В повестке: проекты федеральных законов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Дмитрия Козака по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги!
Прежде чем перейти к повестке дня, хочу сказать два
слова в отношении документа, который я подписал.
Это постановление Правительства, которое направлено
на повышение конкурентоспособности наших промышленных предприятий. Этим вопросом
мы, как известно, занимаемся в рамках национального проекта «Международная
кооперация и экспорт».
Подписанный документ устанавливает порядок
формирования единого перечня организаций, которые реализуют корпоративные
программы повышения конкурентоспособности, а также утверждает правила
предоставления кредитным организациям субсидий из федерального бюджета. Это
позволит на более выгодных условиях предоставлять кредиты компаниям, которые
реализуют такие программы.
Мы уже предусмотрели в бюджете на такие цели немалые
средства.
Теперь по основной повестке дня. Начнём с изменений,
которые нужно внести в закон «О государственной социальной помощи». Эту тему
недавно затрагивал Президент в рамках Послания Федеральному Собранию. У нас
есть соответствующее поручение.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 28 февраля 2019 года
Действующий закон предусматривает, что неработающие
пенсионеры должны получать не меньше прожиточного минимума пенсионера. Однако
этот минимум зачастую достигался именно за счёт индексаций и надбавок. Поправки
в закон, которые мы сегодня рассматриваем, принципиальным образом эту систему меняют.
Сначала будут устанавливаться социальные доплаты, которые позволят довести
пенсионные выплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера соответствующего
региона. И только потом будет проводиться индексация пенсий. В результате
доходы пенсионеров ежегодно будут выше прожиточного минимума пенсионера – на
сумму индексации пенсии и единовременной денежной выплаты в текущем году.
Мы рассчитываем, что эти изменения будут одобрены
Государственной Думой уже в весеннюю сессию. Неработающие пенсионеры получат
перерасчёт с 1 января 2019 года, и деньги будут выплачены не позднее 1 июля текущего
года.
У нас ещё есть целый ряд законопроектов в повестке
дня. Давайте перейдём к обсуждению.
Из
стенограммы:
Вопрос:
Дмитрий Николаевич, если можно, короткий комментарий по поводу опубликованного постановления
Правительства, посвященного мерам поддержки промышленности.
Д.Козак:
Наверное,
вы все следили за ходом подготовки этого проекта, подготовка его шла достаточно
публично. Это довольно сложный механизм, по которому нужно было найти
справедливые и понятные, предсказуемые на шесть лет вперёд решения о том, каким
образом будет оказываться государственная поддержка предприятиям промышленности
с целью повышения конкурентоспособности их продукции. Именно эта задача
решалась в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Задача состоит в том, чтобы наши предприятия
производили для российских прежде всего потребителей продукцию, которая
конкурирует на мировых рынках, пользуется спросом на мировых рынках. И здесь экспорт
не является самоцелью, главной задачей, а является только маркером того, что
промышленная продукция, которая реализуется на внутреннем рынке Российской
Федерации, пользуется спросом не только у нас, но и у зарубежных потребителей.
Сформирован такой механизм. Сложность была в том,
чтобы гармонизировать его с правилами ВТО, для того чтобы наши экспортёры – и
действующие, и потенциальные – не попали под расследование Всемирной торговой
организации. Это, может быть, была самая большая проблема, которую мы обсуждали
широко с РСПП, со всеми предпринимателями, для того чтобы принять абсолютно
точное решение и не нарушить наши международные обязательства.
Кроме того, необходимо было решить задачу, связанную
с прозрачностью, обеспечением недискриминационного доступа к этим мерам
государственной поддержки.
В итоге появился такой многостраничный документ,
постановление Правительства, которое должно начать реализовываться с 1 апреля
текущего года.
Он предусматривает отбор участников в рамках этих
правил. В проекте «Международная кооперация и экспорт» мы ставили задачу на
начальном этапе (не по годам, как у нас это обычно делается: есть деньги в
бюджете на этот год – мы их распределяем определённым образом, на следующий год
опять, и каждый год меняем объёмы поддержки)… Здесь задача была на начальном
этапе сформировать пул всех участников, и при этом он должен быть максимально
широким. Все участники проекта «Международная кооперация и экспорт» должны
будут подписать соответствующее соглашение с Министерством промышленности и
торговли, взять на себя обязательства по повышению конкурентоспособности при
реализации корпоративных программ.
И те, кто возьмут на себя такие обязательства,
приобретают право на субсидирование процентных ставок по кредитам,
предоставляемым на реализацию инвестиционных проектов, долгосрочных, связанных
с производством высокотехнологичной экспортно ориентированной продукции, и на
субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам.
Тем самым мы выравниваем условия, как уже было
отмечено сегодня Председателем Правительства, с точки зрения доступности кредитных
ресурсов для российских производителей с их зарубежными конкурентами. Вы
знаете, что западные кредиты значительно дешевле и часто бывают длиннее. Таким
образом, мы через федеральный бюджет окажем соответствующую поддержку. Размер
субсидий для тех, кто возьмёт на себя обязательства по повышению
конкурентоспособности своей продукции, составляет 4,5% годовых. Это
значительный процент, который удешевит стоимость денег и для инвесторов в такие производства, и для
покупателей российской продукции. Кроме того, проектом предусмотрены
дополнительные условия для тех, кто подписывает такие программы повышения
конкурентоспособности, по внедрению цифровых технологий и систем управления
технологическими процессами, по повышению производительности труда. Достаточно
высокие обязательства, которые должны будут в шестилетнем горизонте все
участники проекта выполнить.
С 1 апреля будет объявлен отбор участников, до конца
августа он должен быть завершён. Будет конкурсное начало. Поскольку денег,
которые выделены на эти цели (336 млрд рублей до 2024 года только на реализацию
этих механизмов), мы полагаем, будет недостаточно, будет конкуренция соответствующая.
Путём ранжирования обязательств по объёму реализации продукции к 2024 году на
внутреннем и внешних рынках будет произведён отбор. И мы надеемся, что в
августе мы со всеми потенциальными участниками подпишем соответствующее
соглашение и они получат на шестилетний период право на дополнительную
государственную поддержку из федерального бюджета.
Вопрос:
Я так понимаю, что в данном случае речь идёт о субсидировании льготной ставки
по кредитам по ряду направлений (это НИОКР и развитие предприятий, их
модернизация либо создание новых). А что будет с теми субсидиями, которые
раньше получали промышленные предприятия? Они касались норм «Евро-4», «Евро-5»,
компенсации части затрат на поддержку рабочих мест, компенсации затрат на
электроэнергетику. Они не были связаны с кредитами, это был просто ежегодный
блок субсидий. Они сохранятся или нет и в каком объёме?
Д.Козак:
Эти
субсидии сохраняются. Это отдельные меры поддержки, они не связаны с повышением
конкурентоспособности. Они сохраняются в том объёме, который предусмотрен
законом о бюджете. Здесь будут субсидироваться процентные ставки по кредитам,
предоставленным коммерческими банками на реализацию корпоративных программ
повышения конкурентоспособности. Финансирование или поддержка каких-то
отдельных видов работ – научно-исследовательских работ, работ по омологации продукции,
работ по сертификации и так далее – не предусматривается. Это бессмысленно,
потому что у каждого предприятия, у каждого бизнеса индивидуальная история,
индивидуальное состояние, и мероприятия, которые необходимо реализовать для
того, чтобы повысить конкурентоспособность продукции, тоже индивидуальные.
Поэтому они будут состоятельность этих программ
доказывать в банках. Банк, если оценит соответствующую финансовую модель как
состоятельную, предоставит кредит, а мы просубсидируем процентную ставку.
Вопрос:
Изначально планировалось, что эта реформа, новая банковская субсидия поглотит
все программы поддержки спроса и экспорта. Потом из неё исключили транспортную
субсидию – субсидию на перевозку за рубеж товаров. А сейчас какие-то ещё
субсидии остаются? В автопроме на этот год согласовали программу поддержки
спроса. То есть в следующем году они тоже остаются?
Д.Козак:
Таких
планов, что эта одна субсидия поглотит все остальные субсидии, никогда и не
было.
Речь идёт о повышении конкурентоспособности. Но что
касается стимулирования спроса на российскую продукцию, то эти средства
сохраняются, правда, в меньшем объёме, чем это было в 2017–2018 годах, потому
что впервые эти деньги выделялись, когда был кризис. Они сокращены, но
сохранятся, и для российских потребителей ухудшения условий не будет.
Вопрос:
А в остальных отраслях? Туда не вошли меры поддержки спроса? То есть вообще
никакие меры поддержки спроса на внутреннем рынке в итоге в эти 336 млрд не
вошли?
Д.Козак:
В эти объёмы средств не вошли, это новая сумма, которая предусмотрена законом,
паспортом национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Это новые
ресурсы. Средства, которые ранее направлялись на поддержку спроса: на
сельхозтехнику, на колёсные транспортные средства, на легковые автомобили и
коммерческие легковые автомобили, на грузовики, – сохраняются в том виде, в
котором были предусмотрены. Мы никакие правила в этом году менять не будем. В следующем
году, начиная с 2020 года, возможно (такие идеи есть), будем совершенствовать правила с точки
зрения недискриминационного доступа, прежде всего лизинговых компаний, к этим
мерам государственной поддержки, с тем чтобы у потребителя был больше выбор. У
нас лизинговых компаний всего 600 в стране, а участвуют в реализации этих мер
поддержки спроса около 20. Нам в конечном итоге важно не то, какая лизинговая
компания получает доходы соответствующие, а важно, чтобы потребитель получил
максимальную скидку за автомобиль или сельхозтехнику, которая субсидируется из
бюджета.
Вопрос:
Сегодня много говорится о субсидировании промышленности, конкурентоспособности,
однако Министерство труда и социальной защиты сделало прогноз о том, что весной
могут лишиться работы порядка 116 тысяч сотрудников. И прежде всего это
коснётся промышленных предприятий. Как можно сопоставить эти данные?
Д.Козак: Значительная часть, практически
все эти ресурсы, которые направляются на субсидирование процентных ставок по
кредитам, на стимулирование спроса, – нацелены на то, чтобы этот прогноз не
состоялся. Потому что эта государственная поддержка позволит
предприятиям повысить свою состоятельность, сохранить рабочие места.
Каким образом это можно сделать? Только за счёт
увеличения объёма реализации продукции на внутреннем и внешних рынках. Получая
такую поддержку (в данном случае речь идёт не о прямом финансировании из
бюджета конкретных юридических лиц), получая доступ к кредитным ресурсам,
предприятия имеют больше возможности сохранить рабочие места, увеличить объём
реализации продукции, поднять заработную плату.
А что касается этого проекта, в данном случае речь
идёт не просто о рабочих местах, а о высокотехнологичных и высокооплачиваемых
рабочих местах. Значительные ресурсы направлены прежде всего на это. В конечном
итоге это для российского потребителя и для работников российских промышленных
предприятий делается, не столько для бизнеса. Бюджет там реализует прежде всего
социальные программы.
Если по большому счёту рассматривать все эти меры
поддержки, то речь идёт об этом.
Вопрос:
Дмитрий Николаевич, правильно ли мы поняли, что в рамках подписанных
Правительством сегодня документов государство будет субсидировать экспортно
ориентированным предприятиям 4,5% ставки коммерческих банков по кредитам в
рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»?
Д.Козак:
Да. Но выбор банков будет за предприятиями. 4,5% – это твёрдая ставка.
Промышленные предприятия сами должны будут выбирать банки, которые дают
наиболее льготный кредит.