О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Образование», «Международная кооперация и экспорт», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Ольги Васильевой по завершении заседания
Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги!
С учётом того, что у нас всё движется к
завершению года, надо посмотреть, как выглядят наши приоритеты, программы в
контексте того, что сделано, каковы первые конкретные результаты.
Сегодня мы поговорим об образовании, о
малом и среднем бизнесе, о ситуации в сфере кооперации, сельскохозяйственной
кооперации, достижении показателей по экспорту сельхозпродукции и вообще по
экспортным темам. В основном будем подводить итоги. Там есть ещё у нас и
экология, и реформа контрольно-надзорной деятельности.
Начну с образования. Несколько слов на
эту тему. Мы направляем усилия на создание современной учебной среды, которая должна
позволить школьникам и студентам получать образование высокого уровня,
желательно мирового уровня, отвечать на вызовы современного общества.
Один из таких проектов посвящён
масштабной реконструкции и строительству школ. В этом году мы должны создать
почти 50 тыс. учебных мест.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 20 октября 2017 года
В целом ситуация развивается, но в
некоторых регионах наблюдается отставание от графика. Речь идёт, в частности, о
Новгородской, Псковской и Тамбовской областях. Нужно это срочно исправлять, так
как деньги из федерального бюджета поступили в полном объёме. Обращаюсь к
губернаторам, чтобы они самым серьёзным образом этим занимались.
Есть ориентиры по
работе и в рамках среднего профессионального образования. Мы создаём все
условия для того, чтобы молодые люди могли выйти во взрослую жизнь с приличным
багажом знаний, прикладных навыков.
Такие возможности
открываются и в системе дополнительного образования. Мы недавно совещание на эту тему проводили.
Не могу не сказать, кстати, об успешном
выступлении российской сборной на мировом чемпионате «Ворлдскиллс», который
завершился в Абу-Даби. Впервые наши ребята стали победителями и призёрами этого
турнира, завоевав шесть золотых, четыре серебряные и одну бронзовую
медали. Само по себе это означает, что мы в правильном направлении развиваем
профессиональное образование. Я наших чемпионов
поздравляю и желаю им успехов уже на тех соревнованиях, которые будут
в Казани в 2019 году.
Продолжаем мы и поддержку высшего образования, в том числе продвижение
наших университетов в рейтинге лучших вузов мира. Это не формальные показатели,
а прежде всего свидетельство того, что российские университеты стремятся стать
лидерами. Это сложная история.
Пока там у
нас успехов, может быть, не так много, но двигаться в этом направлении
необходимо, подравниваясь под мировые тренды. В самом скором времени мы начнём
оказывать поддержку учебным заведениям, которые по результатам конкурса
Минобразования получат статус университетских центров инновационного,
технологического и социального развития. До конца года должно быть определено
не менее 40 таких центров в 30 регионах.
Экспорт образования. Мы выделили эту
тему в отдельный приоритет – «Развитие экспортного потенциала российской
системы образования». Заложили целый комплекс мер для того, чтобы повышать
привлекательность нашей российской школы. Но здесь подводить итоги ещё рано,
потому что эта тема стала приоритетом совсем недавно.
Ещё два экспортных проекта сегодня нужно
обсудить – в сфере промышленности и сельского хозяйства. Здесь в целом хорошие
результаты с учётом того, что мы делали по этим направлениям. Это экспорт
несырьевой продукции в четырёх приоритетных отраслях: автомобилестроение,
авиастроение, сельскохозяйственное машиностроение и железнодорожное
машиностроение. Причём в части автопрома и сельхозмаша экспорт превышает
плановые показатели. Конечно, останавливаться на достигнутом не следует, нужно искать
дополнительные стимулы для увеличения продаж нашей продукции за границу.
Что касается экспорта агропромышленной
продукции, здесь мы тоже рассчитываем на хорошую динамику. В этом году у нас
рекордный урожай – свыше 132 млн тонн. Это значит, что потенциал для экспорта
также существенно прирастает. Будем надеяться, что он будет самым активным
образом реализован.
Мы продолжим развивать инфраструктуру
экспорта. Для этого необходимы новые терминалы, оптово-распределительные
центры, производства по переработке и логистике. Они должны появиться на базе
агропромышленных и агропродовольственных мощностей, которые создаются в том
числе на Дальнем Востоке, потому что там огромный регион для поставок наших
зерновых, продукции растениеводства. Нужно эти вопросы проработать с учётом,
кстати сказать, обсуждения, которое вчера состоялось на программной комиссии
«Единой России», где коллеги-министры тоже присутствовали.
Есть и целый ряд других вопросов в
повестке дня, в том числе по изменениям в паспорта приоритетных проектов.
Давайте начнём работать.
Из
стенограммы:
О.Васильева:
Сегодняшнее
заседание касалось приоритетных проектов.
У Министерства образования на
сегодняшний день шесть приоритетных проектов, и 2017 год – это почти подведение
итогов тех самых опорных точек, которые являются промежуточными в реализации этих проектов.
Я напомню эти проекты: строительство
школ (создание образовательной среды), дополнительное образование детей,
университеты как инновационные центры, рабочие кадры для высоких технологий, один
из последних, новых наших проектов – «Экспорт образования», который только
начинает запускаться, и цифровое образование.
Именно об этом сегодня шёл разговор, и я
говорила о том, к каким результатам мы пришли в течение этого года. Говорила о
сложностях, об успехах.
Определённые сложности у нас есть, которые
касаются проекта строительства школ, и мы об этом говорим. В чём сложности?
Несколько регионов отказались от строительства, некоторые регионы не успевают
по контрольным точкам, поэтому там будет индивидуальная работа. Мы со своей
стороны будем выполнять все обязательства, данные министерством в этом проекте.
Но, несмотря на сложности, некоторое
отставание в 11 регионах по строительству школ, мы вышли на 8 тыс. школьных
мест. Это больше, чем должен быть итог 2017 года. У нас сейчас 55 тыс. школьных
мест. Это на 8 тыс.
больше. Это мало или много? Это много, потому что мы практически закрываем
третью смену, а в некоторых регионах говорим уже и о второй смене.
Почему это один из важнейших наших
проектов? Потому что это не только создание абсолютно новых школьных зданий,
это школьные здания с новым оснащением – лабораторным оснащением, это абсолютно
другая концепция строительства школ. Поэтому для нас, конечно, это очень важно.
Что касается проекта дополнительного
образования, здесь тоже есть определённые успехи, о которых вы наверняка
слышали. Это касается и наших парков «Кванториум», число которых увеличивается
и должно составить к концу года 44. Мы планируем, что через разные направления
этой деятельности будут задействованы 400 тысяч наших детей от 5 до 18 лет.
В чём здесь сложности? Мы работаем
вместе с Росстатом, и наша главная задача, когда мы говорим о количестве детей,
вовлечённых в дополнительное образование, – чтобы не было задвоенности цифр. Мы
считаем (вместе с Росстатом), что к апрелю 2018 года методика определения
объективных цифр участия наших детей будет представлена.
Этот проект, на мой взгляд, сегодня один
из самых ярких после строительства школ, потому что здесь не только выявление
талантливых детей, но и их продвижение дальше. Это всё завязано на расширение
дополнительного образования.
Важнейший для нас проект – это рабочие
кадры. Хочу поздравить и вас, и себя. Сегодня возвращается наша команда из
Абу-Даби, которая показала потрясающий результат. Сегодня вечером будет встреча
наших чемпионов и призёров.
Мы создаём в субъектах Российской
Федерации (тоже на условиях софинансирования) принципиально новые центры
компетенций и новые конгломерации именно среднего профессионального
образования. Новое оснащение. Вы знаете, что в этом году тысячи организаций
среднего профессионального образования у нас получили лицензии, чтобы
преподавать по новым специальностям, которые вошли в «5-100». Это тоже для нас
большое продвижение вперёд.
Плюс мы провели большую работу по
подготовке и переподготовке кадров, работающих в системе профессионального
образования. Это второе направление этого проекта.
И третье – это нормативная база, над
которой работает министерство.
Что касается университетов как центров
инноваций (это касается не только «5-100»), хочу сказать, что на 2017 год по
нашим точкам четыре университета должны были войти в первые сто по рейтингам.
Вошло пять. То есть результат выше, чем мы ожидали. И девять вошли в «1-300», в
трёхсотку.
Но здесь надо смотреть более широко. Эти
университеты, которые являются флагманами российского образования, как бы дают
начало дальнейшему развитию нашего вузовского образования. 15 декабря мы
проводим конкурс, в котором будут участвовать свыше 40 университетов из 30
регионов, которые тоже претендуют на то, чтобы стать центрами инноваций и
технологического развития в своих регионах.
Параллельно с центрами инноваций мы
проводим проект, который входит туда, как бы встраивается в этот проект. Это
опорные вузы. Главная цель – получить всё то новое, что уже сделано вузами,
входящими в «5-100», и стать центром социокультурного и экономического развития
региона. Это очень большая задача, но вполне решаемая. Результаты даже первой и
второй волны показывают, что мы на правильном пути.
Что касается цифрового образования. Это
проект, который, может быть, не всем понятен на сегодняшний день. Что это
такое? Это создание онлайн-курсов. Причём создание онлайн-курсов, которые
используются не только в среднем и высшем образовании (мы уже подготовили
нормативную базу для этого), но и для подготовки и переподготовки всех наших
граждан независимо от возраста. В частности, это будет связано с повышением
квалификации.
В чём сложность? Сложность в том, что мы
хотим, чтобы работало одно окно, мы хотим, чтобы была нормативная база.
Допустим, студент прослушал онлайн-курс какого-то вуза. Нужно нормативку
подготовить таким образом, чтобы его вуз принимал, засчитывал прослушанный им
модуль. Мы хотим создать специальные серверы и системы (это всё не сегодня, не
сейчас, это только начало пути) для оценки качества всех онлайн-курсов. В этом
проекте по созданию так называемого одного окна на сегодняшний день участвуют
17 университетов, и с середины октября мы практически завершили наши договорные
обязательства с каждым из представительств 17 университетов. Это тоже очень
интересный проект.
Что касается экспорта образования, это
проект амбициозный. Мы рассчитываем, что к 2025 году в нашей стране будет
учиться свыше 720 тысяч иностранных студентов. Сейчас их 227 тысяч.
Наше образование остаётся очень
качественным, и в подтверждение этого мне бы хотелось привести пример.
Несколько дней назад закончилась международная олимпиада по искусственному
интеллекту (она проходила на базе МИСиС), где победили наши ребята из
Московского государственного университета. И когда кто-то из уважаемых
журналистов задал призёру вопрос (там первые и третьи места), то он сказал
очень простую фразу – о том, что наше российское образование по-прежнему
остаётся одним из самых фундаментальных. И эта фундаментальность и
использование новых технологий – как раз то, что и будет двигать нас вперёд.
Из стенограммы:
Вопрос:
Дмитрий Медведев говорил о том, что экспорт растёт выше плановых показателей, в
частности автопрома. Какие планы по итогам года у экспорта автомобилей?
Д.Мантуров:
По всем четырём приоритетным отраслям промышленности, которые прописаны в
проекте, мы либо выполняем те показатели, на которые изначально рассчитывали, либо,
по ряду отраслей, например автопром, транспортное машиностроение,
сельхозмашиностроение, мы сегодня уже перевыполнили эти показатели. Если
говорить про автопром, это уже 1,8 млрд долларов, включая и легковые, грузовые
машины, лёгкие коммерческие, это в том числе и автокомпоненты, которые
экспортируются с территории нашей страны. И мы ориентируемся на общий объём
поставок по этому направлению – около 3 млрд долларов по 2017 году.
Что касается авиации,
мы вписываемся в показатели. И уверены в том, что с учётом предстоящих поставок
вертолётов в гражданском исполнении примерно 11 машин мы должны до конца года
отгрузить и дополнительно ещё два «Сухой Суперджет» для ирландской
авиакомпании. Исходя из этого, могу
сказать, что мы уже за восемь месяцев видим рост по сравнению с прошлым годом
на 19% несырьевого, неэнергетического экспорта и рассчитываем на то, что по
результатам 2017 года общий показатель составит
примерно 120–125 млрд долларов именно несырьевого, неэнергетического экспорта.
Это будет примерно на 10–15% больше, чем по результатам 2016 года.
Что сегодня дополнительно обсуждалось:
мы вышли с предложением по использованию части средств этого года в объёме 2
млрд рублей на последующую докапитализацию Российского экспортного центра для
участия в допэмисии Афроэксимбанка – это
африканский институт развития, в который входит более 20 стран, в первую
очередь это страны Африканского континента, – для того чтобы таким образом
содействовать нашим предприятиям-экспортёрам, которые смогут воспользоваться
этим институтом развития (кто заинтересован в поставке своей продукции на
Африканский континент). В том числе это не только экспортные поставки, это и международная
кооперация, индустриальная, по созданию производств на территории Африканского
континента. Мы рассчитываем на то, что это
будет существенной поддержкой для развития экспорта и развития нашего проекта
по экспорту и международной кооперации.
Вопрос:
Денис Валентинович, сейчас как раз принимается (или, может быть, уже принято)
решение о новом инвестрежиме для автосборки. Принято ли оно? У вас ведь были разные подходы с
Минэкономразвития.
Д.Мантуров:
Если бы было принято решение, Вы бы точно узнали. Пока ещё стратегия не
принята, но она находится на финальной стадии. У нас нет по большому счёту
расхождений с Минэкономразвития. Это больше вещи, связанные с тем, как
специнвестконтракты на будущий период реализации стратегии будут подписываться
с потенциальными инвесторами, кто уже работает на российском рынке. Это в
первую очередь крупные производители автомобилей. Это в том числе и
агрегатчики, и производители автокомпонентов. И по большому счёту у нас
основная дилемма заключается в том, что либо это единое условие для всех
потенциальных участников, либо индивидуальный подход к каждому. Поэтому я
уверен, что мы в ближайшие дни найдём общее решение. Потому что у нас одна
главная общая задача с Министерством экономического развития – обеспечить
развитие этого сегмента, привлечение дополнительных инвестиций, создание
дополнительных компетенций в тех сегментах автопрома, где мы видим
необходимость развития. Мы другого механизма на сегодняшний день не видим и не
рассматриваем.