Рассматривались актуальные вопросы социально-экономического развития региона, в частности, подходы к решению проблемы расселения ветхого и аварийного жилья.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Александр Витальевич, Вы уже вошли в курс дела, знаете все проблемы и перспективы развития Ненецкого автономного округа. Одной из проблемных точек (во время посещения округа мне это показывали) является ветхое и аварийное жильё, доставшееся в наследство с периода Советского Союза. Как Вы предполагаете эту проблему решать?
А.Цыбульский: Вы совершенно верно заметили, у нас в округе это проблема, и с точки зрения качества жизни людей – номер один. Сегодня мы находимся на пике износа инфраструктуры, в первую очередь жилищной, поэтому принимаем определённые меры, чтобы эту ситуацию исправить. Первое – мы увеличиваем темпы жилищного строительства, чтобы выйти на 25 тыс. кв. м в год. Думаю, со следующего года мы эту планку зафиксируем.
Кроме того, рассмотрим дополнительные механизмы, которые могли бы быть альтернативными и максимально ускорить возможность для людей, не дожидаясь строительства, решить свои жилищные проблемы. В условиях Крайнего Севера у нас период строительства растягивается минимум на два года. Мы задействовали два механизма, которые, как нам кажется, помогут людям решить эту проблему.
Первое – мы ввели механизм однопроцентной ипотеки. Мы сегодня субсидируем процентную ставку банков людям, чтобы они могли брать ипотечные кредиты под 1%. Сегодня эта программа активно заработала, уже выдано кредитов на 350 млн рублей – это 124 кредита. Где-то 25 млн в региональном бюджете мы запланировали, чтобы эту ставку субсидировать. Это пользуется высоким спросом и, как нам кажется, помогает людям решать их жилищные проблемы.
Второй альтернативный вариант, по которому мы находимся на финальной стадии обсуждения, – это возможность выкупа у людей аварийного жилья по среднерыночной стоимости, определённой Минстроем у нас в регионе, чтобы они могли получить деньги и купить себе жильё на вторичном рынке. Либо в нашем, либо в соседних регионах, поскольку программа переселения людей с Крайнего Севера остаётся актуальной. Мы разговаривали с жителями, это пользуется большим спросом и вызывает интерес. Здесь мы тоже заложили определённую сумму в бюджет, с этого года запустим программу, чтобы люди могли покупать жильё и либо оставаться в округе, если у них есть желание, либо переезжать. Мы хотим зафиксировать верхнюю ставку на уровне 72–74 тыс. рублей за кв. м. Если они могут купить жильё дешевле этой стоимости в других регионах, мы будем предоставлять эти деньги, но верхняя планка стоимости в округе будет и верхней планкой стоимости в любом регионе России. Понятно, что мы не можем субсидировать покупку жилья в Москве или других дорогих регионах. Это из насущных вопросов.
Д.Медведев: На самом деле это, наверное, самая насущная проблема для жителей округа. Что ещё считаете нужным сообщить, каковы успехи в текущем году?
А.Цыбульский: У нас
был серьёзный провал по бюджету в 2015–2016 годах. И это связано, Вы прекрасно
это знаете, с тем, что бюджет
Ненецкого автономного округа очень сильно зависит от конъюнктуры цен на нефть.
Мы бóльшую часть дохода, почти 80%, конечно, получаем от нефтедобычи – налога на имущество и налога на
прибыль нефтяных компаний, крупных компаний недропользователей, которые
работают в округе, также это прямые поступления от соглашений о разделе
продукции на Харьягинском месторождении.
Провели большую работу. В целом мы смогли уйти полностью от коммерческих кредитов. В 2017 году, когда я пришёл работать в регион, у нас был уровень коммерческого долга 3,6 млрд. Сегодня мы полностью ушли от коммерческого кредитования, выплатили все долги перед банками и 2 млрд заменили на долгосрочные облигации. Это тоже очень хороший инструмент, который нам, с одной стороны, даёт рассрочку платежей, с другой стороны, с учётом того, что мы неплохо отторговались (на уровне 7–8%), это нам даёт сегодня экономию по сравнению с предыдущими кредитами больше 100 млн по году на обслуживание этого долгового обязательства.
У нас бюджет в целом выравнялся, это нам позволило в том числе вернуться к выплате некоторых социальных обязательств, которые были приостановлены в связи с падением бюджета. Я имею в виду региональные обязательства перед нашими жителями, которые у нас были определены нашими нормативными актами. Мы исходили исключительно из подходов адресности, нуждаемости. Тем категориям граждан, которые особо в этом нуждаются (это в первую очередь многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, семьи, усыновившие детей), мы постарались вернуть, даже немного проиндексировать эти выплаты, тем самым, мне кажется, восстановили в определённой мере справедливость.
Кроме того, задача нашего округа – максимально диверсифицировать экономику и уйти от зависимости от цен на нефть. Здесь мы ставим перед собой задачу активизировать малое и среднее предпринимательство. Задача непростая с учётом малонаселённости нашего региона. У нас внутренний рынок очень небольшой, есть и другие ограничения, но нам под силу эти проблемы решить. Основная из них – это, конечно, стоимость тарифов на электроэнергию. Сегодня в округе экономически обоснованный тариф, особенно в сельских населённых пунктах, больше 40 рублей за кВт. Это является абсолютно заградительным тарифом для ведения любой предпринимательской деятельности. И мы в этом году приняли решение, что для сельхозпроизводителей и для субъектов малого и среднего предпринимательства будем со стороны округа субсидировать этот тариф и доведём его ставку до 18 рублей за кВт. Это тоже довольно много, тем не менее это в два раза дешевле, чем сегодня платят наши предприниматели.
Д.Медведев: Это позволит решить и целый ряд социальных задач, так что, наверное, это правильное направление.
<…>