Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Максима Топилина о ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение»
Доклад Вероники Скворцовой о ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение»
Сообщение губернатора Ростовской области Василия Голубева
Сообщение губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова
Сообщение генерального директора благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко Марии Морозовой
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил госпиталь для ветеранов войн в Ростове-на-Дону и осмотрел мобильные медицинские комплексы, поставленные за счёт средств федерального бюджета в Ростовскую область в 2018 году.
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Госпиталь для ветеранов войн» оказывает специализированную медицинскую помощь участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и лицам, к ним приравненным.
Госпиталь осуществляет свою деятельность с 1946 года. Его мощность в настоящее время составляет 260 коек.
В госпитале функционируют диагностическое, физиотерапевтическое, приёмное отделения, отделение анестезиологии и реанимации и клинико-диагностическая лаборатория.
С 2017 года в госпитале осуществляется медицинская реабилитация ветеранов войн по неврологическому, кардиологическому, травматологическому и ортопедическому профилям. С 2019 года действует геронтологический центр.
Ежегодно в госпитале получают специализированную помощь более 5 тысяч ветеранов и лиц, к ним приравненных (в 2018 году в госпитале пролечено 5491 человек).
В целях повышения доступности медицинской помощи для ветеранов войн, особенно для проживающих в отдалённых районах области, ежемесячно осуществляются выезды бригад специалистов госпиталя на консультативные приёмы. За 2018 год госпиталем проведено 14 выездных консультативных
приёмов, осмотрено и проконсультировано около 1000 ветеранов войн.
Совещание о ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография»
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня собрались на совещание – обсудить реализацию федерального проекта «Старшее поколение», который у нас является составной частью национального проекта по демографии.
Мы только что осмотрели Госпиталь для ветеранов войн, говорили о том, как растёт число пожилых людей в нашей стране. Это действительно так, как и во всём мире. И в этом смысле очень хорошо, что у нас ситуация развивается в соответствии с мировыми тенденциями.
Участники совещания
-
PDF
197Kb
Список участников совещания о ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография»,
17 мая 2019 года
Уже сейчас число пожилых людей в России – это практически четверть населения нашей страны. И мы должны адекватно реагировать на эти демографические изменения, сделать так, чтобы люди жили не просто дольше, но и как можно дольше оставались активными, здоровыми, имели возможность работать, как минимум общаться с близкими. Чтобы жизнь в преклонном возрасте не сводилась только к походам в поликлинику, а была насыщенной и разнообразной. А если человек всё-таки не может за собой ухаживать, зависит от посторонней помощи – чтобы он получал достойный уход.
Собственно, проект «Старшее поколение» и создан для того, чтобы дать людям все эти возможности. На его реализацию мы планируем финансирование на ближайшие годы – практически 100 млрд рублей. У нас есть конкретные показатели, на которые мы должны выйти, и целый комплекс мер уже запланирован и выполняется и в регионах, и на федеральном уровне.
На что мне хотелось бы сделать сегодня акцент? Во-первых, мы должны добиться увеличения продолжительности здоровой жизни, то есть продлить именно активный период. Решающее значение здесь имеют профилактические осмотры и диспансеризация. Мы будем расширять их количество, их возможности – так, чтобы к 2024 году профилактические осмотры проходило не менее 70% пожилых людей, и не менее 90% пенсионеров, у кого есть серьёзные заболевания, должны быть поставлены на диспансерное наблюдение. Но эти цифры необходимо улучшать год от года, на этом развитие не должно завершиться и после 2024 года.
Мы учитываем также тот фактор, что смертность на селе, к сожалению, выше, чем в городе. Поэтому для сельских жителей старше 65 лет будут проводиться дополнительные скрининги, обследования, чтобы выявлять болезни, которые являются наиболее опасными. А если нет возможности доехать к врачу, надо организовать выезд медиков. В рамках проекта мы уже с этого года начинаем закупать для регионов автотранспорт и увеличивать число мобильных бригад (практически до 3 тыс.), которые смогут приезжать в самые отдалённые районы.
До совещания мы посмотрели мобильные медицинские комплексы, которые были закуплены уже в Ростовской области за счёт федерального финансирования. Действительно, современные надёжные комплексы. Они, надеюсь, будут долго эксплуатироваться. Но самое главное, они позволяют оказывать медицинскую помощь, медицинские услуги практически в любом населённом пункте. И это очень важно, как и то, что эти комплексы многоцелевые, в них можно и осмотр пройти, и диспансеризацию провести, и просто сделать прививку, проконсультироваться с врачом. Так что это направление в условиях нашей страны, очень большой по своей территории, я считаю исключительно важным.
Мы сегодня передадим ключи от автобусов, которые область в рамках этого проекта получит. Это просто символическая история, понятно, что то же самое будет сделано и в других населённых пунктах, других субъектах Федерации.
Кроме того, надо учитывать, что медицина для пожилых людей имеет свою специфику, поэтому важно у нас в стране создать современную систему охраны здоровья людей старшего возраста. Такая специализированная помощь оказывается во многих медицинских учреждениях, в том числе и в Госпитале для ветеранов войн, где мы находимся. Здесь открыт геронтологический центр с гериатрическим отделением. Это, конечно, очень хорошо. Мы пообщались с пациентами, это очень достойные люди – ветераны Великой Отечественной войны, а также другие пожилые люди, которые здесь лечатся.
Надо сформировать сеть гериатрических центров и геронтологических отделений. Это предусмотрено проектом. Они должны появиться во всех регионах нашей страны, и помощь в них смогут получать сотни тысяч наших граждан.
Второе – это система долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Сейчас у нас 12 пилотных регионов отрабатывают методику такого ухода. В 2020 году присоединятся ещё 6 регионов. В 2021 году – ещё 6. И в конечном счёте мы постараемся внедрить эту систему по всей стране.
В итоге должна появиться современная модель ухода, которая находится на стыке социального обслуживания и медицинской помощи. Она предусматривает как уход в семьях, в том числе в приёмных, при поддержке патронажных служб, сиделок, так и в стационаре, где создана обстановка, близкая к привычной, домашней. И целый ряд других услуг.
Здесь надо учитывать условия, в которых живёт каждый конкретный пожилой человек. Подход должен быть сугубо индивидуальным. В любом случае нужно сделать так, чтобы люди не были брошены в самых сложных ситуациях.
Третье. Нам нужно наводить порядок в домах-интернатах, в пансионатах для престарелых. Состояние многих из них неудовлетворительное. Очереди – также типичная проблема для таких учреждений. Нам нужно будет подготовить целую программу, каким образом эту сеть домов-интернатов, домов для престарелых людей восстанавливать заново, потому что эта система в значительной степени у нас за последние годы деградировала.
Мы будем софинансировать региональные программы, которые направлены
на обеспечение безопасных и
комфортных условий в сфере социального обслуживания, поскольку это
также существенная вещь. В рамках проекта «Старшее поколение» за шесть лет
будет введено около 100 жилых зданий более чем на 11 тыс. мест. Надеюсь, мы
сможем не только ликвидировать очередь, но и переселить пожилых людей из старых
помещений в современные.
Четвёртое, о чём хотел бы сказать. Это связано с тем, чем занимаются люди старшего поколения. Уже сейчас во многих регионах для пенсионеров созданы творческие клубы, компьютерные курсы, курсы иностранных языков. Люди старшего поколения привлекаются и в качестве наставников, что естественно, и в качестве волонтёров даже. В Ростовской области работают университеты так называемого третьего возраста. Есть и другой интересный опыт в разных регионах, его нужно обобщить и использовать.
При этом многие пожилые люди хотели бы продолжить работу. Это бывает довольно сложно сделать, поскольку рынок труда серьёзно меняется. Нужны переобучающие программы, которые помогут освоить востребованные, актуальные специальности. Такая работа в регионах в целом уже тоже идёт.
Тем, что я назвал, конечно, не должны исчерпываться меры для старшего поколения.
Есть в рамках ООН специальный индекс – индекс активного долголетия. Он учитывает разные факторы, условия, которые создаются для пожилых людей. Нам нужно также разработать методику расчёта подобного индекса, наверное, гармонизируя её с требованиями, которые существуют в рамках Организации Объединённых Наций, и попробовать применить её на практике, чтобы понять, что ещё можно было бы сделать и над чем ещё работать.
Также нужно проанализировать опыт регионов, лучшие практики, учесть это в региональных программах, которые должны быть утверждены в ближайшее время.
Давайте по этим и некоторым другим вопросам пройдёмся в сугубо практическом ключе, потому что работа над национальным проектом уже началась, коллеги мне регулярно докладывают о том, что делается. Давайте сверим часы.
Максим Анатольевич (обращаясь к М.Топилину), основное сообщение Ваше и Вероники Игоревны (Скворцовой).
М.Топилин: Я постараюсь очень коротко рассказать о том, что уже сделано за небольшой достаточно период. Прошло пять месяцев, как у нас началось финансирование национальных проектов. И первое, что было сделано, – это были доведены все необходимые средства до регионов. Регионы уже начали реализовывать те мероприятия, о которых Вы говорили. Вы сказали о том, что у нас сейчас четверть населения в возрасте выше трудоспособного. К 2030 году, когда продолжительность жизни в стране должна составить 80 лет, пожилых людей будет уже, скорее, чуть больше 30%. Поэтому, действительно, сейчас очень важно подготовиться и инфраструктурно, и методологически, и вообще в принципе перестроить отношение общества и социальной сферы к потребностям пожилых людей.
Вы сказали о том, что 100 млрд рублей практически на этот федеральный проект выделено, Дмитрий Анатольевич. Вообще впервые федеральный бюджет такие средства выделяет на эти программы – это и развитие сети учреждений для пожилых людей, и обучение, и развитие гериатрических центров. Раньше практически этого не делалось. Это было исключительно компетенцией субъектов Федерации, это были исключительно их расходы. И может быть, в том числе и состояние домов престарелых этим и обусловлено. Я очень надеюсь, что мы эту ситуацию в принципе исправим.
Вероника Игоревна о медицинской части более подробно расскажет. Хотел бы сказать лишь о том, что мы уже развернули в части оказания медицинской помощи приобретение автотранспорта – те автомобили, о которых Вы сказали, которые будете вручать. Это первые регионы, которые не только получили деньги, но уже провели торги, заключили контракты, в том числе Ростовская область – одна из первых. Ещё таких регионов несколько, Курская область в том числе. То есть процесс этот пошёл. Мы исходим из того, что до 1 июля все эти контракты будут заключены, потому что очень важно уже начать работу мобильных комплексов…
Д.Медведев: Сколько всего было, 3 тысячи в общей сложности?
В.Скворцова: 3 тысячи – это по здравоохранению.
Д.Медведев: А по социальной теме сколько их будет?
М.Топилин: 1400, 2,3 млрд рублей, которые мы довели до регионов. Я уже сказал, что до 1 июля мы ставим задачу перед регионами, с тем чтобы они начали уже функционировать и в этом году оказывать услуги по направлению и перевозке граждан в учреждения, в том числе и в геронтологические центры.
Мы подготовили и утвердили уже в рамках плана соответствующие рекомендации. Вы тоже сказали о том, что это совершенно разные сферы деятельности. На основе лучшего опыта регионального всё, что связано в том числе и с занятиями спортом, эту проблему тоже мы охватываем, и сейчас регионы должны будут утвердить фактически свои программы.
Что касается системы долговременного ухода, очень важная тема, мы в прошлом году делали такой пилотный проект, и оператором этого пилотного проекта была некоммерческая организация «Старость в радость». Специально мы так сделали, потому что в принципе коллеги занимались этим давно на обычных началах, без получения каких-либо денег. Немного спонсоры помогали, но поддержки от федерального бюджета не было. В этом году уже 300 млн рублей перечислены 12 субъектам Федерации. Следующий год – это уже будет 2 млрд рублей на развитие этого проекта, то есть он будет мультиплицироваться. Мы должны с 2022 года фактически эту систему создать во всех регионах страны. И сейчас очень важной задачей является то, чтобы на основании этого эксперимента с учётом тех новых технологий… А это прежде всего выявление индивидуальных потребностей в долговременном уходе, это обучение персонала, потому что по большому счёту, так как это направление не развивалось, персонал социальных служб фактически не знает этих технологий, не знает этих методов. Но ещё очень важно, что и семьи, которые оказываются в таких ситуациях, в которых есть пожилой человек, тоже не имеют никаких навыков, и у нас просто этому не учили, что называется, этому мы не уделяли никакого внимания.
С учётом лучших международных практик специалистов мы направляем в том числе и на учёбу, чтобы они знали международные практики. Эта система будет внедряться, и мы должны будем в этом году утвердить фактически стандарты, которые начнут работать со следующего года уже в 18 субъектах Федерации. Эта задача тоже будет реализована.
Вы сказали о новых центрах для пожилых людей. В этом году все контракты практически уже заключены. Если быть точным, у нас 19 объектов начинают строиться в этом году, заключены уже 14 контрактов, средства тоже все выделены. В этом году мы будем очень жёстко контролировать эту работу, в том числе с помощью видеонаблюдения. И конечно же, мы исходим из того, что нам нужно создать именно новый облик с точки зрения как внешнего вида, так и технологий работы этих учреждений. Мы сейчас с Минстроем подготовили такой конкурс концептов этих технических заданий и в июне рассчитываем на площадке Государственной Думы… Депутаты к этому тоже позитивно отнеслись, надеемся, что мы эти новые проекты сделаем, с тем чтобы регионы могли проектно-сметную документацию в следующие годы делать уже на основе нового ви́дения таких учреждений.
Дмитрий Анатольевич, у нас есть закон, который до конца этого года установил ставку для социальных учреждений по налогу на прибыль – нулевую ставку, и он заканчивает в этом году своё действие. Мы договорились с Минфином о том, чтобы в одном из законопроектов, который будет в ближайшее время в Думе проходить, нашлось место для соответствующих поправок, с Антоном Германовичем я эту тему согласовал, чтобы побыстрее её тоже закрыть. Почему? Потому что тем, кто всё-таки в эту сферу вкладывает деньги, важно понять это не в декабре, а несколько ранее. Некоммерческий сектор, Дмитрий Анатольевич… У нас пять лет назад на этом рынке практически не было организаций некоммерческих. Доля была ноль.
Д.Медведев: Это я помню, естественно. Вообще некоммерческого сектора не было в этой сфере.
М.Топилин: Вот в прошлом году НКО уже занимали 10%. Мы поставили задачу в национальном проекте, чтобы в 2024 году это было уже 20% всех предоставляемых услуг. И когда мы говорим об этом наполнении, о качестве предоставления услуг пожилым гражданам в системе долговременного ухода, безусловно, это потребует и увеличения финансирования со стороны регионов, которое мы сейчас субсидируем фактически из федерального бюджета. Но это тоже, как нам представляется, очень серьёзным образом подтолкнёт развитие, в том числе и некоммерческого сектора, потому что некоммерческий сектор, как правило, в таких сферах деятельности, как помощь пожилым людям, в последнее время активно откликается. Создаётся целое сообщество фактически.
Последнее, что я хотел бы сказать. Программы поддержки занятости пожилых – уже 8,5 тысячи человек из целевого показателя. Целевой показатель на этот год – это 75 тысяч. 8,5 тысячи уже приступили к обучению, где-то на 12–15 тысяч заключено контрактов. Разворачиваем систему, контролируем регионы, планируем закончить этот год проведением большого фестиваля, который называется «Навыки мудрых», вместе с WorldSkills после чемпионата, который пройдёт в Казани. Хотим всё-таки попробовать привлечь и организацию, которая занимается компетенциями молодых, к этой работе – работе с людьми предпенсионного возраста, показать, насколько эти люди способны побеждать в различных соревнованиях. Хотелось бы, чтобы это позитивно повлияло на общую ситуацию.
В.Скворцова: Национальная цель развития нашей страны на период до 2024 года – повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Особый вклад в достижение этой цели вносит укрепление здоровья и снижение смертности лиц старше трудоспособного возраста.
Хотелось бы отметить, что уже в 2017 году, по данным официальной государственной статистики, показатель ожидаемой продолжительности жизни в России лиц, достигших 55 лет, составил 24,3 года. То есть эти люди живут в среднем до 79,3 года. Потери периодов детства и трудоспособного возраста составляют 5,6 года. Для достижения национальной цели к 2024 году необходимо увеличить ожидаемую продолжительность жизни людей, достигших 55 лет, не менее чем на три года, то есть до 82,3 года (27,3 плюс к 55 годам).
В целях реализации указанной задачи в рамках двух национальных проектов – «Демография» (федеральный проект «Старшее поколение»), а также «Здравоохранение» («Развитие первичной медико-санитарной помощи») проводится комплекс мероприятий.
Прежде всего, как Вы отметили, Дмитрий Анатольевич, это увеличение охвата всех граждан страны, в том числе лиц старше трудоспособного возраста, ежегодными профилактическими осмотрами с 40 лет и ежегодной диспансеризацией. Мы этот показатель должны поднять с 17% (это показатель 2018 года) до не менее 70% к 2024 году.
Для того чтобы систематизировать эти подходы, Минздравом в марте этого года утверждён единый порядок проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации разных групп взрослого населения, в соответствии с которым принят перечень всех мероприятий скрининга и методов исследований для разных возрастных групп, в том числе для раннего выявления онкологических заболеваний семи наиболее распространённых локализаций.
Особое внимание уделено профилактическим мерам в отношении граждан старше 65 лет, проживающих в сельской местности. Для них с января 2020 года будет проводиться специальное дополнительное обследование, направленное на выявление возраст-ассоциированных заболеваний и состояний, таких как старческая астения, остеопороз (и высокий риск переломов костей), катаракта, различные нутритивные нарушения, когнитивные и психоэмоциональные нарушения, деменции, депрессии, субдепрессии, а также характерные для старших возрастов эндокринные, сосудистые и характерные онкологические заболевания.
Важно – и это является нашей задачей – увеличить долю пациентов старше трудоспособного возраста с хроническими заболеваниями, взятых на диспансерное наблюдение, с 49 до не менее 90%.
Важным компонентом профилактики является специфическая профилактика инфекционных заболеваний – вакцинация. За последние годы мы существенно увеличили вакцинацию (охват населения) против сезонного гриппа. В прошлом году более 70 млн человек были привиты – 50% населения. При этом доля привитых лиц старше трудоспособного возраста, страдающих хроническими заболеваниями, превысила 69%, что очень важно, и это позволило нам резко снизить заболеваемость гриппом – за 10 лет в 13 раз – и снизить смертность от гриппа более чем в 20 раз.
Важно отметить, что пневмококковая инфекция является одной из ведущих причин смертности, но при этом характеризуется высокой вакциноуправляемостью. В этой связи с этого года мы начали вакцинацию против пневмококковой инфекции лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, и должны прививать не менее 95% этих людей. В перспективе через год можно будет рассмотреть расширение этого контингента – по результатам проведения вакцинации в этом году.
Для решения обозначенных задач – обеспечения широкого охвата профилактическими мероприятиями – в национальных проектах заложено всё необходимое ресурсное и кадровое обеспечение. Дмитрий Анатольевич, Вы уже сказали о мобильных комплексах. По Вашему поручению в прошлом году за счёт средств резервного фонда Правительства мы уже приобрели 246 таких комплексов, которые реально работают в регионах страны, в ближайшие три года будет приобретено ещё 1300 таких комплексов. Они будут встроены в работу первичного звена. Хочу отметить, что в каждом регионе есть жёсткий график объезда населённых пунктов с числом жителей менее 100 человек. Он проверяется.
Максим Анатольевич (Топилин) уже сказал о машинах, которые сейчас закупаются во всех регионах, для того чтобы с IV квартала текущего года начать вывозить людей старших возрастных групп, проживающих в сельской местности, в медицинские организации региональных центров и увеличить таким образом доступность медицинской помощи.
Насчёт устранения кадрового дефицита. Отдельный проект национального проекта «Здравоохранение» – «Медицинские кадры России» специально направлен на уменьшение, фактически ликвидацию дефицита и врачей, и среднего персонала в первичном звене. Разработаны специальные механизмы для этого – и по трудоустройству выпускников медицинских вузов и колледжей с увеличением целевого набора, эффективность которого в прошлом году превысила уже 90%, и дальнейшее развитие программ «Земский доктор», «Земский фельдшер», и проведение профессиональной переподготовки, необходимой для врачей первичного звена. На это выделены отдельные ресурсы в федеральном бюджете. Хотела бы отметить, что уже с этого года в нормированных страховых запасах территориальных фондов ОМС заложены специальные ресурсы на увеличение кадрового состава первичного звена здравоохранения.
Кроме того, введён порядок, согласно которому, если на участке поликлиники более 40% приписного населения составляют лица старшей возрастной группы, то дополнительно выделяется ставка фельдшера, который занимается в том числе патронажной работой на дому.
Для повышения качества медицинской помощи людям старших возрастных групп создаётся необходимая гериатрическая служба в рамках проекта «Старшее поколение». Опорой этой службы является первичное звено. В профессиональные стандарты участкового терапевта, врача общей практики включены гериатрические блоки. Специально разработаны циклы тематического усовершенствования для врачей первичного звена по вопросам геронтологии и гериатрии. И уже в прошлом году тысяча специалистов прошли обучение на данных циклах. Ежегодно это будет около тысячи специалистов первичного звена.
Кроме того, разработана типовая программа дополнительного профессионального образования врачей – специалистов в области гериатрии. Этой подготовкой занимается 19 кафедр вузов системы Министерства здравоохранения. В первичном звене предусмотрено наличие одного кабинета врача-гериатра как головного методолога на 20 тысяч населения. Этот врач проводит комплексную оценку состояния здоровья пациента и для каждого пациента старшей возрастной группы разрабатывает долгосрочный индивидуальный план проведения профилактических, лечебных, реабилитационных мероприятий, а также план социальной и психологической адаптации. Количество врачей-гериатров по сравнению с 2014 годом мы увеличили в два раза. Но к 2024 году нам предстоит увеличить до расчётной потребности ещё в шесть раз – до 1965 врачей. Сейчас у нас таких врачей 350, в шесть раз надо эту цифру нарастить.
В целях формирования единых подходов к оказанию медицинской помощи лицам старшего поколения создана единая методологическая база. Мы показывали сегодня методические рекомендации и пособия, которые распространены широко по всей стране. Утверждён порядок оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия», обязательный к применению по закону на территории всей страны. Разработаны клинические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению наиболее значимых патологических состояний и заболеваний пожилых людей.
Формирование и внедрение единых гериатрических подходов позволило резко расширить возможности хирургии и анестезиологии для этих пациентов. Рутиной стали такие операции, как эндопротезирование суставов, удаление катаракты, урологические операции, операции на коронарных сосудах и так далее у лиц старше 80 и 90 лет. Хотелось бы отметить, что достаточно резко – в 2,5 раза с 2014 года – увеличилось число высокотехнологичных операций, которые проводятся людям старших возрастных групп.
К 2024 году во всех регионах будут созданы специализированные гериатрические центры. В прошлом году создано три таких пилотных центра, в этом году их будет уже семь, на будущий год – ещё 61 центр. К 2024 году эти центры будут во всех регионах. Таким образом, уровень госпитализации на геронтологические койки у нас вырастет в 4,2 раза. Всю координацию и методологическую поддержку деятельности службы осуществляет Российский геронтологический научно-клинический центр (его руководитель здесь присутствует – профессор Ткачёва), который является головным и определяет стратегию развития медицины для пожилых.
В целом, Дмитрий Анатольевич, программа уже реализуется, и мы сделаем всё возможное, чтобы люди увидели результаты.
Д.Медведев: Вероника Игоревна, по поводу закупки этих мобильных комплексов. У нас сейчас законтрактовано это на какое время?
В.Скворцова: В этом году мы покупаем 500. Деньги доведены были до регионов в феврале. Соответственно, процесс заключения контрактов уже идёт, ландшафт заключения разный. Если говорить о следующем годе, то мы с Министерством промышленности и торговли рассматриваем возможности централизованной закупки с учётом того, что сейчас это абсолютно российское производство.
Д.Медведев: Я поэтому и сказал. Это действительно сугубо российское производство, и в основном все медицинские аппараты, которые там стоят, медицинская техника, которой они укомплектованы, – тоже российского производства. Надо следить просто, чтобы они в цене не росли. Я предполагаю, что, если это растянется на несколько лет, там могут быть какие-то подвижки, а оснований к этому нет. Я просил бы и Вас, и министра Мантурова за этим внимательно следить.
В.Скворцова: Обязательно.
Д.Медведев: И по поводу целевого приёма: документ уже практически готов. Он находится у меня на подписи, так что в ближайшее время выйдет.
Давайте послушаем руководителей регионов, где эти программы уже начали действовать. Начнём, естественно, с Ростовской области. Василий Юрьевич, пожалуйста.
В.Голубев: Для Ростовской области проект «Старшее поколение» по направлению «Демография» имеет особое значение. Во-первых, потому что у нас сегодня 27,1% жителей – это 1 миллион 146 тысяч – это старше трудоспособного возраста люди. И бо́льшая часть их проживает в отдалённых от центра хуторах, станицах, населённых пунктах. В свете задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по увеличению продолжительности жизни, понятие «активное долголетие», очевидно, приобретает новое звучание. В 2018 году продолжительность жизни в регионе составила 73,22 года. Это несколько выше, чем по Российской Федерации, но, как только что сказала министр, задача здесь более сложная и к 2024, и к 2030 году. Поэтому нам предстоит решить ещё одну ключевую задачу – качественно изменить жизнь старшего поколения.
В 2019–2024 годах на реализацию программы в рамках соответствующего регионального проекта предусмотрено 5 млрд рублей. Часть процессов, и это очень здорово, началась достаточно активно. Я хотел бы подчеркнуть уровень хорошего взаимодействия сегодня с соответствующими министерствами. Мы приступили к формированию, например, здесь, на базе госпиталя для ветеранов войны, регионального геронтологического центра на 72 койки круглосуточного пребывания. Надо сказать, что учреждение было выбрано неслучайно, потому что коллектив имеет значительный опыт работы с такого рода пациентами, а возможности госпиталя позволяют оказывать медицинскую помощь и разбить её на четыре этапа. Это лечение в гериатрическом отделении, это высокотехнологичная медицинская помощь, реабилитация и, конечно, дальнейший медицинский социальный патронаж на дому. Опыт центра сегодня ляжет в основу деятельности всей соответствующей службы Ростовской области, и до конца 2020 года число круглосуточных коек такого профиля достигнет 252. Первичную помощь по этому профилю старшее поколение сможет получать в специализированных кабинетах медицинских организаций. В этом году их будет открыто 24, а к концу 2020 года возрастёт до 48. Специалистов готовят на базе нашего медицинского университета. Методическую помощь оказывает областной центр.
Одно из основных направлений проекта «Старшее поколение» – это, конечно, формирование долговременного ухода за пожилыми гражданами, за инвалидами. С 2020 года регион планирует войти в состав пилотных регионов Российской Федерации по этому направлению. А сегодня совместно с благотворительным фондом «Старость в радость» – оператором федерального проекта – мы проводим подготовку по заключению соглашений, разработке «дорожной карты» и обучению на базе фонда наших специалистов.
В текущем году мы планируем ввести новый дом-интернат для старшего поколения с геронтологическим отделением на 60 коек. Сейчас продолжаем работать по долговременному уходу. И сегодня эту работу в Ростовской области ведут 113 отделений милосердия, 10 геронтопсихиатрических отделений, одно геронтологическое социально-медицинское отделение.
При этом мы, как я уже сказал, считаем очень важным развивать форму долговременного ухода на дому.
Важной частью профилактики болезней, которые влияют на продолжительность жизни, является, конечно, диспансеризация. Уже неоднократно об этом говорили сегодня. И когда мы активно приступим к тому, что она будет проходить для всех людей старше 40 лет, убеждён, это может дать очень быстрый эффект. Поэтому мы будем продолжать расширение объёма исследований.
А для доставки в медорганизации пожилых людей старше 65 лет уже закупили 43 автомобиля.
Сразу хотел бы сказать, во-первых, о том, что состоялось принципиальное решение, во-вторых, об оперативности решения в этом вопросе. Мы на самом деле должны были их получить несколько позже. И, Дмитрий Анатольевич, это не в связи с Вашим приездом, это я знаю точно. Я такой вопрос задавал сразу. Получилось так, что всё сложилось. Здорово.
Конечно, на качество жизни влияет и трудовая занятость. В области для лиц предпенсионного возраста уже организовано обучение новым специальностям, дополнительное профессиональное образование. Причём этим могут воспользоваться практически все, кто состоит уже в трудовых отношениях, и те, кто обратился просто в центр занятости, для того чтобы найти работу.
На сегодня у нас обучается 269 человек. В текущем году обучение пройдут примерно 1,5 тысячи человек. На это направление будет выделено свыше 100 млн рублей, основная часть – это федеральные деньги.
До конца 2024 года нам предстоит обучить примерно 8790 граждан предпенсионного возраста. И если в целом посмотреть, то за этот период на эти цели предусмотрено 602 млн рублей. А после завершения обучения граждан наша принципиальная задача – создать условия для их трудоустройства или создать условия, чтобы они могли (вместе с работодателями над этим предстоит работать) продолжить свою трудовую деятельность на предприятии, на котором они прежде трудились. Мы будем развивать такое направление, как вовлечение людей старшего поколения в занятие физкультурой и спортом. Здесь есть над чем ещё поработать. Очевидно, мы тут уже увидели некую тенденцию. Количество людей, которые очень быстро готовы прийти, пока, на наш взгляд, недостаточно. Это уже работа местных властей, в том числе органов местного самоуправления, и, конечно, регионального министерства спорта.
Тем не менее, например, сейчас у нас идёт подготовка к региональному фестивалю по выполнению нормативов «Готов к труду и обороне». Сборная области достаточно регулярно, практически ежегодно (специально проверил) активно участвует в спартакиаде пенсионеров России. Я хотел бы с уверенностью сказать, что есть то, что отличает тех, кто приходит на такую спартакиаду: желание, старательность и, между прочим, азарт.
Д.Медведев: У молодёжи то есть этого нет?
В.Голубев: Есть, но у молодёжи возможностей больше. А у людей постарше их немного меньше, и они тем не менее это проявляют, это здóрово смотрится. Конечно, есть у молодёжи, но мы работаем сейчас над этой частью наших жителей. Мы будем их обязательно поддерживать. Поэтому у меня нет сомнения, что в Ростовской области есть многое для того, чтобы выполнить поставленные сегодня задачи, чтобы качество жизни пожилых граждан было на более высоком уровне, а мы достигли целей национального проекта.
Д.Медведев: Спасибо, Василий Юрьевич. Андрей Иванович (обращаясь к А.Бочарову), пожалуйста, про Волгоградскую область расскажите, как у вас дела.
А.Бочаров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые товарищи, Волгоградская область с 2018 года в качестве пилотного региона занимается разработкой и внедрением системы долговременного ухода за жителями старшего поколения. И мы уже имеем возможность поделиться своим опытом, наработками, которые мы сделали. И хочу сразу сказать и отметить, что именно слаженная работа с социальным блоком Правительства нам в кратчайшее время не только позволила сформировать нормативно-правовую базу, что очень важно, потому что такой нормативно-правовой базы практически не было, но и уже практически приступить к реализации этого проекта.
Мы при внедрении новой системы изменили подход к определению нуждающихся в социальном уходе жителей с заявительного на выявительный. Почему я на это обращаю внимание? Потому что результат оказался достаточно неожиданным и для нас. В результате в пилотных территориях, а у нас их на первом этапе было шесть из 38 муниципальных образований, до 80% жителей старшего возраста впервые попали в зону нашего внимания – по отдельным муниципальным образованиям и населённым пунктам. Это от нас потребовало, естественно, переориентации, выделения дополнительных финансовых средств и в том числе изменения системы подхода. То есть нам с вами необходимо понимать, что, как только мы переходим к более детальному изучению положения в населённых пунктах, получаем с мест информацию, переходим непосредственно к подомовому обходу каждого населённого пункта, количество людей, которые нуждаются в оказании такой помощи, будет очень серьёзно расти.
Следующий вопрос – это определение адресности и нуждаемости. Критерии должны быть чётко выработаны. Мы вместе с социальным блоком Правительства и при формировании социального кодекса Волгоградской области учитывали определённое положение людей, но и сейчас дополнительно внесли критерии, которые позволяют именно тем, кто нуждается в такой помощи, оказывать эту непосредственную помощь.
Ещё один вопрос, на который необходимо обратить внимание. Это для нас принципиальный подход, считаю это важным для тех регионов, которые будут непосредственно принимать участие в реализации данного проекта: координаторами общей работы у нас стали учреждения социальной защиты, не оказывающие напрямую социальных услуг, как достаточно независимые структуры, имеющие возможность объективного контроля работы, а не учреждения социального обслуживания. Это немножко разная составляющая. И мы считаем, что эта практика показала очень хороший результат. То есть мы теперь имеем дополнительную возможность контроля качества оказания помощи социальными учреждениями. Для нас это тоже показалось очень важной составляющей.
Мы считаем, что механизмы практической работы – это прежде всего развитие стационарно замещающих форм обслуживания. Это, считаю, важно.
Приоритет социального обслуживания на дому и поддержка родственного ухода. Для этого внедрены и реализуются уже сейчас такие технологии социальной работы, как персональный помощник, социальные семьи, дневные отделения в организациях соцобслуживания для пожилых граждан со сниженной умственной активностью, сопровождаемое проживание и другие формы. Уважаемые коллеги, для нас тоже это стало неожиданностью, из опыта уже могу сказать, что одна из наиболее востребованных форм – персональный помощник. Это социальный работник приходит в семью, где проживает пожилой человек с нарушениями возможности самообслуживания каждый день на четыре часа, частично разгружая родных и близких такого человека от забот. Эту форму обслуживания у нас уже приняло 800 человек. Это практически в три раза больше, чем мы планировали.
Ещё одна новация в Волгоградской области – это дневные отделения в центрах социального обслуживания. Это тоже реальная помощь семьям, где живут пожилые люди с нарушениями умственной активности. Днём такой человек находится у нас под постоянным наблюдением персонала, а на ночь он возвращается в родную семью, не нарушается социализация.
Переход к новым формам работы – это проблема – потребовал переформатирования существующей системы соцобслуживания, прежде всего в кадровом вопросе, а также привлечения к работе организаций, некоммерческого сектора как более гибкого механизма.
Я хочу сказать, здесь у нас есть достаточно хороший опыт работы с некоммерческими организациями. И здесь опять нужно сказать, что помощь и поддержка социального блока Правительства позволила нам в кратчайшие сроки провести переподготовку. И сейчас мы проводим переподготовку наших кадров, кто непосредственно занимается таким обслуживанием. Без этой работы невозможно говорить о новых методах решения этой задачи, потому что социальные работники, как правило, всегда занимались одной и той же работой, а им сейчас необходимо переформатировать своё участие и ещё ближе быть к людям, приходить на дом. Там очень много возникает вопросов, и вот такие центры, которые сегодня организованы, нам позволяют проводить обучение социальных работников. Хочу сказать, что обучение проходит за наш счёт и вызывает очень хорошую востребованность непосредственно у самих социальных работников.
Ещё одна задача, без решения которой нельзя говорить о серьёзном продвижении вперёд по этому направлению, – это оказание медицинской помощи. В части медицинской помощи старшему поколению мы за год увеличили до 28 число гериатрических кабинетов, предварительно проведя переобучение сотрудников. В настоящее время мы до конца 2019 года планируем ещё девять таких кабинетов – они очень востребованы. Встречаемся со старшим поколением, разговариваем с ними – они на самом деле просят и говорят: чем больше таких центров и кабинетов будет, тем будет лучше. Мы считаем, что такая форма поддержки, работы востребована, и в Волгоградской области мы будем продолжать работать в этом направлении.
Я хочу сказать, что в 2018 году в Волгоградской области были созданы основы выездной гериатрической службы в целях повышения её доступности для жителей сельских территорий. Это тоже не надо забывать. Мы создаём такие службы на базе наших поликлиник и лечебных заведений, но не все наши населённые пункты и жители, проживающие в населённых пунктах, имеют возможность получить там обслуживание, поэтому выездные бригады необходимы. Изменился подход к оказанию и паллиативной помощи в части повышения объёмов и доступности. Действует выездная паллиативная помощь.
Общий итог меньше чем за год. Строительство новой системы долговременного ухода – порядка 2 тысяч жителей Волгоградской области стали её участниками. Это из того числа, которое здесь называлось. Это достаточно серьёзное количество людей. Мы в полном объёме выполним те задачи, которые у нас стоят. В целом проведённая в 2018 году работа стала основой, фундаментом для старта реализации в Волгоградской области федерального проекта «Старшее поколение». Работа по всем обозначенным направлениям, создание системы долговременного ухода у нас продолжается.
В текущем году к социальной работе подключаются новые некоммерческие организации. На территории Волгоградской области у нас их уже подключено порядка 20. В I квартале ими обслужено на дому, в том числе в формате системного долговременного ухода, порядка 6 тысяч человек. Это примерно пятая часть от общего количества обслуживаемых на дому жителей старшего поколения.
С 1 марта текущего года некоммерческие организации Волгоградской области, которые, конечно, прошли все проверки, лицензирование, впервые обеспечат стационарное обслуживание жителей старшего поколения.
Ну и ещё об одной форме, которую, мы считаем, необходимо развивать в рамках реализации данной программы, – это форма сопровождаемого проживания. Она позволяет людям сохранять навыки социализации и самообслуживания. Число участников у нас пока невелико, порядка 63 человек. До конца года с учётом возможностей бюджета Волгоградской области мы планируем увеличить его до 250 человек. Но и здесь мы считаем, что это такой долгосрочный формат работы, который обеспечит и социальный, и бюджетный эффект, может быть интересен коммерческим структурам и некоммерческим организациям, а также в том числе и государственным институтам развития. Они могут, например, взять на себя расходы на организацию комфортных мест для сопровождаемого проживания, а потом возвращать инвестиции за счёт бюджетной экономии. Мы посчитали, Дмитрий Анатольевич, если совсем говорить начистоту, то финансовых средств будет недостаточно. Здесь нужно будет посмотреть, и мы бы попросили Ваше поручение социальному блоку Правительства проработать совместно с регионами возможные дополнительные формы поддержки таким организациям, которые будут заниматься непосредственно этой тематикой.
Считаем это одним из самых перспективных направлений, очень важных направлений. Мы видим в этом очень хороший потенциал. Но здесь нам необходима будет дополнительная поддержка. Я думаю, что в рамках таких Ваших поручений мы можем совместно свои предложения представить, в том числе, возможно, без серьёзного увеличения бюджета.
Мы хорошо понимаем, что успешная реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни старшего поколения, да и в целом всего проекта «Старшее поколение», является одной из важных составляющих достижения целей национального проекта «Демография» и поставленных перед нами национальных целей. Волгоградская область активно включена в реализацию этого проекта, и мы уверены, что те задачи, которые перед нами стоят, будут выполнены в полном объёме.
Д.Медведев: Давайте теперь коротко обменяемся впечатлениями по
докладам, коллеги высказались. Я имею в виду –
по предложениям, по тем мерам поддержки, которые существуют
и которые можно было бы, наверное, где-то развить. Я обращаюсь ко всем
присутствующим. Просьба говорить, естественно,
компактно и в основном делать предложения по
тому, как нам проект «Старшее поколение»
реализовать в ближайшие годы.
Л.Овчарова (проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»): Я хотела бы остановиться на теме индекса активного долголетия. Начать я хочу с того, что в начале этого тысячелетия увеличение продолжительности жизни способствовало тому, что во многих странах сформировался образ жизни, который опирается на концепцию активного долголетия. Согласно этой концепции политика в отношении лиц старшего возраста, помимо ухода за пожилыми, поддержки материального положения и состояния здоровья, включает повышение качества жизни пожилых людей через экономическую, социальную, образовательную и культурную активность.
Задачей федерального проекта «Старшее поколение» является создание условий для активного долголетия. Но я, Дмитрий Анатольевич, хотела бы ещё обратить внимание на то, что не только проект «Старшее поколение» работает на активное долголетие. Максим Анатольевич и Вероника Игоревна говорили о том, что в целом проекты «Здравоохранение» и «Демография» работают на это. Я хочу сказать ещё, что на это также работают проект по образованию, проект по культуре, проект по цифровизации. Вообще я хотела бы отметить, что в тех странах, где достигался максимальный успех и прогресс в повышении продолжительности жизни за счёт активного долголетия, этот проект становился любимым для первых лиц государства, потому что нужно было создать эффект межведомственного взаимодействия.
Недавно у Вас на встрече с экспертами мы говорили о том, что сегодня для нас важен не столько процесс реализации мероприятий, сколько их результат. И вот как раз-таки индекс активного долголетия – это тот интегральный индекс, который позволяет именно оценить результат политики, потому что нам, учёным, известно очень много интегральных показателей оценки уровня и качества жизни, но этот индекс как раз-таки даёт возможность оценить политику. И кроме политики он также ещё позволяет оценить, насколько среда благоприятна для реализации концепции активного долголетия.
Важно, что этот индекс включает несколько сфер. Там выделяются четыре ключевые сферы. Это занятость, участие в жизни общества, независимая, здоровая и безопасная жизнь и потенциал политики активного долголетия.
Первые три сферы характеризуют именно политику в области активного долголетия, а четвёртая как раз-таки оценивает потенциал, насколько страна может в это включиться. Показатели в основном касаются населения в возрасте 55 лет и старше.
На площадке Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве России мы создали рабочую группу, которая сейчас занимается адаптацией концепции активного долголетия и методики расчёта этого индекса для России, потому что у нас в статистической практике этого инструмента нет. Мы это делаем в Высшей школе экономики только на базе пилотного научного проекта. Но даже те результаты, которые у нас сейчас есть, позволили нам сделать вывод о том, что сегодня пожилые россияне реализуют свой потенциал на 83% по сравнению со средним уровнем в странах ЕС. При сравнении наших результатов со средним уровнем в странах ЕС и с лучшими практиками мы видим, что у нас есть достаточно большой прогресс по ряду показателей. Также результаты показали, что сегодня наши пожилые мужчины реализуют свой потенциал лучше, чем женщины, и это мировая практика. В основном это связано с тем, что общественная активность мужчин выше, чем активность женщин.
В чём ещё этот индекс интересен для нас? Он позволяет увидеть прогресс именно в тех мероприятиях, которые в настоящее время запланированы в национальных проектах. Психологическое благополучие и использование сети интернет для людей старших возрастов – это те показатели, по которым мы в настоящее время отстаём, но именно по ним мы в состоянии получить достаточно высокий прогресс.
Запланированные мероприятия рассматриваемого федерального проекта позволят добиться прогресса в области физической активности, автономного проживания людей и их благополучия, непрерывного образования лиц в возрасте 55 лет и старше. Меры, принятые в области пенсионного обеспечения, позволят нам достичь прогресса в области занятости населения. Меры, которые сегодня уже озвучивались и по которым мы, собственно, сверяем сегодня наши часы, дадут результат в части ухода за пожилыми и включения пожилых людей в добровольные виды деятельности.
Поэтому мы как учёные очень Вам благодарны, что Вы сегодня в своей речи уже заявили об этом индексе, и просим Вашей поддержки в части того, чтобы поддержать предложения, которые мы разработали на площадке Совета по попечительству в социальной сфере, о внедрении этого инструмента в практику статистической работы, именно уже как промышленного использования этого результата. Мы как учёные приложим все усилия, для того чтобы этот инструмент был сделан лучшим образом.
Д.Медведев: Спасибо, Лилия Николаевна.
Тут даже особо комментировать нечего. Продолжим работу, с индексом этим разберёмся при помощи учёных. С этим как бы тоже тогда понятно.
Пожалуйста, коллеги, какие будут дополнения?
Е.Олескина (директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость»): Благодарю за возможность очень коротко сказать о трех моментох по системе долговременного ухода.
Первое, о чём хотела бы сказать, – это о том, что принципиально изменилось в нашем понимании о людях, зависимых от помощи, и вообще в понимании ухода. Второе – что сделано за прошлый год. И третье – это какие задачи. Их много. Мы это частично проговорили, но мне кажется, что очень важно нам всем на этом сделать акцент. Мы пришли к мировому пониманию системы долговременного ухода, где уход – это не гигиена и еда (это очень важно), это полноценная социализация в жизни каждого. Мы за прошлый год посчитали, сколько у нас было браков среди пожилых людей в стационарных учреждениях, сколько людей, которые вышли на работу из системы надомного ухода. Им не понадобился больше уход, они, наоборот, вернулись в активную жизнь. Мы должны понимать, что сейчас мы говорим про качество жизни, а не про экономию. Это на самом деле принципиально важно, мне кажется, это впервые, такой исторический момент. И мы понимаем, что сейчас в этой системе действительно даём каждому человеку, людям, о которых мы сейчас говорим, зависимым от посторонней помощи, право выбора, где жить и где эту помощь получать: на дому – это будет полноценная жизнь, в учреждении – это другое учреждение (уже много сегодня об этом было сказано). И действительно, мы начинаем видеть родственников.
Собственно, что было сделано? Я немного дополню Андрея Ивановича. Важно, что здесь прорывы не только в выявлении людей, которым нужна помощь, потому что, действительно, за первый год стало понятно, что мы людей теряем, и есть механизмы, как их не терять, как доходить до каждого. Это и передача данных вовремя из здравоохранения в соцзащиту, это и, действительно, физически найти каждого, ну и типизация как важный финансовый инструмент. Это определение объёма помощи, который реально нужен человеку. Это возможность вообще-то правильно посчитать бюджет, который нужен, чтобы люди получали полноценную поддержку. И вот если совсем коротко – за прошлый год что это значит для людей.
Примерно 1600 человек, которых нашли, которых не потеряли, это примерно 1215 людей, которые на дому стали получать расширенную помощь и смогли остаться дома и продолжить жить полноценно. Это сервисы, которые появились прежде всего для того, чтобы поддержать людей дома. Ну и нельзя забывать про родственников. Это те дневные центры, о которых Андрей Иванович говорил, это же возможность работать и не думать, что моя мама открывает газ и выходит в окно. Это возможность жить дома и при этом быть социализированным, быть в обществе. Такие вещи, может быть, кажутся незначительными, но это очень ощутимо даёт другое качество жизни, о них нельзя забывать.
И когда мы говорим об учреждениях, мы понимаем, что это уже другие учреждения. Мы их видим скорее как ресурсные центры, когда на базе – пусть это будет интернат, причём любого типа, – у нас появляется возможность открыть дневное отделение (необязательно, чтобы они жили только там), и возможность обучать родственников, и возможность на базе учреждения организовывать патронажные службы, которые будут поддерживать на дому, – как раз здравоохранение. Собственно, сделано действительно много. И здесь мы тоже очень благодарны, нам кажется, что это, опять же, впервые: деньги нацпроекта пойдут на качество жизни, на людей, на дополнительные кадры, которые, действительно, регионы на входе в проект должны найти, изыскать. Это сложно, но без этого мы задачу не решим. Нельзя дать качество жизни без пересмотра стандарта, без помощи в том объёме, в котором нужно.
Собственно, задачи у нас весьма стандартные. В мировой практике при внедрении этих систем они одни и те же. Это вопрос стабильного финансирования системы – как это должно работать, – кадров, которых всегда не хватает, которые нужно искать, обучать, нужно делать так, чтобы кадров было достаточно. И, собственно, это те единые стандарты, которые мы продумаем, чтобы они были актуальны для всех регионов, чтобы это качество жизни не отличалось от субъекта к субъекту, чтобы мы его могли пощупать, прописать и действительно понимать, что регионы общими усилиями это вытягивают. И в результате всех этих мероприятий то самое качество жизни, которое не может не дать увеличения продолжительности жизни, неминуемо должно случиться. Мы очень надеемся. Непросто, но в ту сторону идём.
Д.Медведев: Мы тоже надеемся на это. Спасибо.
С.Чупшева: Действительно, система долговременного ухода как проект родился на таком федеральном уровне в Карелии, когда проходила встреча Президента Российской Федерации с волонтёрами и представителями некоммерческих организаций. Владимир Владимирович тогда дал поручение о пилотной реализации проекта как раз в соответствующих регионах. Мы очень благодарны Максиму Анатольевичу Топилину, Татьяне Алексеевне Голиковой, – Дмитрий Анатольевич, и Вам, безусловно, – за то, что Правительство поддержало этот проект и этот проект был включён уже в национальный проект по демографии.
Мы видим колоссальные положительные результаты от реализации этого проекта в пилотных регионах. Я хочу отметить Волгоградскую область особенно, которая имеет сегодня лучший опыт по комплексному оказанию услуг для людей пожилого возраста.
Дмитрий Анатольевич, на какие проблемы хотела бы обратить внимание – то, что мы видим в регионах? Во-первых, действительно, субъекты впервые получили федеральные ресурсы, федеральные деньги на эту систему, особенно в части обучения, подготовки кадров и методического сопровождения проектным офисом. К сожалению, не все субъекты готовы в случае прекращения федерального финансирования в полном объёме продолжать проект. А уже, как сказал Андрей Иванович, действительно, эта система выявительного характера, когда мы не только по заявительному принципу, а за счёт межведомственного взаимодействия доходим до каждого человека, до каждой семьи, которая нуждается в этих услугах... Но в рамках пилота (Елизавета, может быть, меня поправит) 20 тыс. человек мы нашли, которые нуждаются в этой поддержке, государственной поддержке, в соответствующем уходе. Это, безусловно, наращивание обязательств, финансовой модели для субъектов Федерации. И некоторые регионы, которые не вошли у нас в пилот 2019 года, просто вынуждены увольнять тех людей, которые вышли на этот рынок оказания услуг, вынуждены сокращать как раз вот эти программы надомного обслуживания, нестационарного обслуживания на дому. Мы видим здесь колоссальные риски, потому что, во-первых, люди вообще впервые увидели такую качественную помощь, за которой они не обращались – они, может быть, не знали, может быть, не могли её получить. И вдруг это качество жизни вмиг опять от них уходит.
И здесь, Дмитрий Анатольевич, просьба дать соответствующее поручение… Мы бы хотели в рамках этой целевой модели пилотной апробации здесь особо – с регионами, Министерством финансов, Министерством здравоохранения, Министерством труда – всё-таки посмотреть, какие возможны дополнительные источники. Либо развитие системы страхования, вовлечение некоммерческого сектора, всевозможных вариативных систем финансирования – сертификатов, компенсаций, – механизмы, которые бы нам позволили сделать эту модель стабильной и не позволить тем людям, которые уже стали получателями этих услуг, лишиться этой поддержки и помощи.
Д.Медведев: Если на этот вопрос удастся дать ответ, я думаю, нужно будет того, кто ответ даст, на премию выдвинуть – как минимум правительственную: каким образом, убрав федеральную поддержку, тем не менее не ослабить те возможности, которые мы к тому времени сформируем.
М.Морозова (генеральный директор благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко): У меня очень короткая реплика.
Я просто хотела напомнить присутствующим, что основным принципом концепции активного долголетия является принцип «Ничего для нас без нас». И поскольку целью всех наших национальных проектов, и, в частности, проектов, связанных с качеством жизни старшего поколения, является не только сбережение, но и улучшение качества жизни, давайте не забывать, что, когда мы планируем какие-то мероприятия, оцениваем те реальные изменения и результаты, надо обращаться к самим пожилым людям и пытаться понять, что же нужно именно им и их ближайшему окружению.
Мне кажется, нам на таком высоком уровне тем не менее важно это тоже не забывать.
Т.Голикова: Тема долговременного ухода и старшего поколения в последний год стала приоритетной для нашего совета при Правительстве по делам в сфере попечительства, развития некоммерческих организаций. И уже на следующей неделе в пятницу мы собираемся снова обсуждать тему долговременного ухода. В принципе планировали сконцентрироваться не только на результатах, которые сегодня есть по пилотным проектам, реализуемым в регионах страны, и перспективе проекта «Старшее поколение» – в части этого мероприятия, но и понимаем то, о чём сейчас сказала Светлана Витальевна. Действительно, нам нужно создать такую модель, которая бы не приводила к утрате приобретённых возможностей. И здесь чрезвычайно важно, несмотря на то, что полномочия в сфере социальной защиты, о которых мы сейчас говорим, относятся к компетенции регионов, всё-таки отработать несколько, возможно, вариантных моделей, финансовых моделей обеспечения этой системы. Потому что организационные модели нам в принципе понятны, мы знаем, как они должны быть выстроены, но важно, чтобы у регионов были источники.
Здесь была упомянута система социального страхования. Действительно, я говорю об этом очень осторожно, но внутри системы социального страхования можно посмотреть возможный источник для создания и финансирования системы долговременного ухода для всей страны. Мы не обсуждали это ещё с Максимом Анатольевичем (Топилиным) детально, поскольку всё-таки это в большей степени социальное страхование, но какая-то часть в системе социального страхования могла бы быть ориентирована на долговременный уход. Конечно, эксперты могут сказать, что страхование – это нечто другое, а здесь мы понимаем, что наступает старость – какое здесь может быть, наверное, страхование, да? Тем не менее его элементы в этой системе могут быть, и я думаю, что это мы отработаем. Не хочу говорить о том, что это в ближайшее время будет, это сложная тема, но модель такая в принципе может быть.
Для того чтобы эта система работала удобно, мне кажется, можно было бы подумать над созданием системы так называемого социального навигатора. Потому что уход на дому, возможность привлечения к этому уходу людей, которые, возможно, проживают с тобой на одной лестничной площадке, в одном доме или в соседнем доме, – очень важна. Мы иногда не знаем этих людей, потому что у нас нет такого информационного ресурса, но возможности, которые нам сейчас предоставляет и цифровизация, и рынок больших данных, позволяют нам такую платформу, наверное, создать. И я думаю, что в рамках совета мы это тоже пообсуждаем.
Что это за собой влечёт? Конечно, это за собой влечёт, Андрей Иванович (Бочаров) сказал, сказал осторожно, но тем не менее достаточно внятно, это влечёт за собой пересмотр подхода к системе организации социального обслуживания и социальной защиты. Крен идёт не в сторону содержания учреждения, а крен идёт в сторону предоставления услуги для человека, для того, чтобы, как сказала Мария Андреевна, всё-таки понять, а что ему нужно. И в ближайшее время, я думаю, что в сентябре-октябре, мы получим результаты того мероприятия, которое сейчас при поддержке совета мы реализуем. Речь идёт не о домах престарелых, как принято говорить, а о психоневрологических интернатах, в которых тоже, к сожалению, содержатся граждане, которые в ряде случаев там содержаться не должны. Просто их туда помещают, потому что у них нет близких или у них такие тяжёлые заболевания, которые не позволяют близким осуществлять за ними соответствующий уход.
Так вот о каком мероприятии идёт речь? Мы дали поручение нашим учреждениям социального обслуживания на местах, медицинским подразделениям на местах под эгидой Института Сербского, федерального нашего центра, провести в течение нескольких месяцев, вплоть до сентября, обследования этих психоневрологических интернатов. Наши коллеги из некоммерческих организаций, эксперты помогли нам составить карту, по которой должно пройти это обследование. Для чего мы его делаем? Для того чтобы понять, реально сколько в стране должно быть таких интернатов, какие они должны быть и какие люди должны действительно там содержаться в силу медицинских показаний, а которые должны остаться проживать в семьях? Но если они остаются проживать в семьях или за ними ухаживают третьи лица, то это значит, что эта система должна получить свою поддержку. И здесь со старшим поколением, которое нуждается в подобного рода уходе, тоже есть нечто похожее. Есть те, которые хотят остаться жить в семьях в привычной обстановке, а есть те, которые одинокие и которым действительно нужен уход и которые должны быть помещены в эти учреждения.
Это очень серьёзный пересмотр устоявшихся взглядов, но мы идём в этом направлении. Это направление сложное, непривычное, но мы очень надеемся, что мы здесь продвинемся и получим результат, для того чтобы качество жизни граждан старшего поколения в нашей стране было достойным.
Д.Медведев: Я подведу некоторые итоги начала нашей работы по этой тематике. Во-первых, начну с того, о чём коллеги говорили, кто-то прямо, кто-то косвенно. Вообще, это пересмотр наших взглядов на то, как должна осуществляться политика в этой сфере. Я сейчас говорю не только о содержательном пересмотре, это само собой разумеется – мы живём в современном мире, в современном обществе, в XXI веке, – но и о распределении обязанностей внутри государства. Потому что ещё несколько лет назад, что скрывать, мои коллеги в Правительстве на вопрос о том, что нам делать с темой ухода за людьми старшего возраста, оказания помощи, развития интернатских услуг и целого ряда других институтов, – всегда кивали в сторону регионов и говорили, что это не федеральная тема, пусть коллеги этим занимаются. И с правовой точки зрения это именно так. Но мы прекрасно понимаем, что даже очень крупные, развитые, финансово самодостаточные регионы с этим не справляются. Даже в Москве не всё благополучно, что уж говорить о других регионах.
Поэтому федеральная власть в эту проблематику вернулась. Я считаю, что это правильно. Именно поэтому появился федеральный проект – как часть национального проекта по демографии. Это главное, что сегодня можем констатировать. А из этого вытекает целый ряд следствий: и пилотные регионы, которые здесь представлены (коллеги выступали, рассказывали о своих достижениях), и целый ряд законодательный идей, которые в настоящий момент должны быть доведены до завершения, включая тему, связанную со льготой, о которой Максим Анатольевич говорил, и некоторые нормативные решения, которые в настоящий момент нами прорабатываются.
Я сказал уже об одном из документов, который готовится. Естественно, всё, что требуется для того, чтобы проект вышел на необходимый организационный уровень, в ближайшее время Правительством будет подготовлено и выпущено, если что-то ещё не доделано.
Из того, что коллеги называли. Я себе какие-то вещи пометил, на что-то уже отреагировал. Да, действительно, будем и индекс внедрять, и концептуальные моменты смотреть. Здесь всё совершенно правильно было акцентировано. Нужно обязательно постараться создать такой механизм, который в известной степени добавит автономности в решение этих задач. Как сейчас мы пытаемся эти задачи решать? Мы собрали деньги – путём очень сложных усилий – для реализации национальных проектов, в том числе выделили определённую толику этих денег на эту задачу. И сейчас коллеги правильно задают вопрос: этот период пройдёт, а дальше что? Мы не можем эти функции централизовать и передать на федеральный уровень – это неправильно, это действительно компетенция регионов. А с другой стороны, уровень, который будет достигнут, нельзя понизить. Это будет деградация, это будет худшим результатом нашей совместной работы – и государства, и регионов, и некоммерческих организаций, вообще всех, кто в этой теме находится.
Значит, нужно создать такой механизм, который будет самодостаточным. Я даже не знаю какой. Но нужно подумать. И Татьяна Алексеевна здесь говорила, и другие коллеги, надо посмотреть на источники, возможные для использования. Я просто предлагаю спокойно это всё обсудить – сначала на экспертном уровне с участием членов Правительства, руководителей проекта, – а потом уже определиться. Я считаю, что здесь любой возможный источник финансирования допустим. Просто для того, чтобы эти задачи решить. Это, наверное, главное.
По поводу всего остального. Я согласен с тем, что нужно обязательно людей спрашивать, ради которых этот проект и был сформулирован. Надеюсь, что это происходит везде. В любом регионе такого рода аналитику можно и нужно делать.
Нужно смотреть и на концептуальные вещи – относительно того, что является долговременным уходом. Абсолютно согласен, что это должна быть именно полноценная социализация, а не просто чтобы человеку помогли в элементарных вещах. Это всё уже в прошлом. Нужно смотреть дальше.
И последнее. Татьяна Алексеевна (Голикова) затронула больную, скажем прямо, тему – наших психоневрологических интернатов. Система очень тяжёлая, в значительной степени обветшавшая, с очень плохими условиями зачастую. Нам нужно разобраться, в каком направлении её развивать, как ей помогать. Это не означает, что она должна исчезнуть, просто её нужно определённым образом поддержать и принять правильные решения о её судьбе – что должно внутри оставаться, а что должно быть передано другим службам или должно финансироваться, обслуживаться иначе.
Давайте всеми этими проблемами займёмся. У нас на эту тему, можно считать, первая в рамках национального проекта встреча, но очевидно, что такие встречи необходимы. Мы практически в самом начале работы. Всех благодарю за то, что уже было сделано. До встречи!