Заседание Евразийского межправительственного совета
27 ноября 2018
12:00
Минск, Белоруссия
Д.Медведев:«В первые три квартала внутрисоюзная торговля выросла приблизительно на 13,5–14%. 90% поставляемой продукции произведено в странах Евразийского союза. В целом объём внешней торговли увеличился на 22%, преимущественно за счёт экспорта, который опередил импортные поставки».
Выступление Дмитрия Медведева на заседании Евразийского межправительственного совета
Документы, подписанные по итогам заседания
Совместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна по итогам заседания Евразийского межправительственного совета
Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания Евразийского межправительственного совета
Список глав делегаций, принимающих участие в заседании Евразийского межправительственного совета:
Временно
исполняющий обязанности Премьер-министра Республики Армения Арарат
Самвелович Мирзоян
Премьер-министр Республики Белоруссия Сергей
Николаевич Румас
Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Абдирович Сагинтаев
Премьер-министр Киргизской Республики Мухаммедкалый Дуйшекеевич Абылгазиев
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Суренович Саркисян
Выступление Дмитрия Медведева на заседании Евразийского межправительственного совета
Уважаемые коллеги!
Сергей Николаевич (обращаясь к С.Румасу)!
Я как
председательствующая сторона хочу ещё раз всех поприветствовать, теперь уже в
расширенном составе, поблагодарить наших белорусских партнёров за организацию
нашего мероприятия.
В этом году Россия
председательствует в Евразийском совете. Мы в целом положительно оцениваем
динамику экономической интеграции. Есть движение по всем направлениям. Общий
рынок союза развивается – наверное, не без проблем, тем не менее этот рынок
живёт. В первые три квартала внутрисоюзная торговля выросла приблизительно на
13,5–14%. 90% поставляемой продукции произведено в странах Евразийского союза.
В целом объём внешней торговли увеличился на 22%, преимущественно за счёт
экспорта, который опередил импортные поставки.
Все члены пятёрки
укрепили свои позиции в торговле, как внутри союза, так и на внешних рынках.
Это не означает, что нам нечего делать. Мы с вами только что обсуждали весьма сложные, тонкие, юридически
нелёгкие вопросы в узком составе и, как мне представляется, с этой задачей
справились. Но дискуссии будут продолжены, потому что целый ряд вопросов
необходимо обсуждать и в дальнейшем.
Теперь несколько
позиций по основным направлениям нашей общей работы.
Первое. Нам нужно
укрепить внутренний контур интеграции, развивать наднациональное регулирование.
Речь идёт о «дорожной карте», цель которой – устранить препятствия на
внутреннем рынке Евразийского союза. Мы сегодня об этом говорили у Президента
Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, здесь говорили. Важно
обеспечить своевременное выполнение соответствующей карты. Здесь есть и
проблемы, и отставания, поэтому мы должны сконцентрироваться на этом.
В текущем году мы
сделали важный шаг на пути к общему финансовому рынку. Я имею виду подписанное
соглашение о гармонизации законодательства в этой сфере. Важными задачами
остаются формирование общих рынков нефти, нефтепродуктов, газа, конкурентных
условий для работы бизнеса в этом направлении. От того, насколько прозрачным
будет продвижение товаров по территории союза, зависит исполнение наших
налоговых планов, бюджеты, защита прав потребителей и справедливая конкуренция.
В феврале текущего года
в Алма-Ате было подписано соглашение о маркировке товаров средствами
идентификации. Это поможет распространить данный механизм на другие группы
товаров, уйти от серых схем и оздоровить рынок.
Ратификация
продолжается. Мы все очень надеемся, что она будет успешно завершена в этом году и мы сможем получить реально работающий
документ.
Второе. Мы неплохо
включились в освоение перспективных направлений интеграции. Это прежде всего
цифра. Уже создана нормативная и институциональная база, отобраны проекты. Ещё
около двух проектов на рассмотрении. По цифровой проблематике все страны
проявили весьма серьёзную активность, выдвинули свои проекты. Это залог того,
что мы будем в этом направлении развиваться успешно. Дадим поручение комиссии
совместно с правительствами разработать концепцию применения специальных
режимов.
Не менее важно
продолжить развитие импортозамещения. Мы видим, как во многих странах и на
многих рынках развиваются протекционистские сюжеты, всё активнее обходятся
международные правила торговли. В этом смысле наш с вами союз должен задавать
более высокую планку торгового сотрудничества, взаимодействия и интеграции.
И по международному
сотрудничеству у нас дела обстоят неплохо. В этом году подписан важный документ
о свободной торговле с Ираном, соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве
с Китаем. Процедуры тоже сейчас должны завершаться по этому направлению.
Надеюсь, это даст нашим экономикам определённые преимущества. Параллельно нужно
продолжить переговоры с другими партнёрами, как с отдельными государствами (это
Сингапур, Сербия, Израиль, Египет, Индия и целый ряд других государств), так и
с интеграционными объединениями, включая известную китайскую инициативу и
некоторые другие.
Плодотворно прошли
саммиты на эту тему. Недавно я коллег информировал, поскольку принимал участие
в одном из них – саммите АТЭС. Мы укрепляем сотрудничество Евразийского союза с
Содружеством Независимых Государств. В этом году заработал статус наблюдателя
при союзе. Он также расширяет возможности для совместной деятельности.
Документы, подписанные по итогам заседания Евразийского межправительственного совета:
- Распоряжение «О разработке концепции
применения специальных режимов ("регулятивных песочниц") в рамках
реализации цифровой повестки Союза»;
- Распоряжение
«О ходе работы по устранению препятствий на внутреннем рынке Евразийского
экономического союза в 2017 - 2018 годах»;
- Поручение
по вопросу «О результатах исполнения поручения Евразийского
межправительственного совета от 27 июля 2018 г. № 6»;
- Распоряжение
«Об изменении Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 мая 2018 г. № 90»;
- Поручение по вопросу
«О системе маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками»;
- Распоряжение
«Об утверждении программы мероприятий по
празднованию 25-летия евразийского проекта и 5-летия подписания Договора о
Евразийском экономическом союзе в 2019 году»;
- Решение
«О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета "О бюджете
Евразийского экономического союза на 2019 год"»;
- Решение «Решения Высшего Евразийского
экономического совета "Об отчете
об исполнении бюджета Евразийского экономического союза за 2017 год"»;
- Распоряжение
«О проведении ревизии
финансово-хозяйственной деятельности Суда Евразийского экономического союза и
Евразийской экономической комиссии»;
- Распоряжение "О совместных прогнозах развития агропромышленного комплекса, балансах спроса и предложения
государств - членов Евразийского экономического союза по сельскохозяйственной
продукции, продовольствию, льноволокну,
кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на 2018 - 2019 годы";
- Распоряжение
«О плане мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования
колесных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах -
членах Евразийского экономического союза на 2018 - 2020 годы»;
- Решение
«О внесении изменения в Решение
Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9»;
- Распоряжение
«О представлении Высшему Евразийскому экономическому совету кандидатуры члена
Совета Евразийской экономической комиссии»;
- Распоряжение
«О времени и месте проведения
очередного заседания Евразийского межправительственного совета».
Совместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна по итогам заседания Евразийского межправительственного совета
Из
стенограммы:
Д.Медведев:
Мы завершили очередное заседание Евразийского межправсовета. Хочу ещё раз
поблагодарить белорусских друзей за радушный приём, организацию работы. Работа
эта непростая, она в дискуссиях протекает, поэтому хорошие условия нужны.
Сегодня мы обсудили
стратегические направления, конкретные вопросы развития Евразийского союза. Ещё
раз подчеркну: в целом достигнуты неплохие экономические показатели,
формируются общие рынки в тех параметрах и сферах, которые предусмотрены
договором о союзе. Речь идёт о росте внутренней и внешней торговли. Это создаёт
условия для того, чтобы бизнес активнее инвестировал в новые проекты. И это в
целом повышает практическую отдачу от интеграции.
В период потрясений на
международных рынках, торговых войн, которые сегодня ведутся в разных странах с
использованием разных приёмов, на разных рынках, ценность нашего
интеграционного объединения в этом смысле повышается, потому что мы действуем
по единым правилам, стараемся достигать общих результатов, давать возможность
развиваться нашим экономикам, бизнесу, делать инвестиции. Всё это ценно в эпоху
нестабильности в международной торговой системе.
По итогам. Мы приняли
решения по отдельным отраслевым направлениям, все они известны. Есть сложные
темы, по которым работа должна быть продолжена. Это формирование единого рынка
нефти и газа, работа по проекту финансового рынка союза. Мы договорились, что
усилия в этом направлении будем объединять.
Евразийская комиссия
доложила об итогах работы по устранению различных ограничений, препятствий на
рынке Евразийского союза в 2017–2018 годах. Мы держим это направление на
контроле. Здесь всегда есть взаимные претензии у стран, ничего в этом
удивительного нет. Единственный способ каким-то образом разбираться с этими
наслоениями – идти на определённые компромиссы и последовательно отказываться
от различных ограничений, барьеров, которые мешают нам развивать общий
экономический рынок.
Мы приступили к созданию основ цифровой экономики союза.
Это одно из центральных направлений нашей работы. В отличие от других
направлений, где можно двигаться с разной скоростью, по «цифре», на мой взгляд,
двигаться с разной скоростью невозможно.
Или мы все в «цифре», или получается, что та или
иная страна просто будет выведена на обочину и не сможет принимать участие в
транзакциях, которые совершаются на межгосударственном, межстрановом уровне, на
уровне бизнеса. Или же нам всем придётся вернуться в прошлое и отказаться от
использования преимуществ цифровой повестки дня. Поэтому по цифровой повестке
мы должны двигаться синхронно.
Отобрали восемь
проектов. Два десятка, как я уже сказал, на рассмотрении. Надеемся, будут
сформированы и более благоприятные условия для того, чтобы эти инициативы
реализовать. Сегодня мы договорились разработать концепцию применения
специальных режимов, которые называются «регулятивные песочницы».
Сегодня также
рассмотрены совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, включая
оценки спроса и производства отдельной продукции, продовольствия. Договорились
стимулировать производство и использование транспортных средств с
электрическими двигателями. Обсудили проект бюджета. В общем, все решения,
которые запланированы были к подписанию, приняты. Рассчитываю, что это создаст
хорошие условия для того, чтобы отметить 25-летие евразийского проекта, 5-летие
подписания договора о союзе. Была подготовлена и специальная программа, каким
образом нам это событие отметить. Сегодня мы её утвердили.
Хочу ещё раз
поблагодарить белорусских коллег за организацию работы и сказать, что в целом,
я считаю, мы поработали неплохо.
Т.Саркисян: Обычно на уровень
премьер-министров мы выносим вопросы, которые требуют согласования позиций
национальных правительств и по которым у нас разворачиваются острые дискуссии.
Сегодняшняя повестка не исключение. По ряду концептуальных вопросов
формирования общих рынков сегодня достигнуты договорённости, которые позволят
на уровне коллегии продвигать эти вопросы вперёд. Дмитрий Анатольевич уже
перечислил все вопросы, которые сегодня остро обсуждались. Но самое главное –
нам удалось достичь соглашений, как мы будем эти вопросы продвигать вперёд.
Часть вопросов будет нами подготовлена, мы доложим президентам на Высшем
совете. Заседание Высшего совета пройдёт в начале декабря в Санкт-Петербурге, и
вопросы, по которым мы сегодня пришли к согласию, мы доложим в том числе президентам.
Все вопросы, о которых Дмитрий Анатольевич сказал, будут в открытом доступе, и
вы можете детально ознакомиться с решениями, которые мы сегодня приняли. Сегодня
была очень плодотворная работа, которая позволит нам существенно продвинуть наш
интеграционный проект.
Вопрос:
Дмитрий Анатольевич, Вы обсуждали сегодня с коллегами инцидент в Керченском
проливе? Что Вы думаете об этом, как оцениваете произошедшее?
Д.Медведев:
Мы сегодня на нашем мероприятии никаких инцидентов не обсуждали, потому что
повестка дня Евразийской комиссии сводится совершенно к другим вопросам. Этот
вопрос носит двусторонний характер. Понятно, что это не тема для разговора в
Минске.
Но я могу сказать, что
об этом думаю. Думаю достаточно простые вещи.
О том, что события
могут развиваться таким образом, некоторые украинские аналитики предупреждали
ещё год назад, имея в виду развитие избирательного процесса на Украине.
Очевидно, что сегодня действующий президент Порошенко не имеет шансов при
нынешнем раскладе победить на выборах и даже, может быть, не имеет шансов выйти
во второй тур. И для того чтобы добиться определённых политических, выгодных
для действующего президента решений, и была, по всей вероятности, предпринята
эта провокация. Результат: введение военного положения, которое даёт возможность
действующей власти как минимум немножко поиграть мускулами, увеличить поддержку
со стороны населения, – это один из возможных вариантов. А может быть, и
максимальный вариант рассматривался – я имею в виду отказ от проведения
выборов, о чём тоже украинские аналитики ещё где-то год назад предупреждали.
Обращает на себя
внимание реакция со стороны украинского истеблишмента, украинских политических
деятелей, включая бывших президентов, которые задали вполне, на мой взгляд,
очевидный вопрос: почему в гораздо более сложных ситуациях, в которые попадало
украинское государство, военное положение не вводилось, а этот инцидент был
использован в качестве основания для введения такого положения? Ответ тоже
совершенно понятный. Потому что это политика, это избирательные технологии, то
есть политические технологии. Именно так это воспринято внутри самой Украины,
таким образом это воспринимаю и я. Очевидно, что это дополнительное осложнение
в тех процессах, которые идут на Украине. Это создаст или может создать серьёзные
проблемы для экономики Украины, и это, конечно, не улучшает отношений между
Российской Федерацией и Украиной.
Все остальные оценки
были даны по линии Министерства иностранных дел и других ведомств, которые уже
прокомментировали этот весьма печальный инцидент.
Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания Евразийского межправительственного совета
Из стенограммы:
Вопрос:
Обсуждался
ли на заседании Евразийского межправительственного совета вопрос маркировки
продукции?
Д.Мантуров:
Мы доложили коллегам, как у нас внутри страны движется эта тематика, какие
пилотные проекты реализуются в этой части – и по лекарственным средствам,
фармацевтике, и по обуви, и по планируемой маркировке молочной продукции, и по меховым
изделиям (с чего мы начинали, это было в рамках общего решения Евразийского
экономического совета). Обменялись мнениями, позициями, что требуется, чтобы
ускорить процесс интеграции в этом направлении. И договорились, чтобы был
создан реестр в Коллегии ЕЭК для того, чтобы интегрировать все национальные
каталоги продукции, которая подлежит маркировке. Это будет оптимизировать и в
определённой степени ускорять процесс внедрения маркировки товарной продукции.
Вопрос:
Вы вчера сообщали о поставках 15 самолётов «Суперджет» словенской авиакомпании.
Как будет строиться финансирование? Участвует ли в этом Росэксимбанк?
Д.Мантуров:
На сегодняшний день участие Росэксимбанка не предусмотрено, предполагается
использовать средства европейских финансовых институтов. Это самолёты не из производства,
это ремаркетинг, поэтому это будет проще с точки зрения финансирования.
Вопрос:
Вертолётные авиакомпании выступили против идеи Минпромторга об ограничении
срока эксплуатации вертолётов 25 годами. Они говорят, что это может привести к
кризису отрасли. В связи с этим не планируется ли отложить идею? Или, может
быть, какой-то другой компромисс возможен?
Д.Мантуров:
Во-первых, мы на сегодняшний день никаких идей, связанных с запретом
эксплуатации вертолётов свыше 25 лет, не рассматриваем. Другой вопрос, если мы
обратимся к иным отраслям, таким как, например, транспортное машиностроение. Вы,
наверное, помните, что ещё в конце 2016 года было принято решение о запрете на
продление срока службы грузовых вагонов. С одной стороны, это была вынужденная
мера, которая обеспечивала стимулирование производства новых вагонов. С другой
стороны, мы одновременно с этим ввели и меры государственной поддержки в виде
субсидий на компенсацию затрат при приобретении инновационных вагонов. Поэтому,
с одной стороны, мы наложили запрет, с другой стороны – создали механизмы
мотивации. Плюс, естественно, тарифы более льготные при приобретении и
использовании инновационных вагонов.
То же самое мы
рассматривали и организовали в судостроении, особенно в речном судостроении,
когда ввели утилизационный грант. Для того чтобы
мотивировать старые суда сдавать на металлолом, предоставлять подтверждение о
сдаче судна в металлолом и получать компенсацию первого лизингового платежа при
приобретении новых судов, в первую очередь для внутренних водных путей.
Конечно, это не ограничивает использование старых судов в других бассейнах, в
том числе рыболовецких судов и других торговых судов, потому что в первую
очередь это связано с насыщением рынка наших внутренних бассейнов.
Возвращаясь к
вертолётам. За прошлый год было построено 64 гражданских вертолёта. Это разные
типы Ми-8 и «Ансата». В этом году не меньшее, а большее количество будет поставлено на внутренний рынок. Это
также разные типы Ми-8 и «Ансата». Начиная со следующего года добавятся ещё
вертолёты Ми-38. В следующем году мы рассчитываем на поставку на внутренний
рынок порядка 70–75 вертолётов. За счёт чего? В первую очередь за счёт мер
государственной поддержки. Это льготный лизинг через Государственную
транспортную лизинговую компанию. Мы ежегодно докапитализируем эту структуру,
этот финансовый институт, чтобы льготировать лизинговые (арендные) платежи для транспортных
компаний. Причём мы не делаем ограничений, какого назначения будут перевозки: санитарные
(как, например, по прошлому году и по этому году в первую очередь закупались
вертолёты транспортными компаниями) или другие гражданские перевозки. В первую
очередь мы делаем акцент на том, чтобы продавались лёгкие вертолёты, средние
вертолёты, к которым относятся «Ансат», Ка-226. У нас уже есть под это рынок и
возможности. Раньше такого не было.
Для справки: у нас в
стране зарегистрировано почти 1500 вертолётов в гражданском реестре. Сколько из
них относится к вертолётам старше 35 лет? Почти треть. Вам комфортно будет
летать на вертолёте 1962 года производства? Да, вопрос безопасности
рассматривается отдельно. Если производитель и конструкторское бюро
обеспечивают гарантию лётной годности, вопросов с безопасностью не возникает.
Но сколько бы и как бы ни модернизировали эту технику, её невозможно сделать
такого же качества, как новая. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы
продвигать и увеличивать производство новой техники. И инструменты, которые
сегодня есть у государства, обеспечивают мотивацию приобретения новых
вертолётов. Цифры говорят сами за себя. Я привёл эти показатели.
Мы рассчитываем, что
это будет и в будущем только увеличиваться, поскольку наши производственные
мощности позволяют производить более 300 вертолётов по году, разных типов.
Вопрос:
Тем не менее об ограничении речи пока нет?
Д.Мантуров:
Мы не говорим о запретах. Мы точно найдём решение, которое было бы
компромиссным и для перевозчиков, и для производителей.
Но, как я уже сказал, цифры говорят сами за себя. Вертолёты приобретаются. Если
вернуться к 2013–2015 годам, это исчислялось одним – десятью вертолётами по
году. Сегодня это уже десятки вертолётов.
Вопрос:
В чём заключается заявка калининградского «Автотора» на СПИК и каковы параметры
проекта?
Д.Мантуров:
Насколько мне известно, исходя из параметров документа, который был направлен к
нам в министерство, коллеги рассматривают производство порядка 29 разных видов
автомобилей. Из них порядка 15 – по режиму полного производства, включая
сварку, и порядка 5 наименований – лёгкий коммерческий транспорт. Мы готовы
оперативно рассмотреть, и надеюсь, что мы найдём решение по поддержке данного
проекта.