Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
23 июля 2018
15:30
Горки, Московская область
В повестке: о национальных проектах «Демография» и «Культура».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Брифинг Владимира Мединского по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги, у
нас очередное заседание президиума совета. Он продолжает работу, причём в
обновлённом, более компактном составе и с уточнённым названием. Теперь он
называется Советом при Президенте по стратегическому развитию и
национальным проектам.
За последние две недели
мы рассмотрели предложения по четырём национальным проектам, которые касаются
качества автодорог, здравоохранения, повышения производительности труда и поддержки
предпринимательства. Сегодня обсудим предложения по таким важнейшим направлениям,
как демография и культура. Они должны обеспечить достижение целей развития,
которые поставил в майском
Указе №204 Президент страны.
Тема демографии. Мы
занимаемся этой темой далеко не первый год и в постоянном режиме. И у нас есть
достаточно неплохие результаты. Главный – это увеличение средней
продолжительности жизни. Сегодня она достигла исторического максимума – почти
73 года. Благодаря этому в майском указе установлена следующая цель, а именно –
80 лет к 2030 году.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 23 июля 2018 года
Накопленный опыт надо
максимально использовать при разработке и реализации нового национального
проекта. Важно сосредоточиться на трёх ключевых моментах.
Во-первых, учитывая
демографические тренды, надо формировать условия для активного долголетия. Важно,
чтобы граждане в нашей стране не просто жили дольше, а чтобы эта жизнь была и активной,
и полной, и достойной. Поэтому прежде всего необходима забота о здоровье людей старшего
поколения. Это значит, что все возможные проблемы со здоровьем надо стремиться выявлять
на ранних стадиях. Для этого должны быть увеличены масштабы диспансеризации,
диспансерного наблюдения. В каждом регионе необходимо создать гериатрические
центры для сохранения здоровья людей старшего поколения. И конечно, сделать
систему социального обслуживания и ухода за людьми старшего возраста
современной и удобной. Это касается не только материально-технической базы
(хотя она, скажем честно, у нас хромает во многих отношениях), но и методов
работы. И здесь большое значение имеет участие социально ориентированных
общественных организаций в национальных проектах.
Уже сейчас в шести
регионах реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода
за гражданами пожилого возраста. Недавно об этом говорили на Совете по
вопросам попечительства в социальной сфере.
Заботиться о здоровье
надо в любом возрасте. Поэтому необходимо вывести работу, которую мы делали в
рамках приоритетного
проекта «Формирование здорового образа жизни», на новый
уровень. В том числе за счёт усовершенствования деятельности центров здоровья,
кабинетов медицинской профилактики. Чтобы любой желающий мог пройти быстрое и
качественное профилактическое обследование, получить рекомендации специалиста
на тему сохранения своего здоровья. Это второе направление нашей работы.
И конечно, предстоит добиться того, чтобы спортом
систематически занимались более половины граждан. Уверен, что крупные
спортивные события, которые наша страна принимала в последние годы, создали для
этого и соответствующий настрой, и хорошие условия.
В-третьих, для нашей страны важно, чтобы российские
семьи были больше по своему составу, чтобы росла рождаемость, особенно в
регионах с непростой демографической ситуацией. Поэтому мы и дальше будем поддерживать
тех, кто решил стать родителями, поддерживать семьи с детьми. Речь идёт об
адресных выплатах, материнском капитале, льготной ипотеке 6-процентной, расширении
возможностей экстракорпорального оплодотворения и целом ряде других
направлений.
Кроме того, нужно позаботиться о мамах, которые
хотят быстрее вернуться на работу. Мы уже решили проблему с детскими садами для
детей от трёх до семи лет. Теперь предстоит создать более 250 тыс. новых мест
для самых маленьких детей, чтобы две трети мам могли выходить из декрета раньше
и трудиться.
Все эти масштабные планы потребуют соответствующего
финансирования. Речь идёт о сумме в общей сложности более чем 3,5 трлн рублей.
Деньги очень большие. Стало быть, каждое предложение в национальный проект «Демография»
должно быть ориентировано на максимальный эффект. Это, собственно, касается любых
наших проектов.
Теперь о другой теме заседания.
Национальный проект «Культура» имеет две главные цели. Прежде всего, конечно, сделать
богатейшую культуру нашей страны более доступной – и для российских граждан, и
для иностранных гостей.
Для этого планируется
провести реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение более чем 3,5 тыс.
объектов культуры. При этом речь идёт как о жемчужинах истории и культуры, архитектуры,
которые привлекают туристов со всего мира, так и об обычных домах культуры,
кинотеатрах, библиотеках в малых городах, отдалённых территориях. Чтобы люди,
которые там живут, не были оторваны от культурной жизни страны.
Для решения этой задачи
предстоит провести и цифровизацию культурной сферы. В том числе, как сказано в указе,
создать 500 виртуальных концертных залов. «Цифра» позволит расширить аудиторию
учреждений культуры на 30 миллионов человек.
Вторая главная цель
национального проекта – раскрыть творческий потенциал людей, дать им
возможность продемонстрировать свои таланты как в России, так и за рубежом.
Должна быть создана
эффективная система поощрения одарённых детей и молодёжи – в виде конкурсов,
фестивалей, грантов, обучения и стажировок. Одной из форм такой поддержки
станет создание национального молодёжного симфонического оркестра.
Кроме того, надо дать
возможность проявить себя тем, кто поддерживает и сохраняет национальные обычаи
и традиции народов России, занимается патриотическим воспитанием, участвует в
культурных событиях на волонтёрских началах.
Есть целый ряд других
предложений в национальный проект. Давайте их сегодня рассмотрим.
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Из
стенограммы:
М.Топилин:
На
заседании президиума мы рассматривали национальный проект «Демография». Он состоит из пяти проектов.
Это в том числе финансовая
поддержка семей с детьми. Прежде всего речь идёт о программах, которые
были озвучены Президентом Российской Федерации осенью прошлого
года. Это выплаты, стимулирующие меры, которые вошли в пакет законопроектов, принятых достаточно оперативно. Это пособие на первого
ребёнка до полутора лет семьям, у которых доходы ниже полутора прожиточных
минимумов. Сейчас эта программа разворачивается в регионах, и уже более 70
тысяч семей получили такое пособие. Она будет и дальше развиваться.
Мы исходим из того,
что, возможно, в дальнейшем потребуются определённые коррективы по этой
программе. Но нам надо дождаться результата. Программа заработала только с
начала года, и надо подождать хотя бы год, чтобы точно проанализировать, где какие
есть нюансы, где какие необходимы настройки.
Это также то, что связано с продлением материнского,
семейного капитала до 2021 года. Это программы, связанные с ипотечной ставкой
(6%). Сейчас Правительство эти программы корректирует. Имею в виду, что не
только второй и третий ребёнок будут включены, но и последующие дети. Сейчас
очень активно банки начинают входить в эту систему, и Министерство финансов
работает с точки зрения именно популяризации этого продукта. Потому что, как вы
понимаете, чтобы получить ипотеку, нужны соответствующие доходы и так далее.
Сейчас эта программа тоже очень серьёзно разворачивается в регионах.
Мы исходим из того, что потребуется очень
внимательно работать с субъектами Российской Федерации, смотреть, какие есть
ограничения, какие барьеры, очень серьёзно подходить к информационной кампании.
Эта программа будет развиваться.
Что касается второй программы, это программа
содействия занятости и создания дополнительных мест в детских садах. Я напомню,
что эта задача связана с первой программой, там пособия на первого и других
детишек до полутора лет. Ещё существует программа выплат на
третьего ребёнка, она тоже будет развиваться. И у нас увеличивается количество
регионов, которые в эту программу входят.
Программа строительства
дополнительных мест в детских садах (более 250 тыс. мест в 2021 году) тоже обеспечена
финансированием. Мы исходим из того, что до полутора лет в основном мамы сидят
с детишками, а после полутора лет, когда заканчивается в том числе и оплачиваемый
отпуск, необходимо семьи обеспечить детскими дошкольными учреждениями.
Программы поддержки занятости. Они традиционно
охватывают две составляющие. Это обучение женщин, которые находятся в отпуске
по уходу за ребёнком, – программа, которую мы в регионах реализуем. Но она не
поддерживалась из федерального бюджета. Теперь она будет поддерживаться из
федерального бюджета, и мы исходим из того, что в этой программе ежегодно будут
участвовать около 30 тысяч человек. Это достаточно серьёзные показатели.
И вторая составляющая – это то, что связано с
развитием групп ухода. Мы исходим из того, что ясли или детские сады не
построим во всех населённых пунктах. А потребность в этом есть. Поэтому проектом
программы предусмотрены гранты на создание групп по уходу за детишками. Мы
предполагаем, что сможем и обучить тех женщин, которые хотят работать в этой
сфере, и, соответственно, они могут получить гранты на то, чтобы открыть такие
группы ухода, обустроить помещение, чтобы оно соответствовало определённым
стандартам. Программа начнётся с 2020 года, а в 2018 и 2019 годах надо будет создать
все нормативные условия для этой программы. Потому что это принципиально новый
проект.
Третий проект связан со старшим поколением – это активное
долголетие. Он разрабатывается в контексте задач, связанных с увеличением
продолжительности жизни. Проект охватывает такую сферу, как создание системы долговременного
ухода. В прошлую пятницу на
заседании совета по вопросам попечительства у Татьяны
Алексеевны Голиковой мы докладывали, как идёт этот проект. Он начался в шести
регионах. Мы предполагаем до 2021 года включительно отрабатывать его в пилотном
режиме. Этот проект рассчитан на то, чтобы прежде всего оказывать услуги
пожилым гражданам – как социальные, так и медицинские, исходя из оценки их
потребностей, – вне стационарных условий. То есть на дому, в привычных
для них условиях.
Также мы в этом проекте ставим перед собой задачу
ликвидировать полностью очередь в учреждения для пожилых людей. При этом исходим из того, что это нужно делать на современной основе. Соответствующие
проекты также сейчас разрабатываются, с тем чтобы это были современные
учреждения нового типа. Мы предполагаем продлить льготы по налогу на прибыль
проектам, которые сейчас реализуются для учреждений социального обслуживания.
До 2020 года включительно нужно этому сектору иметь понятную перспективу с
точки зрения налогообложения, это мероприятие тоже предусмотрено.
И также то, что связано с развитием системы
негосударственных организаций. Я напомню, что в 2014 году в этом секторе доля
участия некоммерческих организаций составляла 0, то есть НКО в этом секторе не
было. Сейчас доля их участия практически 7–8%. В регионах цифра колеблется.
Понятно, в разных регионах этот сектор по-разному развивается, возможности
просто разные. Мы исходим из того, что за шесть лет должны довести эту долю до
15% как минимум. Такая работа сейчас тоже ведётся.
Четвёртый проект посвящён здоровому образу жизни.
Это требования к продукции и различные мероприятия, связанные с дальнейшими
действиями по борьбе с табакокурением и потреблением алкоголя. Это
информационная пропаганда, всё, что связано с корпоративными программами. Это
новая задача, чтобы именно на корпоративном уровне работодатели вместе с
работниками реализовывали программы здорового образа жизни. Это достаточно
тесно связано с теми проектами, которые реализует Министерство здравоохранения
и Министерство труда по направлению охраны труда. То есть здесь, я вам
неоднократно говорил, то, что связано с улучшением условий труда и определёнными
мероприятиями на производстве. Это очень важный проект, и мы считаем, что
ключевым показателем здесь является снижение смертности населения в
трудоспособном возрасте. Как я говорил неоднократно, это главный наш ресурс,
для того чтобы увеличить продолжительность жизни.
И пятый проект – это то, что связано с развитием
физической культуры. Это доступность различных площадок в муниципалитетах,
спортивных комплексов. Это то, что связано с развитием спортивного резерва,
оснащением спортшкол, улучшением подготовки и вообще подготовкой тренерского
состава, вовлечением наших молодых людей в массовую физическую культуру. Здесь
нам тоже придётся достаточно плотно работать с субъектами Федерации, с тем
чтобы эти показатели отработать на региональном уровне.
Это касается всех проектов. До 15 августа мы должны
будем, уже завершая работу над проектом, согласовать все показатели с
субъектами Российской Федерации.
По финансовому обеспечению это более 3,5 трлн рублей
на шесть лет – достаточно большие объёмы. Но они вас не должны смущать, потому
что это те расходы в том числе, которые предусмотрены и на выплату материнского
(семейного) капитала, всех пособий. Здесь достаточно большой пакет финансовой
помощи для семей.
Вопрос:
Максим Анатольевич, Вы сказали, планируется, что около 30 тысяч матерей,
которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком, могут переобучаться со
временем.
М.Топилин:
С 2020 года. Эти программы и сейчас идут в регионах, только они реализуются за
счёт региональных денег. И там показатели невысокие, потому что у регионов на
это нет ресурсов. А здесь регионы будут финансироваться по иной схеме, нежели субсидированием,
которое раньше были предусмотрено. Минфин это подтвердил. Во всех программах,
которые в рамках федеральных национальных проектов будут реализовываться, и
финансовая поддержка будет оказываться регионам, от 95 до 99% – это будет
федеральное финансирование. Это гораздо выше, чем по другим субсидиям.
Вопрос:
А какое это финансирование? В каком размере?
М.Топилин:
Это будет более 1,5 млрд рублей в год.
Брифинг Владимира Мединского по завершении заседания
Из
стенограммы:
Вопрос:
Расскажите, как шло обсуждение, подробнее о нацпроекте, который Вы курируете,
какая сумма на него будет выделена.
В.Мединский:
Национальный
проект «Культура» ориентирован на системные инвестиции в развитие культуры, в
первую очередь в регионах России, в ближайшие шесть лет. И я бы хотел
подчеркнуть, что если предыдущие пять-шесть лет мы были в большей степени
ориентированы на повышение эффективности работы наших учреждений, повышение
посещаемости музеев, театров, то сейчас поставлена задача расширения
доступности учреждений культуры, включения в эту работу всей массы учреждений
культуры нашей страны.
Определены три основных
направления. Это инфраструктурные инвестиции – например, софинансирование
ремонта и реконструкции детских театров, кукольных театров, развитие сети
современных кинозалов в малых городах России. С другой стороны, развитие и
воспитание творческих кадров. И третье направление – это цифровая культура, виртуальные
концертные залы, музеи, трансляция культурных мероприятий через интернет. Вот
основные направления, по которым предполагается расширение доступности
культурных благ.
Особое место занимает поддержка
конкретных фестивалей, выставочных проектов. Здесь мы будем после окончания
согласования национального проекта, его контента заниматься реализацией
конкретных мероприятий совместно с нашими регионами.
Вопрос:
Расскажите, пожалуйста, про молодёжный симфонический оркестр подробнее.
В.Мединский:
Это
большой проект. Предполагается, что молодёжный симфонический оркестр станет своего рода кадровым
резервом для других национальных симфонических оркестров России.
Мы с вами знаем, что в
России, как ни в одной другой стране мира, существует большое количество музыкальных
коллективов симфонического классического жанра. Такого действительно нет нигде.
И молодёжный симфонический оркестр, по сути, должен создать возможности для
сохранения молодых талантливых музыкантов, их профессионального совершенствования.
Потом, со временем, они будут переходить на работу уже в большие симфонические национальные
коллективы.
Вопрос:
Уже есть идеи, где будет базироваться этот симфонический оркестр?
В.Мединский:
Начало работы планируется на базе Московской филармонии.
Вопрос:
Объём финансирования проекта «Культура» известен?
В.Мединский:
Мы надеемся, что он будет немного больше, поэтому я не хотел бы сейчас
озвучивать цифры. Там будет несколько составляющих: федеральное финансирование,
региональное финансирование и, возможно, привлечение определённых спонсорских
средств. Но главным образом мы сейчас ведём речь об основных направлениях
федерального софинансирования и федерального финансирования проекта «Культура».
Всё остальное в данном случае уже вопрос завтрашнего дня.
Министерства и ведомства, органы при правительстве: