Вице-премьер приняла участие в торжественном открытии студенческого праздника в НИТУ «МИСиС».
Заместитель
Председателя Правительства выступила с приветственным словом, вручила награду
победителю гран-при конкурса «Студент года НИТУ “МИСиС”» – 2018», осмотрела
научные центры и лаборатории университета, а также обсудила со студентами и
молодыми учёными реализацию национальных проектов.
Как отметила вице-премьер, мероприятия по развитию системы высшего образования и подготовки молодых научных кадров предусмотрены в рамках двух национальных проектов – «Образование» и «Наука». В период с 2019 по 2024 год на реализацию национального проекта «Образование» будет направлено 784,5 млрд рублей, в том числе 723,3 млрд рублей из федерального бюджета. Одной из целей национального проекта «Образование» является повышение обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Планируется, что к 2024 году по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных международных рейтингов Российская Федерация будет занимать места не ниже 10.
«В рамках нацпроекта “Образование” продолжится реализация мероприятий по господдержке университетов для повышения их глобальной конкурентоспособности в рамках проекта 5–100. На сегодняшний день такую поддержку получает 21 университет. Планируется, что в 2020 году будет проведён новый конкурсный отбор и с 2021 года число таких университетов увеличится до 30. При этом вузам, вошедшим в проект 5–100, будут поставлены конкретные задачи», – подчеркнула Татьяна Голикова.
К 2024 году вузы должны будут обеспечить вхождение не менее двух лет подряд в топ–100 глобальных институциональных рейтингов и в топ–200 как минимум одного предметного или отраслевого рейтинга. На международных платформах онлайн-образования они должны будут разместить не менее 10 открытых курсов с общим числом слушателей по каждому курсу не менее 5 тысяч человек не менее чем из 5 стран.
Доля научно-педагогических работников в возрасте не старше 35 лет должна будет составить не менее 20%. Не менее 40% выпускников аспирантуры должны будут защитить кандидатские диссертации не позднее года после завершения обучения. Кроме того, в управление такими университетами должны быть вовлечены представители общественно-деловых объединений и работодателей.
Как отметила Татьяна Голикова, мероприятия нацпроекта направлены в том числе на обеспечение возможности для студента получать качественное образование, независимо от того, где он учится и проживает, за счёт развития цифровой образовательной среды.
Для всех будет обеспечен свободный и бесплатный доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными университетами. При этом будет внедрена биометрическая система подтверждения личности для сдачи тестов или экзаменов при обучении на таких курсах, что позволит вузам, в которых обучаются студенты, учитывать результаты освоения онлайн-курсов при проведении зачётов и экзаменов. При этом планируется сформировать независимые рейтинги онлайн-курсов, в том числе по критерию зачёта результатов их освоения вузами.
В рамках созданной онлайн-платформы также будет обеспечена возможность формирования обучающимися индивидуальных портфолио, фиксирующих их образовательные достижения и профессиональные компетенции. Доступ к таким портфолио будет предоставлен работодателям, которые смогут отбирать для себя потенциальных сотрудников, что повысит возможности трудоустройства выпускников.
По словам вице-премьера, вопросам трудоустройства будет уделяться особое внимание: «На сегодняшний день в России сформирована система мониторинга трудоустройства выпускников, по данным которой в 2018 году трудоустроились в первый год после окончания университета 72%. Доля таких выпускников МИСиС составила 80%». Вместе с тем, имеющаяся система мониторинга не позволяет установить, сколько выпускников вузов трудоустроились по полученной специальности и каковы причины того, что не все трудоустраиваются в соответствии с полученной профессией, насколько полученная ими профессия востребована на рынке труда. Поэтому в 2022 году будет проведена модернизация системы мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Это повысит эффективность прогнозирования потребности кадров в той или иной отрасли в конкретном регионе и планирования контрольных цифр приёма, в том числе на целевое обучение.