В повестке: о предельных объёмах финансирования госпрограмм и других направлений деятельности на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Антона Силуанова
Вступительное слово Дмитрия
Медведева:
Сегодня у нас с вами вопросы, связанные с формированием
бюджета на следующий год и соответственно на
трёхлетку. Мы рассмотрим предельные объёмы
бюджетных средств, или лимиты так называемые,
которые будут выделены в ближайшие три года по линии государственных программ, а также в рамках непрограммных
направлений. На основе этих позиций, как
обычно, и будет подготовлен проект бюджета. Мы
обсудим его (график такой) на заседании Правительства ориентировочно в середине октября, затем он будет
представлен в Государственную Думу. Между
этими событиями будет продолжена работа.
Времени не так много, поэтому прошу всех членов Правительства активнее
подключаться к бюджетному процессу.
Предложения по
финансированию государственных программ и непрограммных направлений представит Минфин. Напомню, несколько дней назад мы их
рассматривали на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. Я и там определённые вещи озвучивал, но сегодня тоже хочу на некоторые
позиции обратить внимание.
Во-первых, я провёл несколько рабочих
совещаний, где мы с вами обсуждали общие подходы к формированию бюджета, многие присутствующие в них принимали
участие. Есть разные прогнозы параметров
нашего развития, но есть и общее понимание.
При формировании бюджета нужно исходить из весьма
консервативного или, если хотите, жёсткого сценария
по вопросам, связанным прежде всего с тем, что формирует
наш бюджет. Это касается цен на нефть, на другие сырьевые товары и, конечно, сохраняющихся санкционных
ограничений.
Что это
означает для бюджета? Нам, чтобы иметь
сбалансированный бюджет, нужно точно так же
консервативно относиться к доходам и к планированию
расходов и ещё выстраивать стимулирующую
экономическую политику, но придётся это делать в условиях бюджетных ограничений.
Поэтому
второе, о чём хотел бы сказать: нам сегодня
нужно определиться по уровню финансированию государственных программ, по потолкам финансирования и по непрограммным
направлениям, чтобы ясно представлять, на
какие ресурсы мы сможем рассчитывать в ближайший год и в ближайшие три года и соответственно организовывать работу.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 7 июля 2016 года
Хочу отдельно
отметить: бо́льшая часть бюджетных денег будет
использована для решения социальных вопросов, в
открытой части бюджета. Это постоянная позиция Правительства, если хотите, константа такая. Мы её
придерживаемся, несмотря на весьма сложную экономическую ситуацию.
К примеру, на
государственную программу «Социальная поддержка граждан» в этот период, то есть с 2017 по 2019 год, мы планируем направить более
4 трлн рублей на эти цели. На другие цели,
соответственно, расходы меньше. Тем не менее это всё равно весьма значимые цифры, особенно если сопоставить с тем, каким образом эти доходы формировались
совсем недавно.
В рамках
непрограммных направлений также существенная часть – это социальные расходы (почти половина, 45%), и более 10 трлн рублей пойдёт на
развитие пенсионной системы. Важно продуманно распределить эти деньги, чтобы
направить их на решение таких неотложных задач.
Ещё раз
подчеркну, внутренняя структура бюджета – то есть перераспределение средств по
конкретным расходным статьям – должна
стимулировать структурные изменения и создавать условия для устойчивого роста. Конечно, нужно жёстко
контролировать целевое использование бюджетных
ресурсов. Это, я думаю, все здесь понимают.
Смысл работы
над проектом бюджета будет не в том, чтобы получить дополнительное финансирование, хотя,
естественно, ведомства к этому стремятся, но
прежде всего в том, чтобы найти возможности для решения поставленных задач с учётом тех ресурсов, которыми мы
располагаем. Это сейчас основная задача всех
членов Правительства.
Напомню, что руководители федеральных
органов исполнительной власти отвечают прежде
всего за качественное выполнение той или иной государственной программы в целом, то есть за достижение приоритетов,
заложенных в государственной программе, а не за
ведомственные расходы. Задача, соответственно, руководителей Правительства, заместителей Председателя Правительства – в
рамках своей компетенции снять все
разночтения, которые существуют между исполнителями, между нашими экономическими ведомствами и всеми
участниками государственных программ.
Резервы, вне
всякого сомнения, есть в каждой
государственной программе. Аналогичная ситуация и по непрограммным направлениям. Нужно тщательно пройтись по всем позициям,
исходя из наших реальных возможностей (вы это
и так прекрасно понимаете, но тем не менее акцентирую на этом внимание), взвесить, на какие проекты деньги необходимы в
первую очередь, ещё раз проанализировать, на
что постоянно указывают нам наши коллеги из Счётной палаты,
других структур, какова ситуация с дебиторской задолженностью, с остатками средств на счетах бюджетных учреждений, с
имущественными взносами в уставный капитал государственных компаний и государственных корпораций.
Конечно, эта
работа кропотливая, поэтому мне придётся в
ближайшее время, как обычно, провести ряд
специальных совещаний по основным направлениям бюджетных расходов – это прежде всего подходы к финансированию
социальной сферы, промышленности, сельского
хозяйства, инфраструктуры,
оборонно-промышленного комплекса. На этих направлениях сконцентрируемся.
Наконец,
третье, о чём хотел бы сказать. Планирование бюджетных финансовых потоков
должно быть скоординировано с той работой,
которая сейчас разворачивается в рамках Совета по стратегическому
развитию и приоритетным проектам. Будет заседание
совета относительно скоро под руководством Президента, потом мы проведём
президиум.
На прошлом заседании я уже говорил о
направлениях, которые требуют первоочередного
внимания, на которых мы должны сосредоточить
основные усилия и ресурсы. Во многом эти
направления совпадают с государственными программами,
но не полностью. Нужно, чтобы управленческие механизмы работали согласованно, с ориентацией на общий результат. Тем не менее
эта проектная работа всё равно будет иметь
приоритет по отношению даже к государственным программам.
Сегодня мы
рассмотрим перечень федеральных целевых
программ, которые будут финансироваться за счёт федерального бюджета. Такой
перечень ежегодно разрабатывается. Мы анализируем
результаты исполнения ФЦП, чтобы понимать, какие целевые
программы работают, насколько успешно работают,
в какой фазе они находятся и в каком объёме выделять деньги из бюджета.
Совсем недавно мы с вами обсуждали
исполнение за I квартал. Естественно, эти деньги должны
быть сконцентрированы на самых важных направлениях, на проектах, которые непосредственно влияют на жизнь людей, которые
работают на развитие экономики, связаны с обеспечением
обороны и безопасности.
Всё это мы учитывали при формировании
нынешнего перечня ФЦП. Выполнять их предстоит действительно в сохраняющихся экономически
сложных условиях, поэтому нужно максимально эффективно расходовать деньги. На
следующий год предлагается к реализации 41 федеральная целевая программа, в 2018 году –
40 целевых программ, а в 2019 году – 37.
Планируется, что по большинству действующих ФЦП, 35 из них, на ближайшую трёхлетку сохранится тот объём финансирования, который был
на уровне 2016 года. По ряду программ
бюджетные ассигнования будут даже несколько
выше за счёт перераспределения денег. Это
касается образования, разработок по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России,
обеспечения ядерной безопасности, развития
физкультуры и спорта. Несмотря на жёсткие ограничения, мы планируем запустить ещё две новые программы.
Часть
федеральных целевых программ не вписалась в лимиты финансирования,
соответственно, она не была включена
непосредственно в перечень и перешла в так называемый лист ожидания. Решение о том, что с ними делать, мы
примем позже в зависимости от того, как будут
складываться доходы бюджета.
Мы продолжаем работу по поддержке регионов, сегодня распределяем дотации, которые помогут сбалансировать
бюджеты. На это в текущем году выделяется 21
млрд, деньги эти должны позволить регионам
профинансировать свои первоочередные расходы.
Также регионы получат субсидии на развитие предпринимательства, причём такого
специализированного, такой разновидности, как
молодёжное предпринимательство, средства пойдут на проведение регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой
предприниматель России».
Кроме того, у нас завершён конкурсный
отбор госпрограмм в сфере промышленности. По итогам
этого отбора три региона – это Республика Крым, Ставропольский край и Удмуртская
Республика – получат субсидию на реализацию 59
инвестпроектов, которые, соответственно,
должны создать дополнительное количество рабочих мест, почти 3,5 тыс.
И ещё одно важное направление господдержки – агропромышленный сектор. Я
совсем недавно проводил заседание нашей
комиссии по аграрному сектору. Говорили в
целом о том, какова ситуация, а сегодня мы
распределяем шесть субсидий, которые должны облегчить аграриям доступ к кредитам.
Первая касается развития
рыбохозяйственного комплекса – порядка 350 млн
рублей на поддержку рыбоводства, для того
чтобы платить проценты за кредиты. Остальные пять субсидий – это перераспределение между регионами. Ещё две субсидии касаются возмещения части
процентной ставки по краткосрочным кредитам на
развитие растениеводства и животноводства. В
общей сложности распределяется более чем 9,5 млрд рублей.
Стенограмма:
А.Силуанов: Только что закончилось
заседание Правительства, рассматривали вопрос предельных объёмов финансирования
госпрограмм и, соответственно, параметры бюджета, поскольку весь объём бюджета
у нас в основном состоит из госпрограмм.
Основная цель бюджетной политики на предстоящие 3 года заключается в том, чтобы снизить ту несбалансированность, которая у нас накопилась за последние годы в связи со снижением доходов. В номинальном выражении в 2017 году доходы снижаются даже по сравнению с уровнем текущего года. Соответственно, если не принять мер по консолидации
бюджета, то можно столкнуться с ростом несбалансированности бюджета, а это уже
вопрос макроэкономических рисков.
Как раз такой бюджет на
предстоящую трёхлетку направлен на то, чтобы обеспечить устойчивость
макроэкономики, макроэкономическую стабильность в первую очередь за счёт
сокращения дефицита бюджета. Потому что сегодня дефицит бюджета – основной
вызов для макроэкономической устойчивости. Почему? Потому что в последние годы
мы финансировали разбаланс бюджета путём трат резервных фондов. Резервные фонды
не бесконечны, поэтому если мы будем продолжать тратить их в тех же самых
объёмах, что и предыдущие годы, то они быстро исчерпаются. Этого мы не можем
допустить, не можем также допустить замену быстрых трат резервных фондов
заимствованиями. У нас и так последние годы растёт объём чистых заимствований.
И даже при наших целевых параметрах на следующий год, при ограничении
расходования резервных фондов объём чистых заимствований возрастёт в четыре
раза. Это большая нагрузка на рынок, поскольку деньги банков, деньги финансовых
компаний, которые сегодня используются для кредитования, вложения в экономику,
будут перераспределяться через бюджет, будут вкладываться в эти бумаги. Поэтому
бесконечное увеличение объёма заимствований – это, безусловно, как раз тот
макроэкономический показатель, который влияет на ставки на рынке, на ставки
кредитования. А доступность кредитов, безусловно, это одно из условий для роста
экономики, поэтому мы не можем допустить роста стоимости кредитов. Рост
заимствований – это и влияние на рынки, на финансовые рынки, это и расходы по
обслуживанию долга, которые быстро могут нарасти. Поэтому снижение дефицита – а
на предстоящую трёхлетку мы планируем ежегодное снижение на 1 процентный пункт
дефицита бюджета, что очень важно, – это и сигнал инвесторам, это и сигнал
бизнесу, который говорит о том, что инфляция будет снижаться.
Мы через бюджет
обеспечиваем сокращение инфляции, достижение целевых параметров на уровне 4% в
ближайшие годы. Снижение разбалансировки бюджета, снижение дефицита бюджета
говорит о том, что у нас будет устойчивая денежно-кредитная и финансовая
политика, о том, что и волатильности курсов не будет, поскольку давления на
валютный рынок не будет происходить, поскольку снижаться будет
разбалансированность бюджетов. Снижение дефицита бюджета будет говорить о том,
что и общий объём резервов, несмотря на то что будет снижаться, тем не менее
останется той подушкой безопасности, которая обеспечивает нам исполнение наших
обязательств при любых внешнеэкономических условиях. Плюс к тому добавляется
ещё и уровень прогноза цен на наши экспортные товары. Мы взяли его на трёхлетку
в размере 40 долларов за баррель. Считаем, что это объективный показатель, здесь
нет оптимизма в этой цифре.
Поэтому в целом хочу
сказать, что бюджет на трёхлетку направлен именно на создание условий для
мобилизации внутренних источников доходов, в первую очередь за счёт привлечения
частных инвестиций путём создания стабильных макроэкономических условий – это
снижение инфляции, обеспечение, ещё раз повторю, частных инвестиций,
стабильность на валютных рынках.
Принятые решения,
конечно, непростые. Нам придётся работать с эффективностью расходной части
бюджета, и об этом сегодня многие коллеги по Правительству говорили: придётся
пересматривать ряд наших обязательств в программах, не затрагивая обязательств
по первоочередным социальным обязательствам – они будут выполняться в полном
объёме. Как свидетельствует и практика, как свидетельствуют наши проверки
Счётной палаты, есть резервы для повышения эффективности расходов. Именно в
этом направлении и предстоит нам провести работу до окончательного формирования
проектировок бюджета в рассмотрениях на Правительстве и внесения в
Государственную Думу.
Действительно,
бюджетный процесс будет существенно отличаться от тех процессов, которые шли в
предыдущие годы. В основном мы будем изыскивать ресурсы для наших приоритетов
не за счёт дополнительных каких-то расходов, а за счёт перераспределения и определения
тех важных направлений, на которые требуются ресурсы, за счёт сокращения
ресурсов на направлениях, которые могут быть реализованы попозже или вообще
быть отменены.
Поэтому
такие предложения сегодня рассмотрены Правительством, в целом они одобрены.
Работа над проектом бюджета будет продолжена. И в ближайшее время Министерство
финансов встретится с ключевыми ведомствами по рассмотрению бюджетов ведомств и
оказанию поддержки в изыскании так
называемых неэффективных расходов. Окончательную точку поставит Председатель
Правительства при проведении совещаний по ключевым отраслям как экономики, так
и социальной сферы.
Агентство
«Интерфакс»: Антон Германович, вы сказали, сегодня были в
целом одобрены основные параметры бюджета. Можете озвучить их номинальную
величину по доходам-расходам на 2016–2019 годы?
И второй дополнительный
вопрос. Можете назвать исполнение бюджета по итогам первого полугодия этого
года? Правительство ранее заявляло, что по итогам первого полугодия рассмотрит
вопросы повторной доиндексации пенсий в текущем году. Сегодня рассматривался этот
вопрос? Если нет, то когда он может быть рассмотрен?
А.Силуанов: Давайте
начну со второго вопроса. В целом за полугодие мы видим сокращение доходов по
сравнению с соответствующим периодом уровня прошлого года. Доходы сократились
чуть менее чем 12% к соответствующему периоду прошлого года. Дефицит бюджета
составил более 4%. В первую очередь, конечно, сократились примерно на треть
доходы от нефтегазового сектора. Тем не менее мы выходим на выполнение всех
наших обязательств, задействуем как наши резервы, как мы и говорили, так и
активно используем заимствования на рынке.
Видим, что доходная база
формируется всё-таки под давлением резкого снижения нефтегазовых доходов.
Дефицит пока выше, чем планируется в текущем году. Напомню, что мы планируем
дефицит около 3,3% ВВП в текущем году. Поэтому сегодня вопрос об увеличении
расходов или принятии решения о доиндексации не рассматривался, поскольку этот
вопрос отсутствовал в повестке дня.
Ещё был вопрос по цифрам.
Самая главная ключевая позиция – это объём расходов и объём дефицита бюджета на
следующие годы. При формировании подходов к бюджету на предстоящую трёхлетку мы
исходили из уровня номинальных расходов, которые сложатся в текущем году, – это
15 трлн 785 млрд рублей и уровень дефицита бюджета 3,2% ВВП в следующем году. В
последующие годы объём дефицита бюджета
мы планируем с сокращением на один процентный пункт ежегодно, с тем чтобы выйти
к уровню 2020 года с минимальным объёмом дефицита бюджета и сокращением
ненефтегазового дефицита бюджета, как и поручал Президент, в два раза, то есть
с 9,1% ВВП, как и сейчас, до 4,5–4,6% ВВП, что является безопасным уровнем на
случай изменения макроэкономической ситуации.
Агентство
Bloomberg: Вопрос про увеличение внутренних заимствований. В следующем году,
вы сказали, они вырастут в четыре раза, до 1,29 трлн рублей. Как Минфин
собирается это размещать? И кто будет их покупать? Насколько я знаю, пока даже
в этом году программа по чистым заимствованиям не выполняется.
А.Силуанов: В этом
году программа по заимствованиям выполняется и будет выполнена в полном объёме.
Мы видим повышенный интерес к бумагам Правительства. Мы в последнее время задействовали целый ряд новых инструментов
заимствований, интересных для инвесторов. Это и привязанные к инфляции, и
привязанные к индексу стоимости денег на краткосрочном рынке, так называемой RUONIA,
которые пользуются спросом. В том числе наши инструменты пользуются спросом и у
иностранных инвесторов, которые вкладываются в облигации федерального займа.
Что касается следующего года,
мы также продолжим увеличивать долю интересующих инвесторов ценных бумаг. Мы
видим в этом году, что спрос на наши бумаги превышает предложение примерно в
три раза. Поэтому при формировании политики заимствований на следующий год
учитывается и текущий спрос. Надеюсь, что в следующем году мы сможем привлечь
средства новых инвесторов на наш рынок, и мы уверены, что будем иметь
возможность существенного увеличения заимствований на внутреннем финансовом
рынке в следующем году.
Газета
«Ведомости»: Антон Германович, вы говорите про средства
новых инвесторов. А о каких новых инвесторах идёт речь? Просто пока конструкция
заимствований выглядит следующим образом: вы создали профицит ликвидности на
рынке, и этот профицит в следующем году заимствованиями обратно абсорбируется.
И второй вопрос: всё-таки
какие меры бюджетной консолидации предлагает Минфин?
А.Силуанов: Давайте
тоже со второго вопроса начну. В первую очередь мы продлеваем те решения,
которые были приняты по бюджету текущего года, а именно недоведение лимитов на
10%. Это становится у нас базой и на 2017, 2018, 2019 годы.
Кроме того, мы
руководствуемся следующими положениями. Новые проекты мы предлагаем не включать
в бюджет, деньги выделяются исключительно на завершение старых программ и
старых решений по тем или иным объектам финансирования. Это первое.
Второе. Что мы предлагаем в
условиях выполнения наших социальных обязательств: эти обязательства будут
расти в следующем году в соответствии с законодательством, в этих условиях
манёвр бюджета будет состоять в том, что часть других расходов, не связанных с
социальными обязательствами, можно будет консолидировать и оптимизировать.
В этой связи будут определены
приоритеты в такой работе. Но по ряду так называемых статей, которые подлежат
консолидации – это статьи, не связанные с заработной платой, не связанные с
социальными выплатами, пенсиями, пособиями, ряд программ попали в их число, –
по этим непервоочередным бюджетным тратам (это около трети от всех бюджетных
расходов) предложено провести консолидацию в размере 5% в следующем году.
Как будет проходить это?
Безусловно, мы считаем, что должны быть приняты точечные решения, чтобы наши
министерства и ведомства самостоятельно, с учётом приоритетов в реализации
программ определили статьи расходов, которые будут подлежать сокращению в
большей или меньшей степени. Поэтому в условиях сохранения номинала уровня
расходов по оценке текущего года и с учётом дополнительных обязательств в связи
с индексацией социальных расходов мы вынуждены будем заниматься оптимизацией и
выявлением неэффективных бюджетных трат, которые, как мы уже говорили, по
итогам проверок контролирующих органов, достаточно существенны. Именно такой
работой мы и займёмся.
Вопрос: Не могли
бы Вы сказать о профиците ликвидности, а также об участии иностранных
инвесторов на финансовом рынке России?
А.Силуанов: Действительно,
сейчас можно говорить о профиците ликвидности, который связан в том числе с
использованием средств резервов, которые являются источником финансирования
дефицита бюджета. Поэтому мы видим, что средства, которые сегодня имеются на
рынке, вкладываются в том числе и в государственные ценные бумаги. В следующем
году, мы надеемся, инвесторы, в том числе и иностранные инвесторы, которые
сегодня присутствуют на рынке… Кстати, около 20% всех инвесторов на рынке
являются иностранными. Напомню, что пару лет назад доля иностранных инвесторов
превышала 25%.
Поэтому, учитывая ситуацию на
западных финансовых рынках (знаете, какие там доходности), учитывая интерес,
проявляемый иностранцами к нашему рынку, мы считаем, что наряду с внутренними
инвесторами в следующем году может быть увеличена и доля иностранцев, которые
будут участвовать в покупке наших бумаг. Условия у нас неплохие, бумаги
интересные, поэтому здесь мы видим потенциал роста участия иностранцев на
финансовом рынке России.
Спасибо.