Сообщение Игоря Шувалова на совещании с вице-премьерами.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 25 декабря 2017 года.
<…>
Д.Медведев: Ещё один блок документов (он принят в развитие совещания, которое у нас было на прошлой неделе): я подписал постановления о создании шести новых территорий опережающего социально-экономического развития. В данном случае речь идёт о территориях, которые созданы не на Дальнем Востоке, а в разных местах нашей страны и, как правило, связаны с работой так называемых монопрофильных поселений, то есть моногородов. Эти территории появятся в Тамбовской области, Ставропольском крае, Карелии, Татарстане. Рассчитываем, что эти ТОР привлекут в регионы инвестиции на общую сумму почти 50 млрд рублей.
Но самое главное, о чём мы говорили на совещании, которое я на прошлой неделе проводил, заключается в том, что это может быть луч надежды в развитии этих регионов, этих конкретных населённых пунктов, который создаст более благоприятную инвестиционную среду или как минимум создаст какую-то деловую активность. Именно с этим связано подписание этих документов. Это касается довольно сложных территорий, где должны заработать разные производства – в области химии, создания электрооборудования, молочные комбинаты, мукомольные комплексы, рыбоперерабатывающие заводы и некоторые другие.
Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), мы с Вами обсуждали это. Это решение позволит создать значительное число рабочих мест, на что мы рассчитываем, – более 11 тыс. – и снизить зависимость этих моногородов от градообразующих предприятий. Что там ещё предполагается?
И.Шувалов: Дмитрий Анатольевич, спасибо за подписанные решения. В этих городах этих решений ожидают.
Сегодня (с учётом только что подписанных постановлений Правительства) 36 городов обладают специальным статусом – территория опережающего развития. Напомню, что Юрий Петрович Трутнев и Министерство по развитию Дальнего Востока изобрели этот инструмент для инвестиционной привлекательности отдельных территорий, в первую очередь для Дальнего Востока. Затем по Вашему предложению этот инструментарий был предложен для развития моногородов, чтобы в этих городах появлялась ещё и другая активность, нежели развитие крупных предприятий, которые являются в этих монообразованиях крупнейшим работодателем.
Мы на совещании у Вас договорились о некоторой модификации законодательства. Это будет касаться в первую очередь ответственности муниципальных и региональных властей, с тем чтобы при получении статуса территории опережающего развития была ответственность местных и региональных властей по привлечению резидентов в эти зоны. И если по прошествии определённого разумного срока (мы дополнительно решим, что это за срок, – скорее всего, год или два) не будут появляться резиденты в территориях опережающего развития, тогда у Правительства появится возможность статус этот отозвать. Правительство будет предоставлять не только юридическую рамку, но и через Фонд развития моногородов предоставлять необходимые денежные средства для развития инфраструктуры и обеспечения крупных производств всем необходимым для того, чтобы запускать современные заводы, фабрики и давать возможность обустраиваться на местах.
Также мы договорились, что будем вместе с региональными властями обеспечивать множественность источников поддержки – это и Фонд развития промышленности (это федеральные полномочия), и Фонд развития моногородов, и различные программы, которые существуют в регионах.
По совокупности мы должны научиться так управлять денежными средствами, чтобы и новые рабочие места создавались, и ситуация в этих городах становилась лучше.
У нас по карте приоритетного проекта по развитию моногородов, Дмитрий Анатольевич, была ответственность по созданию в 54 городах в течение 2017 года территорий опережающего развития. Но после того, как мы с товарищами обсудили эту тематику у Вас на совещании, мы сейчас по всем заявкам, которые были дополнительно, помимо подписанных решений, направлены в Министерство экономического развития, посмотрим, имея в виду то, что сказали Вы: в первую очередь предоставлять статус городам, которые в этом нуждаются и находятся в красной зоне, то есть там, где ситуация по безработице более серьёзная, где требуется отдельная поддержка этих городов. И если это города с устойчивым экономическим развитием и запрашивается такой статус, то мы будем смотреть на количество резидентов, которые привлекаются для такой зоны, и специальные обязательства муниципального руководства и региона, с тем чтобы эти резиденты были реальными инвесторами и в определённые сроки свои обязательства инвесторов осуществляли.
Д.Медведев: Это действительно так. Ещё раз хочу подчеркнуть, что этот статус даётся на определённых условиях и в целом по задумке, которая заложена в этот закон, должен носить срочный характер. Это касается и территорий, которые на Дальнем Востоке созданы, и монопрофильных городских образований. Иными словами, регионы должны способствовать тому, чтобы как можно быстрее запустить новые производства в этих территориях.
А территории эти действительно сложные: Котовск, Невинномысск, Кондопога, в Татарстане несколько территорий (Чистополь, Зеленодольск и Нижнекамск). Все эти города находятся в непростом состоянии. Будем надеяться, что использование схемы территорий опережающего развития им поможет.
<…>