Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение главы администрации (губернатора) Краснодарского края Вениамина Кондратьева
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил машиностроительный завод ООО «КЛААС».
Из
стенограммы совещания:
Д.Медведев: Сегодня мы обсудим производство сельхозтехники в нашей стране, поговорим о ситуации в отрасли, которая в целом неплохая, особенно если сравнить с тем, что мы имели три-пять лет назад, а также о том, какие дополнительные меры нужны для развития сельскохозяйственного машиностроения.
Что нам важно? Во-первых, чтобы наши сельхозтоваропроизводители были обеспечены всей необходимой техникой и машинами. Мы сейчас вспоминали, что происходило в отрасли в последние годы. Я говорил с ребятами, которые здесь работают, некоторые ещё учатся в техникуме. В 2013 году приблизительно 30% сельхозтехники, которая выходила на поля Российской Федерации, было отечественной техникой, соответственно, 70% техники было собрано за пределами России. Но я другую цифру хочу привести. В 2006 году, когда мы начинали национальный проект по сельскому хозяйству, нашей действующей (я подчёркиваю – работающей) техники на полях было 5–7%, может быть, 10%. Сейчас у нас техники российского производства более 60%. Это хороший результат, тем более что он был достигнут за короткое время.
Участники совещания
-
PDF
204Kb
Список участников совещания о развитии производства отечественной сельскохозяйственной техники в рамках реализации национальных проектов, 18 января 2019 года
Во-вторых, что очень важно, наша российская техника, что является показателем
её качества, теперь котируется за рубежом, чего несколько лет назад непросто было даже себе представить. Её
экспорт растёт. Будем заниматься этим, в том числе в рамках национальных
проектов. На развитие приоритетных отраслей промышленности – здесь речь идёт и
о сельхозмашиностроении – направлен и отдельный федеральный проект по промышленному
экспорту в составе национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
О том, как он выполняется, мы тоже с вами сегодня поговорим.
В отрасли сейчас работает более 100 эффективных предприятий, которые обеспечивают аграриев различными тракторами, комбайнами, другими машинами. Я только что посмотрел образцы продукции. Это, конечно, впечатляет. Ещё раз хочу сказать, что всё это выглядит очень достойно, это хороший результат.
Предприятия модернизируют свои мощности. Открывают дополнительные производственные площадки. Я первый раз на «КЛААС» приехал в 2007 году. Сейчас это уже огромное производство. На других предприятиях, которые здесь представлены, я бывал, и то же самое хочу сказать в отношении их развития. Привлекаются инвестиции. Создаются новые рабочие места – за последние три года по сравнению с 2015 годом создано дополнительно 7,7 тыс. рабочих мест, причём это современные, высокопроизводительные рабочие места.
Производятся новые продукты, которые раньше у нас не выпускались. Ещё раз хочу подчеркнуть: в целом показатели по отрасли неплохие. Этого удалось добиться в значительной степени благодаря мерам поддержки со стороны государства, которые мы с вами согласовали и внедрили. И несмотря на сложности экономической повестки, несмотря на финансовые проблемы, которых всегда предостаточно, в целом мы все эти обязательства исполняем.
Речь идёт в первую очередь о субсидиях, которые мы предоставляем производителям уже седьмой год. В прошлом году в федеральном бюджете на эти цели было выделено 10 млрд рублей. На этот год предусмотрено 8 млрд рублей. Производители продают свою технику аграриям по более низкой цене, со скидкой. Недополученные расходы компенсируются за счёт бюджетных денег. В 2018 году по такому принципу было реализовано свыше 17,5 тыс. единиц сельхозтехники.
Я только что подписал постановление, которое усовершенствует правила предоставления таких субсидий на этот год. Лимит объёма субсидий корректируется в зависимости от численности персонала. Мы будем также субсидировать теперь сельхозтехнику для производства и послеуборочной обработки льна.
Мы можем обсудить сегодня и вопрос о том, что в этих правилах нужно сохранить, а что – скорректировать. Есть целый ряд предложений. Они вам известны. Как обычно, предложения производителей несколько отличаются от предложений, которые формулируют потребители. Нам надо найти баланс, который позволит сохранить весь позитивный импульс, который мы придали сельхозмашиностроению. С другой стороны – создать какие-то дополнительные возможности по развитию конкуренции между производствами.
У нас есть и целый ряд других мер поддержки. В прошлом году 19 организациям мы компенсировали часть затрат, которые связаны с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по производимой сельхозтехнике. На это было направлено 9 млрд рублей. Деньги заложены в бюджет текущего года и на последующие два года. Причём даже в большем объёме. В общей сложности до конца 2021 года – почти 38 млрд рублей.
Мы субсидируем льготные кредиты на покупку российской сельхозтехники, поддерживаем ставку по кредиту на уровне порядка 5%, о чём мы с аграриями договаривались. Эту меру также удалось реализовать. В прошлом году этой возможностью воспользовались около 100 компаний. Они закупили технику на сумму, превышающую 2 млрд рублей. Мы будем предоставлять субсидии на эти цели и дальше, увеличивая возможности финансирования, насколько получится. Это также предусмотрено в бюджете на 2019, 2020 и 2021 годы. Аграрии смогут и дальше покупать сельхозтехнику под достаточно низкий процент по кредиту.
Можно рассмотреть и другую возможность. Речь идёт о малом и среднем бизнесе, который мог бы брать сельхозтехнику в аренду, в том числе краткосрочную. Например, на то время, когда идут полевые работы. И когда техника им действительно нужна. Мы об этом говорим уже не первый раз и даже, может быть, не первый год. Надо подумать, каким образом предложения по такой работе на машинно-технологических, машинно-тракторных станциях можно было бы реализовать. Просил бы представить предложения все ведомства, которые здесь присутствуют и отвечают за процесс. Я имею в виду Минпром, Минсельхоз и Министерство экономического развития.
Ещё одна важная тема. Нам нужно сделать нашу продукцию более востребованной на внешних рынках. Очень важно, что мы снова прорвались на эти рынки. Причём мы с вами понимаем – те, кто помнит советские времена: наша аграрная техника присутствовала и тогда на иностранных рынках, но далеко не всегда за счёт лучших потребительских качеств. Всё это делалось в основном в рамках интеграционных объединений тех времён, социалистического содружества. Тогда эта техника просто не имела конкуренции на этом рынке. А сейчас сельхозтехника, которую мы продаём за рубеж, конкурирует в полном объёме. Здесь невозможно сказать: вы обязаны такую технику брать. Так что это хороший показатель. Но нужно заниматься этим и дальше.
Поставки на экспорт здесь растут пятый год подряд. Нужно обязательно эту тенденцию поддержать и закрепить. Создавать условия для повышения конкурентоспособности, увеличения объёмов производства, реализации такой продукции в рамках национального проекта по международной кооперации. В ближайшие пять лет (до 2024 года) на поддержку экспорта из федерального бюджета мы направим около 340 млрд рублей. Цифра впечатляющая.
Давайте сегодня посоветуемся, как лучше всем этим заниматься.
Д.Мантуров:
Рост российского сельхозмашиностроения, о чём Вы только что сказали, позволил
нашей стране по ряду сегментов войти в топ-5 крупнейших мировых лидеров – производителей
сельхозтехники. На сегодняшний день по комбайнам мы занимаем примерно 15%
мирового рынка, по энергонасыщенным тракторам – примерно 25%. (Мы берём определённые
модели или категории.)
Д.Медведев: Главное не захватить, как известно, плацдарм, а его удержать.
Д.Мантуров: Добиться этого удалось благодаря реализации комплекса мер государственной поддержки, в первую очередь это касается компенсации скидки производителям сельхозтехники в рамках постановления Правительства №1432. Через этот механизм аграриям было поставлено свыше 70 тыс. единиц современной высокопроизводительной техники за последние пять лет. С учётом решения Президента о продлении этой программы на пять лет необходимо обеспечить её финансирование с учётом потребности аграриев. Это даст уверенность и покупателям, и производителям, которые планируют увеличить загрузку мощностей. Наши заводы готовы наращивать производство новейших моделей в нужном объёме, при этом мы продолжим увеличивать уровень локализации отрасли. С этой целью мы подготовили поправки к 719-му постановлению в части сельхозтехники, которые простимулируют развитие отечественной компонентной базы и передовых технологических решений.
Это напрямую сопрягается с целями, которые поставлены в
национальных проектах – по повышению производительности труда и занятости,
цифровой экономике, международной кооперации и экспорту. Должен сказать, что сельхозмаш,
как и другие высокотехнологичные отрасли, быстро внедряет самые свежие
разработки в сфере роботизации и цифровых технологий, которые могут кардинально
изменить весь облик аграрно-промышленного комплекса.
Многие сельхозмашины уже оснащены дистанционной телеметрией, позволяющей минимизировать простои и потери времени на сервисные операции. Более того, мы приступили к реализации ряда взаимосвязанных проектов по направлениям точного земледелия и умного сельского хозяйства. Ведётся работа по созданию и расширению линейки автономных сельскохозяйственных машин, в том числе и в рамках работы по испытанию аппаратно-программного комплекса через систему «ГЛОНАСС-полимониторинг». Он позволит связать в единую систему электронную оцифровку рельефа, системы машинного зрения, беспилотного управления и моделирования процессов растениеводства. Тем самым мы создаём платформу для перехода на принципы цифровой экономики в АПК.
Сегодня на выставке мы демонстрировали уже готовые предсерийные образцы. В дальнейшем господдержка создания новых цифровых решений, программных продуктов сельхозмашиностроения будет осуществляться в рамках универсального для всей промышленности специального механизма субсидирования, предусмотренного в нацпроекте «Цифровая экономика». И, собственно, сами предприятия планируют направить на эти цели порядка миллиарда рублей в ближайшие несколько лет.
В этой связи было бы правильным внести изменения в постановление Правительства №988, включив в перечень затрат, к которым применяется коэффициент 1,5, для учёта в расходах предприятия затраты на разработку средств автоматизированного управления и цифровых решений в сельхозмашиностроении. Мы с Андреем Ивановым (заместитель Министра финансов) сегодня этот вопрос как раз проговорили, у Минфина возражений нет. Если Вы поддержите, это было бы дополнительным стимулом. С 2008 года работа идёт, но мы как-то пропустили это направление – сельхозмаш.
Создаваемая инновационная техника и принятые решения, безусловно, повысят производительность труда в сельском хозяйстве, обеспечат дальнейший рост конкурентоспособности и доли российского сельхозмашиностроения в глобальном масштабе. Уже сейчас наши экспортные поставки охватывают более 40 стран, в том числе это ФРГ, Великобритания, США, Канада, и мы продолжим расширять географию рынков своего присутствия, учитывая при этом востребованность нашей техники за рубежом. Мы используем практику коллективных национальных стендов на специализированных международных выставках. Она успешно применялась в Ганновере несколько лет, а в этом году мы планируем выставляться ещё на пяти площадках: во Франции, в Германии, Болгарии, Сербии и Иране.
Активное продвижение на мировой арене, комплексное использование других инструментов поддержки позволят нам ускоренными темпами наращивать объёмы экспорта высокотехнологичной продукции. Если в прошлом году предприятия сельхозмаша увеличили объёмы поставок на внешний рынок на 40% – до 11 млрд рублей, то к 2024 году мы ставим перед собой задачу повысить эту планку в 2,5 раза. Тем самым мы сможем нарастить долю экспорта в отрасли как минимум до 50% от величины отгрузок на внутренний рынок. Это полностью отвечает целевым индикаторам, обозначенным в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». Мы рассчитываем, что все механизмы, которые будут задействованы для выхода российского сельхозмашиностроения на новый технологический уровень, позволят в полной мере решить задачи, поставленные в президентском указе и национальных проектах. Прошу Вас поддержать наши предложения, которые в том числе зафиксированы в протоколе.
В.Кондратьев: Производство сельхозтехники – один из приоритетов промышленной политики Кубани. Мы стремимся стать одним из лидеров России по производству техники для сельского хозяйства. Я думаю, у нас для этого есть все предпосылки.
Сегодня в регионе работает около 30 предприятий. В прошлом году они произвели свыше 3 тыс. единиц сельхозтехники, вся она маркируется знаком «Сделано на Кубани». Почвообрабатывающая техника – приоритетная, но и комбайн CLAAS тоже промаркирован лейблом «Сделано на Кубани». Для нас это принципиально важно.
Наши машины востребованы не только в России, но и за её пределами. В прошлом году выручка края от продаж за рубеж составила более 1 млрд рублей. Для нас это первые шаги, но уже достаточно ощутимые.
Благодаря федеральным программам крупные, средние и малые хозяйства имеют возможность постоянно обновлять свой парк сельхозтехники. В прошлом году на обновление сельхозтехники нашими агропромышленными компаниями была выделена сумма около 5,5 млрд рублей. Это нас радует, потому что в первую очередь это урожайность, сохранение урожаев, это высокая культура сельского хозяйства. И это говорит о том, что и в дальнейшем мы сможем собирать рекордные урожаи.
Важно отметить востребованность в регионе программы субсидирования №1432, по которой в прошлом году производителям техники компенсировали до 25% затрат. Эта программа субсидирования выгодна не только производителям сельхозтехники, но и, конечно, в целом агропромышленному комплексу, потому что компенсация стоимости производителям сельхозтехники автоматически делает доступнее саму технику. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы эта программа и дальше работала. И если возможно, просили бы увеличить её с 8 млрд до 15 млрд рублей, потому что, повторю, здесь выгода не только для производителей сельхозтехники, но и для самих аграриев. Если её сегодня сократить или, допустим, в тех же масштабах финансирование сохранять, то есть риск, что модернизация сельхозтехники, парка, которая сегодня очень активно идёт, по крайней мере на Кубани, приостановится. Этого нельзя допустить. Мы очень активно набираем рост, в том числе сельхозпроизводство, и прибыль колоссальная. А для агропромышленного региона, такого как Краснодарский край, это бюджет. Он формируется у нас сегодня – львиная доля – за счёт сельхозпроизводства.
Среди сельхозпроизводителей края популярна программа льготного лизинга, она себя очень хорошо зарекомендовала. В прошлом году льгота была 350 млн, мы её полностью выбрали. И я бы хотел попросить, если возможно, в этом году её увеличить до 500 млн рублей. Ещё раз подчёркиваю, это всё способствует тому, чтобы модернизация сельхозтехники у наших агропромышленников ни в коем случае не потеряла темпов, которые сегодня есть. Это можно с гордостью отмечать. Конечно, в первую очередь благодаря федеральным программам. Сам регион никогда такие темпы не смог бы осилить.
Несколько слов о сельхозтехнике для садоводства и виноградарства. Край показывает значительные результаты в производстве фруктов и винограда, мы постоянно закладываем новые сады и виноградники. В прошлом году было заложено 2,5 тыс. га виноградников, больше 1 тыс. га садов, и, безусловно, нам необходима качественная, современная техника. Мы вынуждены закупать её у итальянских и польских производителей. Край сегодня ведёт переговоры с немецкой компанией «Эра», которая занимается производством уборочных комбайнов и техники для обработки виноградников. Но фермерские хозяйства края испытывают потребность и в приобретении тракторов малой и средней мощности, поэтому мы прорабатываем с корейской компанией «Хёндай» возможность локализации производства на территории края. Мы здесь ведём активную работу вместе с Министерством промышленности. Но, Дмитрий Анатольевич, если есть такая возможность… Понятно, что работает федеральная программа компенсации стоимости, но возможно ли, чтобы на определённом этапе (здесь нужна Ваша поддержка) край мог запустить и свою программу – компенсации стоимости, пусть до 10%, иностранным производителям, которые придут на территорию Краснодарского края? Для нас это важно, потому что должны быть дополнительные стимулы, дающие конкурентное преимущество.
Д.Медведев: Вы это хотите за счёт своих источников сделать? Мы не возражаем.
В.Кондратьев: Мы закредитованы с точки зрения госдолга. У нас 145 млрд. Тем не менее фонд промышленности благодаря вашей поддержке мы создали. Он сегодня – 1 млрд рублей, плюс софинансирование с федеральным фондом. Мы уже имеем существенный портфель, чтобы в целом промышленность в крае развивать. И здесь тоже есть все шансы заработать, а потом вернуть. А если мы просто будем возвращать, то не заработаем. Сегодня время зарабатывать очень хорошее.
И последнее. Вы видели сегодня современнейшую технику, которая в России выпускается. И видели ребят, которые учатся в колледже. Очень важно, чтобы была налажена поставка современной техники аграрным вузам края, потому что та техника, на которой они учатся, и та, которая сегодня реально находится в поле, – это, к сожалению, две разные техники. Безусловно, материально-техническую базу этим вузам нужно увеличить.
Д.Медведев: Для вузов это важно. А для техникумов у нас есть возможность дуального образования, когда студенты проходят стажировку – как здесь, на заводе «КЛААС», – прямо в стенах производства, где впоследствии будут работать. Это правильно.
Что я ещё хотел сказать, подводя итог обсуждения?
Ассигнования на субсидии. Мы понимаем, что можем выйти за рамки 8 млрд, о которых было сказано. И могу вам прямо сказать, Правительство готово будет рассмотреть вопрос увеличения финансирования по таким программам субсидирования. Нужно посмотреть на реальные темпы выпуска, на потребности, которые формируют сами потребители, на региональные заявки. Тем не менее мы готовы будем это сделать. Чтобы все от меня это услышали, прежде всего представители производящих компаний. В каком объёме? Давайте это в рабочем порядке обсудим и определимся, как и в каких цифрах это необходимо будет осуществить. Но, подчёркиваю, мы к такого рода решениям готовы.
Более того, мы понимаем, что в ближайшие пять лет нам придётся много сельскохозяйственной техники покупать – просто потому, что парк старой техники в нашей стране ещё очень и очень большой. Для того чтобы выйти на другие технологические условия работы, нам придётся этот парк каждый год обновлять с использованием механизмов, которые применялись и будут применяться в ближайшие годы.
<…>