Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Дмитрия Козака по завершении совещания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы собрались обсудить ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов, состояние
комплекса в целом. И поговорим, естественно, о самом чувствительном моменте –
ценах на бензин.
Россия занимает лидирующие позиции на энергетических
рынках. По итогам прошлого года у нас второе место по экспорту и третье – по
добыче. По-прежнему это очень значительная часть доходов в федеральный бюджет,
даже несмотря на их диверсификацию и рост доходов от несырьевого сектора. Это
позволяет нам сохранять макроэкономическую стабильность, финансировать
социальные программы. При этом важно, чтобы ситуация и на внутреннем рынке
оставалась сбалансированной. Люди не должны сталкиваться с необоснованным
ростом цен. Для этого, напомню, мы приняли ряд решений.
Участники совещания
-
Список участников совещания о направлениях развития рынка нефти и нефтепродуктов, 21 марта 2019 года
Во-первых, между Федеральной антимонопольной
службой, Министерством энергетики и нефтяными компаниями были подписаны
соглашения о мерах по стабилизации цен. Во-вторых, продолжился ежедневный мониторинг
цен и объёмов реализации нефтепродуктов на биржевых торгах. В-третьих, с 1
января этого года в рамках завершения налогового манёвра мы ввели так
называемый возвратный акциз на переработанную нефть. То есть компенсируем
нефтеперерабатывающим предприятиям, заводам часть разницы между стоимостью
нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортной ценой. Все эти меры позволили
стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, и она таковой
остаётся.
1 апреля срок действия соглашений с нефтяными
компаниями истекает. Это достаточно важная дата, нам надо определиться с
дальнейшими шагами, что необходимо сохранять, что сохранять не следует,
особенно с учётом предстоящего сезонного спроса на моторное топливо.
Давайте послушаем предложения, которые были
подготовлены Правительством.
Из
стенограммы:
Д.Козак:
Для того чтобы поставить точку в дискуссиях, которые были внутри Правительства
по поводу совершенствования регулирования внутреннего рынка топлива, приняты
все необходимые решения. Мы договорились с учётом практики применения механизма
обратного акциза несколько его уточнить, сделать его чуть более справедливым.
Для этого необходимо, во всяком случае, в той ситуации, которая сложилась, понизить
точку отсечения цены на бензин с 56 тыс.
рублей за тонну до 51 тыс. рублей, а также уточнить, проработать дополнительно
по дизелю. Это первое, что решили.
Второе. На случай, если будет высокий экспортный
нетбэк, экспортная альтернатива, постараться избежать применения заградительных
пошлин, которые есть сегодня в действующем законе, но предусмотреть достаточно
либеральное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов на внешние рынки.
Поскольку даже при таком уточнении механизма обратного акциза при высокой
экспортной альтернативе это может не сработать, во всяком случае в отношении
нефтяных компаний сработает. Но появляются нефтетрейдеры, которые могут
вымывать нефтепродукты с внутреннего рынка и поставлять на экспорт. В связи с
этим принято решение подготовить
соответствующий закон, который будет регулировать, устанавливать лицензирование
экспорта. Лицензирование, ещё раз повторяю, достаточно мягкое. Оно не
ограничивает объёмы экспорта, а только предусматривает лицензионное
обязательство нефтепереработчиков по объёмам поставки нефтепродуктов на
внутренний рынок, для того чтобы внутренний рынок был всегда сбалансирован с
точки зрения объёма поставки.
Что касается лицензирования, регулирования экспорта,
то это решение мы не можем принять самостоятельно, это нужно принимать в рамках
ЕАЭС. Это займёт какое-то время. Нам необходимо будет убедить в этом наших партнёров по ЕАЭС, поэтому
на этот период, пока мы разрабатываем механизмы, пока они не вступят в
действие, – на один квартал ещё раз продлить соглашения с нефтяниками...
Вопрос:
О стабилизации цен?
Д.Козак:
О
стабилизации цен – соглашение, которое было. Мы его можем уточнить, потому что
сегодня есть, может быть, повышенные обязательства. Надо очень деликатно
посмотреть, потому что сейчас окончание действия этих соглашений совпадает с сезоном повышенного спроса на
топливо. Нужно очень аккуратно уточнить эти обязательства по объёму поставок и
на биржу, и на внутренний рынок летнего дизеля и бензина.
Вопрос:
Это с 1 апреля?
Д.Козак:
С первого… На один квартал. До конца июня.
Вопрос:
А цены, которые были прописаны в этих соглашениях, тоже будут скорректированы
или же останутся?
Д.Козак:
Они остаются в тех же параметрах. Цены, которые были заложены, – часть, I квартал, мы прошли (было самое
значительное повышение с 1 января в связи с повышением НДС). А дальше в
пределах инфляции – 0,4% в месяц до конца года равными долями на прогнозируемый
индекс инфляции на 2019 год.
Вопрос:
Правильно ли мы понимаем, что лицензирование вы планируете ввести уже через
квартал, то есть начиная со второго полугодия?
Д.Козак:
Надеемся.
Это не в нашей воле, мы не можем точно гарантировать, что это сделаем, но будем
стремиться убедить наших партнёров.
Вопрос:
Обсуждали ли вы это с нефтяниками, как они воспринимают эти предложения?
Д.Козак:
Что касается лицензирования, мы обсуждали ровно в тот момент, когда заключали
соглашения, на том самом совещании 30 октября прошлого года. Все нефтяные
компании это поддерживают. Через этот механизм есть ещё возможность плавно,
поэтапно, не резко (резкие движения здесь невозможны, потому что
технологические возможности у компаний разные) выравнять участие компаний (поэтапно,
это достаточно длительный срок) в снабжении внутреннего рынка топливом. Сегодня
достаточно легко определить объёмы поставок, лицензионные обязательства по
историческому принципу, исходя из поставок в 2018 году. Есть те, кто несёт
большое бремя недополученных доходов при поставках нефтепродуктов на внутренний
рынок, даже при отрицательном демпфере. Все в разной степени в этом участвуют.
Есть возможность через механизм долгосрочных лицензионных обязательств (мы
договорились, что будем делать это открыто, должны будем выдвинуть предложения
и обсудить их) постепенно выравнять долю участия каждой вертикально
интегрированной компании по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок.
Вопрос:
Что будет лицензироваться: бензин, дизель или ещё какие-то нефтепродукты?
Д.Козак:
Бензин и дизель. Нам надо ещё договориться с ЕАЭС.
Вопрос:
Нефть туда не будет включаться, только лицензирование нефтепродуктов?
Д.Козак:
Я думаю, что условием экспорта нефти и нефтепродуктов будет поставка
нефтепродуктов на внутренний рынок.
Вопрос:
То есть это фактически лицензирование любого экспорта – экспорта нефти и
нефтепродуктов?
Д.Козак:
Да. Только без ограничения объёма. Если вы выполнили свои лицензионные
обязательства (нам известно, сколько нефтепродуктов нужно на внутренний рынок)
– без ограничения. Сколько добыли нефти, сколько произвели бензина – экспорт не
ограничивается.
Вопрос:
Будут отдельные соглашения с каждой компанией?
Д.Козак:
Нет, это будет не соглашение. Эти квазилицензии должны заменить соглашения – с
точки зрения объёма поставки нефтепродуктов.
Вопрос:
Лицензии будут получать компании, которые участвовали в соглашении? Или
всё-таки участников будет больше?
Д.Козак:
Лицензии должны будут получать все компании, которые производят нефтепродукты.
Вопрос:
Обсуждалась норма поставок на внутренний рынок 17,5%. Она и будет сохраняться?
Д.Козак:
В рамках этого механизма пока, на сегодняшний день, взять и с 31 декабря на 1
января сказать «завтра все – 17,5%» в принципе невозможно. Мы можем остановить работу
нефтедобывающих компаний и НПЗ. Поэтому здесь нужен переходный
период. И нужно будет сбалансировать участие…
Вопрос:
А как сейчас будут устанавливаться объёмы поставок нефтепродуктов на внутренний
рынок?
Д.Козак:
Сегодня,
для того чтобы ничего не разрушить, надо действовать крайне аккуратно,
осторожно и по историческому принципу.
Есть сложившийся рынок поставок продуктов внутри
страны, и чтобы никого не ломать через колено и не заставлять что-то делать, –
в первый-второй год это будет очень близко к тем объёмам, которые поставляются
сегодня, которые зафиксированы в этих соглашениях.
Вопрос:
Вы сказали, что потребуется корректировка соглашений. То есть могут быть
увеличены объёмы поставок на биржу? И вот эти 3% тоже..?
Д.Козак:
Да, эти 3% как раз… В результате повышенных обязательств сегодня биржевая цена
на бензин на 14% ниже, чем розница.
Возможно, здесь придётся скорректировать. Но это не
означает, что мы отменим (или не отменим) 3%. Надо очень внимательно оценить
перспективы повышения сезонного спроса.
Вопрос:
Корректировать процент снижения, то есть не 3%, а меньше?
Д.Козак:
Скорее
да. Скорее меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Вопрос:
А эти новые нормативы по увеличению продаж на бирже тоже, получается,
откладываются ещё на квартал?
Д.Козак: Пока эти детали не обсуждали. На
следующей неделе обсудим всё с нефтяными компаниями.
Я планирую с ними встретиться.
Вопрос:
Зачем понадобились дополнительные меры поддержки в виде лицензирования,
сохранения соглашений? Демпфер не сработал?
Д.Козак:
Демпфер работает. Когда принимали решение о снижении акцизов в конце мая –
начале июня 2018 года, говорили о том, что это не всегда работает, в случае
если экспортный нетбэк зашкаливает выше определённых значений. Тогда предусмотрели
в качестве аварийной меры введение заградительной пошлины, несмотря на то что
мы её снижаем, заменяем на рост НДПИ. Сейчас, параллельно обсудив всё это,
решили, что это слишком жёсткая мера. В конце 2018 года посчитали только за два
месяца. Если бы мы ввели заградительную пошлину, чтобы выравнять экспортную
альтернативу, нефтяные компании теряли 300 млрд рублей. Именно поэтому родилась
идея квазилицензирования. Это тоже заградительные пошлины, только без изъятия
денег, вот и всё.
Вопрос:
Вы рассчитываете, что нефтяные компании вас поддержат?
Д.Козак:
С учётом корректировок, о которых я говорил, и перспектив, которые у них
открываются в связи с таким регулированием, думаю, что поддержат.
Вопрос:
Можно сказать, что Правительство договорилось разработать законопроект по
лицензированию?
Д.Козак:
Принципиальное решение принято, которое уже неоднократно обсуждалось с
нефтяными компаниями. При этом уточнили ещё раз, что мы самостоятельно принять
это решение не можем, поэтому нам придётся сначала провести это через комиссию
ЕАЭС.
Вопрос:
А если кто-то нарушит правила игры во II квартале? Какие меры вы можете применить?
Д.Козак:
Обычные, как и сегодня. Лицензию мы дадим всем, лицензия будет понятная,
предсказуемая, чтобы они могли строить инвестиционные планы, никаких проблем
здесь нет. Если будут массовые нарушения, пока других вариантов нет, кроме заградительной
пошлины.