В повестке – 6 проектов федеральных законов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Александра Хлопонина
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Сегодняшнее
заседание Правительства у нас посвящено рассмотрению целого ряда законопроектов
и некоторых других решений, которые в соответствии с законом о Правительстве
требуют коллегиального рассмотрения.
Но прежде чем мы их начнём обсуждать, хочу сообщить:
мы в ближайшее воскресенье будем отмечать День охраны окружающей среды. Я только
что подписал План основных мероприятий по проведению в 2017 году в нашей стране
Года экологии. Он включает в себя и федеральный, и региональный уровни, охватывает
все сферы охраны природы: снижение воздействия на окружающую среду, переход на так
называемые наилучшие доступные технологии, сохранение лесов, рек, озёр,
естественно, животного мира. Особое внимание в плане уделяется нашим уникальным
природным территориям – это Байкал, Арктическая зона.
Часть
мероприятий посвящена экологическому просвещению. Все эти мероприятия
подтверждены финансированием, которым мы в настоящий момент располагаем.
Теперь к
повестке дня. Некоторые законопроекты, на мой взгляд, значимые, обозначу сейчас.
Один из них касается дальнейшего развития предоставления государственных и
муниципальных услуг в электронном виде.
Мы сокращаем перечень документов, которые заявителю нужно лично представить
для получения некоторых услуг. Сведения из таких документов будут предоставляться
федеральными органами исполнительной власти в электронном виде. Из перечня
исключаются свидетельства о госрегистрации актов гражданского
состояния и
документы об образовании, об учёных степенях и учёных званиях. Это ускорит и, конечно, упростит получение ряда государственных и
муниципальных услуг.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 2 июня 2016 года
Ещё один законопроект направлен на создание
централизованной системы государственного контроля качества работы медицинских
и фармацевтических организаций. Это именно та сфера, где недостаток контроля может
обернуться человеческими трагедиями, создать угрозу для здоровья и жизни людей.
Сейчас в области охраны здоровья и обращения лекарственных средств есть ряд
обязательных требований, за нарушение которых сегодня практически никто не
отвечает. Они касаются и некоторых вопросов оказания медицинской помощи, и
необоснованного завышения цен на жизненно необходимые лекарства. Теперь за
такие нарушения вводятся штрафы или увеличивается сумма существующих штрафов в
зависимости от категории правонарушения, а за нарушение правил продажи лекарств
вводится ограничение деятельности, которое налагается сроком до 90 суток. То
есть если, например, аптека нарушает эти правила, то она подлежит закрытию на три
месяца. Это достаточно серьёзные меры ответственности. Естественно, они не
должны применяться формально, вслепую, а только после исследования всех
фактических обстоятельств нарушения. Тем не менее такие меры ответственности,
по мнению большинства органов государственного управления, необходимы.
Также мы рассмотрим поправки в закон о контрактной
системе, которые должны сделать контрактную систему более прозрачной. Требования
к участку закупки становятся более жёсткими, и те, кто принимает решение, и
другие субъекты этой деятельности должны подвергаться специальному
нормированию. Иными словами, у них не должно быть судимости за экономические
преступления, за преступления, которые связаны с незаконным участием в
предпринимательской деятельности. Участник закупки не должен быть замешан в
получении или даче взятки или в посредничестве во взяточничестве. Кроме того,
он не может быть до этого лишен права занимать определённые должности и
заниматься определённой деятельностью. И третье обязательное требование – в
закупках не могут участвовать те, кто привлекался к административной
ответственности за совершение правонарушений в виде незаконного вознаграждения
от имени юридического лица.
Запрет на участие в тендерах, на заключение
контрактов для компаний, которые уличены в мошенничестве или вовлечены в
коррупцию, действует во многих странах, и в Европейском союзе также. Мы
рассчитываем на то, что эти меры позволят закрыть и в нашей стране или, по
меньшей мере, сократить существенно такие коррупционные проявления при
проведении государственных и муниципальных заказов.
И ещё один документ, уже на межгосударственном
уровне – это договор о зоне свободной торговли СНГ. Протокол
о правилах и процедурах регулирования сфер государственных закупок между
государствами – участниками договора о зоне свободной торговли определяет цели,
принципы регулирования, обеспечивает переход на электронный формат закупок не
позднее января 2018 года.
Реализация протокола
должна способствовать повышению уровня конкуренции и, конечно, увеличению
прозрачности в сфере государственных закупок.
Документ межгосударственный,
он касается зоны свободной торговли СНГ. Соответственно, мы его будем
рассматривать с коллегами на Совете глав правительств Содружества Независимых
Государств, который запланирован на 7 июня.
В повестке дня также
законы, которые направлены на
усиление уголовной ответственности,
а также административной ответственности
за незаконную организацию и
проведение лотерей и азартных игр. Речь
идёт об изобретении различных схем, использовании различных вывесок, лазеек в
законодательстве. Такой документ тоже находится в повестке дня.
Теперь давайте перейдём к обсуждению отдельных законопроектов и других
решений.
Из стенограммы:
А.Хлопонин: В
январе 2016 года был подписан Указ Президента Российской Федерации о проведении в 2017 году Года экологии. Задача важнейшая, которая
на сегодняшний день является очень актуальной не только в Российской Федерации,
но и во всём мире. На основании этого указа был создан оргкомитет, который
возглавил Сергей Борисович Иванов. И буквально недавно было проведено первое
заседание этого оргкомитета, где как раз рассматривались основные подходы к
реализации Года экологии.
Также было дано поручение
Правительству сформировать план мероприятий по проведению Года экологии. И
сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель Правительства, этот план
утвердил, подписал этот очень важный документ – План мероприятий по проведению
Года экологии в 2017 году.
План мероприятий включает в
себя большое количество подразделов, задач, к основным из которых относятся и
вопросы, связанные с утилизацией твёрдых бытовых отходов. Действительно,
проблемы уже назревшие, я бы сказал, перезревшие.
Вы знаете, что с 1 января
2017 года вступают в силу достаточно жёсткие правила по вторичной переработке,
хранению, захоронению или утилизации твёрдых бытовых отходов. В соответствии с
этим планом планируется начало строительства современных высокотехнологичных
заводов по переработке твёрдых бытовых отходов.
Ещё одно из ключевых
направлений – это вопросы, связанные с нашим водным хозяйством. Речь идёт об
озёрах, реках, водоёмах, речь идёт, конечно, и о строительстве очистных
сооружений, которые должны быть построены для того, чтобы наши водные ресурсы
не впитывали загрязнения, которые сегодня попадают в них через стоки и так
далее.
Особый подраздел в этом плане мероприятий касается
нашего озера Байкал. Это важнейшая наша кладовая чистой воды, которой мы очень
гордимся. Поэтому по озеру Байкал есть отдельная программа, которая и сегодня
уже частично реализовывается, и будет реализовываться также в 2017 году.
Ещё одним важнейшим направлением является переход на
современные доступные новейшие технологии. Речь идёт о модернизации наших
промышленных предприятий, которые государство готово стимулировать, оказывать им
всяческое содействие через меры государственной поддержки и которые будут
переходить на современные технологии – экологически чистые, обеспечивающие и
безопасность труда, и безопасность окружающей среды.
Очень важное место в плане отведено, безусловно,
нашим лесам. Вы знаете, что и ОНФ, и многие эксперты говорят о том, что у нас,
к сожалению, идёт выбывание наших лесов. Надо очень серьёзно поставить под
контроль это направление. И не только пожары являются тут виновниками, но это и
незаконные рубки, и бесхозные территории, на которые мы сегодня должны обратить
особое внимание. Поэтому этому подразделу плана тоже уделяется большое
внимание.
Несомненно, это и вопросы, связанные с нашей
уникальной территорией Арктики, это то, о чём говорил Дмитрий Анатольевич
Медведев. Предусмотрен целый набор, план мероприятий по сохранению нашей
арктической экокультуры. По вопросу, связанному с очисткой Арктики, – эти
средства тоже предусмотрены в программе.
Ещё
одним очень важным направлением в пунктах этого плана является, безусловно,
сохранение очень редких краснокнижных видов животных. И здесь у нас уже есть
хороший опыт по воспроизводству и сохранению популяции нашего дальневосточного
леопарда, амурского тигра, ряда других краснокнижных животных. Планируем в этом
году и в следующем активизировать работу по переднеазиатскому леопарду, ряду
других животных. Впервые, может быть, не только в Российской Федерации, но и
вообще в мире будет выпуск переднеазиатского леопарда в дикую природу.
В целом могу сказать,
что это не просто план мероприятий и слова, под этим лежат реальные финансовые
ресурсы. Планируется израсходовать порядка 194 млрд рублей на реализацию этого
плана. Пропорция инвестиций частных (имеются в виду компании, которые будут в
этом участвовать) и федеральных – 85 на 15, то есть федеральный бюджет из 194
млрд потратит 15%, остальное – это средства частных инвесторов, компаний,
которые принимают в этом активное участие.
Вопрос:
Это на один год средства?
А.Хлопонин:
Нет, программа не может быть на один год. Это то, что заложено в программах, и
то, что планируется реализовывать через федеральный бюджет, через региональные
бюджеты и деньги компаний. Но это не значит, что мы на этом остановимся, это
только старт для развития всех этих проектов.
Вопрос:
Александр Геннадиевич, расскажите, пожалуйста, как идёт работа по утверждению
плана мероприятий по реализации Парижского соглашения по снижению выбросов
газов.
А.Хлопонин: Мы находимся в
графике, который был утверждён в соответствии с подписанным соглашением. На
сегодняшний день мы уже приступили к обсуждению национального плана по его реализации.
Я думаю, что к сентябрю этот план будет подготовлен, а дальше вынесен на
обсуждение в Правительство, и будем работать.
Вопрос: Александр
Геннадиевич, по экологии опять же вопрос. Скажите, пожалуйста, как вы
относитесь к недавнему предложению Франции, госпожи Руаяль, отказаться от
угольной генерации России?
А.Хлопонин: С точки зрения
генераций на долю угля у нас приходится не больше 19%. Если говорить об
эмитентах, крупнейших мировых эмитентах парниковых газов, то номер один, или
самый крупный эмитент, – это Китай, это порядка 20–23% всех парниковых газов,
которые выбрасываются. 13% – это Соединённые Штаты Америки, около 9% – это Европейский
союз, около 6% – это Индия, и мы лишь на пятом месте с 5% эмиссии парниковых
газов. В структуре этой эмиссии в нашей стране, например, на угольную генерацию
приходится всего лишь 19%, а, например, в Китае на угольную эмиссию приходится
73%, в Германии – свыше 50%.
Поэтому
здесь речь идёт не об угле (ещё раз говорю, для нас это не является столь
страшной проблемой), а вообще в целом об эмиссии и вопросах, связанных
действительно с изменением климата.
Ещё
раз о позиции Российской Федерации: мы точно так же, как и все страны мира,
озабочены этой темой и предпринимаем определённые действия, определённые шаги.
Спасибо
большое.