Д.Медведев: «Год российского кино был задуман для того, чтобы поддержать киноиндустрию, создать стимулы для её развития, способствовать укреплению интереса наших людей к хорошим национальным фильмам. Только в прошлом году общий объём средств государственной поддержки составил 6,2 млрд рублей».
Посещение Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Посещение Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова. Осмотр учебной киностудии
Посещение Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова. На занятиях по сценическому движению и танцам
Перед заседанием Дмитрий Медведев посетил Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова, где, в частности, ознакомился с работой учебной киностудии и мастерской анимационных и мультимедийных технологий. Председатель Правительства также побывал на занятиях по актёрскому мастерству и по сценическому движению и танцам.
Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги. У нас уже шестое заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. Мы его проводим ещё и в Год российского кино, поэтому, наверное, это вдвойне важно. Такой год, как известно, был задуман для того, чтобы по мере возможностей поддержать киноиндустрию, создать стимулы для её развития, постараться способствовать укреплению интереса наших людей к хорошим национальным фильмам. Сегодня мы обсудим вопросы, которые стоят перед отраслью, их, естественно, меньше не становится, особенно в период, когда денег немного, и поговорим о планах на будущее.
Совет у нас проходит в легендарном ВГИКе, из стен которого вышли многие знаменитые кинорежиссёры, актёры, операторы, сценаристы, продюсеры. Именно им мы как раз и обязаны за те фильмы, которые любят наши люди и наша страна. Я сейчас прошёлся, посмотрел, всё выглядит в целом неплохо с учётом того, что мы находимся в новом корпусе, который наконец построили. Надеюсь, что он будет таким же удачным для выполнения основных задач ВГИКа.
Во всяком случае в последние годы мы старались принимать меры, направленные на поддержку отечественного кинематографа. Только в прошлом году, напомню, общий объём средств государственной поддержки составил 6,2 млрд рублей. В 2014 году чуть-чуть больше было, но в целом цифры приблизительно одинаковые. Результаты, безусловно, есть. Растёт не просто общее число российских кинопроектов. Появляется всё больше успешных картин (хотя это, понятно, для искусства всегда тема сложная), которые завоёвывают престижные награды, становятся событием на наших внутренних, российских, и международных фестивалях. Это относится к разным жанрам, в значительной мере это относится и к российским анимационным фильмам – они всё более уверенно выходят на мировой рынок, и не только потому, что используют универсальный язык. Отечественная школа мультипликации, анимации признана одной из лучших в мире. В последние годы там тоже наблюдается подъём. Так что это не может не радовать, тем более что этот год юбилейный для «Союзмультфильма» – ему исполняется 80 лет. Надеюсь, что к этому периоду откроется и современное здание киностудии. Давайте мы сегодня поговорим в целом о ситуации, в том числе и о ситуации в нашей мультипликации.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, 17 февраля 2016 года
Перемены ждут различные наши предприятия, киностудии – это и «Мосфильм», и «Ленфильм», и студия имени Горького. Сейчас сформированы планы развития каждой из студий. На «Мосфильме» в рамках инвестиционного договора планируется создать, как известно, многофункциональный культурный центр. «Ленфильм» реализует масштабный план по реконструкции и техническому обновлению за счёт кредита, который был открыт под государственную гарантию. На базе Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького создаётся также многопрофильный кинематографический центр.
Проведение года кино – возможность не только обратить внимание государства на такую важную сферу культуры, как кинематография, но и реализовать вполне конкретные меры. Наверное, в этом и цель нашей с вами встречи, нашего заседания Правительственного совета, – именно поговорить по конкретным мерам, связанным с поддержкой нашего кино.
Целый ряд решений вы знаете. Будут переоборудованы кинотеатры, в первую очередь в небольших городах. В некоторых из них появятся новые современные кинозалы, в центрах культурного развития, которые сейчас также строятся. На эти цели мы специальные средства направляли регионам: в прошлом году около 700 млн рублей, и ещё 1,5 млрд будет выделено в этом году.
Конечно, мы продолжим поддержку киноиндустрии как таковой, но ясно, что в нынешней экономической ситуации деньги нужно расходовать предельно эффективно. Вы знаете, по основным отраслям, которые получают государственную поддержку, а это у нас ведущие отрасли, мы ввели механизм казначейского сопровождения всех субсидий, которые выделяются из государственного бюджета. Знаю, что в кинематографическом сообществе есть опасения, что этот механизм затруднит кинопроцесс, поскольку он слишком формальный, не способен к принятию решений по конкретным эпизодам, связанным с киносъёмкой, выполнением других задач. Я поручение на сей счёт дал, сегодня готов также обсудить с вами вопросы, которые существуют. Мы, конечно, посмотрим и другие темы. В общем, всё, что вы полагаете правильным обсудить, с учётом того, что мы не настолько часто встречаемся, я готов обсудить вместе с вами.
Сейчас я попрошу выступить Министра культуры с коротким сообщением о том, как дела, куда деньги предполагаете направлять, какие предлагаете варианты, для того чтобы эти деньги использовать. А потом послушаем других коллег. Пожалуйста.
В.Мединский: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Прежде всего, что касается поручений прошлого Правительственного совета, все поручения выполнены, все сняты с контроля, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Сняты с контроля, потому что выполнены?
В.Мединский: Потому что выполнены, да. Теперь немного о текущем моменте. Господдержка киноотрасли в прошлом году, как было сказано, – 6,2 млрд рублей, 123 новых художественных кинофильма российского производства вышли в 2015 году в прокат. При этом доля российского кино, по проданным билетам, то есть по головам, третий год держится примерно на уровне 17%. Это существенно выше, чем 13%, которые были ранее, но всё равно нас не устраивает.
Что нового было сделано за последнее время? Мы зафиксировали квоту 25%. Четверть денег направляется на поддержку мультипликации и детского кино. Это нам позволяет выпускать существенно больше хороших мультфильмов (сейчас на «Оскар» номинируется очередной) и больших полнометражных детских кинофильмов. Мы впервые стали точечно поддерживать отдельные исторические или литературные сериалы, которые слишком масштабны, для того чтобы каналы в одиночку их потянули. Первые опыты подобной поддержки – это сериалы «Тихий Дон», «Екатерина Великая», «Бесы» по Достоевскому – показали, что они неожиданно получают максимальный рейтинг на телевидении. Я думаю, руководители каналов могут это подтвердить. Систематизировали поддержку всех кинофестивалей, было довольно разбросано. Сейчас поддерживаем около 50 больших кинофестивалей в стране. Выросли продажи российского кино за рубежом, этим занимаются Фонд кино и Министерство культуры. Впервые в этом году мы пробились на китайский рынок с нашими фильмами, самый закрытый, жёстко квотируемый. Наши фильмы будут там прокатываться на льготных основаниях.
Что касается наиболее болезненных вопросов. Квотирование, о котором много говорили, – это, конечно, было самое простое решение для поддержки отечественного кино. Однако в условиях кризиса и кинотеатры, и, как ни удивительно, отрасль единым фронтом выступили против квотирования. Тем не менее нам удалось подписать картельное соглашение о добровольном квотировании в размере 20% на 2016 год.
Д.Медведев: Аккуратнее с этими словами «картельное соглашение», а то Артемьев (И.Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы) услышит, вздрогнет от страха и представление вам сделает. Он борется с этим, вплоть до уголовной ответственности.
В.Мединский: Дмитрий Анатольевич, я не юрист, мне простительно.
Д.Медведев: Незнание закона…
В.Мединский: Не освобождает, да. Соглашение о том, что киносети берут на себя добровольное обязательство поддержать долю 20% по билетам по российским фильмам в 2016 году.
Д.Медведев: Это добровольное обязательство?
В.Мединский: Да, добровольное. Его поддержали без последствий. Не смогут – пожмём плечами. Его подписали 11 крупнейших киносетей. Если бы ещё две крупные киносети в последнюю секунду с этого соглашения не спрыгнули, можно было бы сказать, что подписали практически все крупнейшие игроки рынка.
По авторским отчислениям, на которые в значительной степени должны жить наши киностудии, оставшиеся в государственной собственности. Эти авторские отчисления получал до сих пор только «Мосфильм». Ни «Ленфильм», ни студия Горького, ни «Союзмультфильм» ничего не получали. Нам удалось по мере сил эти конфликты разрулить, и мы надеемся, что с текущего года и «Союзмультфильм», и другие наши студии будут получать дополнительное финансирование по линии Госфильмофонда для поддержки своих кинопроектов.
Мы также используем китайский опыт. Это было разрешено законом и ранее, и в общем-то непонятно, почему никогда Минкульт и Госкино этого не делали. Начали использовать практику так называемого раздвижения релизов, для того чтобы для отечественных блокбастеров освободить время, чтобы они не накладывались на какого-нибудь «Человека-паука». Стараемся договариваться так, чтобы фильмы выходили равномерно с целью максимальной прокатной отработки отечественных кинокартин, созданных при поддержке государства. Хотя это идёт непросто.
Важный вопрос, конечно, – воспитание хорошего вкуса у аудитории, и поэтому мы предложили для Минобразования три года назад, очистили от авторских прав и разместили на портале «Культура» 100 лучших российских кинофильмов. В этом году мы сделаем ещё и 100 лекций киноведов, крупнейших профессоров об этих лучших кинофильмах. Но, к большому сожалению, так и не удалось пока выйти на то, чтобы этот предмет, «история российского кино», хотя бы факультативно преподавался у нас в школе. Опять же, весь дидактический материал для этого есть. Хотя нам кажется, честно говоря, что нет лучшей иллюстрации к предметам «история» или «литература», чем показать хороший фильм в рамках этих уроков. Мы очень надеемся, Дмитрий Анатольевич, на Вашу поддержку, потому что без помощи Министерства образования так и будут наши дети «Дэдпул» смотреть. К хорошему кино во взрослом возрасте приучить очень тяжело.
Далее. По кинофикации. Как Вы сказали, мы планируем открыть в этом году 450 дополнительных кинозалов в малых городах с населением менее 100 тыс. человек. Это самая масштабная программа кинофикации в стране с начала 1970-х годов. Собственно, первая: после 1972 года таких консолидированных усилий государство не предпринимало. Фонд кино выдаёт субсидии по строго разработанным правилам на открытие новых кинозалов, оборудование их новейшим оборудованием, на котором можно показывать новинки. Люди по кино соскучились. У нас примерно 50 млн человек вообще никогда в кино не были. Нет такой физической возможности у них последние 20 лет, позакрывались кинотеатры в райцентрах все.
И условий, собственно, у нас два. Первое – это подключение в системе ЕАИС. Кстати, Дмитрий Анатольевич, об этом мы говорили в позапрошлом году на совете. Тогда ЕАИС охватывала примерно около трети с небольшим кинотеатров. Сейчас она охватывает 90–95%, и, более того, зарубежные системы параллельного подсчёта посещаемости кинотеатров, такие как Rentrak, теперь у нас запрашивают данные, сверяют свои данные с нашими. Можно сказать, что эта проблема в принципе решена. Это первое условие – подключение к ЕАИС.
Второе условие – в течение первых трёх лет после открытия кинозала он должен обеспечить 50% сеансов для российского кино. Кроме этого в 50 построенных многофункциональных культурных центрах будут открыты ещё 50 кинозалов со 100-процентным показом российского кино. Все эти средства дополнительно к 2,2 млрд изысканы из лимитов Министерства культуры. Также в 24 крупнейших цирках в этом году будут открыты большие кинотеатры с самым современным оборудованием. Поскольку цирковые представления идут далеко не каждый день, цирки простаивают, мы также договорились о том, что там будет показываться не просто 100% российского кино, а именно приоритет будет на кино для детей и на мультипликацию – как самая очевидная аудитория цирков.
Что касается законотворческой деятельности министерства за истекший год, мы нацелились на либерализацию законодательства в отношении нашей киноотрасли. В принципе два законопроекта, ожидаемых отраслью, внесены и находятся сейчас в Правительстве. Это разрешение на показ без прокатного удостоверения фильмов на кинофестивалях, и второе – также на разрешение на показ без прокатных удостоверений фильмов старых, которые уже перешли в национальное достояние и часто показываются вторым-третьим экраном. Собственно, проходить избыточные бюрократические формальности для этого нет никакого смысла.
Также согласно законопроекту, внесённому Министерством культуры, предполагается, что все фильмы, которые выходят при господдержке, будут теперь автоматически субтитрироваться, делаться тифлокомментирование для них, ну а также титры на иностранных языках, чтобы можно было эти фильмы быстрее продвигать за рубежом.
По Году кино. Как принято говорить, это большая честь, большая ответственность. В рамках Года кино мы запустим в конце декабря «Ночь российского кино», по аналогии с крайне популярными «Ночью музеев» (она уже идёт у нас четыре года во всероссийском масштабе) и «Ночью искусств» (три года идёт). «Ночь кино» также станет регулярной. Во всех регионах будут организованы open air, не только бесплатные показы отечественного кино, но и лекции киноведов, выступления актёров, то есть будем привлекать внимание к отечественным продуктам.
Также три больших открытия. Открытие новой съёмочной площадки на «Мосфильме», открытие после комплексной реконструкции новых павильонов на «Ленфильме» в мае этого года и открытие, надеемся, осенью впервые полноценного комплекса «Союзмультфильма» на улице Королёва, рядом с телевидением. Заранее приглашаем Вас, Дмитрий Анатольевич.
Большой объём мероприятий в рамках Года кино организуется и нашими подведомственными учреждениями. Из самых необычных, например... У нас сейчас 125 лет Прокофьеву, а он, как говорит коллега Гергиев, автор лучшего саундтрека всех времён и народов – музыки к фильму «Александр Невский». Поэтому на Дворцовой площади по ходу Петербургского экономического форума в течение нескольких дней будет организован масштабный открытый показ лучших отечественных кинолент. Например, саундтрек к «Александру Невскому» исполнит Мариинский театр вживую.
Пять самолётов «Аэрофлот» называет именами наших кинематографистов в этом году, уже решение принято. Несколько поездов «РЖД» также будут названы именами звёзд отечественного кино. Это навечно, навсегда. Запущен будет специализированный поезд в метро и так далее.
Самое главное, что мероприятия Года кино активно поддерживаются регионами. Есть большой план – около 3 тыс. мероприятий во всех регионах страны. Это и фестивали, и встречи, и запуски и так далее.
Многие ведомства также активно подключились к работе оргкомитета, хотя, пользуясь случаем… Я нашему товарищу из Министерства связи жаловался уже. Казалось бы, кто ближе к кинематографу, чем Министерство связи? А мы получаем письмо от курирующего замминистра, что предложений нет. Хотя у нас хорошие товарищеские отношения. Просто удивительно! Нет предложений о включении в Год кино. Если бы мы получили от Минприроды, понятно, но от кураторов телевидения – главных кинопроизводителей, кинораспространителей… Поэтому очень бы хотелось, чтобы Год кино был действительно объединением усилий всех ведомств, всех регионов, всех региональных властей, тогда можно будет добиться максимального эффекта.
И в заключение. Конечно, мой доклад был бы неполным, если б я в рамках многолетней традиции Минкультуры не поплакался, не посетовал на недостаточное финансирование. Поскольку кино – это не только бизнес, но и искусство, некоторые считали даже, что это важнейшее из искусств, а искусство должно априори государством поддерживаться.
Да и в отношении бизнеса, скажем откровенно, мы находимся не в
равных конкурентных отношениях с Голливудом, и надеяться на то, что
естественным рыночным путём рынок всё расставит и мы выйдем на равные позиции,
нереально. Поэтому государственный протекционизм должен быть обязательно. Без
протекционизма поднять ни нашу промышленность, ни сельское хозяйство, ни кино
как индустрию, по сути, невозможно. А любителей кино у нас не меньше, чем
автолюбителей, наверное, больше. Тяжело говорить о том, что нам легко поднимать
отрасль, когда финансирование всей киноотрасли (директор Фонда кино может
сказать) сопоставимо с финансированием наших ведущих и лучших театров.
Какие варианты? Вариантов, собственно, три, их немного. Первый вариант – это цензура в той либо иной форме, когда мы закрываем наш рынок для иностранцев. Это может быть квотирование, ограничение, китайский, бразильский, индийский, французский варианты. Ну то есть ограничиваем конкуренцию на рынке и таким образом поддерживаем наших. Вроде бы никто этого не хочет. Второй вариант – дополнительное бюджетное финансирование. Но я всегда говорю, обращаясь ко всем коллегам в области кино: ну нет денег в бюджете, ну вот невозможно, очень тяжело. Третий вариант, который апробирован во многих странах мира, где есть господдержка кино, – это, конечно, различные косвенные сборы (которые поступают от тех, кто на кино зарабатывает, либо от населения непосредственно), которые поступают в соответствующие специализированные государственные фонды, занимающиеся поддержкой кинематографа. Наиболее яркими представителями этого опыта являются Франция и Польша, если мы говорим о Европе. И там, и там очень сильный национальный кинематограф и очень большая доля кино, доходящая до 40% против наших 17%. В принципе всё сводится в основном к сборам с телевидения, которое показывает фильмы (сборам от рекламы), либо с кинотеатров.
Решений здесь чётких, Дмитрий Анатольевич, нет, но я предлагаю просто нам в рамках совета эту позицию обсудить, тем более что, я знаю, у руководителей телеканалов (мы тоже встречались ранее) есть и другие альтернативные предложения, тоже предложения интересные. Мы обсуждали, например, проведение специализированной лотереи, посвящённой российскому кино, с актёрами, лицами, с розыгрышами в этой лотерее – ужин с Данилой Козловским для девушки, роль третьего плана в сериале. То есть это будет самая популярная лотерея в стране, наверное.
Вот на этой ноте с Вашего позволения я бы хотел передать слово коллегам. Я надеюсь, что они многие мысли разовьют.
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Ростиславович.
<…>