Новости

16 часов назад
24 августа, среда
23 августа, вторник
22 августа, понедельник
20 августа, суббота
19 августа, пятница
18 августа, четверг
17 августа, среда
1

Календарь

Август
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Совещание по финансово-экономическим вопросам

В повестке: об исполнении федерального бюджета на 2016 год, о программах поддержки транспортного машиностроения, автомобильной и лёгкой промышленности в 2016 году.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Дениса Мантурова

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании по финансово-экономическим вопросам

Мы сегодня продолжаем обсуждение сложных вопросов исполнения бюджета в начавшемся году. Частично вчера их обсуждали со всеми членами Правительства, сегодня поговорим в более узком составе.

Как известно, в федеральный бюджет заложена среднегодовая цена на нефть 50 долларов за баррель. Когда верстался проект бюджета, цены находились примерно на этом уровне и такой прогноз выглядел вполне реалистично. Хотя ещё совсем недавно проекты верстались вообще под другие цифры, мы их тоже помним – под цифры, которые сегодня уже кажутся просто запредельными.

Но драматическое движение нефтяных котировок, которое мы видим в последние недели, особенно в последние дни, создаёт весьма серьёзные риски для исполнения бюджета. Не исключено, что и в дальнейшем проблемы будут сохраняться, не исключено дальнейшее падение нефтяных котировок. Появление на рынке новых игроков, таких как Иран, создаёт дополнительные риски для нефтяных цен, но, может быть, будут происходить и отскоки. Тем не менее мы должны быть готовы к любому развитию ситуации, о чём мы с вами говорили последние несколько дней постоянно, включая и совещание у Президента.

Участники совещания

  • PDF

    128Kb

    Список участников совещания по финансово-экономическим вопросам, 15 января 2016 года

Прежде всего нужно определиться, какой прогноз относительно нефтяных цен наиболее реалистичен. Это крайне сложная задача. Понятно, что речь скорее может идти не о конкретной цифре, а о некоем коридоре, который хотелось бы максимально сузить – настолько, насколько это получится.

Нужно предусмотреть меры по мобилизации доходов бюджета, в том числе в плане приватизации и сокращения дебиторской задолженности, с учётом этого скорректировать расходную часть бюджета, приведя её в соответствие с ожидаемыми доходами (конечно, прежде всего за счёт сокращения неэффективных трат), чтобы даже в такой сложной бюджетной ситуации обеспечить исполнение социальных обязательств, финансирование защищённых статей. Мы будем смотреть, какие расходы нужно подсократить (причём теперь уже, к сожалению, существенно подсократить, а не так, как мы это делали ещё совсем недавно), от каких проектов мы просто вынуждены будем отказаться или отложить на более поздние сроки.

Я поручил всем министерствам и ведомствам подготовить предложения по сокращению расходов и численности государственного аппарата. Есть, соответственно, позиция Минфина, Минэкономразвития. Сегодня мы эти соображения обсудим.

Далее. Мы с вами это прекрасно понимаем, это, в общем, такая тривиальная вещь: при любом развитии событий нам необходимо снижать долю нефтегазового сектора в экспорте и доходах бюджета. Как показывает мировой опыт, чем выше такая независимость бюджета, тем больший эффект дают «антикризисные» меры, а экономика значительно легче проходит так называемые стрессовые периоды, если опирается не только на сырьевые отрасли или даже не столько на сырьевые отрасли, а на другие отрасли.

К тому же, как бы сейчас ни было тяжело, нам всё равно нужно продолжить развитие. В этом году нужно сосредоточить усилия на поддержке отдельных отраслей и секторов экономики, прежде всего тех, у кого есть высокий потенциал как с точки зрения импортозамещения, так и позитивного влияния на ситуацию в целом или хотя бы в нескольких смежных секторах.

Совещание по финансово-экономическим вопросам

При разработке мер поддержки нужно найти разумный компромисс между отраслевыми интересами и реальными возможностями государства на текущий момент, сконцентрировать ресурсы прежде всего на тех проектах, которые дают максимальный позитивный эффект для конкретной отрасли.

Сегодня мы обсудим планы по трём секторам – это автопром, транспортное машиностроение и лёгкая промышленность. Все они в прошлом году столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. Причины кроются не только в стоимости товаров или их качестве, но и в резко изменившихся условиях, в которых оказались производители.

Что скрывать, если раньше и существовали планы сократить масштабы поддержки автопрома, то сейчас этого делать нельзя. Принято решение не просто их сохранить, но и увеличивать. Такие предложения подготовлены, эти меры позволят существенно обновить автомобильный парк, поддержать лизинг техники, автокредитование, простимулировать покупку нового городского общественного транспорта и расширение внутреннего рынка газомоторного топлива. Это должно оказать позитивное влияние на ситуацию в отрасли, стабилизировать рынок, сохранить на территории страны производственные мощности и коллективы, конечно (это, может быть, самое главное), в первую очередь те коллективы, где существуют квалифицированные кадры, которые появились за эти годы в российском автопроме.

Программа поддержки транспортного машиностроения также направлена на стимулирование производства и поддержку спроса. Она поможет поддержать инвестиционные проекты по модернизации и расширению мощностей по выпуску крупного вагонного литья, вести обновление парка подвижного состава. Что не менее важно, программа будет способствовать укреплению экспортного потенциала отрасли. Здесь есть хороший задел. По итогам десяти месяцев прошлого года, во всяком случае по данным Минпромторга, экспорт продукции железнодорожного машиностроения вырос почти на 53%. Нужно сделать всё, чтобы эту тенденцию постараться сохранить.

Что касается лёгкой промышленности, то сегодня мы обсудим возможности продления ряда действующих субсидий, предоставления новой субсидии. Она пойдёт на компенсацию затрат при производстве школьной формы для учеников начальных классов из российских тканей. Также есть предложение установить новые критерии отнесения предприятий отрасли к субъектам малого и среднего бизнеса – без существующегоограничения по численности работников. Этот шаг может позволить компаниям принять участие в программах поддержки со стороны Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Такова повестка дня. Начнём мы с общих вопросов, потом перейдём уже к отраслевым. 

Брифинг Дениса Мантурова по завершении совещания

Из стенограммы:

Д.Мантуров: Сегодня основная задача (собственно, это и было главной темой совещания) – определиться с точками роста ряда отраслей экономики. В данном случае рассматривался именно сектор, за который отвечает Министерство промышленности и торговли. Это в первую очередь три отрасли, которые продемонстрировали снижение темпов производства по прошлому году. Это автопром, который является серьёзным мультипликатором для экономики, и, естественно, принято было ещё в конце прошлого года Председателем Правительства решение относительно продолжения поддержки отрасли, чтобы не дожидаться окончательно всех прогнозов по 2016 году. То есть с 1 января программа действует и в части льготного автокредитования, и по утилизации и trade-in в части поддержки спроса, и льготный лизинг. Также будут оказаны меры поддержки по газомоторному топливу, по закупке субъектами Российской Федерации на 3 млрд рублей, как это было в прошлом году.

Две новые меры обсуждались. О компенсации затрат компаниям, которые реализуют свои автомобили на внешних рынках, чтобы обеспечивать адаптацию к требованиям зарубежных стран. Это поможет компаниям быстрее выходить на внешние рынки и таким образом увеличить производство внутри нашей страны по автомобилям.

Что касается транспортного машиностроения, вы знаете, что было принято решение и с 1 января наложен запрет на продление срока службы вагонов железнодорожных. Это регулятивная мера, которая даст – при совокупности с теми субсидиями, которые будут предоставляться и на закупку инновационных вагонов, и на компенсацию затрат перевозчикам при приобретении подвижного состава при естественном условии утилизации старых вагонов, – мы рассчитываем, увеличение объёмов производства до 45–50 тыс. единиц по 2016 году. У нас всего общий объём производства рассчитан на 90 тыс. единиц, поэтому с учётом снижения в 2015 году на более чем 30% мы исходим из того, чтобы загрузить хотя бы на 70%. Это где-то 45 тыс. вагонов.

И по легпрому. Относительно легпрома поддержана мера стимулирования швейных предприятий, которые будут шить школьную форму из российских камвольных тканей – это объём примерно 600 млн рублей на этот год. Цифры будут корректироваться, но примерно так.

Что касается изменений требований, которые позволят относить предприятия легпрома к малому и среднему бизнесу, – это существенная мера поддержки. Она даст возможность предприятиям получать кредиты госкорпорации МСП, таким образом, обеспечит поддержку и в части кредитов на оборотные средства, и по тем инвестиционным проектам, которые запланированы нашими предприятиями, у которых отсутствовала, по сути, возможность из-за низкой базы по обеспечению своих кредитов получать кредиты в коммерческих банках.

Ещё, наверное, важно было бы сказать, что помимо упомянутых конкретных отраслей речь шла и о межотраслевой субсидии. Это продление по 214-му постановлению Правительства, которое отработано достаточно эффективно в прошлом году. Это компенсация процентов по кредитам на оборотные средства для широкого перечня промышленных предприятий, в число которых в том числе входят уже перечисленные мною.

Вопрос: Это на сумму неизрасходованных остатков – то, что у вас было в проекте, – или увеличение будет какое-то?

Д.Мантуров: Речь идёт не об остатках средств ведомств. Более того, если брать наше ведомство, то у нас остатков было не более 200 млн рублей, потому что средства были все полностью использованы. А 200 с небольшим миллионов при таком бюджете – это, естественно, несущественный объём, который сформировался из-за экономии при проведении конкурсов. Это дополнительные средства, которые есть в бюджете, которые были зарезервированы именно на точечную поддержку отраслей экономики.

Вопрос: Вы можете всё-таки назвать сумму поддержки автопрома в этом году?

Д.Мантуров: Что касается первого полугодия, эта цифра уже называлась, она не изменилась, она в районе 20 млрд рублей. Что касается дополнительно тех субсидий на транспортировку автомобилей внутри страны для последующего экспорта, эта цифра в районе 5 млрд рублей. Дано поручение Председателем Правительства окончательно обсчитать и внести уже как нормативные акты в Правительство для выделения этих средств.

Вопрос: На весь год или тоже на первое полугодие?

Д.Мантуров: Нет, это на весь год.

Вопрос: На весь год сколько?

Д.Мантуров: Около 5 млрд рублей.

Вопрос: То есть в дополнение к тем 20? Всего 25?

Д.Мантуров: Да. 20 млрд рублей – это на первую половину года.

Вопрос: 20 – это то, что в бюджете утверждено?

Д.Мантуров: 20 млрд дополнительно будет зарезервировано, но решения по ним будут приниматься только в мае этого года, поэтому пока принято решение только на 20 млрд на первую половину.

Вопрос: А 5 млрд рублей?

Д.Мантуров: 5 млрд рублей – это предложение Минпромторга относительно компенсации затрат на перевозку автотранспорта для последующей поставки на экспорт на весь год 2016-й. Но дано поручение окончательно сумму обсчитать для последующего принятия решения о выделении этих средств. Принципиально – да, а что касается суммы – около 5 млрд.

Вопрос: Не возникают ли проблемы с металлургами в части поставок внутренними производителями, как это было в прошлом году из-за курсовых разниц?

Д.Мантуров: На сегодняшний день никаких таких проблемных вызовов не поступало ни от потребителей металлургической продукции, ни от самих металлургов.

Вопрос: А по удобрениям?

Д.Мантуров: По удобрениям то же самое. У нас согласованные объёмы, коридор цен между производителями минеральных удобрений и потребителями – производителями сельхозпродукции.

Спасибо.

Выделить фрагмент