Из стенограммы:
Д.Медведев: Алексей Васильевич, как год начался, как виды на урожай, подготовка к посевной?
А.Гордеев: Неплохо начался для нас год. Если говорить о весенне-полевых работах, в принципе всё готово. И Правительство своевременно приняло решение (для нас сегодня полная ясность по поставкам горюче-смазочных материалов), и банки, в общем-то, сегодня активно работают с сельхозтоваропроизводителями. Сбербанк и Россельхозбанк примерно 95% кредитного портфеля будут формировать. Семена есть.
Погодные условия… Здесь тоже у нас полная ясность есть.
Д.Медведев: И по погоде тоже ясность есть полная?
А.Гордеев: Имеется в виду, как реагировать на те или иные погодные стрессы, что нам противопоставить. Там и аграрная наука задействована, так что есть уверенность в своих силах. В этому году мы точно справимся, будет неплохой у нас урожай.
Вопрос с животноводством – это такой у нас конёк. Мы сегодня все силы тратим на то, чтобы увеличивать производство молока, мяса. На этом направлении наш регион в пятёрку крупнейших регионов России сейчас входит.
Понимаем, что это не просто продукция, которая нужна на рынке, – это ещё и экономика сельских территорий, потому что как раз здесь возникает налогооблагаемая база и рабочие места, которые очень важны, чтобы закрепить население в сёлах.
Д.Медведев: А у вас сколько процентов сейчас сельского населения?
А.Гордеев: Сейчас сельского населения примерно как в Российской Федерации – чуть меньше 30%. Остались сёла такие – по 3 тыс., по 4 тыс., по 5 тыс. человек. Конечно, очень хочется, чтобы в этих сёлах продолжалась жизнь.
За последние годы построили 16 крупных молочно-товарных комплексов, которые как раз закрепляют людей на селе, включая молодых специалистов. Кроме создания производства, подвели социальную инфраструктуру, пошли на то, чтобы сделать паспортизацию крупных сёл, имея в виду обеспечение там всего комплекса услуг, потому что молодёжь сегодня уже готова идти туда работать. Сельхозпроизводство становится не только экономически выгодным, но и технологически. То есть сегодня специалист в хорошем хозяйстве по своим квалификационным качествам в целом соответствует уровню крупного промышленного предприятия. Вопрос только в том, чтобы создать для них условия жизни.
Д.Медведев: Вот как раз по жилью продолжайте программу поддержки вместе с федеральной частью. Она известна вам, потому что вы, ещё министром работая, этим занимались.
А.Гордеев: Да. Социальное развитие села – есть программа. Там, может быть, масштаб не тот, но это задаёт тон для крупных сельхозтоваропроизводителей.
Д.Медведев: Я это и имею в виду. Это же не только за счёт государственной части. Сами холдинги-то что-то делают на эту тему?
А.Гордеев: Да. У нас, например, есть такой инвестор Ольшанский Николай Михайлович, бывший союзный министр по производству минеральных удобрений. Он сейчас активно пошёл в село как инвестор, создал несколько крупных комплексов молочно-товарных, по три тысячи голов дойного стада. Таких комплексов в стране, может, 10–15. Но вместе с комплексами он сразу строит жильё, молодым специалистам даёт ключ, как говорится, от квартиры, закрепляет рабочие места.
Д.Медведев: Это правильный подход.
А.Гордеев: Можно сказать, подход Героя социалистического труда, как раньше говорили.
Д.Медведев: Старая школа, значит, пусть потрудится. А что вообще в целом с производством, с импортозамещающими технологиями, с созданием новых рабочих мест?
А.Гордеев: Хотел как раз, Дмитрий Анатольевич, тоже доложить. Если посмотреть итоги за прошлый год, то у нас по промышленности рост – индекс 103% с лишним и инвестиции больше 100%. То есть в общем-то позитивная динамика. Здесь во многом сыграли роль крупные государственные компании. В частности, с «Газпромом» мы три года выстраиваем такой кластер совместный по производству оборудования для газовой и нефтегазовой промышленности. С 7 млрд в год увеличили сейчас производство оборудования, включая импортозамещение, до 25 млрд за прошлый год, то есть рост в три-четыре раза. Вот такой прямой контакт промышленников с крупными государственными заказчиками даёт возможность создавать очень эффективные интеграционные промышленные кластеры.
Д.Медведев: Очень важно вовлекать ещё в подобные проекты и малый и средний бизнес, потому что на линии дальнейшей кооперации должны стоять именно такие компании. Надеюсь, что это и у вас понимают, и в «Газпроме» тоже.
А.Гордеев: В марте обещал приехать Александр Арнольдович Браверман (генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»). Мы как раз вот эту схему разрабатываем. Нам понятно, что малый бизнес напрямую с госзаказчиками работать вряд ли сможет. А вот если его привлечь к кластеру, и чтобы он был уже в кооперации с крупными промышленными предприятиями регионального уровня, то здесь действительно есть возможность поработать и дать большую долю.
Д.Медведев: Ну и с государственными заказчиками малый и средний бизнес должен работать, потому что есть даже специальные правила законодательные, которые отдают ему определённую долю рынка. Другое дело, вы правы в том смысле, что это не всегда для него легко, и, скажем прямо, эти крупные государственные заказчики не бегают за малым бизнесом, тем более он разнородный, и не всегда понятно, что он может, чего не может. Но через участие государственных компаний, через вот эти кластеры, о которых вы говорите, через эти новые промышленные мощности, которые создаются, точно нужно привлекать малый и средний бизнес. Так что это необходимо делать.
<…>