Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы договаривались обсудить вопросы внедрения системы маркировки при помощи идентификационных знаков. Имею в виду, что такие задачи стоят и внутри страны, и с учётом наших договорённостей в рамках Евразийского союза.
Участники совещания
-
Список участников совещания о системе маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, 10 ноября 2017 года
Внедрение системы очевидно позволяет проследить весь путь движения товара – от производства до прилавка, то есть до момента реализации. Целью этих мероприятий является защита рынка от различных подделок и серых схем, а в нашей стране предостаточно и того и другого. А людей – от рисков, связанных с подделками, контрафактом и использованием всякого рода манипуляций, схем, которые приводят к удорожанию товара или к тому, что налоги не в полном объёме поступают в государственный бюджет, если вообще поступают. Конечно, такая система должна быть не только эффективной, но и удобной для покупателей, предпринимателей и государства, чтобы любой человек мог проверить товар с помощью современных устройств – компьютера, смартфона или какого-то иного прибора.
Сегодня мы проводим три эксперимента, которые позволят сформировать основу будущей системы, выявить различные проблемы – они, очевидно, будут – и найти эффективные решения по ним, чтобы впоследствии подобная система была запущена в полном объёме.
Первый проект мы запустили ещё в конце лета прошлого года – по маркировке изделий из натурального меха. Это тоже, признаться, вызвало определённые дискуссии в рамках Евразийского союза, но потом мы всё-таки договорились. Благодаря этому была создана информационная система, которая позволяет отслеживать путь более 3 млн меховых изделий (это очень существенная цифра, особенно имея в виду, что эти изделия, как правило, не самые дешёвые), включая прохождение границы, внутреннее производство и продажу в розницу. Практически сразу система продемонстрировала эффективность – вырос объём легального оборота (примерно на треть) и увеличились поступления в бюджет. Эксперимент позволил выявить и пробелы в нашем законодательстве. Сегодня обсудим, что нужно сделать для их устранения.
Также мы предусмотрели возможность взаимодействия с информационной системой Евразийской экономической комиссии. Есть проект соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, он должен сформировать общие правила работы системы в рамках нашего экономического союза и распределить полномочия между участниками. Здесь мы находимся ещё в самом разгаре дискуссии, потому что пока не обо всём договорились. Тем не менее проект одобрен Советом Евразийской комиссии, сейчас он проходит внутригосударственные процедуры, чтобы выйти на подписание. Будем надеяться, что этот процесс завершится до конца текущего года. Неоднократно поднимались вопросы о недопустимости промедления при введении инструментов борьбы с нелегальным оборотом товаров и о необходимости своевременного создания условий, которые способствовали бы унификации наших национальных систем. Здесь нам надо будет с нашими коллегами из Евразийского союза работать, потому что степень скоординированности в этом направлении пока не такая высокая.
Второй эксперимент – в сфере фармацевтики – был запущен в этом году. Целью также является защита людей от подделок и вывод из оборота контрафактных и недоброкачественных лекарств. Эксперимент пока осуществляется на добровольной основе, производители к нему подключаются по своему желанию. Тем не менее благодаря этому проекту информационная система была доработана, создано мобильное приложение, чтобы проверять подлинность препаратов. Сейчас идёт тестирование, чтобы в дальнейшем эту систему могли использовать все желающие. В конце лета начались продажи специально маркированных лекарств (с помощью так называемых QR-кодов), делается это в аптечной сети. Число участников этой системы постоянно растёт. В следующем году охват фармацевтических компаний должен быть максимально расширен, мы такую задачу поставили.
Третий эксперимент – сейчас он только готовится к запуску – должен пройти в сфере оборота табачной продукции. Он позволит понять, насколько полную информацию даёт система маркировки о новом рынке, установить стандарты, унифицировать учёт оборота такой продукции и перепроверить эффективность механизмов маркировки, чтобы противодействовать незаконному ввозу, производству и обороту контрафактной продукции, которой в этой сфере тоже предостаточно.