В повестке: о сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития и прогнозируемых изменениях цен (тарифов) в инфраструктурном секторе на 2020–2022 годы, проекты федеральных законов, дотация Новгородской области.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Вчера мы с вами представляли отчёт Правительства о результатах за прошлый год. Я в своём выступлении говорил и о текущей работе, и о том, какие шаги мы собираемся предпринимать в ближайшее время, в том числе и прежде всего в рамках национальных проектов.
Хотел бы ещё раз поблагодарить депутатов парламента за заинтересованное обсуждение, поддержку, которая оказывается многим нашим инициативам, а членов Правительства – за участие в подготовке отчёта. Тем более что этот отчёт – действительно отчёт Правительства, а не мой личный. Мы работали с вами вместе, и результат вчера был представлен.
Повестка заседания
Разговор действительно был конструктивным. Было высказано немало интересных предложений. Это касается целого ряда инициатив – повышения компенсационных выплат, организации питания в школах, развития сельских территорий, соглашений с регионами о предоставлении трансфертов, изменений в 44-й федеральный закон и целого ряда других позиций. По отдельным из них я уже дал поручения. Надеюсь, что коллеги, к которым это имеет отношение, уже начали работать.
Решено создать совместную группу, которая займётся проработкой прозвучавших предложений. Она будет согласовывать идеи, которыми занимаются и Правительство, и Государственная Дума, потом решения на базе этих идей, в том числе по расширению законодательных инициатив. Надо начать работу этой группы в ближайшее время.
Теперь по повестке дня. Мы начинаем новый бюджетный цикл. Приступаем к подготовке бюджета на следующие три года. Сегодня определимся по сценарным условиям, основным параметрам среднесрочного прогноза социально-экономического развития. А также – по динамике цен и тарифов в инфраструктурном секторе. Я имею в виду цены на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.
К оценке исходных условий для бюджета будем подходить прагматично. Не должно быть завышенных ожиданий. Этот подход мы с вами использовали в последние годы безо всяких исключений – даже иногда вполне консервативно. Сохраняются, как я и вчера говорил, все внешние ограничения: и торговые войны, и нервозность на финансовых рынках, и, самое существенное, наверное, – недобросовестная конкуренция. Они в целом приводят к замедлению глобальной экономики. И, понятно, есть волатильность цен на нефть.
Участники заседания
-
PDF
201Kb
Список участников заседания Правительства, 18 апреля 2019 года
Необходимо также сбалансировать доходы и расходы, чтобы выполнить все наши обязательства – как в социальной сфере, так и в области экономики. Полностью профинансировать мероприятия национальных проектов, отраслевые программы развития. Обеспечить достижение национальных целей, как это установлено указом.
Минэкономразвития разработало сценарные условия в двух основных вариантах (как мы обычно и делаем) – в базовом и консервативном. Подробнее доложит Министр экономического развития. Оба варианта исходят из нескольких общих предположений.
Каковы они? Во-первых, это сохранение геополитической нестабильности, о чём я уже сказал, и санкций. Во-вторых, некоторое сокращение добычи и экспорта нефти и увеличение аналогичных показателей по газу. Также надеемся на прирост населения.
Ключевое отличие вариантов – это оценка динамики мировых цен на нефть. Базовый вариант предполагает их колебание в диапазоне от 56,3 до 59,7 доллара за баррель нефти марки «Юралс». Консервативный – на существенно более низком уровне (от 42 с небольшим до 44 долларов).
В базовом варианте предусматриваются ускорение темпов валового внутреннего продукта – до 3,2% к 2022 году, рост инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли и реальной заработной платы – при стабильной инфляции, которая не превышает целевого уровня в 4%.
В консервативном варианте эти показатели ниже, хотя и он основывается на росте внутреннего продукта.
И конечно, ещё один важный вопрос – это тарифы на услуги естественных монополий. Сегодня мы его тоже обсудим.
Также мы рассмотрим поправки в закон «О недрах». Мы вводим новый вид пользования недрами – это разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. При этом Правительство определяет конкретные виды ископаемых, в отношении которых устанавливаются такие права пользования. Участки недр будут выделяться по конкурсу или на основании решения комиссии при Роснедрах по заявке недропользователя. Чтобы освоение месторождений трудноизвлекаемых полезных ископаемых шло активней, компании будут освобождены от уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Срок пользования участками составит 15 лет с возможностью неоднократного продления до 5 лет.
Мы выделяем ряд субсидий, дотаций на развитие регионов. Сегодня Новгородской области выделяется 1,7 млрд рублей для повышения сбалансированности бюджета, на ремонт объектов образования, на реализацию национальных проектов. С учётом того, что средства достаточно значительные, я посчитал правильным при принятии таких решений приглашать и губернатора, чтобы он выступил с коротким содокладом по поводу выделения денег и того, на что они будут расходоваться. Потому что, вы помните, в прошлый раз мне пришлось звонить губернатору одного из субъектов Байкальского региона, чтобы обсудить направления использования средств. Это имеет существенное значение, чтобы мы два раза не выделяли деньги на одно и то же.
И вот ещё что. Несколько дней назад кабинет министров Украины предпринял очередной недружественный шаг в отношении нашей страны – расширил список запрещённых для импорта на территорию Украины российских товаров. В этих условиях мы вынуждены свои интересы защищать и принять ответные меры.
Я подписал Постановление Правительства на эту тему. Во-первых, мы расширяем запрет на ввоз в Россию отдельных видов товаров. Эта мера коснётся украинской продукции машиностроения, лёгкой промышленности, металлообработки, стоимость которой за прошлый год составила почти 250 млн долларов.
Во-вторых, устанавливается запрет на экспорт на Украину российской нефти и нефтепродуктов.
В-третьих, определяется перечень товаров, которые с 1 июня текущего года можно будет вывозить на Украину только на основании отдельных разрешений. В эту категорию включена продукция ТЭК, в том числе уголь и те же самые нефть и нефтепродукты.