Темы брифинга - создание судостроительного кластера «Звезда», развитие Комсомольска-на-Амуре, свободного порта Владивосток, работа ТОР в Приморье.
Ю.Трутнев: Сегодня рассматривались два основных вопроса. Прежде всего вопросы, связанные с созданием судостроительного кластера «Звезда» в Большом Камне. Рассматривались график строительства, заказы, обеспеченность жильём и другие вопросы, от которых зависит успешность создания комплекса.
Второй вопрос был о выполнении поставленной в Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина задачи по развитию города Комсомольска-на-Амуре. Там тоже уже за те три недели, которые прошли после Послания Президента, подготовлены первые предложения. В рамках этих предложений должно быть построено 27 социальных объектов, 18 из них уже согласованы министерствами и ведомствами. Общий объём вложений при этом составит более 72 млрд рублей. Естественно, это первое предложение, эта работа будет продолжена, с ведомствами до конца согласована. Дмитрий Анатольевич Медведев дал сегодня поручение подготовить проект постановления Правительства о комплексном развитии города Комсомольска-на Амуре.
Теперь на тему «дальневосточного гектара»: мы действительно прорабатываем льготный механизм ипотечного кредитования и постараемся использовать все имеющиеся инструменты государственной поддержки, чтобы эта программа была не только программой выделения земли, но и поддерживала инициативу и помогала освоить эти участки.
Вопрос: АИЖК уже подготовило какие-то параметры… Какая будет льгота?
Ю.Трутнев: АИЖК во всяком случае нам гарантировало на прошлой неделе, что это будет лучшая ставка в Российской Федерации. Её размер, сколько это будет конкретно, мы с ними ещё не обсуждали. Думаю, что до конца текущего года эта цифра возникнет.
Вопрос: Дмитрий Олегович,
разрешите вопрос? Вы каждый год на протяжении какого-то времени сюда приезжаете
с проверками. Хотелось бы узнать, как движется строительство самого
предприятия? Как скоро начнут резать там металл и строить первые суда?
Д.Рогозин: Вообще формула успеха завода «Звезда» зависит не только от хода строительных работ на самом заводе, потому что завод строится под определённые заказы. Это всё вопросы определённой конъюнктуры на рынке, когда есть определённые планы компаний, добывающих на шельфе, им нужна техника – это добычные платформы, это дозавозы, это суда обеспечения и многое-многое другое.
До сих пор в нашей стране ничего подобного не производилось. Мы всё заказывали за границей, и общий объём средств, которые выводились из России под такого рода корабли, суда и морскую технику, составлял примерно 5 млрд долларов ежегодно. Подчёркиваю – 5 млрд долларов.
Президент Путин был категорически против такого рода линии, продолжения этой линии, поэтому были даны все необходимые указания на форсирование строительства данного завода. Когда он находился в прежних руках, там всё это еле дышало. После нескольких жёстких разговоров со всеми ответственными за строительство завода лицами было принято решение о вводе туда крупных инвесторов, обладающих определённым финансовым жирком, ресурсом, – прежде всего это «Роснефть» и её партнёры. В результате в течение 2014 года были приняты все необходимые решения, указы, постановления Правительства и многие другие важные корпоративные решения, был создан, по сути дела, новый облик дальневосточного судостроения и судоремонта. Это не только завод «Звезда», это и другие предприятия – Дальзавод, СВРЦ, 30-й завод и многое другое. Сейчас мы говорим именно о верфи «Звезда». В неё влились средства непосредственно «Роснефти», завод зашевелился, даже на веб-камерах, которые установлены в основных цехах этого завода, которые картинку выводят в моём рабочем кабинете, – я убедился в том, что стали там ходить люди в строительных робах, что-то там передвигать, какие-то контейнеры… По крайней мере чего я не видел ни в 2012-м, ни в 2013-м, ни даже в 2014 году, начало происходить в 2015 году.
Сегодня премьер убедился в том, что действительно там жизнь затеплилась и уже в 2016 году начнётся работа завезённого оборудования. Это лишь только первая очередь, она по 2018 год будет реализовываться, то есть мы начнём резать там металл.
Но это всё рентабельно может быть только тогда, когда будет в полной мере сформирована вся верфь. Сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев абсолютно жёстко заявил, что надо строить все этапы, не выкидывая из них ничего. И консолидировать единый государственный заказ, чтобы все и частные, и государственные компании, которые занимаются у нас шельфовой тематикой, соединили свой заказ на технику, чтобы эта техника исключительно размещалась и строилась на территории России, прежде всего здесь, на «Звезде», и чтобы Правительство через комиссию по импортозамещению определяло порядок формирования этих заказов. Поэтому думаю, что и завтра эта работа здесь же продолжится уже в более таком рабочем формате. Но ещё раз хочу сказать, что лёд тронулся, как говорил известный турецкоподданный, и, собственно говоря, он действительно тронулся, и завод будет жить, будет создаваться.
Самая главная проблема, которая сейчас там существует, – это люди, это кадры, строительство жилья. Потому что людей надо расселять, им надо платить достойную заработную плату. Сегодня в среднем по заводу «Звезда» зарплата 50 тыс. рублей, некоторые получают по 100 тыс. рублей. В принципе это уже неплохо с учётом средней зарплаты по реальной экономике в регионе, но надо жильё иметь. Это означает, что к 2020 году мы должны расселить до 7 тыс. работников завода «Звезда» в новых домах и подвести газ – магистральный газ, который сделает, опять же, производство рентабельным.
Короче говоря, работы и планов громадьё, сейчас главное – обеспечить надёжный контроль со стороны Правительства Российской Федерации.
Вопрос: Дмитрий Олегович! Премьер поставил под сомнение целесообразность финансирования утилизации отходов за счёт американцев. О каких суммах идёт речь? И есть ли такие средства, найдутся ли они в нашем бюджете?
Д.Рогозин: Это программа Нанна – Лугара, которая осуществляется в нашей стране с 1991 года. В 2013 году к ней был принят дополнительный протокол, смысл которого состоял в том, что мы решили сузить возможности для американских специалистов ходить по нашим оборонным заводам, тем более по таким, которые занимаются ядерной триадой.
Буквально вчера я обратил внимание: в интернете появилось сообщение о заявлении заместителя министра энергетики США, который высказался за возобновление совместных работ в рамках программы Нанна – Лугара.
Программа большая, объёмная, по ней только атомных подводных лодок было утилизировано 33 штуки. Однако надо сказать, что это не всё американские деньги, там большая часть – это наши собственные бюджетные средства. Примерно на одну лодку выделяется до 16 млн долларов, примерно.
Однако это обуславливается всевозможными, ещё раз говорю, хождениями по оборонным цехам, что нам не очень нравится. Поэтому мы хотим посчитать, какой реально мы получаем бонус финансовый и какие ущербы наносятся нашей обороноспособности с точки зрения технического контроля за нашим производством.
Поэтому взвесим, доложим руководству страны – премьеру, Президенту, – и будут приняты определённые решения. Пока я не хотел бы предсказывать, это была бы спекуляция просто.
Вопрос: Юрий Петрович, что касается свободного порта Владивосток. Когда состоится следующее заседание наблюдательного совета? И какая там ситуация? Увеличился ли приток инвесторов?
Ю.Трутнев: Заседание совета свободного порта Владивосток мы постараемся провести до Нового года. Там сейчас готовы к рассмотрению ещё три заявки, обращений – около 20. Мы считаем, что, скажем так, понемногу свободный порт начинает раскачиваться, начинает привлекать внимание инвесторов, но мы будем этим продолжать заниматься. Нам важно, чтобы у свободного порта было как можно больше резидентов, чтобы как можно больше новых предприятий было создано на территории Приморья.
Территории опережающего развития работают активно, там 77 резидентов на день сегодняшний. Но территории опережающего развития мы начали раньше, свободный порт Владивосток только стартовал. Тем не менее, честно говоря, ждать не хочется, поэтому мы постараемся сделать так, чтобы там тоже появились десятки заявок. Думаю, что это задача вполне решаемая.
Кроме того, вы знаете, что в Государственной Думе рассматривается законопроект о расширении портов, которые получат статус свободного порта. Для нас очень важно на базе Владивостока отработать механизм управления, для того чтобы все остальные порты у нас сразу же стартовали и были успешными.
Д.Рогозин: Сегодня до официальной программы мне удалось утром слетать в Арсеньев. Вы знаете, там находится крупнейшее авиационное предприятие Приморского края – «Прогресс». На сегодняшний момент, до ввода всех очередей завода «Звезда», это, по сути дела, одно из крупнейших, а точнее, крупнейшее предприятие Приморского края. Там успешно разворачиваются работы по модернизации производства, сегодня я в этом сам убедился, доложил премьер-министру об этом. Мы планируем в 2016 году поднять новейший вертолёт, который уже собран. Сегодня посмотрел на этот лётный экземпляр – это «Камов-62», вертолёт, который может перевозить до 15 пассажиров, в офшорной версии, то есть для работы в Арктике, он готов. И в целом основные эти вопросы решены.
В том числе мы сегодня знакомились и с исходом работы по корабельной версии боевого нашего бронированного вертолёта Ка-52. Было изготовлено четыре вертолёта в рамках опытно-конструкторской работы для наших «Мистралей». Мы всё равно будем делать вертолётоносцы, но уже на своих верфях, поэтому к 2017 году объём производства вырастет до 50 вертолётов в год, фактически это удвоение производства. Я думаю, для Приморского края это тоже важно знать.
Спасибо.