В повестке: о системе управления реализацией программы «Цифровая экономика», о Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: Я проводил совещание по подготовке к учебному году, сообщил о том, что подписал распоряжение о выделении Ростовской области из резервного фонда денег для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, пожара, который там произошёл совсем недавно. Речь идёт и об оказании единовременной помощи, и оказании финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости, и выплате единовременного пособия в связи с трагической гибелью в результате чрезвычайной ситуации. И целый ряд других затрат, в общей сумме пока это 80 млн рублей, но, соответственно, дальнейшие выплаты также будут произведены в необходимых объёмах по мере подготовки документов по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям и на основе тех документов, которые готовят правительство, руководство Ростовской области.
Теперь к теме совещания. Также хочу проинформировать, я подписал документ по цифровой экономике. Мы эту программу двигаем, включили её в перечень основных направлений стратегии до 2018-го и на период до 2025 года. 15 августа я проводил совещание по реализации этой программы. По итогам профильным министерствам, Внешэкономбанку поручено подготовить предложения по объёмам и механизмам финансирования. А сегодня я подписал постановление, которым утверждаются функциональные структуры системы управления, правила разработки, мониторинга и контроля выполнения этой программы. Так что там все инструменты определены, просил бы всех, кто отвечает за соответствующее направление работ в Правительстве, сконцентрироваться на реализации этой программы, поскольку она исключительно важна для того, чтобы наша страна была современной и имела достаточный потенциал развития.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 28 августа 2017 года
Мы поговорили сейчас о подготовке к началу учебного года, поэтому специально к этой теме я возвращаться не буду, но ещё одну тему хотел бы затронуть – по сельскому хозяйству.
У нас в течение нескольких лет аграрный сектор действительно показывает хорошие результаты. И в этом году, несмотря на погодные аномалии, всё-таки мы ожидаем очень неплохой урожай. Мы увеличиваем поставки продукции как внутри страны, так и на экспорт. Но это не значит, что в отрасли всё абсолютно идеально. По ряду позиций мы зависим от иностранных поставщиков, в частности (это, может быть, самые слабые наши места) по селекционно-племенной работе и кормопроизводству.
От этой зависимости принято решение избавляться.
Ряд решений на эту тему мы
уже подготовили. Существует прогноз научно-технологического развития
агропромышленного комплекса до 2030 года. 25 августа текущего года я утвердил
Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на
2017–2025 годы. В ходе выполнения этой программы должно быть достигнуто
дальнейшее снижение уровня импортозависимости в аграрно-промышленном комплексе.
И самое главное, может быть, то, что речь идёт о восстановлении базы племенного
животноводства. Скажем прямо, это даже не столько восстановление, сколько
создание её заново, потому что в советский период у нас тоже достижения в этой
сфере были достаточно скромными. А сейчас даже многие прежние достижения
утрачены. Нужно заниматься производством новых отечественных сортов растений,
созданием собственных высококачественных кормов, лекарств для животных,
удобрений. Всё это – именно в рамках программы научно-технического развития
села, сельского хозяйства. Это требует сложных современных технологий,
подготовки грамотных специалистов.
Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), что конкретно предполагается сделать?
А.Дворкович: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Основные вещи Вы сказали. Речь идёт о реализации конкретных программ – создании новых видов семян и племенного материала для нашего растениеводства и животноводства. Две подпрограммы уже разработаны. Речь идёт о семенах картофеля и яйце птицы. Реализация этих подпрограмм начнётся немедленно после утверждения данной программы. В пилотном режиме мы уже включили отдельные элементы этих подпрограмм в текущую работу наших ведомств. Надеемся, что в рамках бюджетного процесса нам удастся также найти необходимые дополнительные ресурсы для реализации данных программ.
Мы построили работу следующим образом. По каждой подпрограмме у нас есть ответственное ведомство и ведомства-партнёры. Минсельхоз является основным координатором программы, ведомствами-партнёрами – Минпромторг, Минобрнауки и ФАНО России (Федеральное агентство научных организаций). В реализации программ участвуют как научные организации, университеты, так и компании, а также наши государственные предприятия, которые остались в ведении соответствующих министерств. Средства вкладываются как из федерального бюджета, так и за счёт инвесторов, которые заинтересованы в разработке и дальнейшем приобретении соответствующего селекционного и племенного материала. По каждой подпрограмме существует соответствующий координационный орган, координационный совет. Таким образом, мы рассчитываем, что технические задания для разработки семян и племенного материала, контроль их реализации будут осуществляться совместно с заинтересованными лицами и программы будут максимально ориентированы на рынок – а не только на научные достижения, как было последние несколько лет, – с первого же шага реализации данных программ.
По каждой программе есть целевые показатели, какая доля, какое количество соответствующих материалов семян или племенного материала должно быть разработано в конкретные сроки. Будем в постоянном режиме контролировать достижение этих целевых показателей.
Эта программа является шагом на пути реализации подписанной ранее стратегии развития агропромышленного комплекса и стратегии научно-технического развития России в целом и Указа Президента, который был издан на этой основе. Мы рассчитываем, что в течение этого периода, за восемь лет, доля отечественного семенного, племенного материала по тем подпрограммам, которые будут утверждаться, достигнет не менее 50%.
Д.Медведев: Хорошо. Надо следить за этими показателями. К теме племенного материала примыкают и некоторые вопросы, связанные с рыбным хозяйством. Я был на Сахалине – там тоже есть проблема, связанная с поголовьем, с ремонтным поголовьем так называемым. Я просил бы обратить внимание на эту тему, включая проблему рыборазводных заводов. Посмотреть просто, что там с ними происходит. Мы с вами достаточно часто возвращаемся к проблеме, связанной с приватизацией, например, предприятий, которые занимаются племенным поголовьем. Их периодически включают в план приватизации, а потом мы их возвращаем, потому что за этим нужен государственный контроль. Нужно посмотреть, что и по рыбе там происходит. Потому что это, по сути, одно и то же, только в рамках рыбной отрасли.
<…>