нашему бизнесу.
И есть ряд адресных решений. Мы выделяем субсидию Астраханской области на строительство 12 физкультурно-оздоровительных комплексов, 14 межшкольных стадионов. На эти цели регион получит более 800 млн рублей, остальное он должен профинансировать сам. Деньги выделяются в рамках госпрограммы «Развитие физкультуры и спорта».
И ряд других решений тоже рассмотрим.
Давайте перейдём к обсуждению первого вопроса.
Константин Юрьевич (обращаясь к К.Носкову), пожалуйста.
К.Носков: За последние годы государство вложило много инвестиций в развитие информационных систем. Количество таких систем, массив государственных данных, интенсивность обмена ими постоянно растут. Сегодня в государственных информационных системах, по нашим оценкам, хранится более 80 Пб информации, в течение следующих пяти лет мы ожидаем удвоение этого объёма.
Дмитрий Анатольевич уже говорил, что у нас на сегодняшний день более 800 информационных государственных ресурсов существует. Например, в одном только Едином государственном реестре недвижимости более 300 млн записей. Функционирует уже девять лет система межведомственного электронного взаимодействия, в прошлом году через эту систему прошло более 32 млрд транзакций. Теоретически всё это позволяет нам принимать решения, основанные на данных, но на практике, к сожалению, не всё всегда так радужно.
Сведения, содержащиеся в важнейших государственных ресурсах, зачастую недостоверны, устарели или просто некачественны. Права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. Мы фактически не обладаем достоверной информацией о составе и структуре этих данных, имеющихся в различных ведомствах. В этих условиях с ростом информационного обмена обостряются, конечно, и технологические проблемы.
Всё это сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг, о чём мы говорили вчера.
В последнее время эксперты часто называют данные новой нефтью. Так вот, как и традиционной, этой новой нефти у нас тоже много.
Д.Медведев: И она тоже, как и обычная нефть, может быть грязной.
К.Носков: Это правда. Поэтому мы и должны описать, структурировать эти данные, определить правила доступа к ним. Нужно выстроить систему, которая позволила бы и властям, и бизнесу, и, подчеркну, каждому гражданину нашей страны начать добывать эту новую нефть.
Подходы к решению этой проблемы изложены в представленной сегодня к рассмотрению концепции создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Она позволит повысить доступность и качество государственных данных, обеспечить их полноту, актуальность, непротиворечивость и связанность.
И конечно, приоритет номер один для нас – это безопасность. Мы должны обеспечить защиту как государственных, так и персональных данных.
НСУД предполагает контроль качества данных, единообразие требований к управлению ими, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного переиспользования.
Кроме того, работа с госданными станет доступной широкому кругу пользователей.
Что представляет собой НСУД в прикладном плане? Нам предстоит определить ключевые, базовые информационные ресурсы, содержащие данные о важнейших сущностях: о человеке, о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, о юридических лицах.
Поясню на примере, что я имею в виду. Сегодня конкретный человек в разных информсистемах идентифицируется по-разному. Например, в системе ГИБДД – по номеру водительского удостоверения, как налогоплательщик – по ИНН, для пенсионного учёта – по СНИЛС, во многих системах – по номеру общегражданского паспорта, который ещё и меняется несколько раз за жизнь. И качественно сшить всё это практически нереально. То же самое и с другими базовыми идентификаторами.
Необходимо определиться, в каких информационных системах или ключевых ресурсах будут находиться эталонные данные, и обеспечить провязку всех других систем с ними. Для этого Минкомсвязь совместно с Аналитическим центром при Правительстве, Минэкономразвития и Минфином проведёт аудит информационных систем госорганов, сформирует план их развития, обеспечит их модернизацию.
Следующая задача, заложенная в концепцию: НСУД должна определить формат хранения информации и данных, структуру и состав данных, кто хранит эталонные данные и кто имеет доступ к ним или к тем или иным данным. Всё вышеперечисленное должно быть реализовано в рамках единой информационной платформы НСУД. Эта информационная система должна стать своего рода ключом к управлению информацией.
Фактически мы строим, говоря техническим языком, MDM-платформу, то есть систему управления эталонными данными. Она в том числе отслеживает факт изменения эталона и сигнализирует другим системам о произошедших корректировках.
Кроме распоряжения об утверждении концепции НСУД сегодня мы рассматриваем проект постановления Правительства о проведении эксперимента по повышению качества связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Фактически это своего рода обкатка по созданию большой национальной системы управления данными.
НСУД – это и организационно, и технически очень сложный проект. Поэтому в 2019 году мы с привлечением ключевых ведомств планируем провести эксперимент по пяти направлениям, чтобы подтвердить правильность выбора методологии управления различными данными и протестировать компоненты этой создаваемой единой платформы.
Одно из направлений эксперимента – это формирование федерального регистра избирателей. В настоящее время существует 85 избирательных комиссий субъектов, почти 2,8 тыс. территориальных избирательных комиссий, более 92 тыс. участковых избиркомов. Зарегистрировано 108 миллионов избирателей на территории России, ещё 2 миллиона за её пределами.
Регистр избирателей сегодня ведётся путём физической передачи сведений на машиночитаемых или даже бумажных носителях от нескольких ведомств, после чего они сводятся органами местного самоуправления. На передачу и обобщение сведений отводится до 90 дней. Это обусловлено узким уровнем автоматизации всего процесса, что, конечно, значительно увеличивает сроки обновления данных и административную нагрузку. Результатом эксперимента станет автоматический сбор сведений для федерального регистра избирателей из имеющихся информационных ресурсов.
Другое направление эксперимента – это формирование цифрового профиля гражданина. Он позволит человеку передавать юридически значимую информацию о себе в государственные органы (и даже бизнесу – например, для целей получения ипотечного кредита).
Ещё одно направление – это эксперимент с Федеральной информационной адресной системой, так называемой ФИАС. Сегодня адресная информация содержится в Росреестре, ФНС, частично в Росстате, Росавтодоре, Минюсте, муниципалитетах. В рамках этого эксперимента будет обеспечена актуальность и однозначность адресных сведений.
В рамках следующего направления будут сформированы паспорта муниципальных образований на основе имеющихся информационных ресурсов Росстата, Федерального казначейства, ЦИК и Минэкономразвития. Эксперимент планируется осуществить не менее чем в трёх пилотных регионах.
Наконец, пятым направлением эксперимента станет создание цифровой аналитической платформы для снижения отчётной нагрузки и упрощения процесса сбора статистических данных бизнесом и населением.
В рамках эксперимента планируется сформировать единое информационное пространство сбора статистической отчётности Росстата и Минсельхоза и исключить дублирование собираемой информации. Первые результаты мы планируем получить уже к концу этого года, а весь эксперимент завершить до II квартала 2020 года. По результатам эксперимента мы выйдем с предложениями по уточнению требований к защите информации и по необходимости скорректируем положения концепции о национальной системе управления данными.
Хотел бы сказать, что проделана очень большая работа по подготовке документов, которые мы сегодня рассматриваем. Проекты многократно обсуждались на различных площадках, в том числе с бизнесом, ведущими системными архитекторами. Мы получили согласование более 20 ведомств. На сегодняшний день позиции ведомств и ключевых архитекторов страны согласованы.
Прошу поддержать принятие указанных актов.
<…>