О новых правилах распределения субсидий регионам.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 29 февраля 2016 года.
<…>
Д.Медведев: И ещё один вопрос, который я хотел бы в публичной части затронуть. Почему? Потому что мы о нём говорили недавно во время поездки в Калининград: это новые правила распределения субсидий для регионов. Обсуждали в Правительстве, обсуждали на комиссии в Калининградской области. Надо, безусловно, простимулировать регионы оперативно готовить всю документацию на получение субсидий. На то, чтобы расходовать средства эффективно, чтобы всё делать вовремя. Это связано и с самим механизмом предоставления субсидий, и, конечно, с ответственной позицией руководителей регионов, от неё очень многое зависит.
Скажем прямо, у нас страна сложная, субъектов Федерации, то есть российских территорий, много, и ситуация в них очень и очень разная. Это, конечно, связано и с теми социально-экономическими условиями, которые сложились в регионах, но не в последнюю очередь и с отношением руководителей субъектов Федерации, с тем, насколько оперативно они работают, насколько правильно они организуют эту деятельность.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), вы это направление в Правительстве ведёте, мы с вами неоднократно обсуждали и плюсы и минусы, говорили о необходимости повышения ответственности губернаторов за всё, что делается.
Как будет построена работа по исполнению этих документов?
Д.Козак: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить: 30 сентября 2014 года, то есть почти полтора года назад, постановлением Правительства №999 были существенно обновлены общие правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. Указанными правилами была установлена финансовая ответственность, с одной стороны, федеральных органов исполнительной власти за своевременное распределение и доведение до субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, а с другой стороны, ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за выполнение принятых (я хотел бы подчеркнуть, добровольно принятых) ими при получении субсидий обязательств по достижению конечных результатов работы по развитию тех отраслей, на финансирование которых предоставляются субсидии.
Речь идёт о подавляющем большинстве отраслей экономики социальной сферы, на прямое финансирование либо финансовую поддержку которых направляются средства федерального, региональных и местных бюджетов – от государственной поддержки малого бизнеса, промышленности до развития массового спорта. Практически во всех сферах, в которых работает Правительство, предоставляются субсидии регионам и муниципалитетам, за исключением, может быть, обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, – 91 субсидия в 2015 году.
Механизм взаимной ответственности призван создать дополнительные, материальные на этот раз, стимулы для федеральных органов исполнительной власти к максимально точному планированию бюджетных расходов и достижению конкретных результатов, которые всегда заявляются в обосновании потребности бюджетного финансирования. На региональном уровне это стимул к безусловному выполнению обязательств, которые добровольно ими приняты при получении этих трансфертов, и, как Вы уже правильно сказали, в условиях федеративного устройства нашей страны, в условиях самостоятельности органов местного самоуправления (а это 24 тыс. муниципалитетов). Только безусловное выполнение взаимных обязательств может обеспечить скоординированную работу по управлению социально-экономическими процессами и по эффективному использованию бюджетных средств на всех уровнях.
Практическое применение этих новых правил было начато в прошедшем, 2015 году с предъявления мер ответственности к федеральным органам исполнительной власти. Я напомню, что в связи с несвоевременным распределением и доведением до субъектов Российской Федерации субсидий 7,7 млрд рублей были изъяты у федеральных главных распорядителей бюджетных средств и направлены на другие цели. Для регионов введение в действие указанных правил было предусмотрено начиная с текущего, 2016 года. В соответствии с действующим сегодня постановлением при невыполнении до 31 декабря года, в котором были получены субсидии, региональными органами власти своих обязательств им предоставляется льготный период до 1 апреля следующего года для устранения допущенных в предыдущем году нарушений, и при неустранении в этот срок – до 1 апреля – указанных нарушений весь объём субсидий, предоставленных на финансирование нарушенных обязательств, подлежит возврату в федеральный бюджет.
По состоянию на 1 января 2016 года оказались неиспользованными 72,2 млрд рублей из предоставленных в 2015 году субсидий общим объёмом 428 млрд.
Д.Медведев: То есть пятая часть практически?
Д.Козак: Да. Это такое финансовое выражение общего объёма обязательств, которые были региональными, местными органами власти нарушены по состоянию на конец прошлого года. Итоги работы по устранению в этот льготный период, I квартал, указанных нарушений, в соответствии с действующими правилами должны быть подведены в период с 1 апреля до 1 мая текущего года, и тогда определится общий объём субсидий, которые подлежат возврату. Там, где будут выполнены обязательства, субсидии не подлежат возврату, где не будут, безусловно, без всяких оговорок, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
В связи с напряжённостью региональных и местных бюджетов, а также с учётом того, что мера финансовой ответственности региональных властей в текущем году будет применяться впервые, и в связи с тем, что очевидно из этих 72 млрд рублей вряд ли значительная часть будет исполнена и до 1 апреля будут устранены нарушения, Вами подписано сегодня постановление, которым вносится изменение в 999-е постановление. Прежде всего вводится на 2016 год (только на текущий год) переходное положение, которым предусматривается, во-первых, сокращение только в 2016 году до 30% объёма субсидий, предоставленных в 2015 году, которые подлежат возврату в федеральный бюджет в случае невыполнения соответствующих обязательств. Напомню, что в 2017 году в дальнейшем эти льготы, это переходное положение действовать не будут и все 100% субсидий, которые предоставлены в предыдущем году, при невыполнении обязательств должны возвращаться в федеральный бюджет.
Второе. Также в этом году для всех регионов предусматривается возможность продления срока устранения нарушений обязательств предыдущего года до 1 сентября 2016 года. Но такое продление возможно только при предоставлении федеральными органами исполнительной власти письменных обоснований возникновения существенных негативных последствий для социально-экономического положения субъектов Российской Федерации и при наличии письменных обязательств высших должностныхлиц субъектов Российской Федерации о том, что они в этот срок устранят соответствующие нарушения. При отсутствии таких обоснований и таких обязательств освобождения от финансовой ответственности или переноса сроков выполнения обязательств не будет.
Кроме вот этих двух позиций в переходных положениях вводятся и уточнения в правила, которые действуют на постоянной основе. Первое. Предоставляется органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, где в период действия соглашения о предоставлении субсидий сменилось высшее должностное лицо, право в любом случае обратиться в Правительство с просьбой продлить до 1 сентября следующего года срок для устранения выявленных нарушений обязательств субъекта Российской Федерации.
Второе. Сегодня допускается по общему бюджетному законодательству при неиспользовании в предыдущем финансовом году средств субсидий подтверждение потребности в следующем финансовом году. У нас, к сожалению, сложилась негативная практика, как вот, например, сегодня, с просьбой подтвердить потребность субсидий, которые были предоставлены в 2013 году: они переносятся с 2013-го на 2014-й, с 2014-го на 2015-й, с 2015-го теперь на 2016-й... Эта практика этими правилами прекращается, можно только один раз подтвердить потребность, и то только при наличии обязательств субъекта Российской Федерации, что он до 1 апреля следующего года исправит допущенные нарушения.
И последнее, что вносится на постоянной основе, – это ужесточение условий предоставления субсидий на вновь начинаемые стройки. Не допускается предоставление субсидий на вновь начинаемые стройки, если есть незавершённое строительство, аналогичные объекты, которые финансировались за счёт субсидий из федерального бюджета.
В завершение хочу сказать, что остался месяц до 1 апреля. Всем – и субъектам Российской Федерации, и федеральным органам исполнительной власти – необходимо принять исключительные меры для того, чтобы по максимуму выполнить обязательства, которые они брали до 31 декабря прошлого года, исправить всё, чтобы не возвращать в федеральный бюджет огромный объём субсидий, который будет очень ощутим для каждого субъекта Российской Федерации.
Д.Медведев: Понятно. Сегодня всем трудно. Субъектам непросто, мы им помогаем, деньги даём дополнительные. Но надо, чтобы каждый руководитель нашей территории, нашего края, области, республики ощущал персональную ответственность за все финансовые решения, которые он принимает, в том числе по использованию федеральных средств. Очень часто наши коллеги мыслят таким образом: не используем в этом году – используем в следующем году, простят, перенесут, если что-то просрочим, примут решение о смягчении правил и так далее. Хочу обратить внимание: уже хватит. И целый ряд решений, принятых недавно, свидетельствует о том, что далеко не во всех случаях следует прощать такого рода нерасторопность и неэффективную работу. Поэтому, во-первых, призываю всех губернаторов призадуматься о том, как они будут эти правила исполнять.
Во-вторых, Дмитрий Николаевич, вы ещё раз всем растолкуйте через свой аппарат, через министерство, каким образом такого рода субсидии будут расходоваться, чтобы мы не получили через некоторое время письма вроде: «Ах, я не успел, я не смог! Помогите, нам тяжело» – и так далее.
Считаю, что ряд послаблений, которые сделаны, должны быть использованы руководителями регионов для того, чтобы улучшить, оптимизировать свою работу по финансовому направлению. Если же они с этим не справятся, тогда будем также обсуждать, что с этим делать, включая и вопросы дисциплинарной ответственности, выходить с соответствующими предложениями, как это было сделано в отношении, например, ветхого жилья, что вполне заслуженно и объективно.
<…>