С 9 по 12 апреля в Москве проходит XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, проводимая Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».
Выступление Антона Силуанова на конференции:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшняя тема – сценарий развития российской экономики и бюджетной политики в современном мире. За последние годы нам немало удалось сделать: создать основу, устойчивую базу, которая бы стала фундаментом для дальнейших реформ, для структурных изменений.
Мы за последние годы устранили макроэкономические дисбалансы, повысили устойчивость экономики и бюджета к внешним воздействиям, изменениям внешних условий, от которых раньше Российская Федерация серьёзно зависела (я имею в виду цены на энергоресурсы). Повысили собственную устойчивость и к внешним факторам воздействия, в том числе связанным с различными ограничениями. У нас за последние годы серьёзно укрепились финансы, в том числе и региональные финансы. Мы перестали накапливать долги регионов, которые являлись основой неустойчивости всей бюджетной конструкции. За последний год эти долги стали сокращаться. Мы создали зрелые институты финансового рынка, что тоже, думаю, каждый может подтвердить.
Всё это дало возможность в прошлом году обеспечить и темпы роста экономики – они составили более 2%. На самом деле эти темпы, казалось бы, небольшие, с одной стороны, превышают средние темпы роста экономики, которые мы наблюдали за последние 10 лет, с другой стороны. Такое поступательное движение экономики, стабильность национальной валюты происходили в условиях, когда ухудшались внешние факторы развития России. Это ещё раз подтверждает то, что мы создали основу, фундамент, для того чтобы наша экономика была меньше зависима от внешних воздействий.
Теперь несколько слов о бюджетной политике. Естественно, мы тоже немало здесь провели мер и структурных решений. Здесь речь, конечно, идёт и о бюджетном правиле, и о снижении зависимости бюджета от цен на внешнюю конъюнктуру. У нас баланс бюджета обеспечивается на первичном уровне при цене 45 долларов за баррель. Мы в прошлом году достигли и профицита бюджета почти 3% (2,6%), сформировали наши резервы. В отличие от других стран с развивающимися экономиками, которые в том числе тоже зависят от цен на энергоресурсы, мы не наращивали обязательства, не наращивали долги, наоборот, проводили очень взвешенную бюджетную политику. Я думаю, все инвесторы это также отметили. И мы видим, что, несмотря на все прогнозы ограничений, которые могут возникнуть, наши активы в виде бумаг пользовались большим спросом. Доходность по ним удовлетворяет инвесторов, риски по ним минимальные. Мы видим, какой приток ресурсов идёт к нам на финансовый рынок в текущем году.
Но нам надо двигаться вперед, надо обеспечивать те задачи, которые поставил Президент. По экономике базовые задачи сформированы в виде национальных целей – это увеличить темпы роста экономики на уровне не ниже среднемировых, войти в пятёрку стран, имеющих самые крупные экономики, и так далее.
Всё это очень непростая задача. Здесь мы также подготовили целый ряд решений. У нас сформирована ресурсная база для финансирования национальных проектов как одного из инструментов реализации национальных целей, которые поставлены Президентом в указе. Были приняты необходимые изменения в налоговом законодательстве, мы определились с источниками финансирования дефицита бюджета. Во всю эту задачу вовлечены субъекты Российской Федерации, потому что без регионов, без местного самоуправления невозможно обеспечить экономические задачи. Определены ресурсы. Как мы говорили, это 25,7 трлн рублей. Здесь все ресурсы – и бюджет, и не бюджет, и органы местного самоуправления, и субъекты. Вся страна, по сути дела, сейчас подключается и вовлекается в решение тех задач, которые поставлены Президентом.
Но для того чтобы обеспечить темпы роста, нам, конечно, нужны инвестиции. Если посмотреть на структуру экономики стран, которые обеспечивали высокие темпы роста экономики, то там были высокие темпы сбережений и высокие темпы инвестиций. Задача состоит в том, чтобы обеспечить объём инвестиционных ресурсов в размере не менее 25% от валового внутреннего продукта. Напомню, сейчас чуть больше 21%.
Для того чтобы обеспечить более высокие темпы, прорыв, как мы говорим, нам нужна инвестиционная активность. Очевидно, что это не столько бюджетные деньги, сколько деньги инвесторов. Мы взаимодействуем с бизнесом с точки зрения создания условий, для того чтобы:
1) снизить риски для инвестирования;
2) создать возможности для аккумулирования ресурсов для такого инвестирования;
3) создать необходимые условия, в том числе обеспечить достаточный уровень конкурентной среды, чтобы не было, как у нас говорят, государственной экономики.
На каждой из этих позиций хотелось бы остановиться чуть подробнее.
Снижение рисков. Создали предсказуемые и стабильные условия. Здесь речь идёт и о бюджетных основах. Это бюджетные правила, с одной стороны, с другой стороны, для бизнеса это стабильный курс рубля в первую очередь, стабильность, предсказуемость и независимость нашей экономики от внешних факторов. Ведь все последние кризисные явления в российской экономике были связаны с тем, что бюджетная система была слабо подготовлена к внешним воздействиям и шокам. Сейчас ситуация другая.
Сегодня есть бюджетные правила, стабильность налоговой системой – мы договорились о том, что мы не будем менять налоговые условия в течение шести лет. Это залог нашей прогнозируемости, о которой мы говорим бизнесу.
Справедливость конкурентных условий. Очевидно, что сегодня много замечаний о том, что целый ряд компаний с государственным участием имеет больше преимуществ по сравнению с другими компаниями, и в этой части есть справедливые нарекания в адрес государства. Мы будем создавать более конкурентную среду в этой части не только за счёт увеличения частного бизнеса, но и, собственно, увеличения доли государственной экономики, а также за счёт целого ряда других позиций.
Если говорить о конкурентоспособности, то в первую очередь здесь мы говорим о создании равных условий между субъектами хозяйствования, которые сегодня ещё находятся где-то в серой зоне экономики, и теми, которые работают, выполняя в полном объёме требования действующего законодательства. Речь идёт об улучшении администрирования. И сегодня всё сложнее и сложнее уйти из-под контроля со стороны наших администраторов, налоговой службы и таможни. Создаются электронные базы для каждого налогоплательщика, всё это отслеживается. Во всяком случае сегодня тех, кто пользовался лазейками в законодательстве, для того чтобы уйти от уплаты налогов, сборов, обязательных платежей и тем самым получить преференции, преимущества на рынке, таких становится всё меньше и меньше. Я думаю, что администрирование и дальше будет улучшаться.
Второе – это, конечно, снижение административной нагрузки. И я думаю, что бизнес это почувствовал. В последние годы по показателям рейтинга Doing Business мы передвинулись со 130-й позиции до 30-й. Задача стоит войти в двадцатку.
У нас улучшаются условия для бизнеса: сокращается время для открытия бизнеса, снижаются административные процедуры. Таможня, кстати говоря, тоже неплохо сработала за последние годы: таможенные процедуры значительно упростились, получена возможность оформления таможенных процедур в электронном виде и так далее. Снижение таких издержек для бизнеса очень важно.
Мы создаём необходимые условия для возвращения бизнеса в нашу юрисдикцию. Речь идёт и о продолжении амнистии капитала, о чём нас просили наши коллеги из РСПП, – это решение принято. Речь идёт о работе двух специальных административных районов, которые созданы в Российской Федерации и которые имеют свой статус, по сути, аналогичный тем, куда у нас раньше уходили капиталы, считая, что на островных юрисдикциях статус их работы более защищён, комфортен и для них более приемлем. Мы создали такие же специальные административные районы: пожалуйста, возвращайтесь. Видим, что такой процесс уже идёт. Это всё-таки моменты, о которых раньше, может быть, мы даже и не думали. Раньше мы бы и не пошли на них. Но сейчас видим, что есть потребность, есть запрос на подобные действия, и мы движемся в этом направлении.
Следующая позиция. Помимо устранения барьеров, какие ещё меры по стимулированию бизнеса? Речь идёт о содействии в реализации конкретных инвестиционных проектов. Наша задача – договориться с коллегами из РСПП, с крупным и средним бизнесом. Мы знаем, что за последний, 2018 год получен один из крупнейших показателей по объёму прибыли предприятий. Чтобы эту прибыль трансформировать в конкретные проекты, у нас создана специальная группа Шохина с Правительством. Наша рабочая группа работает с конкретными проектами и снимает те ограничения, о которых нам говорит бизнес. Мы по итогам рассмотрения конкретных инвестиционных проектов проводим совещания с нашими ведомствами, снимаем административные ограничения, которые есть.
На основании взаимодействия с нашими коллегами сейчас подготовлены два серьёзных законопроекта – это новая версия специнвестконтрактов и закон о защите и поощрении инвестиций в российскую экономику. Это те предложения, которые мы слышим от бизнеса, и те предложения, которые позволят инвестировать ресурсы, полученные за последние годы, в нашу экономику.
Кроме того, мы идём и по пути развития института «длинных денег». Договорились с нашими коллегами, с Центральным банком, подготовили законодательство о добровольной системе пенсионных накоплений. Ещё раз повторюсь: именно добровольная система пенсионных накоплений. Мы считаем, что это инструмент как для повышения пенсий, накопительной составляющей пенсий, так и инструмент, естественно, для длинных инвестиций. Такие ресурсы нам очень важны в условиях, когда мы видим, что вводятся всяческие ограничения на привлечение частных денег из иностранных юрисдикций в связи с ограничениями, которые, к сожалению, существуют вокруг России. Кроме того, у нас достаточно большой арсенал для стимулирования инвестиций, отраслевых мер. Речь идёт о субсидировании и налоговом стимулировании, особенно в области нефтегазохимии, которая сейчас будет активно развиваться и которая позволит нам дать рост экономики.
Я не говорю о таком серьёзном факторе роста экономики, который мы ожидаем получить за счёт реализации национальных проектов, которые непосредственно направлены на стимулирующее воздействие. Речь идёт об инфраструктуре, два проекта – магистральная транспортная инфраструктура и безопасные и качественные дороги. Речь идёт о цифровизации экономики, с точки зрения финансовой ёмкости национальный проект цифровизации «Цифра» позволит существенно облегчить работу бизнеса, сделать экономику более понятной, прозрачной и более комфортной для бизнеса. Речь идёт о проекте производительности труда и проекте «Малый и средний бизнес». Именно на эти направления направлена работа экономического блока Правительства. Мы постоянно проводим сессии с субъектами Российской Федерации, встречаемся с коллегами-предпринимателями и уверены, что в этом направлении будет прогресс. Взять только один показатель: в этом году в наших планах стоит увеличение кредитов, которые получит малый и средний бизнес. Если в прошлом году объём кредитования МСП составил 80 млрд рублей, то в этом году в наших планах добиться увеличения этого показателя более чем в 10 раз, то есть триллион рублей. Это позволит создать дополнительные рабочие места в малом бизнесе. Наша цель – увеличить количество малых и средних предпринимателей с 19 до 25 миллионов человек. Здесь мы работаем над созданием специальных режимов, в этой части у нас предусматриваются специальные льготные режимы для открытия бизнеса. Речь идёт в первую очередь о самозанятых, эксперимент проводится, будем расширять его в следующем году. Готовы с учётом цифровизации экономить, с учётом развития «Цифры» упрощать отчётность, вовлекать в аналогичные упрощённые режимы работы бизнеса больше и больше предпринимателей.
Ещё одна задача, которая связана с ростом экономики, – это подключение экспорта. Без экспорта невозможно обеспечить наличие конкурентоспособной продукции, без экспорта невозможно увеличить темпы роста экономики, поэтому серьёзный проект, который реализуется в Правительстве, – это проект содействия увеличению несырьевого экспорта. По сути дела, мы должны за период шести лет увеличить в два раза объём несырьевого экспорта. Для этого сейчас подготовлено специальное соглашение с компаниями, которые обязуются увеличивать экспорт и получают государственную поддержку. Казалось бы, абсолютно простой механизм. В этой части надеемся, что этот проект заработает в текущем году и мы получим увеличение общих объёмов несырьевого экспорта уже в текущем году.
По запросу бизнеса мы готовим изменения по либерализации валютного законодательства. Вы прекрасно знаете о пакете мер, которые подготовило Правительство и Центральный банк, по либерализации законодательства в части возврата валютной выручки, в части снижения давления на бизнес, того бремени административной и уголовной составляющих в работе на рынке взаимодействия с нашими внешними партнёрами. Все эти рудименты, которые остались от советских времён, будут устранены.
С точки зрения упрощения работы бизнеса это пересмотр и отмена тех устаревших решений, которые принимались ещё десятки лет назад и которые сегодня мешают работе бизнеса. К 2021 году все эти решения должны быть устранены, пересмотрены и все ненужное должно быть отменено. Именно такие решения реализует Правительство Российской Федерации в рамках «регуляторной гильотины».
Коллеги, большой пакет действий и шагов, начиная от бюджета, национальных проектов и работы в области законодательства по снижению административных барьеров, упрощению законодательства. В любом случае это ответ на сегодняшние ограничения и сложности, с которыми сталкивается наша страна. Это то, что должно позволить нашему бизнесу не смотреть на Запад, не искать какие-то офшорные зоны, а работать здесь и получать хорошую доходность.