Обсуждались вопросы импортозамещения оборудования и материально-технических ресурсов, используемых «Газпромом», а также расширение применения цифровых технологий в деятельности компании.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Алексей Борисович, мы с Вами обычно обсуждаем такие традиционные для «Газпрома» вопросы, как выполнение обязательств по поставкам газа, долги, которые формируются так или иначе у потребителей. Сегодня предлагаю некоторые другие вопросы обсудить, в частности тему, связанную с замещением импорта. Я как Председатель Правительства возглавляю комиссию по импортозамещению в стране. Это большая работа, которую, Вы знаете, мы ведём по всем направлениям. «Газпром» является очень крупной российской компанией, которая по импорту получала, покупала большое количество различных объектов производственного назначения. Хотел бы узнать, как эта работа в настоящий момент налажена в «Газпроме», в том числе имею в виду и цифровую составляющую.
А.Миллер: «Газпром» в течение многих лет системно ведёт работу по импортозамещению. По итогам 2018 года объём закупки отечественных видов оборудования и материально-технических ресурсов составил 99,7% всего объёма закупки. Что касается труб, мы уже не первый год демонстрируем стопроцентный объём закупки у российских производителей. Эта работа строится по нескольким направлениям. В первую очередь это заключение долгосрочных договоров и договоров на покупку будущей вещи, когда предприятия отечественной промышленности берут на себя обязательство серийного производства продукции в рамках программы импортозамещения, а «Газпром» гарантирует спрос на эту продукцию и в среднесрочной и долгосрочной перспективе готов её покупать.
Формой этих долгосрочных договоров с участием Правительства являются СПИК (специальные инвестиционные контракты), когда Минпромторг генерирует весь спрос на данный вид продукции в отраслевом разрезе, нефтегазовом комплексе, плюс субсидии промышленным предприятиям для производства продукции в рамках программы импортозамещения.
Региональный срез нашей работы основан на «дорожных картах», которые мы в настоящее время подписали с 22 субъектами Федерации. Администрации регионов берут на себя обязательство представить совокупную заявку-предложение от предприятий субъекта. «Газпром» эти предложения анализирует. За последнее время в рамках этих 22 «дорожных карт» мы проанализировали предложения 376 предприятий. При этом провели комплексный аудит 165 предприятий. По результатам этой работы более 500 видов продукции принято к применению на объектах «Газпрома». В развитие регионального аспекта сотрудничества мы в настоящее время по 5 из 22 «дорожных карт» подписали трёхсторонние соглашения с участием Минпромторга. Роль и место Минпромторга точно такие же, как и в СПИК: своевременно подключиться в части помощи предприятиям, которые определены как возможные поставщики, и оказать помощь по линии Правительства, предоставить субсидии.
Очень важным направлением работы является локализация оборудования, которое до последнего времени не производилось в России, и отечественных аналогов у нас нет. В первую очередь для «Газпрома» это оборудование в тех секторах, где мы в настоящее время начинаем работать. До последнего времени мы активно не вели деятельность по таким направлениям, как сжиженный природный газ, газопереработка или шельф. Но время идёт, и мы прекрасно понимаем, что в рамках этих направлений работы в среднесрочной и долгосрочной перспективе у «Газпрома» появятся крупные проекты. Мы с нашими отечественными производителями, в первую очередь с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, своевременно начинаем работу по локализации производства оборудования для этих секторов.
Стоит отметить отдельно работу по соглашениям с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, в частности предприятиями государственного концерна «Ростех». Здесь надо подчеркнуть огромный научно-технический потенциал, который есть у отечественной оборонки. В рамках соглашений этот научно-технический потенциал работает на технологическое развитие газовой отрасли.
Мы традиционно в рамках ежегодного Международного газового форума проводим выставку, представляющую новое оборудование, которое отечественные производители начали выпускать в рамках программы импортозамещения. Выставка проводится в течение последних трёх лет. В октябре 2018 года на этой выставке было представлено более 1500 новых образцов оборудования, которое начали производить наши предприятия в рамках программы импортозамещения. Абсолютное большинство видов этого оборудования полностью соответствует мировому технологическому уровню, а по многим позициям превосходит на одно или даже два поколения. Таким образом, происходит не просто замещение импорта, а технологическое развитие газовой отрасли, нашей промышленности в целом.
Что касается цифровизации, мы в этом направлении работаем. В частности, это касается цифровизации процесса поставок газа, внедрения в нашу работу технологии распределённых реестров. В настоящее время вместе с Газпромбанком разработан прототип технологической платформы, которая предусматривает автоматизацию процесса заключения, мониторинга и исполнения договоров. Эта система также предполагает автоматический арбитраж и автоматический расчёт платежей за газ. Система абсолютно открыта для всех участников договорного процесса. Она полностью защищена от несанкционированного вмешательства и несанкционированных изменений. «Газпром» в настоящее время готов начать работу по внедрению процесса автоматизации сопровождения договорного процесса по поставкам газа. Вначале эта работа будет вестись только для крупных промышленных потребителей.
Д.Медведев: То, что Вы упомянули, безусловно, в настоящий момент является очень значимым фактором развития российской промышленности – создание российских аналогов или образцов, которые превосходят иностранные аналоги, использование современных цифровых технологий. Я имею в виду и технологии интернета вещей, и технологии, которые принято называть распределённым реестром, блокчейном. Причём речь идёт об абсолютно конкретном применении современной передовой технологии, о которой сейчас много говорят и пишут, но зачастую не очень понимают, где её можно «потрогать» и каким образом она может использоваться. В данном случае ваш пример может быть использован и в деятельности других компаний, которые так или иначе тоже к этому подступаются. Особенно в том случае, когда речь идёт о большом количестве потребителей и стандартизованных условиях их обслуживания – с контролем качества, исполнением взаимных обязательств и в случае необходимости даже применением мер ответственности. Думаю, у этой технологии неплохое будущее в нашей промышленности и в деятельности таких компаний, как «Газпром».
<…>