В рамках Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемый господин Бюхеле, уважаемые господа, уважаемые коллеги. Я приветствую всех в это субботнее утро во время нашего завтрака. Это как раз та категория завтраков, где обычно ничего не удаётся съесть, но цель таких встреч, конечно, совершенно в другом.
Считаю нашу встречу весьма полезной и своевременной. Несмотря на всё, что происходит, несмотря на все проблемы, о которых только что господин Бюхеле сказал, Германия была и остаётся нашим важнейшим торгово-экономическим партнёром в Европе и одним из важнейших торгово-экономических партнёров в мире. По сути, сегодня это второй наш сегодня партнёр после Китая. Именно экономика должна диктовать приоритеты нашего развития.
Хотел бы поблагодарить Восточный комитет германской экономики за организацию этой встречи, за то, что вы последовательно доносите мнение делового сообщества до нас, до политиков, до тех, кто принимает стратегические решения.
Конечно, не скрою, мы знали и лучшие времена, когда политическая часть во взаимоотношениях между нашими странами была другой, когда общение Президента или Премьера России с германским бизнесом не было основано на такой дозе политики. Но сейчас такая ситуация, поэтому, несмотря на желание оставить политические сюжеты до пленарной сессии, я тем не менее всё-таки кое-что на эту тему скажу. Конечно, мне бы хотелось обсудить, что нам можно было бы сделать для того, чтобы вернуться на прежний уровень торгово-экономического взаимодействия, что может сделать для этого деловое сообщество, каких действий вы ожидаете от правительств.
Как я сказал, совсем без политики не обойтись. Соображения политической конъюнктуры, во всяком случае в том, что произошло в российско-германских отношениях и в российско-европейских отношениях, зачастую подменяли экономическую логику. Когда меня спрашивают, в чём основная в настоящий момент проблема, я всегда говорю, что это не санкции, которые, конечно, всегда заканчиваются, причём всегда одним и тем же – ничем. Основная проблема – это упущенные возможности и потерянные деньги. Это самое грустное из той ситуации, которую мы сегодня имеем.
Из-за санкционного противостояния, а также из-за тех проблем, которые были названы господином Бюхеле только что (я имею в виду падение цен на энергоносители и некоторые другие структурные проблемы), мы за последний год потеряли в товарообороте больше чем одну треть. Если говорить, кстати, о совокупном торговом обороте с Евросоюзом (мы понимаем, что всё-таки существует экономика Евросоюза, по сути, и в целом), то это вообще почти половина торгового оборота за последние несколько лет. А это совсем грустно. То есть у нас было приблизительно 450 млрд евро на пике, а сейчас, по-моему, 235. И это такая не очень хорошая история.
Страдают интересы конкретных предприятий-экспортёров, которые теряют созданные годами упорной работы позиции на рынке. Вопрос в том, выгодно ли это. Я уже сказал: конечно, нет. Вопрос также в том, приведёт ли это к политическим результатам, на которые рассчитывали политические круги при принятии соответствующих решений. Нет, тоже не приведёт. Все вы прагматики, все вы отлично знаете, история нашей страны, как бы она ни называлась в отдельные исторические периоды, когда она подвергалась экономическим санкциям, убедительно доказывает: ничего не менялось. Я сейчас даже не пытаюсь разобраться в причинах, тем более выносить какие-то суждения, кто был прав, кто виноват. Просто смысла никакого нет.
Понятно, что это не отвечает и долгосрочным экономическим интересам. Вы сами работаете в разных странах на многих континентах, видите, как стремительно меняется экономический ландшафт. В чём проблема? Освободившиеся рыночные ниши моментально занимают конкуренты. Моментально занимают конкуренты! Под влиянием технологического прогресса за бортом оказываются очень часто целые предприятия, иногда даже отрасли.
Не скрою, я многократно встречался с коллегами из разных европейских стран, с предпринимателями и с политиками, с руководителями правительств, государств, которые мне говорили: снимите с нас ограничительные меры в том или ином секторе. Но мы не можем этого сделать. Во-первых, потому, что эти ограничительные меры носят ответный характер и, во-вторых, это не позволяют делать нормы ВТО, иначе это будет выглядеть как избирательный подход.
Поэтому наша позиция заключается в том, что начинать должны те, кто эти санкции вводил. Что же касается политической основы для их устранения, это уже вопрос политического диалога. Естественно, мы его будем вести, в том числе и по украинской проблематике, и по некоторым другим вопросам, по которым мы находимся в постоянном контакте.
Сегодня очевидно, что мы зря тратим силы на политическое противостояние. Мы выступаем с конкретными предложениями, которые могли бы взаимно усилить наши позиции, сформулировали новые подходы к взаимодействию между интеграционными объединениями, о чём только что тоже было сказано, – между Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом. Евразийский рынок сегодня – это более 180 млн человек, огромный потенциал для развития торговли. Мы предметно работаем уже на эту тему с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с Китаем, но хотели бы услышать на эту тему – и я здесь обращаюсь к вам – внятную позицию европейских политиков и, конечно, европейского бизнеса. Мы считаем, что пора уже завязывать отношения и на этом уровне.
Ещё один пример проекта, который важен и тем не менее политизируется, – это проект «Северный поток – 2». Я когда-то принимал участие в запуске «Северного потока – 1». Первые две нитки сейчас работают с загрузкой более 70%. Главное, что они не несут никаких транзитных рисков. Сняли мы и все озабоченности, которые были связаны с экологической безопасностью. Этот проект повысил энергобезопасность Европы. Сейчас на пороге «Северный поток – 2». Но, к сожалению, как и во всяком крупном деле, некоторые государства пытаются этот проект искусственно политизировать, хотя мы видим заинтересованность во второй фазе проекта ряда стран. Я недавно обсуждал этот вопрос и с Премьером Финляндии, и с коллегами из Правительства Австрии, с другими коллегами. Мы надеемся, что всё-таки решение по этому поводу будет принято, тем более что это выгодно и германскому бизнесу, и европейскому бизнесу в целом. Я уверен, что для присутствующих ответы на большинство вопросов сегодня очевидны.
Здесь я вижу представителей наших ближайших партнёров, крупных, уважаемых компаний, которые известны в России десятилетиями. У нас много совместных проектов в промышленности, энергетике, металлургии, транспорте, химии, автомобилестроении, а это тысячи рабочих мест и здесь, в Германии, и в России. Более 5,5 тыс. предприятий с немецким участием имеют свою историю успеха на российском рынке, причём сотрудничество налажено как по линии крупных корпораций, так и между малыми и средними предприятиями.
Вы знаете, действительно сегодня наша экономика находится не в самом простом периоде развития. Нам непросто, но в целом мы справляемся. Происходит адаптация к резко изменившимся внешним условиям. Падение цен на нефть чувствительно, тем не менее не критично, потому что запас прочности у нас неплохой, минимальный государственный долг, значительные резервы. Несмотря на все обстоятельства, мы прошли прошлый год с профицитом торгового и платёжного баланса. Снижение курса рубля открыло новые возможности для наращивания экспортного потенциала, и, конечно, важно использовать это окно возможностей, для того чтобы изменить некоторые ситуации, изменить структурные перекосы в экономике. Мы активно также занимаемся импортозамещением. По ряду секторов, в том числе в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, видим здесь уже неплохую отдачу. Российские аграрии готовы работать и в других направлениях. Мы понимаем, что чем дольше длятся санкции, тем меньше шансов у европейцев сохранить свои позиции на российском рынке и в качестве поставщиков, и в качестве инвесторов. Поэтому нужно действовать быстрее. Мы надеемся также на совместную работу на нашем рынке с европейскими компаниями в будущем. Мы будем дальше заниматься развитием инноваций, высоких технологий. Действительно, эти процессы были запущены когда-то не без моего участия, в том числе проект по модернизации. Мы будем укреплять конкурентоспособность нашей экономики и стараться двигаться и в этом направлении. У нас есть хорошие заделы сотрудничества в автомобилестроении, в транспортном машиностроении, будем рады тому, чтобы продолжить такого рода работу с нашими немецкими партнёрами.
Хотел бы отдельно поблагодарить представителей немецкого бизнеса, которые даже в эти непростые времена продолжают работать в России, участвуют в развитии нашей страны не только своими инвестициями, но и знаниями и технологиями. Конечно, для нас важно, что партнёры строят долгосрочные планы работы в России, создают рабочие места, способствуют появлению высокотехнологичных производств. Одна из традиционных площадок для нашего диалога – Консультативный совет по иностранным инвестициям, в который входят и представители крупных германских компаний. В этом году у нас планируется 30-е, юбилейное заседание совета, будем рады видеть на нём наших германских партнёров.
Уважаемые коллеги, очевидно, что сотрудничеству сегодня нет никакой альтернативы, это ясно и в России, и в Германии. Мы чувствуем запрос предпринимателей наших стран на восстановление полноформатного взаимодействия, определённые шаги здесь делаются. Возобновлена работа форума «Петербургский диалог». В октябре прошлого года состоялись первые заседания российско-германской бизнес-платформы. Я надеюсь, что этот диалог будет продолжен на международных экономических форумах и в Петербурге, и в Сочи, поэтому хотел бы всех вас ещё раз пригласить поучаствовать на этих площадках в их работе.
Наверное, этого для начала разговора достаточно. Пожалуйста, давайте теперь обсудим интересующие вас вопросы.
В.Бюхеле (как переведено): Уважаемый Председатель Правительства Медведев, уважаемый господин Приходько, представители бизнеса! Уважаемый господин Премьер-министр Медведев, для меня большая честь приветствовать Вас сегодня на этом завтраке!
Германо-российский завтрак в этом году проходит уже во второй раз. И достаточно посмотреть на список участников, становится очевидным, что интерес германского и российского бизнеса в поддержании двусторонних контактов весьма велик.
Судя по числу предприятий (5600), нет никакой другой страны, которая бы была так сильно представлена в России, как Германия. К сожалению, этот высокий интерес в настоящее время не отражается в торговой статистике. В 2015 году наш двусторонний торговый оборот сократился ещё на 25%. У нас был рекордный 2012-й год, и таким образом германо-российский оборот сократился с 80 млрд евро до 50 млрд евро. И перспективы на 2016 год достаточно пессимистичны.
Согласно актуальному опросу среди германских предпринимателей, в России 81% германских фирм оценивают перспективы как негативные. И всё-таки я считаю это позитивным моментом, что подавляющее большинство германских предприятий держатся за российский рынок и верят в экономический подъём.
Причины этого кризиса очевидны. Это исторически низкая цена на нефть, падение курса рубля и не в последнюю очередь взаимные торговые санкции. Кроме того, накладываются и структурные проблемы в России, которые Вы, уважаемый Председатель Правительства, будучи Президентом, также ставили во главу угла.
Тогдашняя повестка по модернизации, по нашему мнению, была верным ответом на необходимость реформ в России. И мы надеемся, что эта повестка дня получит новую динамику и будет развиваться в дальнейшем.
Сокращение государственного контроля и борьба с бюрократией, а также стимулирование малых и средних предприятий в этой связи, по нашему мнению, были бы очень важной задачей, которой необходимо заниматься.
Но также и политика по локализации производств в России пользуется большим вниманием со стороны германского бизнеса. Германский бизнес может, осуществляя инвестиции на месте, способствовать этой работе.
Сейчас стоит задача повышения конкурентоспособности российской экономики, и об этом мы ещё поговорим.
Мои коллеги в ходе дискуссии, которую мы проведём в более узком кругу, обсудят эти вопросы. Мы, однако, понимаем, что без нового политического процесса разрядки в Европе, без разрешения украинского конфликта экономика будет испытывать трудности. Снятие санкций связано с выполнением минских соглашений, это линия ЕС. Однако в настоящее время мы наблюдаем и следующее: Украина в том числе тоже не выполняет свои обязательства по минскому соглашению. Поэтому мы надеемся, что, по меньшей мере, начиная с лета нам можно будет начать процесс снятия санкций, и я рассчитываю, что наша сегодняшняя встреча будет способствовать продвижению в этом направлении. Тем самым мы могли бы добиться позитивной динамики в международных отношениях. Она нам крайне необходима, чтобы разрешить многочисленные совместные проблемы. И именно во благо этого диалога Восточный комитет работает, и работают также присутствующие здесь участники. Чтобы постепенно снимать санкции, необходимы дальнейшие сигналы по реализации основных пунктов минских соглашений. К ним относится стабильное решение о прекращении огня и также доступ наблюдателей от ОБСЕ ко всей территории конфликта.
Уважаемый господин Медведев, мы возлагаем большие надежды на Вас и на российское Правительство. Германо-российские отношения характеризуются особым качеством по различным причинам экономического и политического характера, и мы делаем ставку на проекты-маяки, к примеру, Nord Stream 2. И здесь, пользуясь поддержкой Федерального правительства, мы пытаемся убедить скептиков внутри Европейского союза. Я надеюсь, что германо-российская рабочая группа по стратегическим вопросам как можно скорее возобновит свою работу. Стратегическая рабочая группа под Вашим руководством, уважаемый господин заместитель Министра Лихачев, очень важна для нашего взаимодействия. Экономическое взаимодействие именно с Россией может решающим образом способствовать обеспечению безопасности, стабильности и мира на планете. Поэтому мы выступаем за создание совместного экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, в котором будет место и для Украины. Украина должна оставаться мостом в Россию, она не должна становиться тупиком. И мы хотели бы, чтобы трехсторонние переговоры между Россией, Европейским союзом и Украиной снова возобновились. Также важно, чтобы состоялись конструктивные переговоры между Европейской комиссией и Евразийской экономической комиссией. Моя важная задача на предстоящие месяцы и годы состоит в том, чтобы наполнить отношения с Россией новым содержанием и улучшить их. У нас достаточно для этого оснований. Я убежден, что это партнерство станет реальностью.
Уважаемый господин Председатель Правительства, я хотел бы поблагодарить Вас от имени своих уважаемых коллег за то, что Вы нашли время встретиться с нами, и я с нетерпением жду предстоящую дискуссию. Уважаемый господин Председатель Правительства, я передаю слово Вам.
<…>