Тема доклада – меры по обеспечению национальной безопасности России в арктической зоне.
В своём выступлении Заместитель Председателя Правительства
выделил несколько приоритетных направлений работы по обеспечению национальной
безопасности в арктической зоне.
Во-первых, социально-экономическое развитие, включающее прежде всего меры по дальнейшему улучшению образования и медицинского обеспечения коренных народов, населяющих арктическую зону РФ. «Общий объём межбюджетных трансфертов в прошлом году составил более 205 млн рублей», – отметил Дмитрий Рогозин. Вице-премьер выразил сожаление, что в силу экономической конъюнктуры происходит сокращение бюджетных расходов и в 2016 году на эти цели предусмотрено всего 142 млн рублей, поэтому усилия будут сосредоточены на строительстве школ, больниц, детских садов, спортивных и культурных объектов, жилья.
Второе направление – транспортная безопасность, ключевым направлением которой является Северный морской путь. Россия действует в рамках международного права, прежде всего Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которая позволяет устанавливать необходимые нормы и правила прохождения по Севморпути. Российская нормативная правовая база, касающаяся Северного морского пути, в целом сформирована, что позволяет обеспечивать национальную безопасность в Арктике. Также обеспечиваются меры для безопасного прохождения судов по всей протяжённости пути: постоянный контроль за их местоположением, информирование о ледовой и гидрометеорологической обстановке. Кроме того, сформирована система поиска и спасения.
Принимаемые меры в поддержку Севморпути и стабильное финансирование свидетельствуют о его развитии. Если в 2013 году было перевезено менее 4 млн т грузов, то в 2015 – около 5,5 млн. Кроме того, сокращается продолжительность перехода торговых караванов. Если в 2014 году она составляла от 7 до 39 суток, то в 2015 году – от 7 до 17 суток.
«С учётом складывающейся ситуации на Чёрном море России необходим свободный, надёжный и, самое главное, круглогодичный выход к большой воде. В этом аспекте альтернативы Севморпути не существует», – сказал Дмитрий Рогозин.
Заместитель Председателя Правительства отметил, что развитие Северного морского пути необходимо рассматривать в тесной увязке с иными видами транспорта, обеспечивающими его насыщение достаточным объёмом грузов.
При этом необходимым элементом для обеспечения безопасности в Артике и социально-экономического развития этих территорий Дмитрий Рогозин назвал возрождение авиационного парка.
Для обеспечения перспективных потребностей арктической зоны Российской Федерации в авиатранспортном обслуживании к 2030 году потребуется от 80 до 135 лёгких многоцелевых воздушных судов пассажировместимостью от 7 до 19 человек. Дмитрий Рогозин заявил, что начало опытно-конструкторских работ по семейству лёгких многоцелевых самолётов запланировано на 2016 год, а начало поставок – к 2020 году. Также в декабре 2015 года получил сертификат вертолёт Ми-38, который способен эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера.
Важным направлением работы вице-премьер назвал энергетическую безопасность, включающую модернизацию и строительство новых объектов тепловой и энергогенерации. В числе перспективных проектов Дмитрий Рогозин выделил плавучий атомный энергоблок и изучение возможностей использования ветрогенерации в условиях Арктики.
Работы по восстановлению загрязнённых земель и ликвидации существующих свалок входят в комплекс мер по обеспечению экологической безопасности. «В настоящее время недостаточно урегулированы на законодательном уровне требования по предотвращению и ликвидации нефтеразливов на территории России, за исключением морей и континентального шельфа», – отметил Дмитрий Рогозин. Он обратился к членам Совета Федерации с предложением содействовать устранению указанной проблемы.
Международные отношения – серьёзный инструмент отстаивания национальных интересов в Арктике. «Взаимодействие России с арктическими партнёрами не прекращается даже в условиях санкций», – проинформировал членов Совета Федерации Дмитрий Рогозин. Подтверждением этому стало подписание в июле 2015 года в Осло в формате арктической «пятёрки» Декларации о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана.
Важнейшим шагом является представление Россией 9 февраля 2016 года в Комиссию по границам континентального шельфа своей обновленной заявки.
В случае подтверждения комиссией обоснованности поданных заявок, «накладывающиеся» участки континентального шельфа в Арктике должны разграничиваться в двустороннем порядке путём переговоров и на основе международного права. При этом важно иметь в виду, что у России уже разграничены на основе соглашений морские пространства с Норвегией и США, линия разграничения на межгосударственном уровне не оспаривается.
Заместитель Председателя Правительства обратил внимание законодателей на важность участия субъектов Федерации в международных арктических организациях. «Сейчас политически важно участие наших субъектов в международных арктических организациях. Даже при отсутствии видимого экономического эффекта такая деятельность очень важна, поскольку за Арктику ведётся большая геополитическая борьба», – отметил он.
В ходе правительственного часа ряд членов Совета Федерации задали Дмитрию Рогозину вопросы, касающиеся проблематики, связанной с арктической зоной. По словам вице-премьера, российские министерства и ведомства будут сориентированы на решение обозначенных в Совете Федерации проблем.
Полностью с выступлением Дмитрия Рогозина в Совете Федерации можно ознакомиться здесь.