Первый вопрос повестки – об Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2024 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Виталия Мутко по завершении заседания
Брифинг Татьяны Голиковой по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Уважаемые коллеги!
Сегодня важное заседание Правительства. Важное потому, что мы рассмотрим Основные направления деятельности Правительства.
Документ фундаментальный. Мы провели ряд совещаний, прошли ряд развилок, как это принято называть. До 1 октября этот документ в соответствии с майским указом Президента должен быть представлен мне на утверждение. Сейчас мы его обсудим. С тем чтобы финальная версия легла мне на стол в ближайшие несколько дней.
Этот документ – ОНДП – определит на ближайшие годы всю нашу с вами работу. В значительной степени это будет влиять на жизнь страны. Именно с таким пониманием ответственности мы и подошли к его подготовке.
Участники заседания
-
PDF
148Kb
Список участников заседания Правительства, 27 сентября 2018 года
В основе этого документа трезвая, в чём-то, может быть, даже жёсткая оценка ситуации, но не в меньшей степени – уверенность в наших силах.
Нет необходимости объяснять, насколько сильно изменился мир. Мы живём и действуем в предельно агрессивной среде. Это касается и ситуации на мировых рынках, и политической обстановки, и непрекращающегося санкционного давления. Поэтому мы находимся в особых условиях. Но в то же время мы изменились. И поэтому ставим перед собой новые задачи. Решать их нужно будет тоже по-новому.
Повестка заседания
Важнейшие черты нового образа действий стали нашими национальными целями. Президент сформулировал их в своём майском указе. Основные направления деятельности Правительства прежде всего отвечают на вопрос, каким образом этих целей достичь.
Документ – это выверенная в строгих цифрах и планах возможность действия и наша решимость менять жизнь к лучшему, желание действовать эффективно, которое оформлено в современном проектном подходе.
Документ требует предельной конкретики, чёткой координации действий, поэтому слова и сочетания «возможно», «когда-нибудь», «в среднем» нужно по максимуму из документа устранить.
При подготовке документа мы опирались на ту базу, которую Правительство создало в предыдущий период. Но сегодня нельзя уже воспроизводить текущую, пусть даже в чём-то успешную, модель. Надо выйти на новый темп и качество работы. Поэтому ключевые направления деятельности Правительства в социальной и экономической сфере «упакованы» в национальные проекты, для которых предусмотрены и контрольные показатели, и критерии оценки, и результаты, которых мы должны достичь к 2024 году.
Некоторые направления, не вошедшие в национальные проекты, также необходимы для достижения девяти национальных целей развития. Это шаги, которые мы планируем для улучшения инвестиционного климата, конкурентной среды. Реформа контроля и надзора. Повышение эффективности государственного сектора. Всё, что мы будем делать для развития регионов и базовых отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс и сельское хозяйство. Это касается и спорта, и национальной политики. По всем этим направлениям также определены целевые ориентиры, ключевые инструменты и механизмы.
Я специально на это обращаю внимание, потому что национальные проекты в узком смысле не покрывают всю нашу жизнь и всю нашу работу. Есть другие направления (я их только что назвал), по которым работа должна вестись не менее энергично и не менее эффективно, чем по национальным проектам.
Большинство национальных целей затрагивает смежные направления. Мы выстраиваем свою работу так, чтобы проекты и программы дополняли друг друга и в конечном счёте давали больший эффект.
Понятно, о чём здесь идёт речь. Можно сколько угодно долго и успешно строить дома и школы, но если к ним нет нормальных дорог, то эта работа в целом теряет смысл.
Или цифровые технологии. Они влияют на экономический рост, обеспечивают модернизацию промышленности. В то же время делают социальные услуги, образование и здравоохранение более качественными и доступными.
Борьба с бедностью не ограничивается только повышением зарплат или социальных пособий. Уровень реальных доходов зависит и от развития транспортной сети, от того, существует ли реальная возможность быстро и недорого добраться до другого города, где есть хорошая работа. Всё это также даёт эффект для личного бюджета.
Для того чтобы жёстче увязать национальные проекты и другие направления деятельности с целями развития, будут сформированы модели их выполнения с показателями, отчёты о достижении которых я буду рассматривать не реже двух раз в год. Первое такое мероприятие мы запланируем на начало марта – будем подводить итоги работы в 2018 году. Такая практика позволит максимально эффективно использовать выделяемые средства. А эти средства огромные, очень значительные.
На национальные проекты и развитие инфраструктуры в следующие три года планируется направить более 5,5 трлн рублей. Эти деньги уже предусмотрены в проекте федерального бюджета.
Для экономического блока национальных проектов предусмотрено в целом практически 845 млрд рублей. И ещё около 1,5 трлн рублей мы направим на создание современной инфраструктуры, в том числе на строительство и ремонт автомобильных дорог.
Финансирование национального проекта в образовании составит порядка 350 млрд рублей, в жилищном строительстве – около 320 млрд рублей. В общей сложности более 400 млрд рублей мы выделяем для нацпроектов в сфере науки, экологии и культуры.
Самая большая статья расходов в рамках национальных проектов – это социальная сфера и повышение качества жизни. На проекты в демографии и здравоохранении в ближайшие три года будет выделено более 2,2 трлн рублей. Социальный блок, таким образом, – один из самых объёмных и важных блоков в рамках Основных направлений деятельности Правительства.
Несколько слов по направлениям работы.
Первое – демография. Национальной целью является обеспечение устойчивого естественного роста численности населения. Здесь мы сконцентрируемся на ключевых задачах.
Во-первых, создание условий для рождения детей и поддержка семей с детьми. Мы уже реализуем большой пакет демографических мер. Материнский капитал, выплаты при рождении первых, вторых, третьих и последующих детей, льготная ипотека (6%), бесплатные участки земли. Эта работа должна быть усилена.
В 2021 году материнский капитал вырастет до 489 тыс. рублей. Мы уже заложили в бюджете на 2020 год деньги на его индексацию. Продолжим создавать места в детских садах, включая группы для детей до трёх лет.
Второе – рост продолжительности жизни. Это тоже национальная цель. Сегодня средняя продолжительность жизни достигла в нашей стране исторического максимума – около 73 лет. Теперь необходимо идти дальше. Прежде всего – за счёт снижения смертности. Это возможно только при новом качестве медицины. А значит, нам нужны системы своевременного выявления заболеваний, максимальный охват диспансерным наблюдением, доступная по всей стране квалифицированная медицинская помощь и, конечно, современные технологии диагностики, лечения и реабилитации, включая телемедицинские технологии.
Переоснастим региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения. Во всех регионах в центры и другие медицинские учреждения, которые оказывают онкологическую помощь, будет поставлено новое оборудование, чтобы выявлять и лечить онкозаболевания на ранней стадии.
Будем развивать сеть медицинских учреждений для оказания первичной медицинской помощи. Особенно там, где их нет. На селе и в малонаселённых пунктах создадим или обновим более 1,5 тыс. ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и врачебных амбулаторий. Закупим более 1,3 тыс. мобильных медицинских комплексов.
Понятно, что здорового пациента не бывает без хорошего врача, поэтому необходимо ликвидировать дефицит кадров, выправить ситуацию в поликлиниках с терапевтами (чем, собственно, мы занимались уже достаточно долго) и педиатрами, врачами общей практики, специалистами. В непрерывное образование медицинских работников будет вовлечено почти 2 миллиона специалистов.
В Основных направлениях заложены шаги по созданию условий для активного долголетия и здорового образа жизни людей старшего поколения. Создадим комфортные услуги в сфере социального обеспечения. Будем и дальше делать всё, чтобы такой здоровый образ жизни стал для нашей страны нормой. Для этого в том числе необходимо развивать спорт для людей всех возрастов. Сейчас регулярно занимаются спортом практически 37% жителей нашей страны. В ближайшие шесть лет эта цифра должна увеличиться до 55%.
Второе направление работы – это снижение бедности в два раза и рост доходов граждан. Эти национальные цели – одни из самых главных и сложных. С 2000 по 2013 год доходы людей росли. В 2014 году на фоне резкого обвала цен на нефть и санкций они начали, к сожалению, снижаться. Нам этот процесс удалось остановить благодаря восстановлению экономики, а также через повышение минимального размера оплаты труда и зарплат бюджетников. За восемь месяцев 2018 года реальная зарплата в стране выросла более чем на 8%.
Конечно, рост экономики, развитие регионов и сельских территорий будут эту проблему решать. На уровень зарплат повлияет и увеличение числа высококвалифицированных кадров, в том числе в цифровой экономике. Необходимо поддерживать предпринимательскую активность. Над этими взаимосвязанными задачами мы будем работать комплексно. Но необходимо применять и отдельные точечные инструменты. Возможно, потребуется и ряд дополнительных мер, чтобы достичь показателей майского указа Президента текущего года. Мы их будем разрабатывать с учётом работы в 2018 году.
Что ещё необходимо сделать? Во-первых, предстоит довести до достойного уровня доходы малообеспеченных граждан. С 1 января следующего года ежегодно минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года. Мы продолжим индексировать социальные выплаты по фактической инфляции, совместно с регионами развивать формы поддержки нуждающихся граждан. Вся система социальной помощи должна быть перестроена на принципах справедливости и адресности. Помощь будут получать граждане, семьи, которые действительно в ней нуждаются.
Регионы должны принять свои специальные программы, чтобы снизить число людей с доходами ниже прожиточного минимума.
Что ещё требуется? Совершенствование пенсионной системы. В настоящий момент этот процесс идёт. Вчера депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении поправки в пенсионное законодательство. Сегодня прошло третье чтение.
В частности, сохраняется разница пенсионного возраста в пять лет для женщин и мужчин, льготы для людей предпенсионного возраста и ряд региональных льгот, которые были предложены в поправках Президента.
Одна из основных наших задач – это рост пенсий выше инфляции, что также является национальной целью. Все деньги от повышения пенсионного возраста должны пойти именно на решение этой задачи. И они должны позволить уже с января следующего года увеличивать пенсии на 1000 рублей в год, с тем чтобы к 2024 году пенсия составила 20 тыс. рублей. Дополнительные пенсионные средства граждан будут формироваться в рамках пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала. Будем вырабатывать стимулы для создания и развития корпоративных пенсионных систем.
Целый блок касается дальнейшей защиты прав работников предпенсионного возраста, их поддержки на рынке труда, предоставления других гарантий. В том числе планируется для этой категории граждан увеличить максимальный размер пособия по безработице уже с 1 января следующего года.
Следующее направление – образование. За шесть лет мы должны войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. Для этого, во-первых, продолжим заниматься образовательной инфраструктурой, строить новые школы, реконструировать старые, подключать их к интернету – в рамках программы «Цифровая экономика».
Во-вторых, усилим переподготовку школьных учителей. Более половины из них должны быть охвачены национальной системой профессиональной подготовки и повышения квалификации. В цифровой экономике преподаватели должны обладать соответствующими компетенциями. Все ученики должны учиться по обновлённым программам, которые позволят сформировать ключевые навыки в цифровом мире.
В-третьих, будет развиваться дополнительное образование, в том числе – с учётом развития технопарков, центров выявления талантов.
В-четвёртых, нужно продолжить развивать высшую школу. Цель – через шесть лет повысить уровень представленности российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов, укрепить их конкурентоспособность, в том числе благодаря проекту 5-100, который мы уже реализуем. А также – расширить экспорт российского образования и в два раза увеличить число иностранных студентов.
Четвёртое направление работы – жильё и городская среда. А именно – улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно к 2024 году. Такая национальная цель поставлена в указе Президента.
По итогам прошлого года этот показатель составил 3 миллиона. Считаю это большим достижением. Но мы должны усилить меры государственной поддержки. Здесь нужно продолжить работу над тем, чтобы ипотека была более доступной.
Во-вторых, со следующего года мы восстанавливаем масштабную программу по переселению людей из аварийного жилья. В планах – расселить более 9,5 млн кв. м непригодного жилья. И под эти цели мы закладываем значительное финансирование: в ближайшие три года – 106 млрд рублей из федерального бюджета и 19 млрд – из региональных.
Также необходимо продолжить оздоравливать рынок жилищного строительства. Для этого с 1 июля следующего года мы переходим от привлечения денег напрямую к проектному финансированию. Это значит, что оценивать и нести риски застройщиков будут профессиональные участники рынка, то есть банки.
И в-четвёртых, нужно и дальше сокращать административные барьеры за счёт перевода многих процедур для застройщиков в электронный вид.
Понятно, что нормальные условия жизни невозможны без качественных жилищно-коммунальных услуг. Здесь мы продолжим совершенствовать сферу управления многоквартирными домами, программы капитального ремонта. Нужно привлекать инвестиции и решать другие проблемы этой важной отрасли.
Естественно, мы должны помнить не только о качестве жилых домов, но и о городской среде вокруг. Рост объёмов строительства жилья должен сопровождаться гармоничным развитием городов. За шесть лет мы должны привести в порядок российские города. Эта цель стоит, её необходимо достичь.
И конечно, то, что окружает города. Я имею в виду состояние экологии – этому посвящён отдельный национальный проект.
Одна из первоочередных задач – провести всю необходимую работу по ликвидации свалок. Мы создадим, по сути, новую отрасль – по сбору, сортировке и переработке отходов.
Такое решение уже принято: все особо опасные незаконные свалки, которые выявлены в городах на 1 января этого года, должны быть ликвидированы. Нужно использовать опыт, который есть у нас и за границей. Мы вчера с коллегами в Финляндии смотрели подобного рода производства. Это на самом деле серьёзное впечатление производит. Нужно обязательно к этому опыту обратиться. Чтобы предотвратить появление новых таких особо опасных мест, в регионах должна появиться система общественного контроля.
Кроме того, необходимо снизить уровень загрязнения воздуха, особенно в промышленных центрах. Это комплексная задача, в решении которой должны участвовать не только предприятия, хотя они несут прямую ответственность за вредные выбросы и должны контролировать, что у них происходит (в противном случае они будут отвечать за подобного рода выбросы). Нужно провести и модернизацию теплоснабжения, объектов коммунального хозяйства, спланировать транспортное сообщение так, чтобы разгрузить эти города от транзитных потоков.
Важно также, чтобы кардинальные перемены, которые мы запланировали в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве и других сферах, почувствовали в любом регионе, в каждом регионе нашей страны. Поэтому мы продолжим активно поддерживать субъекты Федерации и муниципалитеты, без этого нам не обойтись, сглаживать различия в уровне бюджетной обеспеченности регионов – с помощью тех инструментов, которые мы имеем. Для этого мы продлеваем решение перераспределять между регионами 1% налога на прибыль организаций до 2024 года. Сохраним мы и очень значительный, я бы даже сказал, огромный уровень федеральной поддержки регионам, который рос на протяжении всех последних лет. Объём субсидий и дотаций в следующем году составит почти 1,5 трлн рублей.
Но и регионы, конечно, не должны сидеть на месте, они должны научиться зарабатывать – мы постоянно с ними об этом ведём дискуссию и работу, – активнее привлекать инвесторов. Будем предоставлять гранты субъектам, которые демонстрируют наиболее высокие темпы экономического роста. Эта работа должна быть продолжена.
В целом нужно актуализировать подходы к выделению межбюджетных трансфертов с учётом майского указа и Стратегии пространственного развития. В ней будет отражено, какие объекты, в какой срок предстоит создать. И определена экономическая специализация регионов, такая именно «умная» специализация с акцентом на наиболее перспективные, экспортно ориентированные производства. А инфраструктурные ограничения, которые нас сдерживают, войдут в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Они должны быть поэтапно устранены.
Мы планируем расширить и модернизировать все сегменты транспортной инфраструктуры – от железных дорог до речного транспорта. Обеспечить новые проекты доступной электроэнергией. Часть работ по развитию отрасли мы проведём в рамках национальных проектов (например, модернизация автодорожной сети городских агломераций), часть этой работы будет вестись в рамках других механизмов.
Отдельная большая задача – развитие глобальных транзитных маршрутов. Это коридоры «Восток – Запад» и «Север – Юг», а также Северный морской путь. Мы планируем увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т ежегодно. Довести грузопоток, который идёт по Северному морскому пути, до 80 млн т каждый год.
Кроме того, планируем через развитие региональных аэропортов, поддержку маршрутной сети внутри страны существенно переориентировать авиационный трафик. Доля внутренних рейсов, которые минуют Москву, вырастет до 50%. Соответственно, мы, надеюсь, сможем снизить стоимость перелёта.
Результат, к которому мы идём, – это качественно иная связанность деловых и промышленных центров, крупных городов. А самое главное – людей в нашей стране. Нам предстоит объединить региональные рынки товаров, услуг, труда за счёт новых инфраструктурных сопряжений. И таким образом обеспечить доступ людей к наиболее значимым объектам – от крупных аэропортов и производственных кластеров до социальных учреждений, включая районные поликлиники, образовательные центры, торговые места.
Особое внимание – развитию стратегически важных регионов, регионов, в которых существуют хронически накопленные диспропорции. Я имею в виду Крым, Севастополь, Калининградскую область, Арктическую зону, Северный Кавказ и Дальний Восток. Здесь мы сделаем акцент на модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечении доступности энергоснабжения и снабжения водой, на создании новых рабочих мест, развитии социальной инфраструктуры.
Уважаемые коллеги, мы за ближайшие годы должны выстроить мощную, современную, конкурентоспособную экономику, выйти на темпы развития выше мировых, закрепиться – хотя это очень амбициозная задача – в топ-5 крупнейших экономик мира. Это действительно национальная цель. Как и создание экономики нового формата, которую создают во всех странах, – я имею в виду цифровую экономику. По оценкам наших экономических ведомств, её вклад может составить треть роста валового внутреннего продукта.
Задача сложная, соперники у нас очень серьёзные, немало объективных трудностей, немало ограничений. Есть и трудности, которые связаны с действиями других государств. Тем не менее я уверен, что это задача вполне выполнимая.
Что Правительство должно сделать в экономической сфере?
Первое – это инвестиции. Нам нужно добиться заметных улучшений в этой сфере. Причём не только количественных, повысив объём инвестиций до четверти ВВП, но и качественных. Свободные денежные ресурсы должны идти в реальный сектор. Именно в реальный сектор, туда, где создаются конкурентоспособные товары и услуги и новые, более производительные рабочие места. В развитие интеллектуального капитала и цифровых технологий.
Государство будет активно стимулировать инвестиционную деятельность. И за счёт прямой бюджетной поддержки. В том числе – средствами Фонда развития, который мы специально создали для продвижения проектов, включая инфраструктуру.
Но не только. Важнейшая задача – работа с частными инвесторами. Мы рассчитываем, что за шесть лет частные инвестиции в экономику увеличатся более чем на 10 трлн рублей.
Мы уже приняли для этого ряд важных решений, сформировали полноценную правовую базу государственно-частного партнёрства. Одобрили выделение 290 млрд рублей для фабрики проектного финансирования. Планируем кратно увеличить объём финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Совместно с Банком России разрабатываем комплекс мер по развитию финансового рынка.
Второе – это деловой климат. Мы хорошо понимаем, что макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, устойчивая банковская система, как бы они ни были важны, – это только основа для успешного бизнеса. И важно последовательно, совместно с деловым сообществом дополнять их другими мерами, которые помогут улучшить предпринимательскую среду.
Занимаемся мы этим постоянно. Было принято решение в течение ближайших шести лет не менять налоговые условия. Выстраивать более понятную систему тарифного регулирования.
Планируем мы и существенно снизить риски, связанные с правоохранительными действиями, для добросовестных предпринимателей. Как можно скорее завершить реформу контрольно-надзорной деятельности. Речь идёт о том, чтобы перейти на риск-ориентированный подход.
Ещё одна важная составляющая делового климата – это развитие конкурентной среды. Мы продолжим совершенствовать законодательство в сфере конкуренции, чтобы адаптировать его к условиям цифровой экономики. И свести к минимуму участие государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках. В частности, планируется серьёзно ограничить возможность создания унитарных предприятий. Такой законопроект мы с вами на прошлом заседании рассматривали. Прямо запретить приобретение государством акций и долей тех хозяйствующих субъектов, которые действуют в конкурентных сферах. Мы рассчитываем, что в результате количество организаций с государственным участием будет постоянно сокращаться.
Развитию конкуренции будут способствовать и наши действия по поддержке малого и среднего предпринимательства. Мы разработали отдельный национальный проект, чтобы помочь небольшим компаниям на всех этапах – от идеи до производства конечного продукта или услуги. И конечно, на этапе сбыта, чтобы было легче выйти на внутренний и внешние рынки.
Третье в сфере экономики – это её более современная и эффективная структура.
Мы продолжим развивать импортозамещение, наращивать несырьевой экспорт. За шесть лет объём несырьевого неэнергетического экспорта должен практически удвоиться, а по некоторым направлениям вырасти в разы. Это также является национальной целью.
Мы рассчитываем и значительно увеличить объём выпуска продукции судостроения, станкостроения, сельхозмашиностроения, продукции авиапрома и автопрома. Рост будет достигнут за счёт трёх моментов. Первое – это благоприятная среда, которую мы продолжаем формировать для деятельности предприятий. Второе – это подготовка профессиональных кадров под запросы бизнеса. И третье – это эффективная поддержка государства.
Особое внимание нужно уделить продвижению наших товаров на мировые рынки. Речь идёт о товарах, которые мы умеем производить и которые в целом вызывают уважение на мировом рынке, пользуются спросом. Это и наши самолёты, и вертолёты, и авиационные двигатели, автомобили, продукция химической промышленности. Большой потенциал с точки зрения экспорта имеет и продукция оборонно-промышленного комплекса, фармацевтической промышленности. И конечно, агропром. Сегодня российский аграрный комплекс находит новые рынки сбыта. Мы действительно по праву гордимся тем, что было сделано. Нужно сохранить темпы развития, которые были достигнуты, решить задачу повышения качества сельхозпродукции и продовольствия, улучшить логистику, продолжить работу по селекции и генетике, вводить новые земли в сельхозоборот, развивать мелиорацию. Все эти цели известны и должны быть достигнуты.
Всё это в том числе необходимо, чтобы добиться удвоения экспорта продукции аграрно-промышленного комплекса к 2024 году.
Не только крупные предприятия, но и предприятия малого и среднего бизнеса готовы осваивать новые для себя товарные позиции. Государство заинтересовано в том, чтобы они добились успеха. Будем стимулировать спрос на экспортируемую российскую продукцию путём субсидирования процентных ставок по кредитам для покупателей такой продукции, расширять взаимовыгодное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза и, конечно, с другими нашими торговыми партнёрами. Всем этим нужно заниматься, несмотря на противодействие, санкции, ограничения. Активная позиция позволяет достичь неплохих результатов.
И конечно, система регулирования внешнеторговой деятельности должна активно работать на продвижение российского несырьевого экспорта. Мы уже начали внедрять принцип «одного окна». С 2021 года он должен работать в полном объёме вместе с нашими партнёрами по Евразийскому союзу. Кроме того, должно сократиться количество подтверждающих документов. Валютный контроль в отношении экспорта услуг должен быть минимально необходимым.
Четвёртое – это эффективность самой работы.
Именно эффективность – в широком смысле – становится основой экономического лидерства. Нам нужно добиться более результативного использования бюджетных ресурсов и государственных активов, повышения производительности труда. Нам нужно вывести на качественно другой уровень всю систему государственного управления.
В ближайшие годы мы планируем полностью перейти на электронную форму торгов по продаже государственного и муниципального имущества. Существенно, то есть более чем на 50%, сократить площадь неиспользуемых казённых земельных участков. Это тема старая, но, к сожалению, сохраняющая актуальность. Надо там навести порядок.
Также в цифровой формат будут переведены конкурсные процедуры по размещению и выполнению заказов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Мы стараемся делать государственные структуры более ориентированными на запросы людей. Поэтому и дальше будем внедрять в работу органов государственной власти цифровые технологии, расширять перечень государственных и муниципальных услуг, которые можно получить через многофункциональные центры.
Этот формат, безусловно, доказал свою эффективность, это все признают. И мы будем создавать новые центры, расширять в рамках программы «Цифровая экономика» перечень услуг. Чтобы за ключевыми услугами вообще не нужно было ходить по нескольким инстанциям, чего-то ждать. Чтобы компьютерная система всё делала сама, в том числе в режиме удалённого доступа.
И конечно, наши граждане должны быть уверены, что они могут рассчитывать на защиту в ситуациях, когда нарушаются их права. Чтобы каждый гражданин мог получить квалифицированную юридическую помощь.
Вхождение в пятёрку крупнейших экономик невозможно без дальнейшей модернизации экономики и развития науки. Нужно добиться, чтобы половина российских организаций занималась технологическими инновациями на постоянной основе. Такая цель заложена в указе Президента.
Пока интерес к инновациям в экономике не слишком высок. Он растёт, но нужно стремиться к лучшим образцам.
Менять ситуацию мы будем, двигаясь в нескольких направлениях. Мы продолжим стимулировать спрос крупных компаний на инновации.
Во-вторых, планируем помочь самим разработчикам инноваций в проведении испытаний или выпуске пробных партий.
В-третьих, нужно расширить сектор инжиниринговых компаний, которые станут связующим звеном между разработчиками и заказчиками. Правительственная комиссия по модернизации экономики в ближайшее время эту тему должна обсудить.
И помимо форм поддержки, которые у нас уже действуют, мы будем формировать научно-образовательные центры мирового уровня на основе интеграции университетов и компаний, которые представляют реальный сектор экономики. Это очень важно. Таких центров в ближайшие годы должно быть создано не менее 15.
Уважаемые коллеги! Основные направления деятельности Правительства, о которых я рассказал, – это наш с вами общий «проект будущего».
Именно его реализация через определённый временной промежуток позволит судить о нашей с вами совместной работе, оценить эффективность не только отдельных ведомств или конкретных министров, но и всей исполнительной власти в стране – как на федеральном, так и на региональном уровне.