В повестке: о высокотехнологичной медицинской помощи, о развитии Дальнего Востока, о государственном регулировании цен на услуги естественных монополий в аэропортах.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Ольги Голодец о развитии высокотехнологичной медицинской помощи
Из
стенограммы:
Д.Медведев: Несколько слов о документах, которые подписаны. Два документа касаются развития Дальнего Востока.
Хочу проинформировать, что мы со следующего года вводим в федеральные целевые программы и в государственные программы так называемые дальневосточные разделы, чтобы эта дальневосточная специфика с учётом того, что регион очень сложный, была отражена практически в каждом государственном документе. Они будут содержать мероприятия именно для этого макрорегиона и устанавливать целевые показатели.
Второе постановление упрощает прохождение таможенных процедур в свободном порте Владивосток. Речь идёт о новых правилах санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля для товаров и транспорта, которые поступают к нам через этот свободный порт. Теперь контрольно-надзорные действия переходят в одни руки – государственный контроль в полном объёме будут осуществлять таможенники. Из цепочки контролёров уходят Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Это существенная новелла, потому что нигде у нас такого способа контроля, когда всё осуществляется одной государственной службой, нет. Это эксперимент. Мы это делаем не только для упрощения, но и для ускорения таможенного досмотра. А чтобы риски, которые могут возникнуть, были снижены, новые правила устанавливают порядок обмена информацией между таможней, Россельхознадзором и Роспотребнадзором.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 14 ноября 2016 года
Теперь к другим темам. Почти десять лет назад национальный проект «Здоровье» начал развивать высокотехнологичную медицинскую помощь, потому что до этого у нас её в стране, по сути, не было.
Сейчас многое изменилось, хотя проблем тоже достаточно. В этом году высокотехнологичная медицинская помощь оказывается почти в тысяче медицинских организаций по всей стране – как в федеральных, так и в региональных. И объёмы такой помощи постоянно растут. В 2015 году лечение получили 823 тыс. человек. Планируется, что до конца этого года эта цифра вырастет ещё на 100 тыс. Нужно и дальше совершенствовать механизмы предоставления высокотехнологичных видов лечения. Это самое сложное, дорогостоящее лечение, но тем не менее нужно сделать всё, чтобы оно было для граждан нашей страны более доступным.
Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Голодец), пожалуйста, несколько слов скажите о том, какие дальнейшие шаги на этом направлении мы предполагаем.
О.Голодец: В соответствии с поручением Президента и Вашим поручением в настоящий момент развёрнута программа оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В стране высокотехнологичную помощь оказывают 919 медицинских организаций, в том числе 142 федеральные организации. Остальные – это субъектовые учреждения, частные учреждения и муниципальные учреждения.
Ассигнования на цели ВМП в 2016 году увеличились на 18% по сравнению с предыдущим годом – с 150 млрд рублей до 177 млрд рублей. Примечательно, что этот тренд закреплён и в 2017 году: даже в условиях такого сложного формирования бюджетов на 2017 год на цели ВМП запланирован 191 млрд рублей как на федеральном уровне, так и в рамках обязательного медицинского страхования.
Мы ожидаем, что к концу года у нас получат помощь 939,6 тыс. человек. Это уже серьёзные цифры. И к 2018 году мы планируем довести объёмы оказания ВМП до 1 млн человек.
В числе пациентов, получающих ВМП, 10% – это дети. Дети имеют абсолютно беспрепятственный доступ к ВМП по всем видам оказания медицинской помощи. 16% ВМП – это исключительные виды помощи, которые не входят в программу базового тарифа и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Сейчас российские учреждения
используют 1 тыс. 466 методов ВМП. 513 из них входят в базовую программу ОМС.
Наша задача, чтобы федеральные учреждения каждый год нарабатывали новые виды
ВМП и те виды ВМП, которые уже стали реализуемы и могут быть реализованы по
программам ОМС, передавались на региональный уровень. Мы за этим пристально
следим. В этом году четыре очень важных метода ВМП передаются в действующую
программу ОМС и будут доступны гражданам по месту их лечения. Это лечение
кардиомиопатии у детей, лапароскопические операции по удалению опухолей,
имплантация кардиостимуляторов, установка протезов урологическим больным. Это
делает доступными очень сложные виды медицинской помощи. Программа развивается,
за ней установлен особый контроль.
Д.Медведев: Это действительно очень важная программа, на которую мы денег стараемся не жалеть – в рамках бюджета, конечно. Поэтому надо следить за тем, чтобы она надлежащим образом исполнялась как на федеральном, так и на региональном уровнях.
И ещё один вопрос. Я подписал постановление, которое меняет принципы регулирования услуг естественных монополий в аэропортах. Сейчас такие сборы и тарифы устанавливаются антимонопольной службой в предварительном порядке, а затем могут меняться в зависимости от разных факторов. Это создаёт неопределённость, поэтому мы решили изменить порядок регулирования цен и устанавливать долгосрочные тарифы и сборы, минимум на три года.
Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), что это даст не только тем, кто работает непосредственно в аэропортах, но и рядовому потребителю?
А.Дворкович: Сегодня нормативная база позволяет регулировать деятельность субъектов естественных монополий в действующих аэропортах. Здесь очень больших проблем нет, хотя и в данном случае зачастую есть конфликт интересов между компаниями, которые оказывают аэропортовые услуги, и авиакомпаниями. Есть споры относительно того, какой уровень тарифа является разумным и можно ли это переложить на потребителей. А если говорить о потенциальных инвесторах в аэропорты – а у нас таких достаточно много, в частности, сейчас большой интерес к инвестициям в аэропорт Хабаровска со стороны японских инвесторов, уже идут инвестиции в ряды аэропортов, где будет проводиться чемпионат мира 2018 года, например ростовский аэропорт, – здесь вообще нет нормативной базы, которая позволяет заранее определить тарифы, применимые с момента ввода в эксплуатацию соответствующего аэропорта. Постановление, которое Вы подписали, позволяет это делать.
То есть уже сегодня (или до начала осуществления инвестиций, или когда этот процесс только начался) Федеральная антимонопольная служба будет иметь возможность произвести необходимые расчёты с учётом обоснований, предоставленных инвестором, и установить тариф на период с момента ввода в эксплуатацию аэропорта как минимум на три последующих года или более, если это представляется целесообразным.
При этом тарифное регулирование можно будет осуществлять и с помощью нового метода, который ранее не применялся. В данном случае это метод сравнения с аналогами, то есть с аналогичными аэропортами. Это позволит избежать экономически необоснованных затрат, а значит, излишней нагрузки на потребителя – уже непосредственно на пассажиров, которые в конечном счёте сталкиваются с ценами на билеты.
При этом долгосрочные инвестиционные проекты, о которых идёт речь, будут проходить через Правительственную комиссию по транспорту, чтобы совместить интересы авиакомпаний и аэропортов, чтобы здесь не было давления либо с той, либо с другой стороны и принималось сбалансированное решение. Как я уже упомянул, этот метод будет применён уже в ближайшие два месяца к двум крупнейшим инвестиционным проектам, общая стоимость которых составляет порядка 25 млрд рублей.
<…>