В повестке: о Министерстве науки и высшего образования, о развитии Дальнего Востока.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Татьяны Голиковой о полномочиях Министерства науки и высшего образования
Сообщение Юрия Трутнева об использовании трансфертов на социальное развитие Дальнего Востока
Из стенограммы:
Д.Медведев:
Сначала по наиболее сложной теме – 14 июня мы с вами рассмотрели ряд важнейших
законопроектов, которые касаются изменений в пенсионной и налоговой системе.
После обсуждения соответствующих законопроектов на Российской трёхсторонней
комиссии Правительство в субботу внесло их в Государственную Думу. Мы исходим
из того, что документы будут рассмотрены в весеннюю сессию в первом чтении.
Коллеги из Государственной Думы сейчас приступают к их рассмотрению. Для этого
нужно обеспечить плотное взаимодействие между Государственной Думой и Правительством.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 18 июня 2018 года
Мы с вами понимаем, что законопроекты сложные, естественно, вызывают разную реакцию. И в Государственной Думе будет тоже широкое обсуждение. Все профильные министры, вице-премьеры должны активно взаимодействовать с нашими коллегами из парламента, проводить консультации и разъяснять позицию Правительства по этим вопросам – исходя из того, что основная цель этих изменений заключается прежде всего в том, чтобы повысить пенсии и соответствующим образом реформировать пенсионную систему. Я просил бы Аппарат Правительства, Константин Анатольевич (обращаясь к К.Чуйченко), Вас, эту работу организовать и держать её на контроле.
Далее, из важных вопросов – один из них касается вновь созданного Министерства
науки и высшего образования. Нужно организовать его работу, по сути, запустить
эту работу, поскольку министерство новое. Сделать так, чтобы переходный период
прошёл максимально безболезненно. Я разговаривал на прошлой неделе с
министром на эту тему и подписал постановление Правительства, которое
утверждает Положение о Министерстве науки и высшего образования, определяет его
функции и полномочия. Соответственно, Минобрнауки будет отвечать за науку и
высшее образование, причём в целом, вырабатывать государственную политику
в этих сферах. К министерству переходят функции Федерального агентства по научным
организациям, включая функции по управлению имуществом.
Есть ряд вопросов, которые требуют внимания и совместной работы с другим новым министерством, я имею в виду Министерство просвещения. Это и дополнительное профессиональное образование, и электронное обучение. Есть другие сквозные темы, которые затрагивают всю систему образования в целом. Здесь взаимодействие необходимо будет наладить.
Сегодня я подписал распоряжения о назначении четырёх заместителей Министра науки и высшего образования. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите чуть подробнее о полномочиях нового министерства, чтобы и наши коллеги по Правительству, и высшие учебные заведения, и вообще все, кто так или иначе связан с наукой и высшей школой, понимали, какая компетенция сейчас у нового министерства.
Т.Голикова: Дмитрий
Анатольевич, как Вы уже отметили, к полномочиям вновь созданного Министерства
науки и высшего образования отнесены вопросы науки и высшего образования. Но я
себе позволю детализировать. Речь идёт о выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовом регулировании в сфере высшего образования и
соответствующего дополнительного образования, социальной поддержки и социальной
защиты обучающихся, молодёжной политики, научной, научно-технической,
инновационной деятельности, нанотехнологий, развития центров науки и высоких
технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной
собственности.
Также речь идёт об управлении имуществом в этой сфере.
Существенный блок к вновь созданному министерству перешёл от ликвидированного федерального агентства по управлению научными организациями. И здесь важно отметить преемственность: нормативное регулирование, которое раньше было отнесено к сфере компетенции ФАНО, мы сохраняем за Министерством науки и высшего образования.
О чём идёт речь? Речь идёт о том, что государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований для научных организаций, которые находились ранее в ведении Российской академии наук, а ещё раньше и российских академий медицинских наук и сельскохозяйственных наук, так же, как и при деятельности ФАНО, Министерство будет утверждать с учётом предложений Российской академии наук.
Следующее. Руководителей научных организаций, ранее находившихся в ведении ФАНО, Министр науки и высшего образования будет назначать и утверждать в установленном порядке. Речь идёт о порядке, который был принят ещё в 2014 году (и в этой части Правительство не намерено ничего менять), в соответствии с которым кандидатуры на должность руководителя научной организации, переданной из ведения ФАНО в ведение министерства, подлежат согласованию с президиумом Российской академии наук. Более того, положение предполагает, что между Министерством науки и высшего образования и Российской академией наук в течение двух месяцев должен быть разработан порядок взаимодействия по всем вопросам, которые относятся к совместному ведению между этими двумя органами.
Следующий момент, на который я хотела бы обратить внимание, это вопросы развития высшего образования по педагогическим специальностям и формирования государственных заданий на проведение научных исследований, которые будут осуществляться учреждениями, подведомственными, и непосредственно, Российской академии образования. Они будут решаться Министерством науки и высшего образования во взаимодействии с Министерством просвещения. Соответствующие нормы сейчас включены в положение, и здесь также на паритетных основаниях будут разрабатываться государственные задания для этих учреждений.
Таким образом мы намерены взаимодействовать. Некоторые детальные моменты, которые требуют урегулирования вопросов, которые Вы тоже отметили – по информационному взаимодействию, по электронным базам между Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения, – будут реализованы в согласованном порядке. При необходимости Вам на подпись будут представлены соответствующие документы.
Д.Медведев: Хорошо, Татьяна Алексеевна, и нужно побыстрее завершить работу над положением о Министерстве просвещения, так как это у нас два министерства, которые, по сути, созданы заново в результате их разделения. Надо, чтобы и второй статутный документ, как говорят юристы, появился в отношении ещё одного министерства, возникшего на базе бывшего Министерства образования и науки.
Т.Голикова:
Завершаем эту работу. Чтобы не было беспокойства, хочу ещё отметить, что мы
зафиксировали в отдельном нормативном документе: чтобы не было сбоя в
финансировании учреждений, ранее находившихся в ведении Министерства
образования и науки, сейчас финансирование, которое необходимо на III квартал, будет открыто
ликвидационной комиссией Министерства образования и науки в старом составе.
Д.Медведев: Да, нам обязательно нужно преемственность обеспечить, чтобы ни одно учебное заведение не почувствовало на себе последствий реорганизации.
Я подписал распоряжение о распределении трансфертов на социальное развитие Дальнего Востока.
В течение трёх лет туда направляется почти 54 млрд рублей. 21 млрд должен поступить в бюджеты девяти регионов в этом году.
Речь идёт о ремонте и строительстве объектов, которые находятся в центрах экономического роста Дальневосточного федерального округа. Там сейчас много новых компаний создаётся, модернизируются старые производства. Но для того, чтобы люди туда хотели приезжать, работать, нужно создавать нормальные условия. Речь идёт о строительстве детских садов, школ, колледжей, больниц, спортивных комплексов, о благоустройстве территории. Конечно, и о дорогах, мостах, о сетях – я имею в виду теплоснабжение и водоснабжение, транспортную инфраструктуру.
Юрий Петрович (обращаясь к Ю.Трутневу), как предполагается эти деньги использовать?
Ю.Трутнев: Все деньги поступят на территории. Будет построено и реконструировано 195 объектов, в том числе 21 больница. Будут решаться такие старые проблемы, как краевая больница на Камчатке, в Комсомольске-на-Амуре детская больница, станция скорой помощи, в Николаевске – противотуберкулёзный диспансер. 32 школы будут построены, две инженерные школы, 26 дворцов спорта и стадионов, семь домов культуры и 105 объектов инженерной инфраструктуры.
Все эти объекты отобраны на заседании подкомиссии с участием профильных федеральных органов исполнительной власти и губернаторов. По всем есть проекты, поэтому работа начнётся непосредственно в этом году. Планируем, как Вы уже сказали, в течение трёх лет всю эту работу завершить.
Д.Медведев: Хорошо. Имейте в виду также, что я утвердил перечень видов туристско-рекреационной деятельности, который позволяет применять ставку 0% по налогу на прибыль организаций. Это важно для Дальнего Востока. Это касается гостиниц, ресторанов, тех, кто организует экскурсии, всякого рода туры для отдыхающих. Там целый ряд других направлений деятельности по организации отдыха, всего 13 видов. Нужно, чтобы организации, предприятия, которые этим занимаются, знали о том, к каким конкретно видам деятельности теперь такая нулевая ставка применяется.
<…>