В повестке: о работе Правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших и содействию в ликвидации последствий аварии на шахте «Северная»; о подготовке пуска ракеты-носителя «Союз-2» с космодрома Восточный; о новых правилах распределения субсидий регионам; о субсидиях на строительство и модернизацию школ.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Дмитрия Рогозина о подготовке пуска ракеты-носителя «Союз-2» с космодрома Восточный
Сообщение Дмитрия Козака о новых правилах распределения субсидий регионам
Брифинг Ольги Голодец по завершении совещания
Из стенограммы:
Д.Медведев: Давайте начнём с тяжёлой, печальной темы – событий в Воркуте. На шахте «Северная» произошла серия взрывов, погибли люди – и шахтёры, и горноспасатели. От имени Правительства хочу ещё раз выразить соболезнования их семьям, их близким.
То, что случилось, – безусловно, большая трагедия. Профессия шахтёра и спасателя тоже, к сожалению, связана с риском для жизни. Тяжёлых последствий избежать далеко не всегда получается. По итогам того, что произошло, должны быть сделаны выводы. В связи с этими событиями были даны поручения – и президентские и правительственные: всем, кому требуется, должна быть оказана помощь. Она, собственно, уже оказывается. Это прямая ответственность и руководства региона, и самой компании.
По указанию Президента была сформирована правительственная комиссия. Её возглавил Аркадий Владимирович Дворкович. Целый ряд решений тоже был принят, включая материальные выплаты. Но они идут по разным направлениям, в любом случае нужно обеспечить такой режим этих выплат, чтобы деньги были предоставлены без задержек и без каких-либо бюрократических проволочек.
Аркадий Владимирович, вы вчера были на месте событий, мы вчера с вами по телефону разговаривали. Расскажите коротко, как обстоит ситуация.
А.Дворкович: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
25 февраля этого года в 14.22 произошёл взрыв метана на отметке 748 метров на шахте «Северная» («Воркутауголь»). Шахта принадлежит компании «Северсталь». В результате на данный момент погибшими считаются 36 человек, включая 31 горняка и пять спасателей. Спасательные работы продолжались до ночи с субботы на воскресенье, до того момента, пока оставалась надежда, что 26 горняков, остававшихся в забое, могут быть спасены. К сожалению, при проведении спасательных работ погибло шесть человек – в результате ещё одного взрыва и ударной волны в результате этого взрыва.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 29 февраля 2016 года
На настоящий момент все спасательные действия, операции прекращены, приостановлены. Ведутся работы по закрытию шахтных стволов для снижения уровня кислорода и последующей закачки азота с целью прекращения пожара на шахте. После этого будут приниматься решения о дальнейшей судьбе шахты. Технический комитет работает на месте, ведутся необходимые технические расчёты с участием всех лучших специалистов, которые у нас есть в стране.
В Республике Коми объявлен трёхдневный траур по погибшим. Сегодня, в настоящее время как раз, проходит прощание с первыми четырьмя погибшими горняками и будут похороны. С девяти утра сегодняшнего дня организованы выплаты семьям погибших и пострадавшим, в настоящее время идут выплаты от компании, страховые выплаты и выплаты от региона.
По результатам вчерашней работы на месте и обсуждения со всеми коллегами предлагается также осуществить выплаты из федерального бюджета. Проект нормативно-правового акта будет представлен Вам до заседания Правительства в четверг. В четверг возможно будет его рассмотреть. Кроме того, предусмотрены выплаты из Фонда социального страхования, они начнутся после завершения всех юридических формальностей буквально в ближайшие дни.
Кроме того, семьям оказывается иная помощь, в том числе психологическая, медицинская помощь. Медики работают на месте – несколько бригад скорой помощи, неотложной помощи, выехали специалисты в том числе из Москвы по поручению Ольги Юрьевны (Голодец) и Минздрава России.
Мы вчера были в больнице. В стационаре находится девять человек, из которых у четверых средней степени тяжести травмы, пятеро – с лёгкой степенью тяжести, в более-менее нормальном состоянии. Психологическое состояние непростое, но держатся хорошо горняки, спасатели. Один из спасателей (вчера мы с ним беседовали), притом что сам получил переломы, достаточно сложные травмы, вытащил ещё двоих человек при выходе из шахты.
МЧС уже готовит наградные материалы как на погибших товарищей, так и на тех, кто героически вёл спасательные работы.
Дано указание провести обследование соседних шахт. Все шахты находятся поблизости друг от друга, и сейсмические события могли вызвать теоретически повреждения. Пока никаких данных об этом нет, всё в штатном режиме. Тем не менее я дал указание всё ещё раз перепроверить, пройти по всем шахтам, чтобы минимизировать риски каких-либо возможных аварий.
Следственный комитет, прокуратура ведут необходимые следственные действия, на месте собираются все данные, проводятся необходимые следственные мероприятия, оценка событий. На данный момент, исходя из анализа данных как Ростехнадзора, так и Следственного комитета, видно, что произошёл скачкообразный подъём уровня метана, то есть скачкообразный выброс, постепенного повышения уровня не было, датчики ничего такого не фиксировали, и предотвратить данный выброс средствами контроля было фактически невозможно. Это предварительная оценка событий. Дальнейшие действия осуществлялись по регламенту, но, к сожалению, повторяющиеся взрывы привели тем не менее к дополнительным жертвам.
Ещё одна тема, которая серьёзно обсуждается, и по ней будут приняты отдельные решения, – это будущее сотрудников шахты. Даже при оптимистичном сценарии развития событий, если шахту удастся восстановить, это займёт несколько месяцев по крайней мере…
Д.Медведев: Сколько там людей работает?
А.Дворкович: Работает более 900 человек: 600 непосредственно шахтёров, 300 с небольшим вспомогательных работников. Большинство из них будет трудоустроено на соседние и другие шахты. Зарплата в любом случае будет выплачиваться, даже не трудоустроенным определённое время. В любом случае все указания даны, чтобы максимально все были заняты именно на рабочих местах и, таким образом, не было никаких социальных проблем. Тем не менее ряд сотрудников требует пока диспансерного обслуживания, и им выданы справки о нетрудоспособности, ведётся постоянное наблюдение, все медосмотры проводятся, практически все сотрудники, которые были в шахте, прошли медосмотр, сейчас проводится медосмотр других сотрудников шахты. Будет организован также дополнительно летний отдых детей сотрудников. Сейчас готовим все списки, эта работа также будет завершена в необходимые сроки, чтобы летом дети могли выехать на юг.
Ещё раз скажу, что по всему комплексу вопросов ведётся работа, она ведётся интенсивно. Это требует ещё нескольких дней, я имею в виду и сами выплаты, и работу технических служб, технического комитета, определение мест трудоустройства, будущего шахты. Комиссия будет контролировать этот вопрос, завтра будет очередное заседание комиссии, на котором заслушаем информацию обо всех выполненных действиях, будут даны необходимые указания.
Д.Медведев: Хорошо. Вы, естественно, продолжайте контролировать, принимайте оперативные решения. В случае необходимости принятия решений на уровне Правительства, если это потребуется, докладывайте мне. Это первое.
И второе. Нужно в целом обсудить ситуацию в угольной отрасли, не только в связи с этим трагическим происшествием, а в общем контексте, имея в виду текущую ситуацию в экономике. Давайте запланируем такое совещание. Проработайте предложения и по направлению безопасности, и по вопросам экономического развития угольной отрасли в нашей стране.
Теперь у нас набор других вопросов. Коллеги находятся на Восточном. Строительство сложное, находится под контролем Президента, Правительства, постоянно наши коллеги по Правительству ездят на космодром, вот сейчас находятся как раз тоже там.
В этом месяце на космодроме завершён один из важнейших этапов подготовки к первому пуску: в монтажно-испытательном корпусе выполнена сборка ракеты-носителя «Союз-2», проведён полный цикл её подготовительных тестов, проверка наземного оборудования, и на космодром доставлены два из трёх космических аппаратов. Технику, безусловно, нужно самым тщательным образом подготовить – сейчас коллеги доложат о том, как обстоят дела. При этом нельзя забывать и о тех, кто трудится на космодроме. От них зависит успех запусков, поэтому хотел бы, чтобы также было доложено об обеспечении жильём специалистов, которые работают на космодроме. Для них строились дома, два из этих домов, насколько я знаю, уже заселяются, ещё восемь домов строятся. Когда я в прошлом году, в августе 2015 года, посещал Восточный, мы обсуждали эту тему – темпы строительства были неудовлетворительные, а это затрагивает людей, которые, собственно, трудятся на космодроме, принимают решения. Поэтому есть и реальная ситуация, которая развивается в целом, и есть, наверное, какие-то нюансы, о которых следовало бы доложить.
Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.Рогозину), как идёт подготовка к пуску и какова ситуация с жильём для работников?
Д.Рогозин (в режиме селекторного совещания): Дмитрий Анатольевич, вот за нашей спиной как раз находится собранная ракета-носитель «Союз-2». Она практически прошла всё необходимое тестирование. В соседнем монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов также идут автономные испытания космических аппаратов, о которых Вы уже сказали. 3-го числа будет доставлен космический аппарат «Ломоносов», 4-го он будет здесь уже, также начнутся его необходимые испытания. Как Вы видите, мы уже находимся в белых халатах, то есть соблюдаются нормы особой чистоты. Здесь, в этом корпусе, девятый класс чистоты, в соседнем – ещё более высокий класс чистоты, восьмой. Можно сравнить практически с операционным залом.
Что касается стартового комплекса (мы там тоже сегодня побывали), сегодня там закончены автономные испытания на трёх блоках сжатых газов, кислорода и керосина, а также закончены автономные испытания мобильной башни обслуживания. В целом мы в графике, и примерно 12–14 марта «Роскосмос» и его специалисты планируют принять необходимые решения, связанные с датой сухого вывоза ракеты на огневое кольцо (это будут уже двадцатые числа марта), после чего, можно сказать, мы открываем обратный отсчёт перед пуском ракеты «Союз-2».
Вы затронули вопрос по жилью. Мы сегодня были там, посетили семьи специалистов, которые уже заехали в своё служебное жильё. Два дома заселены, два дома готовятся к заселению. Сегодня было принято решение о том, что в мартовские праздники, в ближайшие дни, специалисты получат уже смотровые ордера и осмотрят свои служебные квартиры, поэтому речь идёт о четырёх домах. Что касается остальных домов, три дома будут достроены к концу мая и ещё пять домов – к концу сентября, до конца года – ещё два дома. Итого мы имеем на сегодняшний момент 300 квартир для специалистов, а к концу года – 1206 квартир.
Д.Медведев: Этого хватит?
Д.Рогозин: Этого хватит на весь период, связанный и с подготовкой пуска, и с подготовкой следующих видов работ, которые связаны со вторым этапом строительства космодрома Восточный.
Все специалисты здесь, на месте, с предприятий – изготовителей ракеты и разгонника, самих космических аппаратов, специалисты с Байконура. Они приезжают сюда не вахтовым методом работать, а как на постоянное место жительства.
Поэтому хочу также доложить: мы с Игорем Анатольевичем (Игорь Комаров – генеральный директор государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос») сегодня убедились в том, что итоги автономных испытаний положительные. Замечания есть, но они не носят критического характера и будут устранены в ближайшие дни. В целом здесь, на космодроме, царит деловая, серьёзная обстановка, все готовятся к самому важному событию для всей ракетно-космической отрасли – к пуску первой ракеты с космодрома Восточный.
Д.Медведев: Хорошо. Тогда, Дмитрий Олегович, прошу и вас, и Игоря Анатольевича тоже максимально тщательно смотреть за всеми технологическими этапами, естественно, докладывать сюда, в центр. Вы регулярно бываете на самом космодроме, по сути, в оперативном ключе следите за тем, что там происходит.
Что же касается социальной составляющей, ещё раз подчеркиваю, она носит исключительно важный характер, потому что наша задача не только подготовиться к первому пуску, хотя это этапное событие в жизни страны, в жизни нашей космической отрасли, но и обеспечить нормальную работу космодрома на ближайшие годы, скажем прямо, на десятилетия. Это связано с квалифицированными кадрами, со специалистами, которые приехали и готовы трудиться в этом, в общем-то, не самом простом для жизни месте. Поэтому контролируйте и докладывайте. И всего вам доброго!
Д.Рогозин: Есть, Дмитрий Анатольевич. Спасибо.
Д.Медведев: До свидания.
И ещё один вопрос, который я хотел бы в публичной части затронуть. Почему? Потому что мы о нём говорили недавно во время поездки в Калининград: это новые правила распределения субсидий для регионов. Обсуждали в Правительстве, обсуждали на комиссии в Калининградской области. Надо, безусловно, простимулировать регионы оперативно готовить всю документацию на получение субсидий. На то, чтобы расходовать средства эффективно, чтобы всё делать вовремя. Это связано и с самим механизмом предоставления субсидий, и, конечно, с ответственной позицией руководителей регионов, от неё очень многое зависит.
Скажем прямо, у нас страна сложная, субъектов Федерации, то есть российских территорий, много, и ситуация в них очень и очень разная. Это, конечно, связано и с теми социально-экономическими условиями, которые сложились в регионах, но не в последнюю очередь и с отношением руководителей субъектов Федерации, с тем, насколько оперативно они работают, насколько правильно они организуют эту деятельность.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), вы это направление в Правительстве ведёте, мы с вами неоднократно обсуждали и плюсы и минусы, говорили о необходимости повышения ответственности губернаторов за всё, что делается.
Как будет построена работа по исполнению этих документов?
Д.Козак: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить: 30 сентября 2014 года, то есть почти полтора года назад, постановлением Правительства №999 были существенно обновлены общие правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. Указанными правилами была установлена финансовая ответственность, с одной стороны, федеральных органов исполнительной власти за своевременное распределение и доведение до субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, а с другой стороны, ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за выполнение принятых (я хотел бы подчеркнуть, добровольно принятых) ими при получении субсидий обязательств по достижению конечных результатов работы по развитию тех отраслей, на финансирование которых предоставляются субсидии.
Речь идёт о подавляющем большинстве отраслей экономики социальной сферы, на прямое финансирование либо финансовую поддержку которых направляются средства федерального, региональных и местных бюджетов – от государственной поддержки малого бизнеса, промышленности до развития массового спорта. Практически во всех сферах, в которых работает Правительство, предоставляются субсидии регионам и муниципалитетам, за исключением, может быть, обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, – 91 субсидия в 2015 году.
Механизм взаимной ответственности призван создать дополнительные, материальные на этот раз, стимулы для федеральных органов исполнительной власти к максимально точному планированию бюджетных расходов и достижению конкретных результатов, которые всегда заявляются в обосновании потребности бюджетного финансирования. На региональном уровне это стимул к безусловному выполнению обязательств, которые добровольно ими приняты при получении этих трансфертов, и, как Вы уже правильно сказали, в условиях федеративного устройства нашей страны, в условиях самостоятельности органов местного самоуправления (а это 24 тыс. муниципалитетов). Только безусловное выполнение взаимных обязательств может обеспечить скоординированную работу по управлению социально-экономическими процессами и по эффективному использованию бюджетных средств на всех уровнях.
Практическое применение этих новых правил было начато в прошедшем, 2015 году с предъявления мер ответственности к федеральным органам исполнительной власти. Я напомню, что в связи с несвоевременным распределением и доведением до субъектов Российской Федерации субсидий 7,7 млрд рублей были изъяты у федеральных главных распорядителей бюджетных средств и направлены на другие цели. Для регионов введение в действие указанных правил было предусмотрено начиная с текущего, 2016 года. В соответствии с действующим сегодня постановлением при невыполнении до 31 декабря года, в котором были получены субсидии, региональными органами власти своих обязательств им предоставляется льготный период до 1 апреля следующего года для устранения допущенных в предыдущем году нарушений, и при неустранении в этот срок – до 1 апреля – указанных нарушений весь объём субсидий, предоставленных на финансирование нарушенных обязательств, подлежит возврату в федеральный бюджет.
По состоянию на 1 января 2016 года оказались неиспользованными 72,2 млрд рублей из предоставленных в 2015 году субсидий общим объёмом 428 млрд.
Д.Медведев: То есть пятая часть практически?
Д.Козак: Да. Это такое финансовое выражение общего объёма обязательств, которые были региональными, местными органами власти нарушены по состоянию на конец прошлого года. Итоги работы по устранению в этот льготный период, I квартал, указанных нарушений, в соответствии с действующими правилами должны быть подведены в период с 1 апреля до 1 мая текущего года, и тогда определится общий объём субсидий, которые подлежат возврату. Там, где будут выполнены обязательства, субсидии не подлежат возврату, где не будут, безусловно, без всяких оговорок, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
В связи с напряжённостью региональных и местных бюджетов, а также с учётом того, что мера финансовой ответственности региональных властей в текущем году будет применяться впервые, и в связи с тем, что очевидно из этих 72 млрд рублей вряд ли значительная часть будет исполнена и до 1 апреля будут устранены нарушения, Вами подписано сегодня постановление, которым вносится изменение в 999-е постановление. Прежде всего вводится на 2016 год (только на текущий год) переходное положение, которым предусматривается, во-первых, сокращение только в 2016 году до 30% объёма субсидий, предоставленных в 2015 году, которые подлежат возврату в федеральный бюджет в случае невыполнения соответствующих обязательств. Напомню, что в 2017 году в дальнейшем эти льготы, это переходное положение действовать не будут и все 100% субсидий, которые предоставлены в предыдущем году, при невыполнении обязательств должны возвращаться в федеральный бюджет.
Второе. Также в этом году для всех регионов предусматривается возможность продления срока устранения нарушений обязательств предыдущего года до 1 сентября 2016 года. Но такое продление возможно только при предоставлении федеральными органами исполнительной власти письменных обоснований возникновения существенных негативных последствий для социально-экономического положения субъектов Российской Федерации и при наличии письменных обязательств высших должностныхлиц субъектов Российской Федерации о том, что они в этот срок устранят соответствующие нарушения. При отсутствии таких обоснований и таких обязательств освобождения от финансовой ответственности или переноса сроков выполнения обязательств не будет.
Кроме вот этих двух позиций в переходных положениях вводятся и уточнения в правила, которые действуют на постоянной основе. Первое. Предоставляется органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, где в период действия соглашения о предоставлении субсидий сменилось высшее должностное лицо, право в любом случае обратиться в Правительство с просьбой продлить до 1 сентября следующего года срок для устранения выявленных нарушений обязательств субъекта Российской Федерации.
Второе. Сегодня допускается по общему бюджетному законодательству при неиспользовании в предыдущем финансовом году средств субсидий подтверждение потребности в следующем финансовом году. У нас, к сожалению, сложилась негативная практика, как вот, например, сегодня, с просьбой подтвердить потребность субсидий, которые были предоставлены в 2013 году: они переносятся с 2013-го на 2014-й, с 2014-го на 2015-й, с 2015-го теперь на 2016-й... Эта практика этими правилами прекращается, можно только один раз подтвердить потребность, и то только при наличии обязательств субъекта Российской Федерации, что он до 1 апреля следующего года исправит допущенные нарушения.
И последнее, что вносится на постоянной основе, – это ужесточение условий предоставления субсидий на вновь начинаемые стройки. Не допускается предоставление субсидий на вновь начинаемые стройки, если есть незавершённое строительство, аналогичные объекты, которые финансировались за счёт субсидий из федерального бюджета.
В завершение хочу сказать, что остался месяц до 1 апреля. Всем – и субъектам Российской Федерации, и федеральным органам исполнительной власти – необходимо принять исключительные меры для того, чтобы по максимуму выполнить обязательства, которые они брали до 31 декабря прошлого года, исправить всё, чтобы не возвращать в федеральный бюджет огромный объём субсидий, который будет очень ощутим для каждого субъекта Российской Федерации.
Д.Медведев: Понятно. Сегодня всем трудно. Субъектам непросто, мы им помогаем, деньги даём дополнительные. Но надо, чтобы каждый руководитель нашей территории, нашего края, области, республики ощущал персональную ответственность за все финансовые решения, которые он принимает, в том числе по использованию федеральных средств. Очень часто наши коллеги мыслят таким образом: не используем в этом году – используем в следующем году, простят, перенесут, если что-то просрочим, примут решение о смягчении правил и так далее. Хочу обратить внимание: уже хватит. И целый ряд решений, принятых недавно, свидетельствует о том, что далеко не во всех случаях следует прощать такого рода нерасторопность и неэффективную работу. Поэтому, во-первых, призываю всех губернаторов призадуматься о том, как они будут эти правила исполнять.
Во-вторых, Дмитрий Николаевич, вы ещё раз всем растолкуйте через свой аппарат, через министерство, каким образом такого рода субсидии будут расходоваться, чтобы мы не получили через некоторое время письма вроде: «Ах, я не успел, я не смог! Помогите, нам тяжело» – и так далее.
Считаю, что ряд послаблений, которые сделаны, должны быть использованы руководителями регионов для того, чтобы улучшить, оптимизировать свою работу по финансовому направлению. Если же они с этим не справятся, тогда будем также обсуждать, что с этим делать, включая и вопросы дисциплинарной ответственности, выходить с соответствующими предложениями, как это было сделано в отношении, например, ветхого жилья, что вполне заслуженно и объективно.
И я хотел привлечь внимание к одному документу, который подписан. Он касается распределения денег по поддержке регионов для того, чтобы заниматься строительством и модернизацией школ.
Ольга Юрьевна, просто хочу обратить внимание: я такой документ подписал. Правила распределения субсидий на строительство и модернизацию школ утверждены, прошу вас организовать эту работу (и в случае необходимости дать все комментарии по этому поводу) во взаимодействии с теми политическими силами, которые активно занимаются этой темой, включая, кстати сказать, «Единую Россию», потому что эта партия находится у власти во всех регионах и, собственно, отвечает с точки зрения организации законодательной деятельности, да и исполнительной власти, за этот процесс. Прошу во взаимодействии всё это организовать.
<…>