В повестке: о плане гарантированных закупок российской гражданской микроэлектроники; о ходе информатизации государственных органов исполнительной власти; о работе официального интернет-портала правовой информации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Николая Никифорова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги!
У нас заседание комиссии по информационным
технологиям.
Хочу вас вначале проинформировать: я утвердил план
мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в стране на период
с 2016 по 2017 год. Надеюсь, это позволит снизить административную нагрузку на
бизнес, сделает проверки более эффективными. Уже в этом году будет подготовлен
проект закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в нашей
стране, а пока мы внедряем риск-ориентированный подход так называемый, исключаем
дублирующие функции контрольно-надзорных органов. Такая «дорожная карта», план
предусматривает, что работники контрольных органов должны будут повышать свою
квалификацию.
Теперь по повестке дня.У нас в повестке рассмотрение плана гарантированных
закупок российской гражданской микроэлектронной продукции. Я поручил его
разработать в конце прошлого года. Продукция такого рода крайне
востребована – это и микросхемы, и чипы, и другие комплектующие. Они нужны для
самых разных целей – и для обычных компьютеров, и на производстве, и в
медицине, и в космической сфере. Но важно, чтобы компонентная база
разрабатывалась и производилась в России, а здесь у нас есть свои проблемы. Для
этого мы поддерживаем производителей электроники, в том числе в рамках
соответствующей государственной программы по развитию электронной и
радиоэлектронной промышленности до 2025 года.
План мы рассмотрим, он помогает ориентировать
госзаказ в области закупок на российских производителей. Таким образом, с
использованием российской микроэлектроники продолжится выпуск важнейших
документов, включая паспортные документы нового поколения, электронные полисы
обязательного медицинского страхования и другие проекты.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, 5 апреля 2016 года
Также обсудим, как идёт информатизация
государственных органов исполнительной власти. Этой работой мы занимаемся уже
не первый год, стремимся сделать так, чтобы людям было удобно взаимодействовать
с государством, быстро получать необходимую информацию, документы
предоставлять, и всё это без избыточной беготни по инстанциям, по различным
ведомствам, без очередей, а просто, не выходя из дома, через глобальную сеть,
через интернет. Уже в 2018 году 70% всех государственных услуг должно
оказываться именно в электронной форме. Я думаю, это вполне достижимая цифра, с
учётом того, каким образом развивается оказание электронных услуг через систему
интернета.
Для этого с лета 2012 года все регионы
и муниципалитеты начали постепенно переходить на электронное взаимодействие, в
ведомствах разрабатываются информационно-коммуникационные технологии. Работа
эта идёт, но идёт не очень быстро. Более чем половина структур пока не имеет
ответственного за это направление на уровне заместителя руководителя, что
недопустимо, нужно всех назначить. Кроме того, не все планы ведомств по
информатизации соответствуют требованиям, которые установлены, либо они
выполняются не так, как это требуется. Есть проблемы с совместимостью
информационных систем, которые используются различными органами власти. Не
везде осуществляется переход с импортного программного обеспечения на
российское, хотя мы договаривались о том, что мы таким образом будем
действовать там, где, конечно, это возможно.
Существуют сложности и с контролем за реализацией
бюджетных ассигнований в части мероприятий по информатизации, которые нужно
устранить. Чтобы эти проблемы решить, а также уменьшить расходы бюджета по
этому направлению, Минкомсвязи предлагает создать единую структуру, которая
будет предоставлять сервис, при этом использовать облачные технологии, которые
разработаны в России. Так будет и проще, и, наверное, выгоднее. К тому же сервис
можно будет предоставлять не только государственным структурам, а в случае
необходимости и коммерческим организациям, но уже за деньги, то есть за
соответствующую плату. Такая облачная технология, типовая
информационно-коммуникационная структура для органов власти уже используется во
многих странах – и в Европе, и в Соединённых Штатах, в Сингапуре, в Австралии.
Посмотрим, насколько эффективным будет внедрение этой технологии у нас. Мы
должны сделать всё, чтобы она действительно работала полноценно. Предварительно
мы должны решить вопрос обеспечения информационной безопасности и стабильности
этих систем.
Есть и целый ряд других вопросов. Мы обсудим, как
работает официальный интернет-портал правовой информации, где можно получать
самую актуальную правовую информацию, отслеживать изменения в законодательство
и нормативные акты всех уровней. Рассмотрим предложения по оптимизации ряда
государственных и муниципальных услуг, в том числе по таким направлениям, как
выплата пособий на ребёнка, регистрация брака, рождения, других актов
гражданского состояния и рекламные продукты. Поговорим о концепции развития
государственной автоматизированной системы управления и также некоторые другие
вопросы рассмотрим.
Давайте перейдём к обсуждению всех этих тем.
Из стенограммы:
Н.Никифоров:
Уважаемые
коллеги! У нас сегодня состоялось заседание Правительственной комиссии по
использованию информационных технологий для работы органов власти и повышения
качества ведения предпринимательской деятельности в России, которую возглавляет
лично Дмитрий Анатольевич Медведев.
Мы рассмотрели ряд актуальных вопросов. Из важных
отметил бы утверждение плана гарантированных закупок российской
микроэлектроники. Это часть нашего системного движения в части
импортозамещения, в том числе поддержки таких высокотехнологичных отраслей промышленности,
как микроэлектроника.
Микроэлектронные изделия используются во многих
сферах, это и различного рода идентификационные документы, которые могут
использоваться для удостоверения личности гражданина, водительские
удостоверения, специальные документы для военнослужащих, электронные полисы
медицинского страхования, и многие-многие другие сферы.
Такие перспективные планы ведомства сегодня
обсуждали, и был принят ряд решений по дальнейшему внедрению этих технологий.
Кроме того, мы обсудили эффективность расходования
средств на информатизацию федеральных органов власти, договорились внедрять
единые принципы унификации информационных систем. Смысл в том, чтобы каждое
ведомство не создавало свой отдельный набор систем, не проектировало свою
собственную инфраструктуру, а максимально использовало уже имеющиеся, созданные
мощности, чтобы мы перешли от модели ведомственной информатизации к общему
использованию сервисов, в том числе на основе отечественных облачных
технологий, как это принято называть в нашей среде специалистов в области
информационных технологий.
Также утвердили целый ряд новых планов по переходу к
предоставлению услуг в электронном виде, в частности услуг, связанных с
органами ЗАГС, выдачей охотничьих билетов, ряда услуг в сфере рекламы и некоторых
других.
Кроме того, договорились создать отдельную
подкомиссию в рамках нашей правительственной комиссии, которая будет заниматься
как раз координацией работы органов власти в части внедрения отечественной
микроэлектроники и систем вычислительных комплексов. Мы считаем, что эта
подкомиссия также позволит значительно усилить работу по импортозамещению и
использованию именно российских изделий в общефедеральных проектах по
использованию информационных технологий.
Вопрос:
Николай Анатольевич, можно поподробнее про план закупок российской микроэлектроники?
Есть какая-то сумма, на которую бюджет будет ежегодно закупать российские
микрочипы? Определена она?
Н.Никифоров:
Все расходы, которые предусматриваются планом закупок, на самом деле уже
сбюджетированы в соответствующих разделах федерального бюджета, закреплённых за
теми или иными ведомствами. Самые крупные закупщики с точки зрения гражданского
блока – это Министерство внутренних дел, это Минздрав – примерно такие
ведомства. Дополнительное выделение финансирования пока не предусмотрено и не
планируется, но в целом мы считаем, что переход на электронные, к примеру,
различные идентификационные документы позволяет в конечном итоге значительно
повысить эффективность, а на самом деле даже сократить в целом расходы ведомств
за счёт того, что уходит дублирование, исключаются факты мошенничества с этими
документами. То есть это долгосрочный задел, который в том числе поддержит
отечественную микроэлектронную промышленность. В целом речь идёт об утверждении
плана закупок примерно на 50 млн единиц различных видов изделий с
отечественными микрочипами.
Вопрос:
Это в год?
Н.Никифоров:
Это на период с 2016 по 2018 год. Но ещё раз: это некий базовый план, который,
я думаю, будет достаточно быстро расширяться. К примеру, по линии Минкомсвязи
России мы уже имели опыт объявления закупки даже серверного оборудования на
отечественных процессорах, которые называются «Эльбрус». Пока
это достаточно редкое явление. Они использовались в основном скорее в
оборонно-промышленном комплексе, но мы всё больше и больше начинаем внедрять
такие технологии уже и в гражданскую сферу.
Мне кажется, как раз отечественный
микропроцессор… Это, может быть, не так широко известно гражданам нашей страны,
но действительно Российская Федерация одна из немногих стран в мире, которая
обладает этой технологией. Пусть даже ещё зачастую эти чипы производятся на
зарубежных фабриках, но важно, что саму технологию – проектирование, создание,
разработку новых изделий – мы действительно имеем здесь, в России, на
российских предприятиях.
Надеюсь, что в перспективе
возможности промышленности позволят осуществлять производство таких сложных
микросхем, микропроцессоров и здесь, на территории Российской Федерации.
Как раз для создания таких
производств и нужен гарантированный спрос. Здесь одно без другого невозможно.
Поэтому этот шаг, и то, что мы это сделали на правительственной комиссии под
началом Председателя Правительства, мне кажется, очень важный элемент
политической в том числе поддержки для всего микроэлектронного направления
нашей промышленности.
Вопрос: 50 млн до 2025
года?
Н.Никифоров: В 2016–2018-й годы. Около 50 млн изделий разных. То есть
там они разбиты по категориям, но вот в целом такой ориентир. Ещё раз: главное,
что это новый тренд, который мы задали и будем шаг за шагом формировать планы
закупок, которые позволят и предприятиям более чётко сориентироваться, что же
нужно органам госвласти. Очевидно, что государство у нас – это вообще крупный
закупщик самых разных технологий.
Теперь будем в том числе
отслеживать и то, как мы закупаем микроэлектронику. Не секрет, что многие годы
закупались очень часто в том числе и зарубежные изделия. Мы считаем, что здесь
должен быть в хорошем смысле протекционизм. Более того, технологический задел
на предприятиях, прежде всего на предприятиях, сосредоточенных в Зеленограде, у
нас уже достаточно хороший, поэтому нужно его использовать.
Вопрос: Николай
Анатольевич, удалось ли решить вопрос с продлением льгот для IT-бизнеса?
Н.Никифоров:
Этот
вопрос ещё открыт. Это вопрос, который, с одной стороны, находится в
Правительстве, но в конечном итоге решение будет уже за депутатами
Государственной Думы.
Минкомсвязь, конечно же, выступает за продление этих льгот. Мы
считаем, что они оказывают очень положительное влияние на отрасль, но
справедливо понимаем и наших коллег из социального блока Правительства, которые
в принципе против любых льгот, считают, что эту практику нужно в целом по всем
отраслям экономики отменить и такие механизмы поддержки исключить. В этих
условиях Правительству предстоит принять сбалансированное решение.
Определённое время у нас ещё есть. Напомню, что срок повышения
ставок по страховым взносам по IT-компаниям
начинается с 1 января 2018 года, но тем не менее с учётом бизнес-планирования
компаний нам нужно уже сегодня их сориентировать на те или иные условия нашей
российской юрисдикции. Если льготы продлены не будут, конечно же,
привлекательность российской юрисдикции будет ухудшаться. Именно поэтому мы как
отраслевое министерство выступаем за продление льгот. Нужно дождаться этих
решений.
Спасибо.