В совещании приняли участие представители партии «Единая Россия» и руководители субъектов Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги! Мы договаривались встретиться, обсудить ряд вопросов, касающихся подготовки к вступлению в силу в этом году целого ряда решений, которые вызывают широкий общественный резонанс.
Каждый такой документ несёт не только экономическую, но и политическую нагрузку, поэтому есть смысл посоветоваться, может быть, принять решение о том, как этот документ, в каком порядке будет действовать, и в ряде случаев принять какие-то дополнительные решения, вплоть до изменения сроков вступления документа в силу или каких-то иных позиций.
С одной стороны, в этих документах отражены наши базовые цели: выполнение социальных обязательств, создание условий для экономического роста на основе выверенной бюджетной политики, а с другой – часть этих документов касается чувствительных изменений в системе платежей, в системе учёта или иных чувствительных вопросов. И прежде чем начать их реализацию, мы должны подумать, каким образом минимизировать нагрузку на людей, чтобы проще было с этими документами работать, чтобы они не вызывали неоправданных осложнений, и, если это потребуется, как я уже сказал, принять целый ряд решений.
Участники совещания
-
Список участников совещания об актуальных вопросах
социально-экономического развития России, 19 января 2016 года
В этой работе мы действуем сообща, поэтому у нас такое широкое совещание: здесь не только члены Правительства, руководители ведомств, но и наши коллеги-законодатели, депутаты Государственной Думы, представители регионов. Почему? Потому что все вы активно работаете на местах, отлично знаете ситуацию и, ещё раз говорю, есть смысл посоветоваться. Такой формат работы неплохо себя зарекомендовал, в том числе с участием партии «Единая Россия» и ключевых министров. Надеюсь, что и дальше мы в таком ключе продолжим работу.
В целом хотел бы ещё раз обратить внимание, что для власти, особенно в нынешней непростой ситуации, очень важно сохранить открытый характер работы, с тем чтобы решения не принимались кулуарно, с тем чтобы решения подвергались общественному анализу и в случае необходимости корректировались.
Теперь по сути некоторых вопросов. Это не все вопросы, которые мы сегодня рассмотрим, но некоторые из них я обозначу. Первый касается тарифов на электроэнергию для населения. На сегодняшний день подготовлен и прошёл общественное обсуждение проект постановления Правительства. Этим документом планировалось ввести порядок расчёта тарифа на электроэнергию в зависимости от объёма её потребления.
Как показало общественное обсуждение, а мы его действительно проводили основательно, эта тема серьёзным образом волнует людей, по-настоящему волнует. Есть обращения граждан, есть обращения и коллег-депутатов, и губернаторов по этому поводу, а также результаты проведения так называемых пилотных проектов в некоторых регионах, потому что часть регионов эти решения приняла и осуществила.
Очевидно, что можно как минимум предоставить регионам право на самостоятельное принятие решений о целесообразности, механизме и сроках перехода на расчёты за коммунальные услуги по электроснабжению с применением соответствующей нормы. Здесь тоже есть о чём поговорить, но в целом представляется правильным, мне во всяком случае, чтобы такого рода решения принимались на уровне регионов. Давайте сегодня тоже это обсудим, для того чтобы окончательно определиться и внести необходимые изменения в законодательные акты.
Эту тему, кстати, как и ряд других важных тем, мы скоро будем обсуждать на форуме, посвящённом городской среде, жилью и жилищно-коммунальному хозяйству, который устраивает «Единая Россия».
Вторая важная тема касается права граждан на бесплатную приватизацию жилья. Эта тема у нас в значительной степени постоянная. Мы срок неоднократно продлевали, в последний раз – до 1 марта текущего года. Тут тоже есть целый ряд предложений, над которыми нужно подумать.
Какие это предложения? Во-первых, как обеспечить права граждан, которые проживают в аварийном или ветхом жилье и состоят на учёте в качестве нуждающихся. Во-вторых (это очевидно абсолютно), нужно гарантировать право на жильё для детей-сирот. Законопроект об этом уже подготовлен, он был одобрен Правительством, находится в Государственной Думе и предусматривает сохранение для детей-сирот и лиц из их числа права на бесплатную приватизацию жилья и после окончания официального срока.
Хотя в целом по этой проблематике очевидно, что продлевать эти сроки бесконечно невозможно, потому что всё-таки институт приватизации является следствием того, что абсолютное большинство квартир, которые были созданы к 1991 году, принадлежали гражданам по договору найма социального порядка, то есть договору найма по социальным правилам, и естественно, что основная волна приватизации прошла. Тем не менее можем рассмотреть разные варианты. И, конечно, нужно учесть специфику, которая касается жителей Крыма, потому что у них долгое время действовали иные правила.
Ещё одна тема, тоже важная, касается изменений по налогу на недвижимое имущество физических лиц. Эта норма должна помочь обеспечить сбалансированность региональных бюджетов, дать регионам дополнительные средства на улучшение их внутренней инфраструктуры. Уже во всех регионах была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, в декабре жители 28 регионов должны получить соответствующие платёжные документы.
Тем не менее при подготовке к введению этого механизма также стало ясно, что систематически возникают проблемы с качеством оценки недвижимости. Однотипные жилые помещения оцениваются по-разному, и разница эта далеко не всегда обоснована. И это людей раздражает, это понятно. Необходимо определиться, нужно ли дополнительно доработать механизм кадастровой оценки с учётом региональной специфики. Я, строго говоря, это уже поручил сделать коллегам из Правительства – и Министерству экономического развития, и первому вице-премьеру Шувалову. Тем не менее давайте ещё раз об этом поговорим, потому что нужно, что называется, расставить все точки над i.
У нас есть ещё один вопрос, который касается автомобилистов, да и вообще всех людей, – вопрос сверхрезонансный, он касается платы с грузовиков, масса которых превышает 12 т. Я на эту тему тоже неоднократно высказывался, ещё раз могу сказать: считаю, что это мера необходимая, потому что нагрузка на дорогу со стороны так называемых большегрузных, а с другой стороны – легковых автомобилей совершенно разная. И несправедливо, если это не учитывается. Так происходит во всём мире.
Другое дело, что механизм реализации этой меры необходимо совершенствовать. Это абсолютно очевидно. Тут есть над чем поработать. В Минтрансе была создана рабочая группа по учёту замечаний и предложений с участием самих перевозчиков. Она провела большую, сложную работу. В декабре был принят закон, который снизил штрафы для владельцев большегрузов за нарушение порядка оплаты. Также напоминаю, что есть поручение Президента о подготовке предложений об освобождении владельцев большегрузного транспорта от уплаты транспортного налога, над которыми сейчас работают Минфин и Минтранс. В общем, это тема также важная, резонансная, и необходимо уточнить, как обстоят дела по этому вопросу, прежде чем двигаться дальше.
Есть целый ряд других тем, по которым тоже, наверное, нам нужно посоветоваться сегодня. Давайте так и поступим.