О развитии приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Орешкина и генерального директора Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александра Бравермана
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня у нас в повестке
заседания президиума – проект по поддержке
малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы. Проект идёт уже год.
Давайте посмотрим, какие дополнительные решения нужны.
В целом сектор малого и
среднего бизнеса в последнее время развивается
неплохо. После определённого спада число такого
рода предприятий вновь растёт – к началу года
преодолело планку в 6 млн. Малый и средний бизнес даёт заработок примерно
каждому четвёртому работнику в нашей стране. Мы понимаем, это вроде как уже и неплохо, с
другой стороны, это совсем не те цифры, к которым мы стремимся.
Для поддержки малого и среднего бизнеса мы приняли большой
пакет мер. Приоритетный проект, по сути, вобрал значительную его часть. Ряд плановых показателей превышен, например, по
количеству тех, кто сумел воспользоваться
поддержкой профильной корпорации развития. Стало быть, эта поддержка актуальна.
Расширяется доступ к деньгам.
Впервые с 2014 года по темпам кредитования
наблюдается устойчивый рост. За 11 месяцев прошлого года банки выдали
почти на 16% больше заёмных средств, чем за
аналогичный период 2016 года. Это происходит в первую очередь благодаря
снижению стоимости заёмных денег – в связи с улучшением макроэкономической
ситуации. В целом ставки снижаются не только из-за низкой инфляции, но и
благодаря развитию Национальной гарантийной системы, расширению её региональной
инфраструктуры. А с принятием в конце прошлого года нового инструмента –
субсидирования – небольшие предприятия могут привлекать средства под проекты в
приоритетных отраслях по ставке не выше 6,5%. Это, конечно, качественно иной
уровень доступности денег для малого бизнеса.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 31 января 2018 года
Есть успехи и по некоторым другим направлениям.
Заработали центры оказания услуг на базе банков – более чем в 40 регионах.
Заметно увеличился объём закупок крупнейшими заказчиками, как по стоимости, так
и по числу товарных позиций, в том числе и высокотехнологичной продукции.
В полную силу
заработал бизнес-навигатор, созданный корпорацией. Также практически готова к
запуску Платформа знаний и
сервисов, она позволит автоматизировать ряд услуг, в том числе предоставить
некоторые сервисы дистанционно.
Давайте
сегодня посмотрим, как развивать проект дальше. Понятно,
что мы должны стремиться к тому, чтобы старт нового предприятия был лёгким,
включая вопрос о получении юридического адреса. Это вопрос у нас постоянный,
вечнозелёный. Теперь появился целый бизнес, который делает деньги именно на так
называемой аренде адресов, причём, конечно, это не аренда в обычном смысле
этого слова, потому что помещение не передаётся в пользование. В идеале нужно
перейти к формуле «старт за ноль». Может быть, впоследствии и «финиш за ноль»,
имею в виду – завершение бизнеса тоже не должно быть трудным.
Также необходимо
сформировать новое пространство для предпринимательской инициативы, включая
возможности заработка. Есть различные идеи, как расширить участие малого и
среднего предпринимательства в сервисах, чтобы сделать жизнь людей более комфортной
и удобной. Это касается благоустройства территории, точек общественного
питания, социальных услуг и многого другого.
Стратегическая задача – выйти по доле малого бизнеса
в экономике, как я уже сказал, на уровни, сопоставимые с развитыми странами.
Стало быть, это требует кратного увеличения числа предприятий, объёма их
продукции и услуг.
Проект у нас рассчитан до 2019 года, надо подумать,
какие решения можно было бы заложить в новый проект, какие усилия нужны для
популяризации бизнеса, формирования позитивного образа предпринимателя, по
развитию профильного образования и профессиональных навыков.
Давайте обсудим этот и ряд других вопросов.
Из стенограммы:
М.Орешкин: Состоялось заседание президиума совета по приоритетным проектам.
Рассматривали одно из основных направлений – ключевой проект развития малого и
среднего бизнеса в стране. Здесь важно отметить позитивную динамику, которую
сейчас мы видим, – по численности бизнесов: у нас прирост на 3% к уровню
прошлого года. Рост занятости идёт примерно такими же темпами.
Активно развивается кредитование,
в том числе совместная программа поддержки Правительства и Корпорации МСП –
здесь у нас рост выдачи кредитов в прошлом году составил порядка 16%. Очень
уверенный результат, который помогает развиваться бизнесу.
Обсуждали сегодня ряд новаций,
которые мы будем предлагать, будем внедрять. Я хотел бы остановиться на четырёх
ключевых историях.
Первая история – это предложение
об уходе от обязательного условия наличия физического адреса для юридических
лиц. Это создание на базе банков, других организаций возможности регистрации
предприятий без физического офиса – либо на базе почтового ящика, либо на базе
электронного сервиса.
Вторая история связана с
упрощением регистрации новых бизнесов. Здесь мы договорились, что те бизнесы,
которые будут регистрироваться в электронном формате, будут регистрироваться с
нулевой платой. Это подразумевает отмену государственных пошлин для регистрации
нового бизнеса в электронном формате. Одновременно со стороны банковской системы
мы слышим готовность предоставлять услуги по открытию счёта, базовый перечень
услуг тоже с нулевой стоимостью. Мы считаем, что снижение стоимости до нулевой
отметки существенно упростит регистрацию новых бизнесов, будет, конечно, носить
очень позитивный характер и придаст дополнительную динамику активности людей по
созданию новых бизнесов.
Третья история – это совместная
программа с Корпорацией МСП, программа по предоставлению кредитов по льготным
ставкам на уровне 6,5%. Это новая программа. Конечная стоимость кредитов 6,5%.
Были отобраны на этой неделе 15 банков, и уже в феврале мы ожидаем активной
выдачи со стороны этих кредитных организаций кредитов по данной льготной
ставке. Поэтому мы просто обращались ко всем малым и средним предприятиям:
приходите в банки и спрашивайте про эту программу. Если вы столкнётесь с тем,
что банки – участники этой программы не говорят о таких продуктах, не
предлагают их, у нас создан в Министерстве специальный почтовый ящик, куда вы
можете написать: smb@economy.gov.ru. Соответственно, мы
будем с мест собирать всю информацию, координировать деятельность так, чтобы программа
работала эффективно. По прошлому году мы видим, что корпорацией выдано при использовании
Национальной гарантийной системы, прогарантировано больше 600 млрд рублей кредитов,
это порядка 13% всех выданных кредитов, и в целом мы оцениваем очень серьёзный
вклад в снижение общего уровня ставок для малых и средних предприятий.
И, наверное, четвёртая история, которой хотел бы коснуться,
это запуск завтра портала «Деловая среда», на котором на первом этапе будет
всё, что связано с образовательными услугами для бизнеса. А в целом этот портал
– это маркетплейс, на котором разного рода компании, разного рода банки смогут
предоставлять сервисы для малых бизнесов, что также будет делать их жизнь
проще.
А.Браверман:
Совместно с Минэкономразвития корпорация продвинула в этом году кредиты на ту
сумму, о которой говорил Максим Станиславович. При этом надо отметить, что
конечная ставка была на 3 процентных пункта ниже, чем рыночная, это для малого
и среднего бизнеса крайне важно и крайне чувствительно.
Второй очень важный момент, о
котором мы говорим, – это тоже совместная программа с Минэкономразвития,
закупки крупного бизнеса у малого и среднего бизнеса. В прошлом году она
достигла 2 трлн 68 млрд рублей. Здесь ещё очень важна декомпозиция, дробление,
которое идёт в этих закупках. Потому что раньше они носили агрегированный,
довольно крупный характер, и небольшое число компаний могло принять в них
участие. Теперь мы стараемся эти закупки дробить, и это дробление идёт
параллельно с тем, как Центральный банк форсирует создание банков с базовой
лицензией в регионах и опирается на региональные опорные банки.
Третье – это бизнес-навигатор,
тоже совместно с Минэкономразвития идёт программа. Это, мы считаем, важнейший
электронный сервис, это важнейший элемент цифровизации, который позволяет
малому и среднему бизнесу открывать и расширять свои бизнесы совершенно
осознанно, понимая ёмкость рынка, понимая конкурентов, понимая, где они могут
получить финансовую поддержку, имущественную, юридическую, как им работать с
органами государственной власти, управления, с теми, кто их проверяет и так
далее.
Мы в этом году совместно с
Минэкономразвития хотим стать маркетмейкерами на этом рынке. Под
маркетмейкерством мы понимаем минимум 10% от всех предприятий малого и среднего
бизнеса (всех, подчёркиваю, не только тех, которые откроются в следующем году,
но 10% тех, кто работает по бизнес-навигатору). Эффективность, которую мы оценили по ИНН, достаточно высока: 48% из тех, кто воспользовался сервисами бизнес-навигатора,
повысили свою выручку и численность. Вот наши
базовые моменты.
В целом, мы считаем, создана база для того, чтобы в следующем цикле
мы могли совместно сделать малый и средний бизнес одним из ключевых драйверов экономики, на который можно будет опираться экономике в целом.
М.Орешкин: Я
бы ещё пару слов добавил по закупкам. Здесь очень важно: есть понимание, что не все закупки, которые проходят
через эту систему, доходят до реальных малых и
средних предприятий в конце. Именно на этом мы
делаем акцент в 2018 году. Мы делаем анализ,
чтобы здесь не было разного рода подтасовок. Все
прекрасно знают о подставных торговых компаниях, чтобы просто накручивать
статистику. Поэтому всё, что связано с
ключевыми индикаторами по этому направлению, – это не
общий объём закупок. Он должен расти, это очень важный показатель, но важно,
чтобы количество предприятий, которые участвуют в этом процессе, увеличивалось, чтобы они не были связаны между собой, чтобы они не были связаны с
менеджментом компаний. Здесь стараемся
выстраивать специальные проверочные механизмы, которые ситуацию будут постепенно улучшать.
Вопрос: Первые два предложения,
которые Вы озвучили, – отсутствие регистрации по физическому адресу и
бесплатная регистрация и обслуживание в банках
– когда это всё вступит в силу? Это первый вопрос. И
обсуждались ли поправки в закон о страховании вкладов МСП? Какие поправки готовит Правительство? Может быть, распространить это на средний
бизнес?
М.Орешкин: Сегодня было принято решение поддержать эти два проекта. В ближайшее время мы доведём их до логического
конца, примем все необходимые поправки в законодательство. Что касается физического адреса, это
тектонический сдвиг с точки зрения
корпоративного законодательства. Это
перевод всей системы регистрации, понимание того, что такое современная
компания, современный бизнес, приведение в соответствие с современными реалиями
цифровой экономики. Поэтому как раз задача на ближайшие месяцы, чтобы это
довести до конкретных законопроектов.
Вопрос: По
страхованию вкладов МСП тема обсуждается?
М.Орешкин: Я
думаю, скоро мы будем её подробно обсуждать. Но позицию Минэкономразвития,
историческую, вы знаете: даже когда Центральный банк очень жёстко выступал
против этой идеи, мы всегда её поддерживали и считали, что малые предприятия
должны получать защиту в случае негативных сценариев развития в конкретном
банке.
Вопрос: Обсуждалась
ли тема, что ставки по кредитам должны быть ниже? Может быть, надо как-то
смягчить денежно-кредитную политику?
М.Орешкин: У нас
денежно-кредитная политика – это то, что обеспечивает стабильность,
долгосрочную устойчивость и инфляции, и ставок. Здесь подход очевидный – важна
именно долгосрочная устойчивость, поэтому с целью снижения конкретных ставок
для конкретных предприятий Правительство приняло новую программу, которая будет
компенсировать банкам разницу ставок и позволит им выдавать кредиты по ставке 6,5% уже конкретным конечным заёмщикам.