О новом приоритетном проекте «Цифровая школа», о ходе реализации приоритетных проектов «Электронное здравоохранение» и «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Ольги Васильевой по завершении заседания
Брифинг Вероники Скворцовой по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня, уважаемые коллеги, заседание президиума.
Несколько тем.
Начнём
с вопроса, касающегося внедрения цифровых технологий. Мы понимаем, насколько
это важно, насколько это должно способствовать устойчивой современной структуре
экономики.
Внедрять
цифровые технологии нужно практически со школьного периода, что, собственно, у
нас уже и происходит. Все основные навыки использования этих технологий дети
должны получить непосредственно в школе, чтобы в будущем они могли уметь оперировать
самыми различными инструментами для обработки необходимых массивов информации,
могли освободить силы для творчества и, конечно, повысить эффективность своего
труда уже в ходе трудовой деятельности.
Самое главное, что дети проще,
чем родители, осваивают все современные технологии и глубже погружаются в
цифровые принципы современной жизни. Поэтому предлагается запустить новый
приоритетный проект «Цифровая школа». Он будет
направлен на формирование у школьников навыков в цифровом мире, обучение
обработке и анализу данных, элементам программирования и, самое главное, умению
создавать цифровые проекты для своей будущей профессии – в технике,
медицине, искусстве – в общем, в любой сфере деятельности.
Важно, чтобы этот проект, естественно,
реализовывался не просто самими школьниками, а вместе с учителями, потому что
это непрерывный процесс обучения и для самих школьников, и для учителей. Технологии
меняются, и невозможно раз и навсегда получить знания в сфере цифровых
технологий, которые можно было бы использовать всю жизнь. Очень многое
изменится в ближайшие три-пять лет, и придётся осваивать новые инструменты.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 13 декабря 2017 года
Необходимо также определить, какие нужны кадры,
какая нужна техника. Это тоже важное направление работы. Ещё совсем недавно, буквально
10–12 лет назад, у нас и интернета в школах не было. А сейчас уже требуется,
чтобы каждая школа была оснащена высокоскоростным интернетом, чтобы был доступ
к единой образовательной платформе и созданы условия для дистанционного
образования и онлайн-образования (благо таких курсов очень много, нужно только
правильно их выбирать). В том числе для школ, которые расположены в малонаселённых
и труднодоступных районах. Это особо важно для подобных учебных заведений.
Сегодня мы также
посмотрим, как идёт реализация приоритетного проекта «Электронное
здравоохранение». Здесь работа уже началась, прошло уже больше года. Ряд принципиальных
решений был принят. Самое главное – законы были приняты. Заработал личный
кабинет пациента «Моё здоровье» и ряд сервисов в рамках Единого портала
государственных услуг. В большинстве регионов можно записаться сегодня на приём
к врачу дистанционно, что, конечно, гораздо удобнее, получить информацию о
прикреплении к медицинской организации.
У Минздрава есть предложения
по развитию проекта, в том числе с учётом возможностей, которые открываются для
применения цифровых технологий. В частности, есть идея разработать систему
поддержки принятия врачебных решений, используя массивы данных в сфере медицины,
включая некоторые подходы к использованию искусственного интеллекта. Такая
система может помочь поставить более точный диагноз. Обсудим в рамках
направления «Здравоохранение» и некоторые другие проекты, не только с точки
зрения текущего положения, но и перспектив.
У нас ещё есть вопрос по
реформе контрольной и надзорной деятельности. Напомню, на прошлой неделе мы
внесли в Госдуму проект закона о государственном и муниципальном контроле.
Закон закрепляет новые принципы и подходы в сфере контрольно-надзорной
деятельности и её реформирования, которые уже были опробованы. Самое важное,
конечно, не забывать о главной цели контроля – повышении безопасности жизни и
здоровья наших граждан.
Сегодня мы рассмотрим ряд
предложений, включая предложения по интеграции в реформу ещё четырёх ведомств –
Федерального медико-биологического агентства, Росавиации, Росрыболовства и
Росалкогольрегулирования.
Из стенограммы:
О.Васильева: Сегодня очень радостное событие: мы говорим о новом
приоритетном проекте «Цифровая школа». Он будет в рамках большого проекта
«Современная цифровая образовательная среда». Перед нами стоят очень большие
задачи.
Прежде
всего есть хороший пример. Я много раз говорила о Московской электронной школе,
о том, что Сергей Семёнович Собянин, Правительство Москвы передало
инструментарий МЭШ, и на базе МЭШ мы разрабатывали Российскую электронную школу
по поручению Президента, которая будет использована нами как очень большой
контентный ресурс в «Цифровой школе».
«Цифровая
школа» потребует прежде всего содержательных изменений. Если мы говорим о
цифровом образовании, то, конечно, мы должны чётко осознавать, что оно войдёт
во все предметные сферы. Это те самые стандарты, о которых мы столько говорим.
То есть как инструментарий цифровая среда должна присутствовать везде.
Второй
очень важный момент – это материально-техническое оснащение школ (то, что
называется «железо»), которое потребует больших затрат, потому что у нас 42 тыс.
школ. Безусловно, всё это будем делать вместе с регионами.
И третий очень важный момент,
о котором тоже сегодня говорилось, – это подготовка и переподготовка наших
педагогов, потому что сегодня только процентов 30–40 педагогов могут, так
сказать, легко общаться с тем инструментарием, который на сегодняшний день
существует в школе. Наверное, ближайшая перспектива: мы сейчас соберём всё, что
есть, потому что – и я хочу высказать большую благодарность регионам – вольно
или невольно каждый регион наработал очень большую практику. У нас такая работа
в министерстве ведётся, мы просто соберём сейчас всё лучшее, что есть. Я абсолютно солидарна со
словами, которые прозвучали сегодня – из уст, в частности, Сергея
Семёновича (С.Собянина) – о том, что,
наверное, это один из самых масштабных проектов в нашей образовательной сфере
за последние годы. Чтобы меня хорошо поняли – не идёт разговор о замене на
цифровое образование целиком и полностью того традиционного, к которому мы
привыкли. То есть это сочетание, бесспорно. И есть такой термин, он встречается
иногда в образовании, «классические стены». Так вот, классические стены,
конечно, у нас будут всегда, а цифровая школа – это как контент, новое
содержание.
Вопрос: Вы
сказали, что большие затраты предстоят с регионами. Какие затраты и какой хотя
бы порядок цифр? Они какие-то новые?
О.Васильева: Я
думаю, конечно, будут и новые в том числе, потому что вы же можете себе
представить, сколько стоит оборудование. На сегодняшний день у нас, конечно,
школы оборудованы, но мы будем потихонечку продвигаться вперёд. Я не говорю о
том, что мы предполагаем большими затратами обрушать что-то или что-то
перекраивать, нет, мы будем планировать. Допустим, мои коллеги из Москвы меня
уверяли, и я с ними абсолютно солидарна, что даже при том инструментарии,
который есть, мы можем начать уже работать.
Вопрос: То есть
перераспределение внутри уже имеющихся бюджетных ассигнований?
О.Васильева: Я не
случайно сказала, что нужно посмотреть, что у нас есть. Это очень важно.
Посчитать, на чём мы уже работаем, посмотреть, что у нас есть. Ведь у нас много
оснащённых школ, и хорошо оснащённых. Но вопрос ещё самый важный – это контент,
содержание, то есть не только материальную базу смотрим – она есть, она реально
есть, и вы, бывая в регионах, это можете подтвердить. Но самое важное, что же
люди предлагают. Потому что я много раз говорила, что, допустим, в той же
Пермской области есть потрясающий контент – действительно потрясающий, это
правда, не преувеличение, – по физике. Его можно использовать в цифровом образовании
всей страны.
Вопрос: А когда
планируется утвердить проект?
О.Васильева: Я
надеюсь, что в первые месяцы 2018 года.
Из стенограммы:
В.Скворцова: Сегодня
на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и
приоритетным проектам обсуждались определённые итоги реализации семи
приоритетных проектов в области здравоохранения. Это в том числе проект по
созданию эффективной системы родовспоможения и неонатологии. Хотелось бы
отметить, что все контрольные точки этого проекта реализованы и, главное,
реализован целевой показатель – снижение младенческой смертности более чем на
11%. За 10 месяцев текущего года мы достигли показателя 5,3 на тысячу
родившихся живыми. Он ниже, чем целевой показатель, который стоял на 2018 год.
И хотелось бы отметить, что достаточно резко – на 18% – за 10 месяцев текущего
года снизилась материнская смертность. Она достигла беспрецедентно низкого для
нашей страны значения – 7,3 на 100 тысяч родившихся живыми. Этот показатель
много ниже – в 2,5 раза – того, что мы несколько лет назад прогнозировали на
2020 год.
Второй
проект – развитие санитарной авиации. Благодаря тому, что этот проект активно
реализовывался, в 34 регионах с наиболее сложной доступностью медицинской
помощи нам удалось сделать дополнительно 6 тысяч вылетов и эвакуировать 8 тысяч
пациентов с острыми, жизнеугрожающими состояниями, из них более 1,5 тысячи
детей, в том числе почти 700 детей до года. Это реально позволило снизить
смертность в этом контингенте пациентов, проживающих в труднодоступных
областях. Основной целевой показатель – доля пациентов, которые получают
своевременную экстренную медицинскую помощь, – достиг уже более 72%. Это лучше,
чем мы планировали (71%). На будущий год нам надо уже превысить 80%, в 2019
году – 90%. Это хорошие показатели, мы к ним стремимся. Этот проект в развитии,
он продолжен на два года.
Третий
наш проект – это маркировка лекарственных препаратов и мониторирование движения
лекарственных препаратов от производителей (независимо от того, отечественные
они или зарубежные) через оптовиков, через розничные сети к непосредственному
потребителю, то есть любому гражданину, который приходит в аптеку, либо
медицинской организации, которая закупает централизованно эти препараты. В этом
году осуществлён первый этап этого проекта. Это фактически пилотирование.
Создано необходимое программное обеспечение. Сейчас
уже 610 участников этого проекта, включая производителей, оптовиков, аптечные,
медицинские организации. Всё работает. Мониторинг идёт активно. Мы создали
специальное мобильное приложение (оно есть в открытом доступе на сайте
Росздравнадзора), которое позволяет с любого смартфона проверить легальность
лекарственного препарата и его соответствие тем кодам, которые на нём стоят. В
каждом регионе есть не только ответственные за реализацию этого проекта, но и определены
аптечные, медицинские организации, на базе которых созданы экселенс-центры –
методологические центры для распространения системы в регионе. Сотрудники этих
центров уже полностью обучены, проведены необходимые семинары.
С
1 января 2018 года этот проект начинает распространяться с верхнего
стоимостного сегмента – с наиболее дорогостоящих препаратов из группы семи
нозологий. Затем подключатся жизненно важные препараты стоимостью более 500 рублей
за упаковку, потом – свыше 100 рублей, и последним войдёт дешевый сегмент.
В
настоящее время эта работа проводится вместе с Федеральной налоговой службой,
которая является создателем единого программного обеспечения, и с Министерством
промышленности и торговли, потому что мы имеем большое количество
производителей и они все должны внедрить спецаппаратуру для маркировки.
Необходимы маркировочные линии.
Мы
над этим работаем очень активно. Надеемся, что этот проект будет очень
эффективно реализован. Хотела бы отметить, что 10 ноября прошло первое чтение
специального законопроекта, который узаконивает наличие данной маркировки и
мониторинг движения лекарств. В ближайшее время этот проект пойдёт на второе
чтение.
Четвёртый наш проект из
первой волны проектов – это «Электронное здравоохранение». Он имеет совершенно
особую значимость для развития нашей отрасли, поскольку это решение
управленческих задач, повышение доступности и качества медицинской помощи. Мы
помним, что летом принят специальный закон по созданию единой государственной
информационной системы в области здравоохранения, развитию телемедицины и
электронного документооборота. В ноябре вышло
распоряжение Правительства, которое зафиксировало основные блоки единой
государственной информационной системы. С апреля открыт личный кабинет
пациента на портале государственных услуг. В этом году реализовано три первых
блока этого личного кабинета пациента, включая запись к врачу (уже 76 регионов
осуществляют её через государственный портал), получение сведений о
прикреплённой медицинской организации. А со следующего года, уже с I квартала, будет
последовательно включено ещё семь модулей личного кабинета пациента, включая
такие, как получение информации об оказанных медицинских услугах и их стоимости
(бесплатные для пациента, но, естественно, не бесплатные для государства, для
бюджета государства), информации о прикреплённой страховой медицинской
организации, о полисе страховой медицинской организации. Следующий шаг – это
попадание в свою интегрированную электронную медицинскую карту и получение
эпикриза, а также получение доступа через этот эпикриз к медицинской
документации. Все эти шаги нам предстоит проделать в 2018 году и дать
возможность всем регионам быть подключёнными к этому порталу.
Хотелось бы отметить, что безусловным условием
успеха для реализации программы по электронному здравоохранению является
внедрение во всех медицинских организациях субъектов Российской Федерации
медицинских информационных систем, которые сейчас формируются по единым
требованиям, разработанным Министерством здравоохранения, и состоят из одних и
тех же стандартных блоков. Это автоматизированные рабочие места – их сейчас уже
более 500 тысяч. У нас всего в государственной медицинской системе работает 540
тысяч врачей, то есть практически мы подходим к тотальному наполнению. Это
автоматизация всех проектов, это создание центрального информационного лабораторного
сервера, чтобы можно было получать результаты онлайн, создание центрального
архива изображений с медицинских приборов. Это электронный документооборот,
электронные рецепты, электронные больничные листы и так далее.
Второй момент – это создание центральной региональной
информационной системы, которая фактически принимает в себя все информационные
системы медицинских организаций. И следующий шаг – подключение региональных
систем к единой государственной информационной системе. Вместе с регионами мы
разработали «дорожные карты» для каждого региона отдельно, которые закреплены
главами регионов. И нам очень важно, чтобы до
конца 2018 года основные блоки постепенно реализовывались.
В целом мы отводим на эту программу регионального формирования электронного
здравоохранения три года – 2018–2020 годы. Здесь могут быть какие-то вопросы,
но в целом все ключевые показатели, которые мы ставили на этот год, исполнены.
С конца июля к программе
подключилось ещё три приоритетных проекта. Очень важный проект – по
формированию здорового образа жизни. Здесь в этом году отработаны
концептуальные документы и нормативные акты, которые сейчас обсуждаются и
согласовываются другими ведомствами и которые позволят нам ещё сократить
табакокурение (сейчас у нас около 30% взрослого населения курит), потребление
алкогольных напитков (сейчас у нас около 10 литров алкоголя в пересчёте на
чистый спирт на душу населения), увеличить число людей, которые правильно питаются.
Для этого мы вводим добровольную маркировку продуктов питания с пониженным
содержанием соли, сахара, трансжиров и некоторых других компонентов.
С января у нас начнёт
реализовываться очень важный блок – коммуникационные программы по мотивированию
граждан разных социальных групп, разного возраста, разного образовательного
уровня к ведению здорового образа жизни. Это особый проект, он должен быть
очень интересным, и мы очень надеемся, что он привлечёт население к этой теме.
То есть нам нужно из здравоохранения лечебного превратиться в здравоохранение
медицинского сопровождения здоровых и профилактики заболеваний. Если этот
переход мы все вместе плавно осуществим, это сразу даст качественный скачок и в
длительности жизни человека, и в качестве его жизни.
Второй очень важный
проект – повышение квалификации врачей. Этот проект запущен летом, он состоит
из двух значимых блоков. Мы создали единый федеральный портал непрерывного
профессионального образования. Уже за этот год более тысячи интерактивных модулей
на этом портале, работает на нём уже половина всех врачей страны – 270 тысяч.
Из этих более чем тысячи интерактивных программ более 200 программ – для врачей
первичного звена. И нашей
гордостью является целая программная серия для выработки настороженности по
отношению к онкологическим заболеваниям. Я
попрошу провести пресс-конференцию, где мы вам покажем этот проект. Он
фантастический. Идёт определение базового уровня, и потом по всем основным
локализациям злокачественных образований ведётся очень показательная подготовка
с возможностью интерактивной оценки КПД усвоения знаний. И человек либо
сертифицируется – имеет знания по настороженности, либо не имеет. По каждому из
таких знаковых блоков мы планируем сейчас вместе с нашим сообществом
увеличивать количество интерактивных модулей. За следующий год их число должно
в два раза увеличиться – более 2 тыс.
Второе
направление этого проекта – подготовка к аккредитации – всё для новых
механизмов допуска к профессиональной деятельности. Мы два года уже работаем с
этими механизмами. По восьми базовым медицинским специальностям в этом году 32,5
тысячи медиков – выпускников вузов прошли аккредитацию. Но нам предстоит
нарастить это число существенно и на будущий год уже включить в систему
аккредитацию для среднего медицинского персонала, а с 2019 года – ординаторов
по 64 базовым, уже узким медицинским специальностям. До 2021 года мы должны вовлечь
всех медицинских работников с высшим и средним образованием в систему
аккредитации и после этого перейти к подключению повторной аккредитации,
реаккредитации.
Эта система требует
специального федерального методологического центра, который разрабатывает
различные ситуационные задачи, кейсы, тесты, автоматизированные компьютерные
программы для первого этапа экзамена – ЕГЭ. Это создание специальных центров по
отработке навыков и умений, так называемые центры ОСКЭ, которые являются
международным эталоном для допуска к медицинской деятельности. Мы планируем в
рамках этого проекта создать 17 дополнительных независимых аккредитационных
центров – в каждом округе Российской Федерации и в каждом городе-миллионнике.
Плюс к этому – развить 97 первичных аккредитационных площадок, которые есть уже
сейчас. Таким образом, это целая система, которая должна постоянно поддерживать
уровень квалификации и пересматривать его для всех медицинских работников
независимо от специальности.
И наш седьмой приоритетный проект
– «Бережливая поликлиника». Это переформатирование первичной медико-санитарной
помощи, технологических процессов внутри амбулаторных медицинских организаций,
прежде всего взрослых и детских поликлиник, которые эту помощь оказывают. Этот
проект стартовал в октябре 2016 года. Минздрав его реализует вместе с
государственной корпорацией «Росатом», с экспертами, которые уже внедряли так
называемые лин-технологии, или принципы бережливого производства, в совершенно
других отраслях, в том числе в атомной промышленности, очень успешно.
В настоящее время уже 301
поликлиника в 40 регионах включена в этот проект. А наша задача – поэтапно
внедрить все поликлиники. Проект позволяет провести сначала как бы
инвентаризацию, срез ошибок, которые в процессах заложены. О чём мы говорим? Об
очередях и неправильной работе регистратуры, о длительном ожидании,
неразделении кол-центра и фронт-офиса в регистратуре, неразделении потоков
больных и здоровых пациентов, длительном проведении диспансеризации, отсутствии
центра здоровья, неправильных технологических процессах в работе лабораторной
службы (и, соответственно, снижении скорости прохождения пациентов через
лабораторную службу и уменьшении мощности, возможностей лабораторной службы),
об отсутствии автоматизации и информационных систем – они входят в этот проект.
Уже сейчас мы видим, по первым нашим поликлиникам, что в
разы уменьшается время ожидания как в регистратуре, так и у кабинета врача.
Люди комфортно проходят диспансеризацию – максимум в два визита. Разделяются
потоки, и нет возможности заразиться, когда вы находитесь в поликлинике. И
самое главное, время непосредственного общения врача и пациента практически в
два раза увеличивается. Уходит обременение врача различными бумажными обязанностями.
Поэтому проект
замечательный, и здесь нужно сказать, что в рамках пакета поддержки
демографической ситуации, который озвучен был Президентом Российской Федерации
Владимиром Владимировичем Путиным, шестой пункт касается развития
материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений
детских стационаров. Их всего у нас 3800. По сути дела, этот блок заставит нас
и все регионы в течение трёх лет все детские поликлиники и отделения сделать
бережливыми и переоснастить современным оборудованием, подключить к
информационным возможностям и внедрить специальные, продвинутые технологии.
Поэтому всё очень позитивно, к счастью, развивается и даёт хорошие результаты.
Вопрос:
Каковы сроки внедрения общей маркировки?
В.Скворцова:
Сейчас этот вопрос обсуждается. Основной объём должен быть промаркирован в 2018
году. Возможно, самый последний, низкостоимостной сегмент (менее 50 рублей за
упаковку) будет внедрён в первом полугодии, в первом квартале 2019 года.
Вопрос:
Говорили об искусственном интеллекте. Это что за история?
В.Скворцова:
Мы рассматриваем следующий этап развития электронного здравоохранения в том
числе с запуском специальных систем, которые позволяют оказывать помощь врачу в
принятии решений. Уже сейчас у нас есть для этого все условия. У нас более 500
тыс. рабочих мест автоматизировано, создан электронный рубрикатор, включающий
все утверждённые клинические рекомендации и критерии качества оказания
медицинской помощи на разных направлениях.
О чём идет речь? О
создании для профильных медицинских организаций, профильных медицинских
специалистов дизайна рабочего стола как клинического протокола, который не
позволяет ошибиться, потому что сам компьютер подсказывает поля для диагностики
и на основе внесённой информации подсказывает алгоритмы дальнейших действий – в
плане и тактических лечебных (что нужно и как провести), и дополнительного
обследования. Эти программы разработаны в ряде стран мира, мы их внимательно изучили.
Они действительно имеют преимущество – во-первых, являются вытягивающими с
точки зрения квалификации врачей, а во-вторых, даже если человек утомлён (речь
может идти о ночном дежурстве или о какой-то внеурочной работе), исключается
человеческий фактор, вам не дают ошибиться. Мы хотим начать с двух направлений,
и мы это закладываем в продолжение – это онкология (приоритетное направление
особой значимости) и неонатология. Это будут два направления, после которых мы
уже будем подключать фактически все профильные медицинские направления.
Вопрос:
А когда это может начаться?
В.Скворцова:
Мы хотели бы это начать уже с 2018 года. У нас всё есть для этого.
Вопрос:
И сегодня это было одобрено?
В.Скворцова:
Это было одобрено, но требуется определённая техническая проработка, чтобы
создать условия для реализации этого проекта.