О реализации проектов импортозамещения в лёгкой промышленности.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Сегодня заседание комиссии по импортозамещению. Мы довольно давно не собирались.
Надо более регулярно планировать встречи. Мне присылают материалы заочного
голосования, а я по ним не могу принять решения. Вещи пишут умные, а надо это
делать или нет – без обсуждения трудно решения принимать. Давайте
переведём это снова в регулярный режим.
Сегодня
одна из важнейших тем – посвящена ситуации в лёгкой промышленности. Цель импортозамещения в этой сфере – насытить рынок нашей
продукцией, которая не уступала бы иностранной. Для этого наша комиссия и
работает. В лёгкой промышленности определены 23 направления импортозамещения. Отраслевая
«дорожная карта» уже выполнена почти наполовину. Из 38 проектов 11 вышли на стадию
серийного производства.
Определённые результаты, таким образом, есть. У нас
в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, спецодежды,
специальной обуви. Особенно заметный сдвиг произошёл в создании высокотехнологичной
спортивной экипировки, товаров для активного отдыха. Это действительно уже
заметно, это есть и в магазинах, и у наших спортсменов, что само по себе очень
отрадно.
Растёт экспортный потенциал отрасли. В прошлом году
поставки текстиля, текстильных изделий, обуви в страны СНГ увеличились более
чем на 10%, а в другие страны приблизительно на 5%. Однако доля
импорта пока высока, в прошлом году она составляла почти две трети. Так что
работа должна быть обязательно продолжена с учётом накопленного опыта.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по импортозамещению, 24 апреля 2018 года
Чтобы запустить собственное производство современных
тканей, одежды, нашим компаниям часто просто не хватает денег, в том числе на
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому
одним из ключевых направлений является поддержка и субсидирование НИОКР. За
последние три года такие субсидии составили около 2 млрд рублей по линии Фонда
развития промышленности, 19 инвестпроектов получили займы на сумму около 4,5
млрд рублей. И такие меры, как субсидирование процентной ставки по кредитам,
также должны применяться (на пополнение оборотных средств). Это позволяет предприятиям закупать сырьё, минимизировать
сезонные издержки.
И нужно устранять препятствия для развития нашей
лёгкой промышленности в целом. Одна из самых серьёзных проблем – это контрафакт
и нелегальная продукция. Я не буду сейчас говорить о том, что это за продукция,
какого она подчас качества, но в любом случае бороться с нелегальным оборотом
необходимо. Такого рода борьба может быть эффективной в том числе с
использованием маркировки товаров. Это важное направление, мы эту маркировку и
придумали для того, чтобы можно было отличить подчас неотличимый контрафакт от
настоящего продукта, нормального продукта. Эту систему надо развивать, но,
конечно, дополнительно не нагружая бизнес, потребителей, то есть вести эту
работу разумно.
Из
стенограммы:
Вопрос:
Что Вы можете сказать по ситуации с закупкой «Аэрофлотом»
иностранных судов Airbus
и
Boeing?
Д.Мантуров:
Принято
решение комиссии относительно разрешения «Аэрофлоту» на закупку иностранных
судов. Речь идёт в первую очередь об Airbus A350 – широкофюзеляжный
дальнемагистральный современный самолёт. На сегодняшний день наша авиационная
индустрия пока такого класса самолёты не производит. Для того чтобы обеспечить
конкурентоспособность «Аэрофлота», мы согласовали закупку 22 судов.
Что касается узкофюзеляжных самолётов, мы опять же
приняли решение поддержать запрос «Аэрофлота». Наличие уже существующих твёрдых
контрактов на 175 МС-21 (и дополнительно мы ведём сейчас работу с «Аэрофлотом»
на закупку ещё 35 МС-21) даёт нам обеспеченную загрузку практически до 2027
года, когда мы выйдем на темп производства 70 машин по году. Таким образом, мы
скоординировали возможность закупить иностранные суда – Boeing или Airbus – «Аэрофлоту» и обеспечили загрузку
мощностей ОАК по МС-21.
Вопрос:
Всего
около ста самолётов?
Д.Мантуров:
В
общей сложности около 100 самолётов.
Вопрос:
Уточняющий вопрос по «Аэрофлоту»: сроки?
И второй вопрос по Украине. Недавно
был введён запрет на импорт украинских товаров, в том числе лёгкой промышленности.
Как будут замещаться эти товары в России? Будет ли российским компаниям
оказываться какая-то поддержка?
Д.Мантуров:
Что касается сроков приобретения судов, то это 2019–2023 годы. Я имею в виду
выбытие самолётов и начало производства до 70 машин в год ОАК (Объединённой авиастроительной корпорацией).
Поэтому если речь идёт о том, как «Аэрофлот» будет замещать импортную технику
российской, то мы планируем к 2030 году выйти на следующий объём – практически каждая вторая машина в парке «Аэрофлота» будет
российского производства.
Что касается запрета на ввоз продукции,
произведённой на Украине, легпрома, то здесь проблем никаких нет в части
замещения.
Вы уже слышали о параметрах производства российской
продукции на отечественном рынке – 35,5% составляет именно продукция
российского производства. Что касается замещения украинской продукции по
широкому перечню и номенклатуре, у нас есть и российская, и из стран, которые
поставляют нам продукцию аналогичного производства. Поэтому здесь никаких
дополнительных мер поддержки, связанных с ограничением по ввозу продукции с
Украины, не предполагается.
Что касается поддержки нашего легпрома в целом (в
части компенсации процентов по оборотным средствам, по лизингу льготному, и это
касается также ограничений, например, по государственному заказу при закупке
продукции лёгкой промышленности), эти меры будут продлены. Таким образом, мы
обеспечим наращивание и объёмов производства, и доли отечественной продукции на
российском рынке.
Вопрос:
Вопрос по поводу отечественного продукта машиностроения. Мы видели на репетиции
парада кабриолеты «Аурус». Планируется ли их выпускать либо серийно, либо для
предоставления госчиновникам?
Д.Мантуров:
Госчиновникам
точно, кроме парада, не предполагается. А что касается коммерческого
использования, в рынок – да, мы действительно параллельно с отработкой
конструкции машины для парада имели в виду последующее проведение всех необходимых
сертификационных процедур для запуска этой машины в серию исходя из сроков конец
2020-го – 2021 год.