Заместитель Председателя Правительства принял участие в пленарном заседании «Водный транспорт в эпоху цифровизации и новых технологий».
Заместитель Председателя Правительства Юрий Борисов прибыл во Владивосток, где посетил Международный дальневосточный морской салон – крупнейшее отраслевое мероприятие, организованное Министерством промышленности и торговли.
На площади более 1200 кв. м свои проекты представляют ведущие предприятия судостроительной отрасли, такие как АО «Объединённая судостроительная корпорация», АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», АО «Адмиралтейские верфи», АО «Балтийский завод».
После осмотра экспозиции салона Юрий Борисов стал участником пленарного заседания «Водный транспорт в эпоху цифровизации и новых технологий». На мероприятии также выступили заместитель Министра промышленности и торговли Олег Рязанцев, командующий Тихоокеанским флотом ВМФ России Сергей Авакянц, и.о. вице-президента по гражданскому судостроению АО «Объединённая судостроительная корпорация» Игорь Шакало и вице-президент по энергетике, локализации и инновациям ПАО «НК “Роснефть”» Андрей Шишкин.
«Президент России определил развитие Дальнего Востока в качестве национального проекта XXI века, – напомнил вице-премьер. – Сегодня в этом регионе появляются точки роста экономики». Среди них Юрий Борисов отметил крупнейшую в России верфь «Звезда» с объёмом металлообработки 330 тыс. т в год, что составляет примерно половину судостроительных возможностей России. Ещё недавно Россия не обладала всем комплексом компетенций, необходимых для строительства высокотехнологичных крупнотоннажных судов, но в результате кооперации с зарубежными партнёрами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона был налажен трансфер технологий с последующей локализацией производства. «Не просто корпусного, но судового и технологического оборудования, то есть начинки, – подчеркнул вице-премьер. – Для нас такая локализация принципиально важна». Это новые высокотехнологичные рабочие места, дополнительные налоги в бюджеты всех уровней и, конечно, внедрение на российских верфях новых технологий и цифровизации. «Мы видим в этом главный вектор развития российского судостроения и приборостроения», – сказал Юрий Борисов. Оптимальные критерии локализации передовых технических решений уже определены и в ближайшее время будут рассмотрены Правительством, заявил Заместитель Председателя Правительства.
Важно тиражировать передовой опыт на все предприятия отрасли, считает Юрий Борисов. В том числе на те, что входят в Дальневосточный судостроительный кластер, чтобы одновременно с судами, которые будут осваивать Арктику и перевозить углеводороды и другие товары и грузы по Северному морскому пути, со стапелей сходили современные высокотехнологичные военные, рыболовецкие и пассажирские корабли. Кроме того, есть смысл задуматься о создании на Дальнем Востоке центра компетенций по приборостроению, аналогичного тому, который есть в Санкт-Петербурге, подчеркнул вице-премьер.
В условиях возможного введения санкций в отношении российских судостроительных и приборостроительных заводов нужно предусмотреть импортозамещение современных технологий и оборудования. Необходимые научные ресурсы и производственные мощности в России есть, считает Юрий Борисов. В перспективе Россия сможет освоить основную номенклатуру комплектующего оборудования. «Здесь у нас есть большие резервы в плане снижения стоимости продукции, так как оборудование составляет более 60% в стоимости судна», – сказал вице-премьер.
В дискуссии пленарного заседания была также затронута тема строительства гражданских судов, которое, в отличие от военного судостроения по гособоронзаказу, напрямую зависит от ситуации на рынке. Государство поддерживает отрасль различными инструментами, в том числе субсидированием процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, а также путём льготного лизинга (в рамках которого запланировано построить более 100 судов). В 2019 году на эти цели предусмотрено выделение из бюджета более 3,5 млрд рублей. Кроме того, в текущем году могут появиться новые механизмы поддержки российских судостроителей и дополнительные преференции для судовладельцев, заявил Юрий Борисов. В частности, прорабатывается вопрос о предоставлении судам под российским флагом исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути.
Вице-премьер также подчеркнул важность поддержки рыбопромысловых компаний через механизм инвестиционных квот. Применение этого механизма позволило в прошлом году сформировать беспрецедентный заказ на строительство судов рыбопромыслового флота.
В заключение своего выступления Заместитель Председателя Правительства выразил уверенность, что Международный дальневосточный морской салон станет площадкой, которая откроет новые возможности для российских проектантов, судостроителей, приборостроителей и судовладельцев в развитии сотрудничества и интеграции с партнёрами России из Азиатско-Тихоокеанского региона.